о предоставлении жилого помещения



Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

21.06.2012 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Васильковской О.В.,

при секретаре Галимовой Р.Д.,

с участием истца Сулиной З.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Сулиной З.М. к администрации г. Томска о предоставлении благоустроенного жилого помещения,

УСТАНОВИЛ:

Сулина З.М. обратилась в суд с иском к администрации г.Томска о возложении обязанности по предоставлению благоустроенного жилого помещения по договору социального найма в связи с признанием жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>.

В обоснование заявленных требований указала, что вышеуказанное жилое помещение признано непригодным для проживания согласно заключению межведомственной комиссии, созданной постановлением мэра г.Томска от 26.02.2006 № 95. Да настоящего времени администрация г.Томска другого благоустроенного жилого помещения по договору социального найма не предоставляет.

В судебном заседании истец исковые требования уточнила, просила предоставить ей во внеочередном порядке благоустроенное жилое помещение на условиях договора социального найма, общей площадью не менее 27,9 кв.м., состоящее не менее чем из одной комнаты, отвечающее санитарным и техническим в границах муниципального образования «город Томск». Иск поддержала по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации г.Томска - Колотова А.Р., выступающая на основании доверенности № 1425 от 13.03.2012, надлежащим образом извещенная о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседания не явилась, просила о рассмотрении дела в ее отсутствие. Согласно письменному отзыву, против удовлетворения заявленных требований не возражает.

На основании ст. 167 ГПК РФ суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав истца, изучив материалы дела, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Из материалов дела следует и не оспаривается ответчиком, что Сулина З.М. является нанимателем квартиры <адрес> состоящей из одной комнаты жилой площадью 17,4 кв.м.

Указанные обстоятельства подтверждаются договором социального найма жилого помещения муниципального жилищного фонда от января 1999, ордером от 26.05.1972.

По состоянию на 28.05.2012 в жилом помещении по адресу: <адрес> зарегистрирована только Сулина З.М., что подтверждается справкой паспортного стола ООО «УК Громада».

Свидетельством о смерти серии I-ОМ подтверждается, что Сулин Ю.В. умер ДД.ММ.ГГГГ.

Таким образом, суд считает установленным то обстоятельство, что истец имеет право пользования жилым помещением по адресу: <адрес> на условиях социального найма.

Заключением № 588 от 26.08.2011 межведомственная комиссия о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания, созданная постановлением мэра г.Томска от 26.02.2006 г. №95, признала жилое помещение , расположенное в доме по <адрес> в <адрес> непригодным для проживания.

В соответствии с требованиями, установленными п.п. 44, 47, 48, 49 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 г. №47, процедура проведения оценки соответствия помещения включает, наряду с прочим, принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта РФ, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии, а на основании полученного заключения – решения и распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.

Постановлением администрации г.Томска от 28.10.2011 № 1197 жилое помещение № 11, расположенное в многоквартирном доме по ул. Советской, 106 в г. Томске признано непригодным для проживания. Срок расселения жильцов из указанного жилого помещения установлен не позднее 31.12.2013.

Таким образом, на основании представленных доказательств судом установлено, что жилое помещение , расположенное в многоквартирном доме по <адрес> в <адрес> признано непригодным для проживания.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат.

Согласно п. 1, 4 абз. 1 ст. 85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных помещений по договорам социального найма в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, жилое помещение признано непригодным для проживания.

В соответствии со ст. 86 ЖК РФ если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

На основании ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86-88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта.

Учитывая, что жилое помещение, состоящее из одной комнаты в отдельной квартире, общей площадью 27,9 кв.м., расположенное по адресу: <адрес>, занимаемое истцом по договору социального найма, расположено в доме, признанном в установленном порядке непригодным для проживания истец имеет право на внеочередное предоставление им жилого помещения по договору социального найма, находящегося на территории муниципального образования город Томск, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам.

Как указал истец и не оспаривает ответчик до настоящего времени Сулина З.М. не обеспечена другим жилым помещением по договору социального найма и проживают в <адрес>, признанной непригодным для проживания, что, безусловно, создает угрозу ее жизни и здоровью.

Обязанность предоставления такого жилого помещения должна быть возложена на администрацию г. Томска.

В соответствии со ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет собственник.

Согласно ст. 60 ЖК РФ стороной по договору социального найма в качестве наймодателя выступает собственник жилого помещения либо уполномоченный собственником от его имени орган местного самоуправления.

Обязанность по предоставлению жилого помещения, в силу ст. 86 ЖК РФ лежит на органе государственной власти или органе местного самоуправления, принявшем решение о сносе дома.

Заключение о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания подписано членами Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда администрации г. Томска, которые находятся в подчинении главы администрации г. Томска, который в силу ст. 38 Устава города Томска от 04.05.2010 года руководит администрацией города Томска.

