о предоставлении жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

04.06.2012 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Васильковской О.В.,

при секретаре Хасанзянове А.И.,

с участием представителя истца Плотниковой С.С. – Касымбекова Н.Л., выступающего на основании ордера от 28.05.2012,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Панченко Н.Н,, Плотниковой С.С., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Панченко К.Н, к администрации г. Томска о предоставлении благоустроенного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Панченко Н.Н., Плотникова С.С., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Панченко К.Н. обратились в суд с иском к администрации г.Томска о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным, техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 30,9 кв.м., состоящее не менее чем из 1комнаты указав, что они проживают в квартире общей площадью 30,9 кв.м., расположенной по адресу: <адрес> по договору социального найма.

Многоквартирный дом № <адрес> согласно заключению межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ , постановлению мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ признан аварийным и подлежащим сносу.

Панченко Н.Н., Плотникова С.С., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Панченко К.Н. в судебное заседание не явились. О времени и месте рассмотрения дела были уведомлены заблаговременно, надлежащим образом. Панченко С.С. просила о рассмотрении дела в ее отсутствие с участием представителя.

В судебном заседании представитель истца Плотниковой С.С. – Касымбеков Н.Л. исковые требования уточнил, просил предоставить истцам во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, общей площадью не менее 30,9 кв.м., состоящее не менее чем из одной комнаты, отвечающее санитарным и техническим в границах муниципального образования «<адрес>». Иск поддержал по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации г.Томска - Исунц К.С., выступающая на основании доверенности № 669 от 07.02.2012, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседания не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Согласно письменному отзыву, считала исковые требования подлежащими удовлетворению.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие сторон.

Выслушав представителя истца Плотниковой С.С., изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует и не оспаривается ответчиком, что Плотникова С.С. является нанимателем квартиры <адрес>, общей площадью 30,09 кв.м., состоящей из одной комнаты жилой площадью 30,9 кв.м.

Указанные обстоятельства подтверждаются письмом объединенной администрации Ленинского и Октябрьского района г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ , техническим паспортом на жилой дом <адрес> по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ.

По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в жилом помещении по адресу: <адрес> зарегистрированы: Плотникова С.С. - квартиросъёмщик, Панченко Н.Н. - сын, Панченко К.Н. - сын, что подтверждается справкой и карточкой квартиросъемщика ООО «Компания Каштачная» от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ соответственно.

Свидетельством о рождении серии I-ОМ от ДД.ММ.ГГГГ подтверждается, что Панченко К.Н. является сыном Плотниковой С.С.

В силу ч.ч. 1, 4 ст. 69 ЖК РФ к членам семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма относятся проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя.

Таким образом, суд считает установленным то обстоятельство, что истцы имеют право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> на условиях социального найма.

Заключением от ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, созданная постановлением мэра <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ , признала многоквартирный дом по адресу: <адрес>, аварийным и подлежащим сносу.

В соответствии с требованиями, установленными п.п. 44, 47, 48, 49 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47, процедура проведения оценки соответствия помещения включает, наряду с прочим, принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии, а на основании полученного заключения – решения и распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Постановлением Мэра г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ дом по адресу: <адрес>, ул. <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Срок расселения жильцов из указанного дома установлен не позднее 31.12.2014.

Таким образом, на основании представленных доказательств судом установлено, что жилой дом <адрес>, ул. <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, помещения находящиеся в нем соответственно непригодны для проживания.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно п. 1, 4 абз. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, жилое помещение признано непригодным для проживания.

В соответствии со ст. 86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

На основании ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Учитывая, что жилое помещение, состоящее из одной комнаты в отдельной квартире, общей площадью 30,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, ул. <адрес>, занимаемое истцами по договору социального найма, расположено в доме, признанном в установленном порядке непригодным для проживания истцы имеют право на внеочередное предоставление им жилого помещения по договору социального найма, находящегося на территории муниципального образования город Томск, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам.

