РЕШЕНИЕ о признании незаконным решения межведомственной комисии по предоставлении земельных учстков для размещения летнего кафе - ОТКАЗАНО



№ 2-1330/2012

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

05 мая 2012 года Советский районный суд города Томска в составе:

председательствующего Шукшиной Л.А.

при секретаре Панфиловой В.С.,

с участием:

представителя заявителя Департамента по культуре Томской области – Ширяевой А.А., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ,

представителей заинтересованных лиц:

Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г. Томска – Ивановой Е.О., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ,

ООО «Пульс» - Батрацкой Е.П., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по заявлению Департамента по культуре Томской области о признании незаконным заключения Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с размещением летних кафе на территории г. Томска от 02 июня 2011 года о согласовании размещения летнего кафе по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 81, приостановлении действия заключения,

УСТАНОВИЛ:

Департамент по культуре Томской области обратился в суд с заявлением о признании незаконным заключения Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с размещением летних кафе на территории г. Томска от 02 июня 2011 года о согласовании размещения летнего кафе по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 81, приостановлении действия заключения.

В обоснование требований указал, что здание по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 83 находится в собственности РФ, является памятником федерального значения. Департамент по культуре Томской области является исполнительным органом власти, контролирующим исполнение законодательства в сфере историко-культурного наследия, государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения в рамках переданных полномочий. Комиссией по рассмотрению вопросов, связанных с организацией летних кафе на территории города Томска, ООО «Пульс» 02 июня 2011 года было незаконно выдано разрешение на размещение некапитального строения - летнего кафе - на земельном участке по пр. Ленина, 81, в непосредственной близости от федерального памятника культуры и искусства по пр. Ленина, 83, в охранной зоне памятника. Данное разрешение противоречит нормам Закона об объектах культурного наследия и Положения о зонах охраны объектов культурного наследия народов РФ. Помимо этого при размещении летнего кафе памятнику истории и культуры наносится ущерб: зафиксированы разрушения бетонной отмостки фасада со стороны сквера А.С. Пушкина, выполненной в 2010 году по федеральной целевой программе «Культура России 2006-2011» за счет средств федерального финансирования. Таким образом, Комиссией по рассмотрению вопросов, связанных с организацией работы летних кафе, было незаконно согласовано размещение летнего кафе на земельном участке по пр. Ленина, 81 размером 58,15 кв.м в отсутствие полного пакета документов, а именно документа, предусмотренного подп.«д» п. 5 Положения об организации летних кафе, подтверждающего согласие правообладателя земельного участка по пр. Ленина, 81 на размещение летнего кафе. В настоящее время ООО «Пульс» на основании незаконно выданного заключения Комиссии ведет работы по размещению кафе.

Право на предъявление настоящего заявления реализовано Департаментом по культуре Томской области в порядке ч. 2 ст. 11 Закона об объектах культурного наследия, устанавливающей, что органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные осуществлять государственный контроль в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, имеют право предъявлять иски в суд в случаях нарушения настоящего Федерального закона.

В судебном заседании представитель заявителя Департамента по культуре Томской области – Ширяева А.А. на удовлетворении требований настаивала, кроме того, пояснив, что согласование размещения летнего кафе по пр. Ленина, 81 произведено при отсутствии прав ООО «Пульс» на земельный участок, на котором планировалось размещение кафе; при принятии решения не было получено согласование Департамента по культуре Томской области, как органа власти, осуществляющего полномочия по сохранению и государственной охране объектов культурного наследия. О том, что ООО «Пульс» согласовано размещение летнего кафе на участке в непосредственной близости от памятника по пр. Ленина, 83 стало известно Департаменту по культуре Томской области в ходе проведения проверки в январе 2012 года.

