РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 29 июня 2012 года Советский районный суд г.Томска в составе: председательствующего Васильковской О.В., при секретаре Галимовой Р.Д., с участием истца Изотенок Ю.В., выступающей в своих интересах, интересах несовершеннолетней Штаненко С.Д. в качестве законного представителя и в интересах Штаненко Д.В. в качестве представителя по устному ходатайству представителя ответчика Осипова А.О., действующего на основании доверенности №394 от 26.01.2011г. сроком на один год, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Штаненко Д.В., Изотенок Ю.В. в интересах несовершеннолетней Штаненко С.Д. к администрации г.Томска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма, установил: ШтаненкоД.В. обратился в суд с иском к администрации города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма. В обоснование заявленных требований указал, что он и еще 8 человек проживает по адресу: <адрес>, пе<адрес>, общей площадью, 54,10 кв.м. Истец стоит на диспансерном учете под наблюдением в ОГБУЗ «Томский областной противотуберкулезный диспансер» по поводу заразной, активной формы туберкулеза в связи с чем, имеет право на предоставление жилого помещения вне очереди в связи с наличием тяжелой формы хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним других граждан в одной квартире невозможно и был включен в списки на предоставление вне очереди жилого помещения. Администрация г.Томска до настоящего времени не представляет ему жилое помещение. Просил обязать администрацию г.Томска предоставить ему жилое помещение по договору социального найма благоустроенное жилое помещение, отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим правилам и нормам, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск». ШтаненкоД.В., уведомленный о времени и месте рассмотрения дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие. Суд на основании ч. 5 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившегося истца. В судебном заседании представитель истца ШтаненкоД.В.- Изотенок Ю.В. уточнила исковые требования, просила обязать администрацию г.Томска предоставить Штаненко Д.В., ей - Изотенок Ю.В. и их дочери Штаненко С.Д. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м., состоящее не менее чем из двух изолированных комнат в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим правилам и нормам. Дополнительно пояснила, что их семья проживает вместе с ее родителями и другими родственниками в доме, расположенном по адресу: <адрес>, пе<адрес>, который принадлежит ее отцу на праве собственности. Жилых помещений, принадлежащих им (истцам) на праве собственности нет. Кроме того, решением общественной комиссии по жилищным вопросам она признана малоимущей и поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении. Представитель администрации г. Томска исковые требования не признал, поскольку органы местного самоуправления не наделены государственными полномочиями по обеспечению указанных категорий граждан жилыми помещениями. Выслушав истца, исследовав и оценив представленные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии с ч.1 ст.60 ЖК РФ по договору социального найма жилого помещения одна сторона - собственник жилого помещения государственного жилищного фонда или муниципального жилищного фонда (действующие от его имени уполномоченный государственный орган или уполномоченный орган местного самоуправления) либо управомоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) жилое помещение во владение и в пользование для проживания в нем на условиях, установленных настоящим Кодексом. В соответствии с ч. 1 ст. 6, Федерального закона от 29.12.2004 N 189-ФЗ с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации. В силу статей 12, 130 (часть 1) и 132 (часть 1) Конституции Российской Федерации в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление; местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью; органы местного самоуправления, в частности, самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет. Согласно абзацу десятому части 1 статьи 2, пункт 6 части 1 статьи 14, пункт 6 части 1 статьи 16 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах местного самоуправления в Российской Федерации" (далее – Закон № 131 ФЗ) вопросами местного значения являются вопросы непосредственного обеспечения жизнедеятельности населения муниципального образования, решение которых в соответствии с Конституцией Российской Федерации и данным Федеральным законом осуществляется населением и (или) органами местного самоуправления самостоятельно. К таким вопросам относится, в частности, обеспечение малоимущих граждан, проживающих в поселении (городском округе) и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями в соответствии с жилищным законодательством, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда. Для решения этих вопросов в собственности муниципальных образований может находиться, в частности, жилищный фонд социального использования для обеспечения малоимущих граждан, проживающих в поселении и нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилыми помещениями на условиях договора социального найма, а также имущество, необходимое для содержания муниципального жилищного фонда (пункт 1 части 1 и пункт 3 части 2 статьи 50 Закона № 131-ФЗ). Аналогичные положения закреплены и в ч.1 ст. 14, ч.2 п.3 ст. 19 ЖК РФ, согласно которым органы местного самоуправления осуществляют, в частности, полномочия по учету граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, и по предоставлению в установленном порядке малоимущим гражданам по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда как совокупности жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальным образованиям. Указанная правовая позиция выражена в определении Конституционного суда Российской Федерации, выраженной от 17.12.2009 N 1563-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы администрации города Благовещенска Амурской области на нарушение конституционных прав местного самоуправления пунктом 3 части 2 и частью 3 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации и частью третьей статьи 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в силу которой «указанные выше полномочия местного самоуправления обеспечивают реализацию провозглашенных в Конституции Российской Федерации целей социальной политики Российской Федерации, предопределяющих обязанность государства заботиться о благополучии своих граждан, их социальной защищенности и обеспечении нормальных условий существования, одной из необходимых гарантий которого является создание условий для осуществления права каждого на жилище (Постановление от 16 декабря 1997 года N 20-П, определения от 15 февраля 2005 года N 17-О, от 5 марта 2009 года N 376-О-П)». Содержащееся в пункте 3 части 2 статьи 57 ЖК РФ условие о предоставлении категории граждан жилых помещений вне очереди в случае, если такие