2-1146/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Советский районный суд г.Томска в составе: председательствующего Черных О.Г., при секретаре Цыгановой Е.А. с участием представителя истца Табулович Е.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на три года рассмотрев 30 мая 2012 года в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Табулович ВМ к Департаменту социальной защиты населения Томской области, МЧС России о признании подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в 1949-1963 г.г. с получением суммарной дозы радиации свыше 25 сЗв (бэр), установил: Табулович В.М. обратился в суд с иском к Департаменту социальной защиты населения Томской области о понуждении в выдаче удостоверения установленного образца, внести в реестр граждан, пострадавших от испытаний на Семипалатинском полигоне, к МЧС России о признании подвергшимся радиационному воздействию вследствие испытаний ядерного оружия на Семипалатинском полигоне и получившему дозу облучения более 25 бэр. В обоснование заявленных требований указал, что в период с ... г.г. проживал в <адрес>. В соответствии с законом Республики Казахстан от ДД.ММ.ГГГГ № истец был признан пострадавшим вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и ему было выдано удостоверение СП № от ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Департамент социальной защиты населения Томской области с заявлением о выдачи удостоверения подвергшегося радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получившего суммарную эффективную дозу облучения свыше 25 сЗв, однако получил отказ из Департамента в связи с тем, что населенный пункт <адрес> не включен в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию на Семипалатинском полигоне, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 15.03.1995г. №356-р. Просит признать его пострадавшим от ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне с получением суммарной дозы облучения свыше 25 сЗв, обязать Департамент социальной защиты населения Томской области включить в реестр учета граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне и получившим эффективную дозу облучения свыше 25 сЗв и направить в МЧС России представление о выдаче удостоверения единого образца как гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию, обязать Министерство чрезвычайных ситуаций РФ выдать удостоверение единого образца как гражданину, подвергшемуся радиационному воздействию и получившему эффективную дозу облучения свыше 25 сЗв. Истец в судебное заседание не явился, был извещен о месте и времени судебного заседания, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Представитель истца Табулович Е.В. настаивала на удовлетворении требований по основаниям, изложенным в иске. Дополнительно пояснила, что считает, что ее доверитель имеет суммарную накопительную дозу радиации, что подтверждается заключением Северского биофизического центра. Полагает, что данное заключение можно положить в основу судебного решения, поскольку раз нет организаций, которые могут проводить экспертизы по определению суммарной (накопительной) дозы радиации в организме, то данное заключение является допустимым. Период жизни истца определяется по удостоверению, которое также подтверждает наличии в организме истца радиацию. Также факт наличия радиации у истца подтверждается справкой, в которой указано, что истец имеет дозу радиации 35 бэр, данная доза была рассчитана по математическому расчету без забора крови на анализ. В отзыве на исковое заявление Департамент социальной защиты населения Томской области указывает, что <адрес>, в котором проживал истец, не включен в перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне. Кроме того, считают, что истец не доказал факт получения эффективной дозы облучения более 25 сЗв (бэр) в результате ядерных испытаний. Представитель ответчика Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, будучи извещенным надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не известил. В соответствии с требованиями ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц. Выслушав представителя истца, изучив представленные доказательства, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 42 Конституции РФ каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением. В силу ст.ст.2, 18, 19, 46 Конституции РФ, объявляющих права человека высшей ценностью и обязывающих государство защитить права граждан, которые определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, гарантирующих каждому судебную защиту его прав и свобод и корреспондирующих им положений международных правовых актов, в частности ст.8 Всеобщей декларации прав человека, ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, государство в лице судебных органов обязано обеспечить разрешение любых судебных дел на основе законности, справедливости, равенства всех перед законом. Статьей 45 Конституции РФ гарантирована государственная защита прав и свобод человека и гражданина РФ. В силу ст. 114 Конституции РФ Правительство РФ обеспечивает проведение в РФ единой государственной политики в области здравоохранения, социального обеспечения, экологии. В соответствии с постановлением Правительства РФ от 20.09.1994 года «О подписании конвенции о ядерной безопасности» Российская Федерация официально приняла на себя обязанность и выразила приверженность следовать общепризнанным принципам ядерной безопасности и фундаментальным нормам международного права в