Представитель заинтересованного лица Департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью Администрации г. Томска (далее – Департамент экономразвития) – Иванова Е.О., возражала против удовлетворения заявленных требований, представила отзыв, согласно которого ООО «Пульс» 31.05.2011 года в Департамент экономразвития в установленном законом порядке было подано заявление о выдаче разрешения для организации летней веранды по адресу пр. Ленина, 81. Данное заявление было рассмотрено межведомственной комиссией по рассмотрению вопросов, связанных с организацией работы летних кафе не территории Города Томска. По результатам рассмотрения, в связи с отсутствием оснований для отказа, ООО «Пульс» было выдано разрешение сроком со 02.06.2011 года по 01.09.2011 года. Решение принято простым большинством голосов, оформлено протоколом, подписано десятью членами комиссии. Требования заявителя о приостановлении действия заключения полагала не состоятельными, так как заключение прекратило действие в сентябре 2011 года. На деятельность ООО «Пульс», осуществляемой на вышеназванном объекте с сентября 2011 года, данное заключение не распространяет своего действия. Указала, что заявителем был пропущен трехмесячный срок на обращение в суд.

Представитель заинтересованного лица ООО «Пульс» - Батрацкая Е.П., указала, что в период с июня по сентябрь 2011 года, на основании заключения от 02 июня 2011 года ООО Пульс» осуществляло деятельность по эксплуатации летнего кафе. На открытом воздухе, в непосредственной близости от здания ЗАГС по пр. Ленина, 83 были установлены столики, смонтированы навесы, обслуживались посетители. Расположение кафе было таково, что оно хорошо просматривалось с проспекта Ленина и других видовых точек. Таким образом, об эксплуатации летнего кафе Департаменту по культуре Томской области стало известно в июне 2011 года, указывая тем самым на пропуск срока для обращение в суд. В настоящее время ООО «Пульс» произвело монтаж летней веранды в рамках Соглашения о взаимном сотрудничестве в области санитарной очистки территории муниципального образования «Город Томск», заключенного 30.09.2011 года между Администрацией Советского района г. Томска и Группой компаний «Театро» (далее Соглашение), в которую входит ООО «Пульс». Никаких работ на основании ранее выданного разрешения ООО «Пульс» не производит.

Выслушав участников процесса, изучив материалы дела, суд находит заявленные Департамента по культуре Томской области требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п. 1 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

Разрешая заявление Департамента по культуре Томской области по существу суд приходит к следующему.

Здание по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 83 находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается представленным свидетельством. В соответствии с Решением Исполнительного комитета Томского областного совета народных депутатов от 17.02.1978 года № 51 и Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 года № 176 «Об утверждении перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения» указанное здание является памятником федерального значения.

Согласно ст. 33 Закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее - Закон об объектах культурного наследия, объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения их повреждения, разрушения или уничтожения, изменения облика и интерьера, нарушения установленного порядка их использования, перемещения и предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от неблагоприятного воздействия окружающей среды и от иных негативных воздействий. К числу мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия относится и установление зоны охраны объектов культурного наследия.

Охранная зона памятника, в соответствии с ч. 2 ст. 34 Закона об объектах культурного наследия, это территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия.

В соответствии с Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным Постановление Правительства РФ от 26.04.2008 года № 315 установлены требования режима использования земель в границах охранной зоны: ограничение хозяйственной деятельности, запрет или ограничение размещения рекламы, вывесок, построек и объектов (автостоянок, временных построек, киосков, навесов и т.п.); защита объекта культурного наследия от динамических воздействий; обеспечение визуального восприятия объекта культурного наследия в его историко-градостроительной и природной среде, в том числе сохранение и восстановление сложившегося в природном ландшафте соотношения открытых и закрытых пространств.

В силу п. 29 указанного Положения соблюдение режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности.

Согласно Положению, утвержденному постановлением Губернатора Томской области № 91 от 30.06.2007 года, Департамент по культуре Томской области является исполнительным органом власти, контролирующим исполнение законодательства в сфере историко-культурного наследия, государственной охраны, сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) федерального значения в рамках переданных полномочий.

На Департамент по культуре Законом об объектах культурного наследия (ст.ст. 33, 39, 40 Положения) возложены полномочия по государственной охране объектов культурного наследия, в том числе осуществление контроля за состоянием объекта, проведение его обследования и фотофиксации, проведение ремонтно-реставрационных работ по обеспечению физической сохранности объекта.