Как указал представитель истца и не оспаривает ответчик -Плотникова С.С, Панченко Н.Н., Панченко К.Н. до настоящего времени не обеспечены другим жилым помещением по договору социального найма и проживают в квартире <адрес>, признанного аварийным и подлежащим сносу, что, безусловно, создает угрозу их жизни и здоровью.

Обязанность предоставления такого жилого помещения должна быть возложена на администрацию г. Томска.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет собственник.

Согласно ст. 60 ЖК РФ стороной по договору социального найма в качестве наймодателя выступает собственник жилого помещения либо уполномоченный собственником от его имени орган местного самоуправления.

Обязанность по предоставлению жилого помещения, в силу ст. 86 ЖК РФ лежит на органе государственной власти или органе местного самоуправления, принявшем решение о сносе дома.

Заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания подписано членами Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации г. Томска, которые находятся в подчинении главы администрации г. Томска, который в силу ст. 38 Устава города Томска от 04.05.2010 года руководит администрацией города Томска.

В соответствии со ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.ст. 38, 39 Устава города Томска муниципальный жилой фонд входит в состав муниципального имущества, которым распоряжается орган местного самоуправления в лице администрации г. Томска.

В соответствии со ст.38 Устава г.Томска, утвержденного решением Думы г.Томска от 04.05.2010г. № 1475, администрация г.Томска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования и в соответствии со ст.40 п.1.4, п.1.11, п.1.13 Устава г.Томска управляет и распоряжается муниципальной собственностью, то есть в том числе и жилищным фондом, предоставляет жилые помещения по договору социального найма, осуществляет контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, организует строительство и содержание муниципального жилищного фонда, а также осуществляет иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления в сфере жилищного законодательства. Аналогичные нормы содержались и в Уставе г.Томска, утвержденном решением Думы г.Томска от 22.03.2005 № 841. Такие полномочия иным органам местного самоуправления в соответствии с Уставом г. Томска не предоставлены.

Следовательно, именно администрация г.Томска обязана предоставить истцам благоустроенное, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, жилое помещение в г.Томске по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, предусмотренным действующим законодательством.

Согласно ч. 5 ст. 15 Жилищного кодекса РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

В соответствии с ч.1 ст.89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86-88 Жилищного кодекса РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям, соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади и находиться в черте данного населенного пункта.

Аналогичные разъяснения содержатся в п.37 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» от 02 июля 2009 года № 14, согласно которому по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (ст. 18 Конституции РФ) предполагает обязанность судов при применении положений ст. 89 Жилищного кодекса РФ, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.

Во всяком случае, предоставление гражданам в порядке ст. 89 Жилищного кодекса РФ равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.

Из вышеприведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Таким образом, суд находит обоснованными требования истцов о предоставлении им вне очереди другого благоустроенного жилого помещения, находящегося на территории муниципального образования город Томск, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее ранее занимаемого состоящего из того же количества комнат по договору социального найма.

Как установлено в судебном заседании, истцы и несовершеннолетний Панченко К.Н. занимают жилое помещение, в доме, подлежащем сносу, состоящее из одной комнаты, общей площадью 30,9 кв.м., в связи с чем, на основании ст. 89 ЖК РФ ответчик обязан предоставить истцам вне очереди с учетом принципа равнозначности по договору социального найма другое благоустроенное жилое помещение для проживания, находящееся на территории муниципального образования город Томск, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 30,9 кв.м., состоящее не менее чем из 1комнаты.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Панченко Н.Н,, Плотниковой С.С., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетнего Панченко К.Н. к администрации г. Томска о предоставлении благоустроенного жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию города Томска предоставить Панченко Н.Н., Плотниковой С.С., Панченко К.Н. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования город Томск, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 30,9 кв.м., состоящее не менее чем из 1 комнаты.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение месяца.

на момент опубликования решение не вступило в законную силу