№ 2-1484/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 13 июня 2012 года Советский районный суд г. Томска в составе: председательствующего судьи Шукшиной Л.А., с участием представителя истца – Ивановой М.С., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года, представителя ответчика Мамаева А.Е., действующего на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре Панфиловой В.С., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арефьева Е.Г. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области о включении в специальный стаж в льготном исчислении периодов работы и назначении досрочно трудовой пенсии по старости, УСТАНОВИЛ: Арефьев Е.Г. обратился в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в г. Томск ТО о включении в специальный стаж в льготном исчислении периодов работы и назначении досрочно трудовой пенсии по старости, указав, что он обратился в территориальный орган ПФР по месту жительства за назначением досрочной трудовой пенсии 19.04.2011 года. Однако ответчик своим решением от ДД.ММ.ГГГГ1 года отказал ему в досрочном назначении пенсии, приняв к зачёту специальный стаж 27 года 2 месяца 1 день. При подсчёте продолжительности специального стажа неправильно приняты к зачёту следующие периоды: - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медбрата в Детской больнице № 4 был исчислен в календарном исчислении, поскольку ответчик посчитал, что оснований для льготного исчисления (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) не имеется, так как не подтверждена работа в отделении, дающем право на льготное исчисление; - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медбрата в отделении общей хирургии Детской больнице № 4 был исчислен в календарном порядке, поскольку ответчик посчитал, что оснований для льготного исчисления (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) не имеется, так как отделение общей хирургии не включено в перечень отделений хирургического профиля стационаров, утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 года N 377. - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-анестезиста (согласно штатного расписания) в отделении реанимации и интенсивной терапии в МЛПУ Роддом № 1, был исчислен в календарном порядке, поскольку ответчик посчитал, что оснований для зачета периода в льготном порядке 1 год за 1 год и 6 месяцев не имеется, так как работа в должности «врач анестезист» не дает право на льготный порядок исчисления. Просил суд обязать ответчика включить данные периоды работы в льготном исчислении из расчета 1 год 6 месяцев для зачета в специальный трудовой стаж, назначив досрочную трудовую пенсию по старости с 19.04.2011 года. В судебное заседание истец не явился, просил суд рассмотреть дело с участием его представителя. Представитель истца в судебном заседании на исковых требованиях настаивала по основаниям иска. Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласился, поддержал отзыв на иск, согласно которого спорные периоды работы не были включены в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку не подтверждена работа в должности и в подразделении, дающим право на такое исчисление. Представитель третьего лица МБЛПУ «Детская городская больница № 4» в судебное заседание не явился, в представленном отзыве указано на то, что с исковыми требованиями в части льготного исчисления периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) согласны. Исчисление льготного стажа указанного периода производится в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 (далее Постановление) утвержден список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа по охране здоровья населения дает право на выслугу лет (Постановление применяется и распространяется на правоотношения на периоды работы до 01.11.1999 года), согласно Постановлению исчисление сроков выслуги производится среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров - один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и 6 месяцев. Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.1999 № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения», как следует из названия, утверждается Положение об оплате труда работников здравоохранения. Копией трудовой книжки № Арефьева Е.Г., уточняющей справкой МЛПМУ «Детская городская больница №4» № от ДД.ММ.ГГГГ, карточкой -справкой за 1994 год подтверждается работа Арефьева Е.Г. в указанные периоды в отделении общей хирургии Детской больницы №4 (МБЛПУ «Детская городская больница №4»). Как следует из названия отделения - оно имеет хирургический профиль. Представитель третьего лица МБЛПУ «Родильный дом № 1» в судебное заседание не явился, в представленном отзыве указано на то, что с исковыми требованиями согласны, считают, что они являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению. Согласно штатным расписаниям, Арефьев Е.Г. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности врача-анестезиста в отделении реанимации и интенсивной терапии МБЛПУ «Роддом № 1». Вместе с тем, Арефьев Е.Г. в этот период фактически исполнял в МБЛПУ «Роддом №1» трудовую функцию врача анестезиолога-реаниматолога отделения реанимации и интенсивной терапии. Таким образом, считаем, что недостатки при оформлении штатного расписания не должны влиять на исчисление стажа Арефьеву Е.Г. в льготном порядке (1 год работы за 1год и 6 месяцев). На основании ч.ч. 3 и 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и третьих лиц. Выслушав участников процесса, изучив письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. Основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии устанавливаются Федеральным законом РФ от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". В соответствии со ст. 1 Закона трудовые пенсии устанавливаются в строгом соответствии с Законом. Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от возраста. В случаях, предусмотренных настоящим законом, Правительство РФ определяет порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан. При этом пунктом 2 статьи 27 Закона от 17.12.2001 года определено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством РФ. Но, при этом, следует учитывать, что в соответствии с пунктом 3 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года Правительство РФ вправе утверждать Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по указанному основанию и правила исчисления периодов работы для досрочного назначения пенсии. Учитывая положения ч. 2 ст. 115 Конституции РФ, в соответствии с которыми постановления Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при рассмотрении вопроса о праве на досрочное пенсионное обеспечение обязан руководствоваться в своей работе нормативными правовыми актами, принятыми Правительством в рамках предоставленных ему полномочий. Постановление Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П при определении права на трудовую пенсию позволяет руководствоваться нормами ранее действовавшего законодательства. К периодам работы до 01.01.2002 года могут применяться нормы и правила, действовавшие до введения нового правового регулирования, а именно: к периодам работы до 01.11.1999 года Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, пункт 2 названного постановления регулирует правила исчисления выслуги - далее Список и Правила 1991 года; за периоды работы после 01.11.1999 года - Список и Правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066. Также, в рамках предоставленных Конституцией РФ (ч. 1 ст. 115) и Законом № 173-Ф3 от 17.12.2001 года полномочий, Правительство РФ постановлением от 29.10.2002 года № 781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 28 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение. Следует иметь ввиду, что Верховный Суд РФ неоднократно в своих решениях указывал, что Списки и Правила исчисления периодов работы для назначения досрочной пенсии были приняты Правительством РФ в пределах предоставленных ему законом полномочий и не нарушают охраняемые законом права и интересы граждан (решение ВС РФ от 15.05.2003 г. № ГКПИ 03 - 424, решение ВС РФ от 21.05.2003 г. № ГКПИ 03 - 439, решение ВС РФ от 05.07.2002 г. № ГКПИ 2002 - 621, постановление Президиума ВС РФ от 26.06.2002 г. № 173пв01). На основании ст. 13 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Пунктом 2 названной статьи Закона при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медперсонала, работа в которых дает право один год работы считать за 1 год 6 месяцев, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, а также в Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медперсонала, работа в которых дает право один год работы считать за 1 год 6 месяцев, от 22.09.1999 года № 1066 (далее Перечни от 2002 года и 1999 года), поименованы (пункт 2) отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии - реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных в пунктах Списка (больница в этом перечне указана). Абзацем 2 пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 г. №464 (далее Постановление от 1991 г. №464) регламентирован льготный порядок подсчета специального стажа для среднего медперсонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров. Согласно Информационного письма Минтруда и соцразвития РФ от 27 09.2000 года № 3948/117 и ПФР от 29.09.2000 года № 06-25/8625 при исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 года и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 15.10.1999 года N 377 (зарегистрирован в Минюсте России 21.10.1999, регистрационный N 1943), Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 03.11.1999 N 395 (зарегистрирован в Минюсте России 10.11.1999, регистрационный N 1965), с изменениями и дополнениями, внесенными Приказом Минздрава России от 28.02.2000 N 73 (зарегистрирован в Минюсте России 23.03.2000, регистрационный N 2163), и перечень хирургических отделений (палат) для взрослых и детей в стационарах, содержащийся в Положении об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденном Приказом Минздрава России от 15.10.1999 N377. Данные нормативные правовые акты применяются при обращении за назначением пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения с учетом периодов работы до 1 ноября 1999 года, а также при оценке права на выплату таких пенсий работающим пенсионерам, но не ранее даты их вступления в законную силу. В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, наделено полномочиями по согласованию с Пенсионным фондом РФ и по представлению федеральных органов исполнительной власти устанавливать тождество организаций, предусмотренных Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений тем же организациям, имевшим иные наименования. В соответствии с подпунктом. 