В соответствии с Положением об организации летних кафе на территории города Томска, утвержденным Постановлением Мэра г. Томска от 03.06.2003 года № 238, Комиссия занимается решением вопросов, связанных с организацией работы летних кафе на территории муниципального образования «Город Томск». Организация работы Комиссии возлагается на департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации Города Томска. Лицо, заинтересованное в размещении летнего кафе, направляет заявление об организации деятельности летнего кафе в Департамент с приложением (подп. «д» пункта 5), оформленного в письменном виде согласия физического или юридического лица на размещение временного объекта в случае планируемого размещения временного (некапитального) объекта на земельном участке, находящемся в собственности или ином законном праве указанного лица.

Право собственности на земельный участок размером 58,15 кв.м по пр. Ленина, 81 не оформлено, и в соответствии с ФЗ от 25.10.2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» участок относится к неразграниченной государственной собственности. Согласно ч. 10 ст. З указанного закона распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в поселениях, являющихся административными центрами (столицами) субъектов Российской Федерации, осуществляется органами местного самоуправления указанных поселений.

На территории города Томска полномочия по предоставлению земельных участков для целей, не связанных со строительством, в соответствии с Постановлением Администрации г. Томска от 29.11.2010 года № 1272, находятся в компетенции Комиссии по вопросам предоставления земельных участков при Администрации г.Томска, созданной Постановлением Мэра г.Томска от 15.03.2011 года № 223.

Согласно пункту 1.2. Приложения к решению Томской городской Думы от 20.05.2003 года № 381 «О положении «Об организации работы летних кафе на территории Города Томска», летнее кафе - предприятие общественного питания сезонного функционирования, организованное в целях быстрого обслуживания посетителей ограниченным ассортиментом кулинарной продукции несложного приготовления и сопутствующими продуктовыми товарами с их потреблением на месте.

Летнее кафе организуется на специально оборудованных площадках на открытом воздухе, в местах, не препятствующих движению населения и транспорта, имеющее ограждение и необходимую для оказания услуг общественного питания мебель, тенты, навесы, торговое и иное оборудование, стационарные туалеты или биотуалеты.

Согласно пункту 3 Приложения № 2 к постановлению администрации Города Томска от 24.05.2011 года № 507 «О внесении изменений в постановление Мэра Города Томска от 03.06.2003 года № 238 «Об организации работы летних кафе на территории Города Томска» информационное обеспечение и организации работы комиссии возлагается на департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации Города Томска.

Согласно п. 4. 1 указанного Положения для получения права на эксплуатацию летнего кафе владелец объекта или уполномоченное им лицо представляет в уполномоченный орган администрации города Томска следующие документы:

а) заявление с указанием места размещения летнего кафе, срока осуществления деятельности, количества посадочных мест;

б) свидетельство о государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя;

в) проектную документацию либо эскизный проект летнего кафе, согласованный с главным архитектором города Томска.

Основанием для отказа в размещении летнего кафе являются:

- несоответствие представленных документов требованиям законодательства и настоящего положения;

- имеющееся решение о предоставлении данного участка другому лицу (п.4.6 Положения).

31.05.2011 года в Департамент экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации Города Томска ООО «Пульс» подано заявление о выдаче разрешения для организации летней веранды по адресу пр. Ленина, 81.

Принятое заявление, в соответствии с п. 4.3 Положения, зарегистрировано и передано на рассмотрение межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с организацией работы летних кафе не территории Города Томска.

02 июня 2012 года Межведомственной комиссией, по результатам рассмотрения заявления ООО «Пульс», в связи с отсутствием оснований для отказа, было принято решение о согласовании размещения летнего кафе со 02.06.2011 года по 01.09.2011 года. Согласно выводам комиссии установленный объект общественного питания соответствует требованиям, предъявляемым к летним кафе, и пригоден для эксплуатации.

Решение комиссии принято простым большинством голосов, подписано десятью членами комиссии, что составляет большинство от общего числа членов комиссии (тринадцать, согласно приложению № 1 к Постановлению от 24.05.2011 года № 507) и оформлено протоколом, как то и регламентировано пунктами 14, 15.

