РЕШЕНИЕ о включении периодов работы в специальный трудовой стаж



№ 2-1484/2012

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 июня 2012 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Шукшиной Л.А.,

с участием представителя истца – Ивановой М.С., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года,

представителя ответчика Мамаева А.Е., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ,

при секретаре Панфиловой В.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Арефьева Е.Г. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области о включении в специальный стаж в льготном исчислении периодов работы и назначении досрочно трудовой пенсии по старости,

УСТАНОВИЛ:

Арефьев Е.Г. обратился в суд с иском к ГУ-УПФ РФ в г. Томск ТО о включении в специальный стаж в льготном исчислении периодов работы и назначении досрочно трудовой пенсии по старости, указав, что он обратился в территориальный орган ПФР по месту жительства за назначением досрочной трудовой пенсии 19.04.2011 года. Однако ответчик своим решением от ДД.ММ.ГГГГ1 года отказал ему в досрочном назначении пенсии, приняв к зачёту специальный стаж 27 года 2 месяца 1 день.

При подсчёте продолжительности специального стажа неправильно приняты к зачёту следующие периоды:

-       с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медбрата в Детской больнице № 4 был исчислен в календарном исчислении, поскольку ответчик посчитал, что оснований для льготного исчисления (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) не имеется, так как не подтверждена работа в отделении, дающем право на льготное исчисление;

-       с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медбрата в отделении общей хирургии Детской больнице № 4 был исчислен в календарном порядке, поскольку ответчик посчитал, что оснований для льготного исчисления (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) не имеется, так как отделение общей хирургии не включено в перечень отделений хирургического профиля стационаров, утвержденный приказом Министерства здравоохранения РФ от 15.10.1999 года N 377.

-       с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-анестезиста (согласно штатного расписания) в отделении реанимации и интенсивной терапии в МЛПУ Роддом № 1, был исчислен в календарном порядке, поскольку ответчик посчитал, что оснований для зачета периода в льготном порядке 1 год за 1 год и 6 месяцев не имеется, так как работа в должности «врач анестезист» не дает право на льготный порядок исчисления.

Просил суд обязать ответчика включить данные периоды работы в льготном исчислении из расчета 1 год 6 месяцев для зачета в специальный трудовой стаж, назначив досрочную трудовую пенсию по старости с 19.04.2011 года.

В судебное заседание истец не явился, просил суд рассмотреть дело с участием его представителя.

Представитель истца в судебном заседании на исковых требованиях настаивала по основаниям иска.

Представитель ответчика с исковыми требованиями не согласился, поддержал отзыв на иск, согласно которого спорные периоды работы не были включены в специальный стаж в льготном исчислении, поскольку не подтверждена работа в должности и в подразделении, дающим право на такое исчисление.

Представитель третьего лица МБЛПУ «Детская городская больница № 4» в судебное заседание не явился, в представленном отзыве указано на то, что с исковыми требованиями в части льготного исчисления периодов работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год работы за 1 год и 6 месяцев) согласны. Исчисление льготного стажа указанного периода производится в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464. Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 № 464 (далее Постановление) утвержден список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно - эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа по охране здоровья населения дает право на выслугу лет (Постановление применяется и распространяется на правоотношения на периоды работы до 01.11.1999 года), согласно Постановлению исчисление сроков выслуги производится среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров - один год работы в этих должностях и подразделениях за один год и 6 месяцев. Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 15.10.1999 № 377 «Об утверждении Положения об оплате труда работников здравоохранения», как следует из названия, утверждается Положение об оплате труда работников здравоохранения. Копией трудовой книжки Арефьева Е.Г., уточняющей справкой МЛПМУ «Детская городская больница №4» от ДД.ММ.ГГГГ, карточкой -справкой за 1994 год подтверждается работа Арефьева Е.Г. в указанные периоды в отделении общей хирургии Детской больницы №4 (МБЛПУ «Детская городская больница №4»). Как следует из названия отделения - оно имеет хирургический профиль.

