РЕШЕНИЕ 02 июля 2012 года Советский районный суд г.Томска в составе: председательствующего судьи Васильковской О.В. при секретаре Галимовой Р.Д. с участием: помощника прокурора Советского района г.Томска Заволокиной Т.С., истца Шабанова О.Н., представителя ответчика Музеник В.В., действующей на основании доверенности №3641 от 05.06.2012г. сроком на один год, представителя третьего лица Татаренко Л.Ю., действующей на основании доверенности №25 от 26.03.2012г. сроком на один год, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску прокурора Советского района г.Томска в интересах Шабанова О.Н. к администрации города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: В судебном заседании помощник прокурора Советского района г.Томска Заволокина Т.С. уточнила исковые требования, просила обязать администрацию города Томска за счет средств бюджета Томской области предоставить Шабанову О.Н. вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 17,0 кв.м. Материальный истец Шабанов О.Н. на удовлетворении исковых требований настаивал с учетом их уточнения по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что после смерти матери воспитывался бабушкой Ц, у которой проживал и проживает в настоящее время по адресу: <адрес>. У его родителей не было жилого помещения. После их смерти наследство не принимал. В настоящее время работает в ОАО «...» в должности машинист-кранокопра. Представитель ответчика администрации г. Томска Музеник В.В., действующая на основании доверенности №3641 от 05.06.2012, исковые требования не признала. Пояснила, что администрация г.Томска является ненадлежащим ответчиком, т.к. обязанность по финансированию на приобретение жилья данной категории лиц лежит на администрации Томской области, органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий только в пределах выделенных им на эти цели финансовых средств. Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора, администрации Томской области Татаренко Л.Ю., действующая на основании доверенности №25 от 26.03.2012 считала исковые требования подлежащими удовлетворению. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Советского района г.Томска, обращающегося в интересах Шабанова О.Н., подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 8 Федерального Закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В силу ч.1, подпункта 2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии со свидетельством о рождении серии I I -ОМ №, выданным 15.10.1970, справкой о заключении брака № от ДД.ММ.ГГГГ родителями Шабанова О.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., являются: Ш и С («Б.» после заключения брака с Б.). Ш умер ДД.ММ.ГГГГ, Б. умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельствами о смерти серии I-ОМ №, I-ОМ №. Согласно пояснениям Шабанова О.Н. после смерти матери воспитывался бабушкой Ц, у которой проживал и проживает в настоящее время по адресу: <адрес>. Из ответа отдела опеки и попечительства администрации Советского района г. Томска от 27.06.2012 № 332 следует, что опека над Шабановым О.Н. не устанавливалась, жилое помещение за ним не закреплялось. Справкой администрации Советского района г. Томска от 27.40.2012 № 185 подтверждается, что Шабанов О.Н., в соответствии с Федеральным Законом №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и законом Томской области о 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, Шабанов О.Н. в 2006г. остался без попечения родителей, воспитывался бабушкой Ц В ходе судебного заседания установлено, что в настоящее время Шабанов О.Н. не имеет закрепленного за ней жилого помещения. Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области № от ДД.ММ.ГГГГ, сведениями Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- федеральное БТИ» от 20.04.12 подтверждается отсутствие у Шабанова О.Н. в г.Томске жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности как до так и после 1998года. Из писем администрации Советского района г. Томска от 16.05.2012 № 193 от 30.50.2012 № 575 следует, что Шабанов О.Н. с 16.05.2012 на основании решения общественной комиссии по жилищным вопросам от 15.05.2012 (протокол № 9 утвержден распоряжением администрации № 335 от 16.05.2012) принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемом по договору социального найма как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также взят на учет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. По состоянию на 2012 его общая очередь № 1646. Таким образом, Шабанов О.Н. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, закончил обучение в образовательном учреждении, в связи с чем, на основании действующего законодательства имеет право на получение дополнительных гарантий в виде внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма. Согласно абз.2 ч.1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-03 (в ред. от 12.03.2008г) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета. Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-03 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч.1 ст.1). В силу ч.1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (ч.2 ст.З Закона). Анализ приведенных правовых норм федерального и областного законодательства не предусматривает обязанность Администрации Томской области выделять финансовые средства на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. При этом вопросы, касающиеся выделения денежных средств на исполнение государственных полномочий, относятся к сфере межбюджетных отношений и разрешаются в соответствии с порядком, установленным Бюджетным Кодексом РФ (ст. 140). Гражданин в силу статей 1 и 152 Бюджетного Кодекса РФ не является субъектом бюджетных отношений, в связи с чем, субъективное право конкретного физического лица не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств. Кроме того, обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и отсутствие денежных средств на приобретение жилых помещений. При этом, в случае недостаточности финансовых средств, орган местного самоуправления вправе обратиться за соответствующей финансовой поддержкой к субъекту Российской Федерации. Решением Думы города Томска от 13.12.2005 года №27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 17,0 квадратным метрам на одиноко проживающего гражданина. Учитывая, что законодательством прямо предусмотрено внеочередное предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, к которым относится истец, суд находит подлежащими удовлетворению требования прокурора Советского района г. Томска о возложении обязанности на администрацию г. Томска предоставить Шабанову О.Н. вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее17 кв.м. В ходе рассмотрения дела представитель администрации Томской области указал, что в силу ч.7 ст.6 Закона Томской области №188-ОЗ органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями в случае недостаточности средств субвенции. Вместе с тем данная норма закона указывает на право органов местного самоуправления, а не обязанность, использовать собственные финансовые средства для обеспечения жилыми помещениями, и не может служить основанием для освобождения администрации Томской области от возложенной на нее действующим законодательством обязанности предоставлять финансовые средства, необходимые для осуществления органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Прокурора Советского района г.Томска в интересах Шабанова О.Н. к администрации города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма удовлетворить. Обязать администрацию города Томска за счет средств бюджета Томской области предоставить Шабанову О.Н. вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 17,0 кв.м. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение месяца. Судья: На момент опубликования решение не вступило в законную силу.