В соответствии со ст. 13 Гражданского кодекса РФ и п. 6 Постановления Пленума Верховного суда N 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда N 8 от 01 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В соответствии с п. 2.3. Решения Томской городской Думы от 20 мая 2003 года N 381 (ред. от 23.06.2009 года), летние кафе размещаются на территории города временно, до изменения градостроительной ситуации, связанной с застройкой и реконструкцией городских территорий. В связи с этим запрещено применение капитальных строительных конструкций для таких объектов. После окончания летнего сезона деятельность кафе считается прекращенной только в случае оформления заключительного акта о прекращении деятельности. Форма акта утверждена Постановлением Мэра г. Томска от 03.06.2003 года № 238.

В судебное заседание Департаментом экономразвития представлен акт за № 5 от 12 сентября 2011 года о прекращении деятельности летнего кафе по адресу г. Томск, пр. Ленина, 81. Межведомственная комиссия пришла к выводу, что установленный объект общественного питания демонтирован, объекты мелкорозничной торговли, мебель, оборудование вывезены, земельный участок и прилегающая территория приведены в пригодное для использования состояние.

О том, что в настоящее время на данном земельном участке ООО «Пульс» производит установку летней веранды именно на основании оспариваемого заключения судом не установлено.

Таким образом, суд приходит к выводу, что нарушенного права принятым решением Межведомственной комиссией от 02 июня 2011 года не имеется, поскольку оспариваемое заявителем заключение от 02.06.2011 года было выдано ООО «Пульс» сроком по 01.09.2011 года и прекратило свое действие, в связи с чем, требование удовлетворению не подлежит.

Что касается нарушения заявителем трехмесячного срока для обращения в суд с соответствующим требованием, суд считает доводы представителей заинтересованных лиц состоятельными, поскольку заявление Департаментом по культуре Томской области о признании незаконным заключения подано в суд 06 апреля 2012 года, т.е. по истечении значительного промежутка времени.

Заключение межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с организацией работы летних кафе на территории г. Томска принято 02 июня 2011 года. В период с июня по сентябрь 2011 года, на основании вышеуказанного заключения ООО «Пульс» осуществляло деятельность по эксплуатации летнего кафе. Кафе располагалось на открытом воздухе, в непосредственной близости от здания ЗАГС по пр. Ленина, 83 были установлены столики, смонтированы навесы, обслуживались посетители. Таким образом, об эксплуатации летнего кафе Департаменту по культуре Томской области не могло быть не известно в июне 2011 года.

Исходя из положений ч. 1 ст. 4 и ч. 1 ст. 256 ГПК РФ, срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

В судебном заседании заявителем не представлены уважительные причины пропуска срока для обращения в суд, предусмотренного законом.

Более того, заявитель сам указывает на такие обстоятельства как то, что 10.05.2011 года директор ООО «Пульс» обращался в Администрацию г. Томска с заявлением о предоставлении земельного участка по пр. Ленина, 81 для эксплуатации арендуемого помещения в здании. В целях подготовки заключения о возможности предоставления земельного участка с учетом наличия охранной зоны памятника культуры и непосредственной близости земельного участка к памятнику Администрацией г. Томска направлено обращение в Департамент по культуре Томской области. Департаментом по культуре Томской области 15.06.2011 года в Комиссию по рассмотрению вопросов предоставления земельных участков направлен ответ № 1566/06-09 об отказе в согласовании предоставления участка.

Принимая во внимание требования действующего гражданского процессуального законодательства, суд приходит к выводу, что заявитель пропустил срок на обращение в суд без уважительной причины, и подлежат применению последствия пропуска данного срока.

В силу ч. 4 ст. 198 ГПК РФ пропуск срока обращения в суд является самостоятельным основанием отказа в удовлетворении требований.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Заявление Департамента по культуре Томской области о признании незаконным заключения Межведомственной комиссии по рассмотрению вопросов, связанных с размещением летних кафе на территории г. Томска от 02 июня 2011 года о согласовании размещения летнего кафе по адресу: г. Томск, пр. Ленина, 81, приостановлении действия заключения – оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

...

...

Судья: Л.А. Шукшина

...

...

...

...