Представитель третьего лица МБЛПУ «Родильный дом № 1» в судебное заседание не явился, в представленном отзыве указано на то, что с исковыми требованиями согласны, считают, что они являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению. Согласно штатным расписаниям, Арефьев Е.Г. в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ работал в должности врача-анестезиста в отделении реанимации и интенсивной терапии МБЛПУ «Роддом № 1». Вместе с тем, Арефьев Е.Г. в этот период фактически исполнял в МБЛПУ «Роддом №1» трудовую функцию врача анестезиолога-реаниматолога отделения реанимации и интенсивной терапии. Таким образом, считаем, что недостатки при оформлении штатного расписания не должны влиять на исчисление стажа Арефьеву Е.Г. в льготном порядке (1 год работы за 1год и 6 месяцев).

На основании ч.ч. 3 и 5 ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца и третьих лиц.

Выслушав участников процесса, изучив письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии устанавливаются Федеральным законом РФ от 17.12.2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ". В соответствии со ст. 1 Закона трудовые пенсии устанавливаются в строгом соответствии с Законом.

Согласно подпункту 20 пункта 1 статьи 27 Закона лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 30 лет в городах, независимо от возраста.

В случаях, предусмотренных настоящим законом, Правительство РФ определяет порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан.

При этом пунктом 2 статьи 27 Закона от 17.12.2001 года определено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Но, при этом, следует учитывать, что в соответствии с пунктом 3 статьи 27 Федерального закона от 17.12.2001 года Правительство РФ вправе утверждать Списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по указанному основанию и правила исчисления периодов работы для досрочного назначения пенсии.

Учитывая положения ч. 2 ст. 115 Конституции РФ, в соответствии с которыми постановления Правительства РФ обязательны к исполнению в Российской Федерации, орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, при рассмотрении вопроса о праве на досрочное пенсионное обеспечение обязан руководствоваться в своей работе нормативными правовыми актами, принятыми Правительством в рамках предоставленных ему полномочий.

Постановление Конституционного суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П при определении права на трудовую пенсию позволяет руководствоваться нормами ранее действовавшего законодательства.

К периодам работы до 01.01.2002 года могут применяться нормы и правила, действовавшие до введения нового правового регулирования, а именно: к периодам работы до 01.11.1999 года Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464, пункт 2 названного постановления регулирует правила исчисления выслуги - далее Список и Правила 1991 года; за периоды работы после 01.11.1999 года - Список и Правила, утв. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 года № 1066.

Также, в рамках предоставленных Конституцией РФ (ч. 1 ст. 115) и Законом № 173-Ф3 от 17.12.2001 года полномочий, Правительство РФ постановлением от 29.10.2002 года № 781 утверждены Списки должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 28 Закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 года и правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное пенсионное обеспечение.

Следует иметь ввиду, что Верховный Суд РФ неоднократно в своих решениях указывал, что Списки и Правила исчисления периодов работы для назначения досрочной пенсии были приняты Правительством РФ в пределах предоставленных ему законом полномочий и не нарушают охраняемые законом права и интересы граждан (решение ВС РФ от 15.05.2003 г. № ГКПИ 03 - 424, решение ВС РФ от 21.05.2003 г. № ГКПИ 03 - 439, решение ВС РФ от 05.07.2002 г. № ГКПИ 2002 - 621, постановление Президиума ВС РФ от 26.06.2002 г. № 173пв01).

На основании ст. 13 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) деятельности до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Пунктом 2 названной статьи Закона при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

В Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медперсонала, работа в которых дает право один год работы считать за 1 год 6 месяцев, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781, а также в Перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медперсонала, работа в которых дает право один год работы считать за 1 год 6 месяцев, от 22.09.1999 года № 1066 (далее Перечни от 2002 года и 1999 года), поименованы (пункт 2) отделения (группы, палаты, выездные бригады скорой медицинской помощи) анестезиологии - реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных в пунктах Списка (больница в этом перечне указана). Абзацем 2 пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6.09.1991 г. №464 (далее Постановление от 1991 г. №464) регламентирован льготный порядок подсчета специального стажа для среднего медперсонала отделений (палат) хирургического профиля стационаров.

