РЕШЕНИЕ о предоставлении жилого помещения детям-сиротам



№ 2-836/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

02 апреля 2012 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Шукшиной Л.А.,

при секретаре Панфиловой В.С.,

с участием представителя процессуального истца – помощника прокурора г. Томска – Фроловой С.М.,

материального истца – Першина С.С.,

представителя материального истца – Кашиной В.М., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года,

представителя третьего лица – администрации Томской области – Татаренко Л.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по исковому заявлению прокурора г. Томска, действующего в интересах Першина С.С., к администрации г. Томска о предоставлении жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор г. Томска обратился в суд с иском в интересах Першина С.С. к муниципальному образованию «город Томск» в лице администрации г. Томска, в котором просил возложить на администрацию г. Томска обязанность предоставить Першину С.С. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение не менее 17 м? в черте населенного пункта г. Томска.

В обоснование заявленных требований указал, что Першин С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сиротой, в связи с чем, на основании ст. 57 ЖК РФ, ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» имеет право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилым помещением. С ДД.ММ.ГГГГ находился на государственном обеспечении. Решением жилищной комиссии администрации Ленинского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ Першин С.С. признан нуждающимся в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма, однако до настоящего времени жилым помещением не обеспечен, в собственности объектов недвижимого имущества не имеет. Государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложены на администрацию г. Томска.

В судебном заседании помощник прокурора г. Томска Фролова С.М. настаивала на удовлетворении иска. Пояснила, что Першин С.С. состоит на учете детей-сирот и детей, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, нуждающихся в предоставлении жилого помещения, и в связи с прекращением в 2008 году над ним опеки (попечительства) на основании п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ должен быть обеспечен администрацией г. Томска жилым помещением. Однако до настоящего времени ответчик жилое помещение ему не предоставил.

Материальный истец Першин С.С. и его представитель также поддержали исковые требования. Першин указал, что жилого помещения у него нет. После окончания учебного заведения ему никакого жилого помещения не предоставили, на сегодняшний момент он проживает у родственников без регистрации по месту жительства.

Представитель ответчика, извещенный надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, о причинах неявки не сообщил, о рассмотрении дела в своё отсутствие не просил.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, Администрации Томской области считала иск обоснованным при условии наличия Першина С.С. на учете в 2012 году в качестве нуждающегося в жилом помещении.

На основании ст. 167 ГПК РФ судом определено о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Томска в интересах Першина С.С. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.1, п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу ст. 1 ФЗ № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее ФЗ № 159) лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к которым отнесены лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Федеральным законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

В соответствии со ст. 8 ФЗ № 159 дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из их числа на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Першин С.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи со смертью ДД.ММ.ГГГГ отца ПСС и лишением матери МГН родительских прав, что подтверждается свидетельством о рождении, свидетельством о смерти, решением Ленинского районного суда г. Томска от 04.05.2000 года.

Постановлением главы объединенной администрации Ленинского и Октябрьского округов г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ -о Першин С. определен в детское государственное учреждение на полное государственное обеспечение.

Из сообщения главы администрации Ленинского района г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Першин С.С. на основании постановления главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ ж включен в список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, а также в список учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа, для получения жилого помещения по договору социального найма.

На данном учете Першин С.С. состоит до настоящего времени, что сторонами не оспаривается.

В ходе судебного заседания установлено, что Першин С.С. не имеет закрепленного за ним жилого помещения, иных прав на жилые помещения.

Указанные обстоятельства подтверждаются уведомлением от ДД.ММ.ГГГГ Управления Росимущества по Томской области, сведениями Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ.

Доказательств обратного ответчик и третье лицо на стороне ответчика, вопреки требованиям ст. 56 ГПК РФ не представляли.

Судом установлено, что Першин С.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучался в ОУ, о чем выдан диплом от ДД.ММ.ГГГГ.

В настоящее время Першин С.С. на регистрационном учете по месту жительства или месту пребывания не состоит.

Тем самым, у Першина С.С., как нуждающегося в жилом помещении, после прекращения над ним опеки и попечительства по достижении 18 лет, то есть еще в 2007 году, возникло в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма. И, как имеющий право на внеочередное получение жилого помещения, по постановлению главы администрации Ленинского района г. Томска он была поставлен в апреле 2009 года в льготную очередь на получение жилья. Однако полагающееся по закону жилое помещение по договору социального найма ему так и не было предоставлено.

При этом не имеет правового значения продолжает ли Першин С.С. в настоящее время или нет проходить обучение в каком-либо образовательном учреждении.

Как следует из материалов дела, в обоснование иска прокурор г. Томска ссылался не только на нормы ст. 8 ФЗ № 159-ФЗ, но и на нормы ст.57 ЖК РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В силу приведенной нормы ЖК РФ основаниями возникновения права на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в жилых помещениях, являются перечисленные в ней юридические факты, каждый из которых имеет самостоятельное значение. В частности, к таким юридическим фактам относится прекращение опеки (попечительства) над лицами из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Аналогичная правовая позиция изложена в Определении Верховного суда РФ от 08.02.2011г. № 29-В10-12. Данные факты судом были установлены.

В силу ч.ч. 3 и 5 ст. 57 ЖК РФ гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления, по месту их жительства (в черте соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления.

Решением Думы города Томска от 13.12.2005 года № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 17,0 квадратным метрам на одиноко проживающего гражданина.

Следовательно, материальный истец имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма общей площадью не менее 17 м? в черте населенного пункта г. Томск.

При этом, предоставляемое по договору социального найма жилое помещение должно быть благоустроенным, что следует из пункта 12 Положения о признании помещения жилым помещением жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 года № 47, согласно которому жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение). Отсутствие водопровода и канализированных уборных допускается только в одно- и двухэтажных зданиях в поселениях без централизованных инженерных сетей, к которым г. Томск не относится.

Согласно абз. 2 ч. 1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 года № 28-03 (в ред. от 12.03.2008) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета.

Законом Томской области от 11.09.2007 года № 188-03 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 1).

В силу ч.1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом.

В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (ч.2 ст. 3 Закона).

Учитывая приведенные нормы законодательства и установленные в судебном заседании обстоятельства, обязанность по внеочередному предоставлению Першину С.С. жилого помещения по договору социального найма должна быть возложена на администрацию г. Томска, в связи с чем, требования прокурора г. Томска являются обоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора г. Томска удовлетворить.

Обязать Администрацию города Томска предоставить Першину С.С. вне очереди по договору социального найма жилое помещение общей площадью не менее 17 квадратных метров, расположенное на территории города Томска.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

...

...

Судья Л.А. Шукшина

...

...

...

...