Именем Российской Федерации Решение 28 апреля 2012года Советский районный суд г. Томска в составе: при секретаре Мухаметкалиевой О.С. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по исковому заявлению прокурора Ленинского района г. Томска выступившего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Томска о признании незаконным бездействия и понуждении привести дорожное покрытие в соответствием с требованиями Государственного стандарта Российской Федерации, установил: Прокурор Ленинского района г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации г. Томска о признании незаконным бездействие администрации Города Томска по непринятию мер к устранению нарушений по содержанию автомобильных дорог местного значения (дорожного покрытия напротив административного здания по ул. Д.Ключевская, 18/б) по ул. Д.Ключевская, 18/б в г. Томске в соответствии с Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597 - 93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», обязать администрацию Города Томска привести дорожное покрытие по ул. Д.Ключевская, 18/б в г. Томске в соответствие с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597 - 93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» путем устранения выбоины напротив административного здания по ул. Д.Ключевская, 18б. Свои требования мотивировал тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки по соблюдению законодательства о безопасности дорожного движения при содержании ул. Д.Ключевская в г. Томске от 29.03.2012 выявлены нарушения требований ГОСТа РФ Р 50597-93. Бездействие администрации города Томска является незаконным, так как действующее законодательство возлагает на органы местного самоуправления обязанность по осуществлению дорожной деятельности и содержанию автомобильных дорог местного значения, проведению капитального ремонта или ремонта автомобильных дорог в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов, по содержанию дорог в безопасном для движения состоянии с требованиями стандартов, норм и правил. Неисполнение администрацией города Томска требований действующего законодательства, регламентирующего состояние дорожного покрытия, существенно сказывается на правах и законных интересах неопределенного круга лиц, использующих данный переулок для передвижения, приводит к увеличению дорожно-транспортных происшествий, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на жизни, здоровье и имуществе граждан, защите их прав и законных интересов при предупреждении дорожно-транспортных происшествий, снижении тяжести их последствий. В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Томска Думлер Ю.Г. требования поддержал по обстоятельствам, изложенным в иске. Представитель администрации г. Томска в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом, о причинах неявки суд не известил. На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика. Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковое заявление прокурора Ленинского района г. Томска подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п.1 ст.3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности…» от 08.11.2007г. автомобильная дорога это - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. В соответствии с ч. 1 ст. 17 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Согласно ч. 4 указанной статьи в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов. В силу ч. 1 ст. 18 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей. Согласно п. 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил. Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности дорожного движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения устанавливает Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года № 221). Согласно акту проверки проезжей части дороги на улице Д.Ключевская в г. Томске (напротив здания по ул. Д.Ключевская, 18/б) от 29.03.2012, установлено, что в нарушение п.3.1.1., п.3.1.2 ГОСТ Р 50597-93. в г. Томске при движении по пр. Мира в сторону ул. Д.Ключевская (напротив административного здания по ул. Д.Ключевская, 18/б) с правой стороны дороги имеется выбоина длиной – 255см., шириной – 124 см., глубиной – 12 см., указанные повреждения не соответствуют Государственному стандарту РФ ГОСТ Р 50597-93. В опровержение указанных обстоятельств доказательства суду не представлены. Согласно п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 1995года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в качестве задач настоящего Федерального закона определены охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Согласно ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч.2 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»). Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона РФ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1.5 ст. 8, ст. 39 Устава г. Томска к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 6 ФЗ РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Из п.п. 1, 6 ст. 13 ФЗ от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Таким образом, обязанность по надлежащему содержанию дорог в данном случае должна быть возложена на администрацию г. Томска. Администрацией г. Томска не представлено доказательств соответствия в настоящее время указанных в акте обследования участков дорог требованиям стандартов, норм и правил. Таким образом, установлено незаконное бездействие администрации г. Томска по непринятию мер к устранению нарушений по содержанию автомобильных дорог местного значения (дорожного покрытия) ул. Д.Ключевская (напротив административного здания по ул. Д.Ключевская, 18/б) в г. Томске в соответствии установленными требованиями стандартов, норм и правил. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора Ленинского района г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации Города Томска по непринятию мер к устранению нарушений по содержанию автомобильных дорог местного значения (дорожного покрытия, напротив административного здания по ул. Д.Ключевская, 18/б) ул. Д.Ключевская в г. Томске в соответствии с Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597 - 93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения». Обязать администрацию Города Томска привести дорожное покрытие по ул. Д.Ключевская в г. Томске в соответствие с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597 - 93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» путем устранения выбоины напротив административного здания по ул. Д.Ключевская, 18/б. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий: подпись. решение не вступило в законную силу ... ... ... ... ...
председательствующего Шефер И.А.