Согласно Информационного письма Минтруда и соцразвития РФ от 27 09.2000 года № 3948/117 и ПФР от 29.09.2000 года № 06-25/8625 при исчислении специального стажа, имевшего место до 1 ноября 1999 года и дающего право на пенсию за выслугу лет в соответствии со статьей 81 Закона Российской Федерации от 20.11.1990 года N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации", применяется Номенклатура должностей медицинского и фармацевтического персонала и специалистов с высшим профессиональным образованием в учреждениях здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 15.10.1999 года N 377 (зарегистрирован в Минюсте России 21.10.1999, регистрационный N 1943), Номенклатура учреждений здравоохранения, утвержденная Приказом Минздрава России от 03.11.1999 N 395 (зарегистрирован в Минюсте России 10.11.1999, регистрационный N 1965), с изменениями и дополнениями, внесенными Приказом Минздрава России от 28.02.2000 N 73 (зарегистрирован в Минюсте России 23.03.2000, регистрационный N 2163), и перечень хирургических отделений (палат) для взрослых и детей в стационарах, содержащийся в Положении об оплате труда работников здравоохранения Российской Федерации, утвержденном Приказом Минздрава России от 15.10.1999 N377.

Данные нормативные правовые акты применяются при обращении за назначением пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения с учетом периодов работы до 1 ноября 1999 года, а также при оценке права на выплату таких пенсий работающим пенсионерам, но не ранее даты их вступления в законную силу.

В соответствии с п. 2 постановления Правительства РФ от 11.07.2002 года N 516, Министерство здравоохранения и социального развития РФ, наделено полномочиями по согласованию с Пенсионным фондом РФ и по представлению федеральных органов исполнительной власти устанавливать тождество организаций, предусмотренных Списками работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений тем же организациям, имевшим иные наименования.

В соответствии с подпунктом. 5.2.62. пункта 5.2 Положения «О министерстве здравоохранения и социального развития РФ», утвержденным Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 года № 321 на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ названное Министерство самостоятельно принимает акты об установлении тождества профессий, должностей и организаций (структурных подразделений), работа в которых засчитывается в стаж для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, тем же профессиям, должностям и организациям (структурным подразделениям), имевшим ранее иные наименования.

Право устанавливать тождественность наименований должностей и учреждений не предоставлено ни самим учреждениям, ни Пенсионному фонду РФ, ни другим образом, кроме того порядка, который изложен выше.

Постановлением Министерства труда и социального развития в РФ от 01 декабря 2003 года N 80 «Об установлении тождества отдельных наименований структурных подразделений....» содержит ряд наименований отделений, структурных подразделений, которые являются тождественными наименованиям, указанным в Перечне, являющимся приложением к Правилам, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 года № 781. (установлено тождество "общая хирургия" - "хирургическое (в том числе по пересадке органов)". Период работы в Детской городской больнице № 4 в должности медбрата в отделении общей хирургии с 01.09.1989 года по 06.07.1994 года не подлежит зачету в льготном порядке (1 год за 1 год 6 месяцев) так как отделение общей хирургии не предусмотрено перечнем отделений, работа в которых дает право на льготный порядок исчисления стажа.

В судебном заседании установлено, что 19.04.2011 года истец обратился к ответчику с заявлением о назначении ей досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях».

Решением ГУ–УПФ РФ в г. Томск Томской области от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ввиду отсутствия специального стажа необходимой продолжительности.

Истцу спорные периоды включены в специальный стаж в календарном исчислении, в включении их в льготном исчислении отказано со ссылкой на то, что не подтверждена работа в отделении, дающем право на льготное исчисление, а также работа в должности, которая не дает право на льготный порядок исчисления.