этой сфере. В статье 15 данной Конвенции содержится прямой запрет на получение человеком доз излучения, превышающих установленные национальным законодательством дозовые пределы. Порядок предоставления социальных гарантий гражданам РФ, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, регламентирован Федеральным законом от 10.01.2002 года № 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне». В соответствии со ст. 1, 2 ФЗ «О социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» № 2-ФЗ от 10.01.2002 года (в ред. от 25.12.2008 года N 281-ФЗ), гражданам РФ, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), гарантируются меры социальной поддержки, установленные настоящим Федеральным законом и предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а получившим дозу облучения в 25сЗв (бэр) и иные меры социальной поддержки. Меры социальной поддержки, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Порядок отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, определяется Правительством Российской Федерации. Согласно п.2 «Правил отнесения граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 15.11.2004 года № 634, отнесение граждан к категории лиц, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, получивших суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), определенных статьей 1 Федерального закона "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне", осуществляется на основании сведений об их проживании или прохождении военной службы в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, включенных в перечни, утверждаемые в установленном порядке. Определение населенных пунктов, в которых граждане за счет внешнего и внутреннего облучения получили суммарную (накопленную) эффективную дозу более 5 сЗв (бэр), осуществляется на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке. Согласно п.п. 2,3 Приказу МЧС России от 18.09.2009 г. № 540 «Об утверждении Порядка выдачи удостоверений единого образца гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне» удостоверения выдаются гражданам Российской Федерации, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр). Для получения удостоверения граждане обращаются по месту жительства в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, уполномоченные органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством субъектов Российской Федерации, с соответствующим письменным заявлением, к которому прилагаются: паспорт гражданина Российской Федерации; документ, подтверждающий факт проживания в населенном пункте, включенном в утвержденные Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, в периоды радиационного воздействия (выписки из похозяйственных или домовых книг, архивов жилищно-эксплуатационных управлений (жилищно-коммунальных отделов), справки паспортных столов, справки, выданные архивами образовательных учреждений, или другие документы, подтверждающие факт проживания в населенных пунктах, включенных в перечни). При обращении граждан за получением удостоверения и представлении документов о проживании в соответствующем населенном пункте за пределами периода радиационного воздействия от граждан могут быть истребованы документы о полученной суммарной (накопленной) эффективной дозе облучения, на основании расчетов доз облучения граждан (с учетом особенностей радиационного воздействия при проведении конкретных ядерных испытаний) в соответствии с методикой оценки доз облучения, утвержденной в установленном порядке. Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 21 января 2010 г. N 5, зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 18 марта 2010 г., регистрационный N 16642, утверждены Методические указания МУ 2.6.1.2574-2010 "Определение суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (далее - Методические указания). Методические указания предназначены для определения значений суммарных (накопленных) эффективных доз облучения граждан, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие атмосферных ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (далее - лиц из населения). В соответствии с Методическими указаниями определяются дозы облучения лиц из населения различного возраста за любой промежуток времени, включающий или не включающий дату локального выпадения радиоактивных продуктов испытательного ядерного взрыва. Адресная оценка суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения конкретного лица в соответствии с Методическими указаниями определяется на основании сведений о датах проживания и возрасте во время проживания этого лица в упомянутых населенных пунктах (п. 1). Пунктом 1.2 Методических указаний предусмотрено, что установленные в результате их адресного применения оценки доз облучения конкретных лиц из населения предназначаются для вынесения официальных заключений о соответствии (несоответствии) полученных ими суммарных (накопленных) эффективных доз облучения законодательной норме, дающей право на получение установленных Федеральным законом от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" льгот и компенсаций в порядке обеспечения гарантий социальной защиты граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (абзац первый). Вынесение официальных заключений этого содержания в другом порядке не допускается (абзац второй). Согласно части первой ст. 