В соответствии со ст. 50 ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», ст.ст. 38, 39 Устава города Томска муниципальный жилой фонд входит в состав муниципального имущества, которым распоряжается орган местного самоуправления в лице администрации г. Томска.

В соответствии со ст.38 Устава г.Томска, утвержденного решением Думы г.Томска от 04.05.2010г. № 1475, администрация г.Томска является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления муниципального образования и в соответствии со ст.40 п.1.4, п.1.11, п.1.13 Устава г.Томска управляет и распоряжается муниципальной собственностью, то есть в том числе и жилищным фондом, предоставляет жилые помещения по договору социального найма, осуществляет контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда, организует строительство и содержание муниципального жилищного фонда, а также осуществляет иные вопросы, отнесенные к компетенции органов местного самоуправления в сфере жилищного законодательства. Аналогичные нормы содержались и в Уставе <адрес>, утвержденном решением Думы <адрес> от 22.03.2005 № 841. Такие полномочия иным органам местного самоуправления в соответствии с Уставом г. Томска не предоставлены.

Следовательно, именно администрация г.Томска обязана предоставить истцам благоустроенное, равнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, жилое помещение в г.Томске по договору социального найма, отвечающее санитарным и техническим требованиям, предусмотренным действующим законодательством.

Согласно ч. 5 ст. 15 Жилищного кодекса РФ общая площадь жилого помещения состоит из суммы площади всех частей такого помещения, включая площадь помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в жилом помещении, за исключением балконов, лоджий, веранд и террас.

В соответствии с ч.1 ст.89 Жилищного кодекса РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены ст. 86-88 Жилищного кодекса РФ, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям, соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади и находиться в черте данного населенного пункта.

Аналогичные разъяснения содержатся в п.37 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного Кодекса Российской Федерации» от 02 июля 2009 года № 14, согласно которому по делам о выселении граждан в другое благоустроенное жилое помещение по основаниям, предусмотренным статьями 86 - 88 Жилищного кодекса РФ, то есть в связи с невозможностью использования жилого помещения по назначению (дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу; жилое помещение признано непригодным для проживания), судам надлежит учитывать, что предоставляемое гражданам по договору социального найма другое жилое помещение должно отвечать требованиям статьи 89 Жилищного кодекса РФ: оно должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в черте данного населенного пункта. Если наниматель и члены его семьи занимали квартиру или комнату (комнаты) в коммунальной квартире, им предоставляется квартира или жилое помещение, состоящее из того же числа комнат, в коммунальной квартире.

Реальное обеспечение прав и свобод граждан правосудием (ст. 18 Конституции РФ) предполагает обязанность судов при применении положений ст. 89 Жилищного кодекса РФ, которая лишь в самом общем виде определяет критерии, которым должны отвечать вновь предоставляемые жилые помещения, исследовать и оценивать все потребительские свойства жилых помещений, предлагаемых для переселения граждан, и учитывать все обстоятельства, свидетельствующие о равнозначности или неравнозначности предоставляемого конкретным лицам определенного жилого помещения.

Во всяком случае, предоставление гражданам в порядке ст. 89 Жилищного кодекса РФ равнозначных по общей площади жилых помещений в виде квартир предполагает равнозначность не только в соотношении жилой площади и площади вспомогательных помещений, составляющих общую площадь вновь предоставляемого и ранее занимаемого жилого помещения, но и равнозначность в количестве комнат по сравнению с ранее имевшимся.

Из вышеприведенных положений следует, что предоставление гражданам в связи с признанием занимаемого ими жилого помещения непригодным для проживания другого жилого помещения носит компенсационный характер, гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними.

Таким образом, суд находит обоснованными требования истца о предоставлении ей вне очереди другого благоустроенного жилого помещения, находящегося на территории муниципального образования город Томск, отвечающего санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее ранее занимаемого состоящего из того же количества комнат по договору социального найма.

Как установлено в судебном заседании, истец занимает жилое помещение, признанное непригодным для проживания, состоящее из одной комнаты, общей площадью 27,9 кв.м., в связи с чем, на основании ст. 89 ЖК РФ ответчик обязан предоставить истцу вне очереди с учетом принципа равнозначности по договору социального найма другое благоустроенное жилое помещение для проживания, находящееся на территории муниципального образования город Томск, отвечающее санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее 27,9 кв.м., состоящее не менее чем из 1комнаты.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Сулиной З.М. к администрации г. Томска о предоставлении благоустроенного жилого помещения удовлетворить.

Обязать администрацию города Томска предоставить Сулиной З.М. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования город Томск, отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 27,9 кв.м., состоящее не менее чем из 1 комнаты.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение месяца.

Судья:     

На момент опубликования решение не вступило в законную силу.