5.2.62. пункта 5.2 Положения «О министерстве здравоохранения и социального развития РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 года № 321 на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ названное Министерство самостоятельно принимает акты об установлении тождества профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), работа в которых засчитывается в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования. Право устанавливать тождественность наименований должностей и учреждений не предоставлено ни самим учреждениям, ни Пенсионному фонду РФ, ни другим образом, кроме того порядка, который изложен выше. Постановлением Министерства труда и социального развития в РФ от 01 декабря 2003 года N 80 «Об установлении тождества отдельных наименований структурных подразделений....» содержит ряд наименований отделений, структурных подразделений, которые являются тождественными наименованиям, указанным в Перечне, являющимся приложением к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781. (установлено тождество "общая хирургия" - "хирургическое (в том числе по пересадке органов)". Период работы в Детской городской больнице № 4 в должности медбрата в отделении общей хирургии с 01.09.1989 года по 06.07.1994 года не подлежит зачету в льготном порядке (1 год за 1 год 6 месяцев) так как отделение общей хирургии не предусмотрено перечнем отделений, работа в которых дает право на льготный порядок исчисления стажа. В судебном заседании установлено, что 19.04.2011 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях». Решением ГУ–УПФ РФ в г. Томск Томской области № от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия специального стажа необходимой продолжительности. Истцу спорные периоды включены в специальный стаж в календарном исчислении, в включении их в льготном исчислении отказано со ссылкой на то, что не подтверждена работа в отделении, дающем право на льготное исчисление, а также работа в должности, которая не дает право на льготный порядок исчисления. Исходя из указный правовых норм основными критериями для признания права на льготную пенсию в таком исчислении, как вытекает из норм права, указанных выше, являются соответствие наименования должности, которую фактически занимал работник, наименованию по перечню, а также установление факта работы в отделении хирургического профиля. В судебном заседании такие факты нашли подтверждение. Так суду представлены приказ Министерства Здравоохранения СССР № 841 от 11.06.1986 года «О дальнейшем совершенствовании анестезиолого-реанимационной помощи населению»; ответ Архивного отдела Администрации г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями; справка МБЛПУ «Родильный дом № 1» № от ДД.ММ.ГГГГ; справка МБЛПУ «Родильный дом № 1» № от ДД.ММ.ГГГГ; копия Приказа МБЛПУ «Родильный дом № 1» № от ДД.ММ.ГГГГ; копию Приказа МБЛПУ «Родильный дом № 1» № от ДД.ММ.ГГГГ; копию Приказа МБЛПУ «Родильный дом № 1» № от ДД.ММ.ГГГГ; копию Приказа МБЛПУ «Родильный дом № 1» №-к от ДД.ММ.ГГГГ; копию Приказа МБЛПУ «Родильный дом № 1» №-к от ДД.ММ.ГГГГ; копию Приказа МБЛПУ «Родильный дом № 1» №-к от ДД.ММ.ГГГГ; копию Приказа МБЛПУ «Родильный дом № 1» №-к от ДД.ММ.ГГГГ; копия Истории родов №; копия Истории родов №; копия Истории родов №; копию Истории родов №; копия Истории родов №; копию Истории родов №; копию Истории родов №; копию Истории родов №; копию Истории родов №; копию Истории родов №; копию Истории родов №; копию Истории родов №; ответ МБЛПУ «Детская городская больница №» № от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями; копия Положения МБЛПУ «Детская городская больница №» о хирургическом отделении от ДД.ММ.ГГГГ; копия Устава МБЛПУ «Детская городская больница №». В п. 9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъясняется, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). В силу ст. 55 ч. 1, ст. 56 ч. 2 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. Документы, касающиеся работы истца в Детской городской больнице № 4, позволяют сделать вывод о том, что истец работал в должности среднего медицинского персонала (медбрата) в отделении хирургического профиля, выполнял установленные для такой должности обязанности. Документы, касающиеся работы истца в Родильном доме № 1, позволяют сделать вывод о том, что, что истец выполнял трудовые функции врача анестезиолога-реаниматолога, именовался в качестве такового в приказах о предоставлении очередного отпуска, осуществлял анестезиологическое обеспечение родов, и более того, расценивался работодателем в качестве такового, то есть выполнял обязанности врача анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии-реанимации. Таким образом, спорные периоды работы подлежат зачету в специальный стаж истца в льготном исчислении один год за один год и шесть месяцев. Всего специального стажа, подтвержденного документами, у истца при обращении за назначением пенсии 19.04.2011 года было 27 лет 2 месяца 1 день. С учетом включенных спорных периодов работы в льготном исчислении ко дню обращения Арефьев Е.Г. имел специальный трудовой стаж продолжительностью, достаточной для назначения досрочной пенсии по старости по пп. 20 ч. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Арефьева Е.Г. удовлетворить. Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томске Томской области включить в специальный трудовой стаж в льготном исчислении как дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» 1 год работы за 1 год 6 месяцев периоды работы: - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медбрата в Детской больнице № 4; - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медбрата в отделении общей хирургии Детской больнице № 4; - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-анестезиста в отделении реанимации и интенсивной терапии в МЛПУ Роддом № 1. назначив трудовую пенсию по старости досрочно с 19 апреля 2011 года. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд города Томска в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения. ... ... Судья Л.А. Шукшина ... ... ... ...