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 2-ФЗ "О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне" (далее - Федеральный закон) гражданам, которые проживали в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах на территории Российской Федерации и за ее пределами, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, и которые получили суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), а также детям в возрасте до 18 лет первого и второго поколения указанных граждан, страдающим заболеваниями вследствие радиационного воздействия на одного из родителей, гарантируются меры социальной поддержки, установленные данным Федеральным законом. В соответствии с частью первой ст. 5 Федерального закона гражданам, получившим суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения более 5 сЗв (бэр), уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти выдаются удостоверения единого образца, которые дают право на получение мер социальной поддержки с момента их предъявления; порядок выдачи этих удостоверений определяется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Из приведенных норм видно, что федеральным законодателем определены обязательные условия предоставления гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, мер социальной поддержки, а именно, проживание в 1949 - 1963 годах в определенных населенных пунктах и получение ими суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр). При этом в силу правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в определениях от 11 июля 2006 г. N 404-О и от 4 декабря 2007 г. N 960-О-П, проживание граждан в населенных пунктах, включенных в перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не в дни проведения ядерных испытаний (29 августа 1949 и 7 августа 1962 гг.) не исключает предоставление мер социальной поддержки, если они получили дозу облучения более 5 сЗв (бэр); меры социальной поддержки, направленные на возмещение вреда, причиненного радиационным воздействием вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, должны быть обеспечены каждому лицу, суммарная (эффективная) доза облучения которого вследствие этих ядерных испытаний превышает определенное федеральным законодателем пороговое значение в 5 сЗв (бэр), при том, что проживание лица в 1949 - 1963 годах в одном из населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, является формальным подтверждением наличия такого вреда и что в определяемый Правительством Российской Федерации перечень населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию, подлежит включению каждый из таких населенных пунктов. Из вышеизложенного следует, что проживание граждан в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, включенных в перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не в дни проведения ядерных испытаний (29 августа 1949 и 7 августа 1962 гг.), само по себе не является подтверждением того, что ими была получена доза облучения более 5 сЗв (бэр). Основным условием предоставления гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, мер социальной поддержки, предусмотренных Федеральным законом, является получение ими суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр), что требует соответствующего документального подтверждения. Правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в Российской Федерации в целях охраны его здоровья определяются Федеральным законом от 9 января 1996 г. N 3-ФЗ "О радиационной безопасности населения". Пунктами 1, 4 ст. 9 названного Федерального закона установлено, что государственное нормирование в области обеспечения радиационной безопасности осуществляется путем установления санитарных правил, норм, гигиенических нормативов, правил радиационной безопасности, государственных стандартов, строительных норм и правил, правил охраны труда, распорядительных, инструктивных, методических и иных документов по радиационной безопасности. Методические и иные документы по вопросам радиационной безопасности утверждаются и принимаются уполномоченными на то федеральными органами исполнительной власти или организациями в пределах их полномочий. Основным условием предоставления гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, мер социальной поддержки является получение ими суммарной (накопленной) эффективной дозы облучения более 5 сЗв (бэр), а не проживание в период 1949 - 1963 годов в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию. Таким образом, обстоятельствами, имеющими значение для разрешения данного иска, и требующими доказывания являются: установление факта проживание истца в 1949 - 1963 годах в населенных пунктах, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; получение в период проживания суммарной дозы облучения, которая должна быть определена в соответствии с Методическими указаниями МУ 2.6.1.2574-2010 «Определение суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2010г. №5; наличие гражданства РФ. Табулович В.М. является гражданином Российской Федерации, что подтверждается копией паспорта, место рождение указано – <адрес>. Согласно справки серии № от ДД.ММ.ГГГГ, Табулович В.М., ДД.ММ.ГГГГ гр., проживал с ... в <адрес>, что также подтверждается справкой № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30) и удостоверением серии СП № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 29). Факт проживания истца в <адрес> ответчиками не оспаривался. <адрес> не относится к перечню населенных пунктов, включенных в утверждаемые Правительством Российской Федерации перечни населенных пунктов, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (Распоряжение Правительства РФ от 15.03.1995 N 356-(ред. от 08.02.2002) О Перечне населенных пунктов бывшей Казахской ССР, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне; Распоряжение Правительства РФ от 10.02.1994 N 162-р (ред. от 08.02.2002) Об утверждении перечня населенных пунктов Алтайского края, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне). В подтверждения факта получения истцом дозы облучения представлен хромосомный анализ № от ДД.