граждане страдают тяжелыми видами хронических заболеваний (пункт 4 части 1 статьи 51 ЖК РФ), закрепляет только особенности реализации их жилищных прав и не возлагает какие-либо дополнительные обязанности на органы местного самоуправления, в связи с чем, данное законоположение, направленное на реализацию положений статей 1 (часть 1), 7 (часть 1), 17, 18, 19 (части 1 и 2), 40 (часть 3) и 41 (часть 1) Конституции Российской Федерации, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права органов местного самоуправления. Ч. 3 ст. 17 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", являясь по своему характеру отсылочной нормой, и должна применяться в системной взаимосвязи с положениями жилищного законодательства. На основании изложенного, суд полагает на администрацию г. Томска может быть возложена обязанность по предоставлению жилого помещения истцам. Согласно п.3 ч.2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне. В силу п.4 ч.1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 16.06.2006г №378 «Об утверждении перечня тяжелых форм хронических заболеваний, при которых невозможно совместное проживание граждан в одной квартире» к таким заболеваниям относятся активные формы туберкулеза с выделением микобактерий туберкулеза: код заболеваний по МКБ-10 – A15 - A19. Как установлено в ходе судебного заседания Штаненко Д.В. стоит на диспансерном учете под наблюдением в ОГБУЗ «...» по поводу .... Указанные обстоятельства подтверждаются врачебной справкой ОГБУЗ «...» от ДД.ММ.ГГГГ №. Решением общественной комиссии по жилищным вопросам (протокол № 2 от 31.01.2012, утвержден распоряжением Главы администрации 31.01.2012 № 18) Штаненко Д.В. включен в список граждан, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения на основании п.4 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ, п. 3 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, что подтверждается письмом администрации Кировского района г. Томска от 31.01.2012 № 24. Из пояснений истца Изотенок Ю.В. следует и подтверждается справкой отдела территориального управления администрации Кировского района г. Томска от 11.05.2012 № 763 Штаненко Д.В. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, пе<адрес>, совместно с ним проживают и зарегистрированы еще 8 человек, в том числе его супруга Изотенок Ю.В. и ребенок Штаненко С.Д. Таким образом, Штаненко Д.В. в силу вышеуказанных норм действующего законодательства по состоянию здоровья имеет право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди согласно перечню тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденному Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2006 г. N 378, при котором невозможно его совместное проживание в одной квартире с другими гражданами. Действующее жилищное законодательство предусматривает предоставление жилого помещения с учетом состава семьи лица, состоявшего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (п.5 ст.57, ст.58 ЖК РФ). Согласно ч. 2 ст. 20 ГК РФ местом жительства несовершеннолетних, не достигших четырнадцати лет, или граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их законных представителей - родителей, усыновителей или опекунов. В судебном заседании установлено, что Штаненко Д.В., Изотенок Ю.В. и Штаненко С.Д. являются членами одной семьи. Свидетельством о рождении серии I-ОМ № подтверждается, что Штаненко С.Д., 27.01.2012 года рождения, является дочерью Штаненко Д.В. и Изотенок Ю.В. Согласно сведениям из Томского филиала ФГУП «РОСТЕХИНВЕНТАРИЗАЦИЯ – Федеральное БТИ», Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области Штаненко Д.В., Изотенок Ю.В. и Штаненко С.Д. не имеют в собственности объектов недвижимого имущества. Кроме того, Изотенок Ю.В. в силу ч. 1 ст. 52 ЖК РФ имеет самостоятельное право на предоставление по договору социального найма жилого помещения, поскольку решением общественной комиссии по жилищным вопросам (протокол № 19 от 25.10.2011, утвержден распоряжением Главы администрации 25.10.2011 № 319) она признана малоимущей и поставлена на учет граждан, нуждающихся в жилом помещении (основание п.2 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ). Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой - либо очереди (по списку внеочередников). Согласно ч.5 ст.57 ЖК РФ по договору социального найма жилое помещение должно предоставляться гражданам по месту их жительства (в границах соответствующего населенного пункта) общей площадью на одного человека не менее нормы предоставления. В соответствии со ст.З Закона Томской области от 09.10.2003 № 131-03 «О жилищном фонде социального использования в Томской области», принятого постановлением Государственной Думы Томской области от 25.09.2003 № 834, жилые помещения в муниципальном жилищном фонде предоставляются по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма (далее -норма предоставления), установленным органами местного самоуправления. Решением Думы г. Томска от 13.12.2005 № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» определена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма - 11,0 кв.м общей площади на одного члена семьи, состоящей из 2-х и более человек. Таким образом, требование истцов о предоставлении жилого помещения исходя из 11 кв.м. на одного человека, всего 33 кв.м. основано на законе. Кроме того, суд считает, что имеющееся заболевание у Штаненко Д.В. является основанием для предоставления его семье из трех человек во внеочередном порядке по договору социального найма благоустроенного жилого помещения состоящее не менее чем из двух изолированных комнат. Обязанность по предоставлению Штаненко Д.В., Изотенок Ю.В. и Штаненко С.Д. жилого помещения по договору социального найма должна быть возложена на основании ч.1 ст. 60 ЖК РФ на орган местного самоуправления, то есть на администрацию г. Томска. Учитывая вышеприведенные требования закона, Штаненко Д.В., Изотенок Ю.В. и Штаненко С.Д. на семью, состоящую из трех человек, должно быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв. метров, исходя из нормы предоставления – 11,0 кв.м. общей площади на одного члена семьи, состоящее не менее чем из двух изолированных комнат в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим правилам и нормам. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования Штаненко Д,В., Изотенок Ю.В., в интересах несовершеннолетней Штаненко С.Д. к администрации г.Томска о предоставлении жилого помещения по договору социального найма удовлетворить. Обязать администрацию г.Томска предоставить Штаненко Д.В., Изотенок Ю.В., Штаненко С.Д. вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение общей площадью не менее 33 кв.м., состоящее не менее чем из двух изолированных комнат в черте муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарно-гигиеническим и техническим правилам и нормам. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья На момент опубликования решение не вступило в законную силу.