о ликвидации свалки



Именем Российской Федерации

Решение

09 июля 2012 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Васильковской О.В.,

при секретаре Галимовой Р.Д.,

с участием представителя истца - помощника прокурора Ленинского района г. Томска Думлер Ю.Г., выступающей на основании удостоверения от 06.03.2012,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску исполняющего обязанности прокурора Ленинского района г. Томска в интересах Российской Федерации в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Томска о возложении обязанности принять меры по ликвидации свалки,

установил:

Исполняющий обязанности прокурора Ленинского района г. Томска обратился в суд в интересах Российской Федерации в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Томска с исковым заявлением о возложении на администрацию г. Томска обязанности принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), расположенной по адресу: <адрес>, <адрес> рядом с жилым домом по адресу: <адрес>, общей площадью 4х5 м., общим объемом 20 куб.м., высотой 1 м. (состав – твердые бытовые отходы).

Свои требования мотивировал тем, что проведенной проверкой установлено несанкционированное размещение отходов (свалка) общей площадью 4х5 м., общим объемом 20 куб.м., высотой 1 м. (состав – твердые бытовые отходы).

Непринятие органом местного самоуправления мер по ликвидации несанкционированной свалки является нарушением гарантированных Конституцией Российской Федерации прав неопределенного круга лиц - жителей близлежащих домов на благоприятную окружающую среду от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.

В качестве правового основания заявленных требований ссылается на Конституцию Российской Федерации, Федеральный закон №7-ФЗ от 10.01.2002 г. «Об охране окружающей среды», Федеральный закон № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления», Федеральный закон № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г. Томска Думлер Ю.Г настаивала на удовлетворении исковых требований по основаниям, изложенным в иске.

Представитель ответчика администрации г. Томска в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.

На основании ч. 5 ст.167 ГПК РФ, судом определено о рассмотрении дела в отсутствие представителя ответчика.

Выслушав помощника прокурора, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковое заявление прокурора Ленинского района г. Томска подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из акта № 1-97 от 12.05.2012, проведенной государственным инспектором Томской области по охране природы обнаружена несанкционированная свалка по адресу: <адрес>, <адрес> рядом с жилым домом, возле забора, примерным объемом 20 куб.м., площадью 4х5 м., высотой 1 м. (состав – твердые бытовые отходы, строительные отходы).

Указанный акт, приложенная к нему карта-схема, фотография, подтверждают факт несанкционированного размещения отходов – свалки, расположенной на территории земельного участка по адресу: <адрес> рядом с жилым домом по адресу: <адрес>.

Согласно информации, предоставленной департаментом архитектуры и градостроительства администрации г. Томска № 01-01-19/4633 от 18.05.2012, в том числе фрагменту дежурной карты Города (<адрес>) информация о правах на земельный участок по адресу: <адрес> базе департамента архитектуры и градостроительства отсутствует.

То обстоятельство, что контроль за очисткой указанной территории входит именно в компетенцию администрации города, а не в обязанности иных физических (юридических) лиц либо муниципальных предприятий, вытекает, прежде всего, из того, что данная несанкционированная свалка расположена в пределах границ муниципального образования г. Томск, как установлено судом и предусмотрено нижеприведенными законодательными нормами.

В соответствии со ст. 9, 42 Конституции РФ земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду.

В силу ст.11 ФЗ «Об охране окружающей природной среды» каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде.

Согласно ст. 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» охрана окружающей среды - это деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных и иных некоммерческих объединений, юридических и физических лиц, направленная на сохранение и восстановление природной среды, рациональное использование и воспроизводство природных ресурсов, предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду и ликвидацию ее последствий (далее также - природоохранная деятельность);

Статьей 3 указанного федерального закона закреплен принцип ответственности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

В соответствии со ст. 21 Федерального закона РФ от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» содержание территорий городских и сельских поселений, промышленных площадок должно отвечать санитарным правилам.

Статьей 7 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», статьями 14 Федерального закона от 24.06.1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» установлено, что к вопросам местного значения муниципального района относятся организация утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. К вопросам местного значения поселения относятся организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ст. 3 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды»соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду» хозяйственная и иная деятельность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна осуществляться на основе следующих принципов: соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду; ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях.

Согласно пп. 24, 25 ст. 16 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения отнесены организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства территории городского округа (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах городского округа.

В соответствии со ст. 34 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» Структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольно-счетный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.

Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией.

В соответствии со ст. 25 Устава г. Томска принятого решением Думы Города Томска от 04.05.2010 № 1475 в структуру органов местного самоуправления входит администрация Города Томска - местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования "Город Томск").

Согласно ст. 8, 39 Устава г. Томска в компетенции администрации г. Томска относится, в том числе организация сбора, вывоза, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов.

Таким образом, исходя из анализа приведенных выше положений закона, суд приходит к выводу о том, что, организация сбора и вывоза отходов, в том числе из мест их несанкционированного размещения, находится в компетенции администрации г. Томска.

В соответствии со ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.

Суд приходит к выводу, что администрацией каких-либо мер по ликвидации несанкционированного размещения отходов «свалки» не предпринималось. Доказательств обратному ответчиком не представлено.

Несанкционированное размещение отходов в указанном месте угрожает санитарному благополучию микрорайона и нарушает права жителей на благоприятную и безопасную окружающую среду.

Обязанность ответчика по организации ликвидации несанкционированных свалок предусмотрена приведенными выше положениями Федеральных законов «Об охране окружающей природной среды», «Отходах производства и потребления», «Общих принципах организации местного самоуправления».

Названная обязанность должна исполняться своевременно, нарушений прав граждан в области защиты их прав на благоприятную окружающую среду допущено быть не должно.

На основании изложенного, суд приходит к выводу, что на администрацию г. Томска должна быть возложена обязанность принять меры по организации вывоза, утилизации свалки, расположенной по адресу: <адрес>, рядом с жилым домом по адресу: <адрес>, общей площадью 4х5 м., общим объемом 20 куб.м., высотой 1 м. (состав – твердые бытовые отходы), поскольку неприятие данных мер по ликвидации свалки в нарушение требований законодательства ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку района, чем нарушаются гарантированные Конституцией РФ права граждан - жителей близлежащих домов на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью.

Таким образом, исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора Ленинского района г.Томска удовлетворить.

Обязать администрацию города Томска принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), расположенной по адресу: <адрес>, рядом с жилым домом по адресу: <адрес>, общей площадью 4х5 м., общим объемом 20 куб.м., высотой 1 м. (состав – твердые бытовые отходы).

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца через Советский районный суд г. Томска.

Судья:

На момент опубликования решение не вступило в законную силу.