Исходя из указный правовых норм основными критериями для признания права на льготную пенсию в таком исчислении, как вытекает из норм права, указанных выше, являются соответствие наименования должности, которую фактически занимал работник, наименованию по перечню, а также установление факта работы в отделении хирургического профиля.

В судебном заседании такие факты нашли подтверждение.

Так суду представлены приказ Министерства Здравоохранения СССР № 841 от 11.06.1986 года «О дальнейшем совершенствовании анестезиолого-реанимационной помощи населению»; ответ Архивного отдела Администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями; справка МБЛПУ «Родильный дом № 1» от ДД.ММ.ГГГГ; справка МБЛПУ «Родильный дом № 1» от ДД.ММ.ГГГГ; копия Приказа МБЛПУ «Родильный дом № 1» от ДД.ММ.ГГГГ; копию Приказа МБЛПУ «Родильный дом № 1» от ДД.ММ.ГГГГ; копию Приказа МБЛПУ «Родильный дом № 1» от ДД.ММ.ГГГГ; копию Приказа МБЛПУ «Родильный дом № 1» -к от ДД.ММ.ГГГГ; копию Приказа МБЛПУ «Родильный дом № 1» -к от ДД.ММ.ГГГГ; копию Приказа МБЛПУ «Родильный дом № 1» -к от ДД.ММ.ГГГГ; копию Приказа МБЛПУ «Родильный дом № 1» -к от ДД.ММ.ГГГГ; копия Истории родов ; копия Истории родов ; копия Истории родов ; копию Истории родов ; копия Истории родов ; копию Истории родов ; копию Истории родов ; копию Истории родов ; копию Истории родов ; копию Истории родов ; копию Истории родов ; копию Истории родов ; ответ МБЛПУ «Детская городская больница » от ДД.ММ.ГГГГ с приложениями; копия Положения МБЛПУ «Детская городская больница » о хирургическом отделении от ДД.ММ.ГГГГ; копия Устава МБЛПУ «Детская городская больница ».

В п. 9 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъясняется, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7 - 13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

В силу ст. 55 ч. 1, ст. 56 ч. 2 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Документы, касающиеся работы истца в Детской городской больнице № 4, позволяют сделать вывод о том, что истец работал в должности среднего медицинского персонала (медбрата) в отделении хирургического профиля, выполнял установленные для такой должности обязанности.

Документы, касающиеся работы истца в Родильном доме № 1, позволяют сделать вывод о том, что, что истец выполнял трудовые функции врача анестезиолога-реаниматолога, именовался в качестве такового в приказах о предоставлении очередного отпуска, осуществлял анестезиологическое обеспечение родов, и более того, расценивался работодателем в качестве такового, то есть выполнял обязанности врача анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии-реанимации.

Таким образом, спорные периоды работы подлежат зачету в специальный стаж истца в льготном исчислении один год за один год и шесть месяцев.

Всего специального стажа, подтвержденного документами, у истца при обращении за назначением пенсии 19.04.2011 года было 27 лет 2 месяца 1 день.

С учетом включенных спорных периодов работы в льготном исчислении ко дню обращения Арефьев Е.Г. имел специальный трудовой стаж продолжительностью, достаточной для назначения досрочной пенсии по старости по пп. 20 ч. 1 ст. 27 ФЗ от 17.12.2001 года.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-197 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Арефьева Е.Г. удовлетворить.

Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томске Томской области включить в специальный трудовой стаж в льготном исчислении как дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях» 1 год работы за 1 год 6 месяцев периоды работы:

-       с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медбрата в Детской больнице № 4;

-       с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности медбрата в отделении общей хирургии Детской больнице № 4;

-       с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача-анестезиста в отделении реанимации и интенсивной терапии в МЛПУ Роддом № 1.

назначив трудовую пенсию по старости досрочно с 19 апреля 2011 года.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд города Томска в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

...

...

Судья Л.А. Шукшина

...

...

...

...