ММ.ГГГГ и справка № от ДД.ММ.ГГГГ, в которой указано, что, учитывая радиологический маршрут проживания в зоне повышенного риска, суммарная эффективная эквивалентная доза Табулович В.М. составляет 0,35 Зв (35 сЗв). Правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон (ст. 12 ГПК РФ). В силу ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Представителю истца неоднократно разъяснялись значимые обстоятельства по делу, которые необходимо доказать истцу, в частности то, что факт причинения вреда - т.е. получение соответствующей дозы облучения и ее суммарная (накопительная) эффективная доза облучения должна быть определена в соответствии с порядком, установленным Методическими указаниями МУ 2.6.1.2574-2010 «Определение суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2010г. №5. Табулович В.М. в материалы дела представлен хромосомный анализ № ФМБА ФГУП «СБФНЦ» ЛГМ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому значение цитогенетической индикации облучения истца соответствует ... Зв (... сЗв (Бэр). Результаты данного анализа не могут быть приняты судом в качестве допустимого доказательства получения дозы облучения вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, по следующим основаниям. Согласно ст. 60 ГПК РФ обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами. Суммарные (накопленные) эффективные дозы облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне определяются в соответствии с порядком, установленным Методическими указаниями МУ 2.6.12574-2010г. «Определение суммарных (накопленных) эффективных доз облучения лиц из населения, подвергшихся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне», утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 21.01.2010г. №5. Указанные рекомендации введены в действие с 04.05.2010 и вынесение официальных заключений иного содержания, чем предусмотрено в указанном порядке, не допускается. Исходя из требований Методических указаний МУ 2.6.12574-2010г (абзац второй) данное заключение дано не уполномоченным на то органом. Кроме того, из лицензии следует, что Федеральное государственное унитарное предприятие Северский биофизический научный центр Федерального медико-биологического центра не является государственной судебно-экспертной организацией, имеющей лицензию на осуществление судебно-экспертной деятельности, не проводит экспертизу по вопросам признания пострадавшими от радиационного воздействия лиц, проживающих на территориях, подвергшихся радиационному загрязнению в результате радиационных аварий, испытаний ядерного оружия. Имея лицензию на оказание медицинских услуг, центр проводит цитогенетические исследования. Таким образом, представленный истцом анализ Федерального медико-биологического агентства ФГУП «Северский биофизический научный центр» Лаборатории геномной медицины, который имеет лицензию только на проведение доврачебной помощи в области генетики, однако не является органом, уполномоченным на выдачу заключений о полученной дозе радиационного воздействия вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне, не может быть допустимым доказательством. Представитель истца в судебном заседании указала на то, что ей известно о том, что ФГУП «СБФНЦ» ЛГМ не имеет право на выдачу заключений о наличии в организме дозы радиации, на сегодняшний день организаций, которым дано право давать заключения, на территории РФ не создано, однако считает, что заключение ФГУП «СБФНЦ» ЛГМ надлежащим доказательствам. Суд не может принять справку № от ДД.ММ.ГГГГ и удостоверение серии СП № от ДД.ММ.ГГГГ как доказательства, подтверждающие наличие у истца дозы радиации в организме, по следующим основаниям. Справка № от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 30) является недопустимым доказательством, поскольку указанная организация, которая выдала истцу данную справку, не находится на территории РФ, не аккредитована в соответствии с Методическими указаниями МУ 2.6.12574-2010г, к данной справке не приложен ни один документ, подтверждающий правомочность дачи таких заключений. Так же удостоверение серии СП № от ДД.ММ.ГГГГ не может являться само по себе доказательством причинно - следственной связи между наличием суммарной дозы радиации у истца и испытаниями на Семипалатинском полигоне и размером дозы, поскольку выдается всем жителям региона без исследования. Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что истцом в обоснование исковых требований, доказательств, отвечающих требованиям относимости и допустимости, не представлено. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Табулович ВМ в удовлетворении исковых требований к Департаменту социальной защиты населения Томской области, МЧС России о признании подвергшемуся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне в 1949-1963 г.г. с получением суммарной дозы радиации свыше 25 сЗв (бэр), ОТКАЗАТЬ. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: Решение не вступило в законную силу Опубликовать в сети Интернет «____»_______2012 Судья: