2-1769/12 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ г. Томск 27 июня 2012 г. Советский районный суд г. Томска в составе: председательствующего судьи Ткаченко И.А. при секретаре Алюниной Д.В. с участием: представителя призывной комиссии г. Томска, военного комиссариата Томской области Парфеновой В.А., действующей на основании доверенностей № от ДД.ММ.ГГГГ, № от ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Макарова Александра Андреевича об оспаривании решения призывной комиссии по г. Томску от ДД.ММ.ГГГГ, УСТАНОВИЛ: Макаров А.А. обратился в суд с заявлением о признании решения призывной комиссии г.Томска от ДД.ММ.ГГГГ о призыве на военную службу незаконным и необоснованным, обязать отменить указанное решение. Указал в обоснование, что решением призывной комиссии г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ он призван на военную службу. Считает указанное решение незаконным и необоснованным, поскольку у него имеется ряд заболеваний, при которых граждане могут быть признаны ограниченно годными к военной службе: - болезнь позвоночника (остеохондроз грудного отдела позвоночника) - болезни системы кровообращения (гипертоническая болезнь) Сведения о наличии указанных заболеваний содержаться в его медицинской карте амбулаторного больного, заведенной МЛПМУ «Межвузовская больница». Каждое из перечисленных заболеваний, в зависимости от результатов обследования, предполагает как возможность призыва на военную службу, так и полное освобождение от него. Однако ни врачом хирургом, ни врачом терапевтом, в связи с имеющимися у него заболеваниями он не направлялся на медицинское обследование. Считает, что призывная комиссия г. Томска приняла оспариваемое решение на основе результатов неполного медицинского освидетельствования. Заявитель Макаров А.А., извещенный надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в суд не явился. В соответствии с положениями ст. ч.2 ст. 257 ГПК суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие заявителя. Представитель призывной комиссии г.Томска, военного комиссариата Томской области Парфенова В. А. считала заявление не подлежащим удовлетворению, поскольку оспариваемое решение призывной комиссии г.Томска принято в соответствии с законом. Указала, что определение категории годности гражданина к военной службе является обязанностью врачей- специалистов, привлекаемых призывной комиссией к медицинскому освидетельствованию. На призывную комиссию не возложено установление в каком-либо порядке категории годности к военной службе, при решении вопроса о направлении призывника в войска призывная комиссия не вправе установить призывнику категорию годности, отличную от установленной заключением врачей-специалистов. При медицинском освидетельствовании Макаров А.А. каких-либо документов, подтверждающих наличие у него заболеваний, препятствующих призыву на военную службу не представил, как и не высказывал жалобы на состояние здоровья. На момент его освидетельствования данные для направления на дополнительное медицинское освидетельствование отсутствовали. Итоги заключения «здоров», категория годности к военной службе «А», показатель предназначения «1». Заслушав представителя заинтересованных лиц, исследовав материалы дела, обозрев в судебном заседании сведения из МЛПМУ «Межвузовская больница» о лицах, стоящих на диспансерном учете, а также переболевших в течение последних 12 месяцев инфекционными заболеваниями и паразитарными болезнями, суд оснований для удовлетворения заявления не находит. Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.1. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. В соответствие со ст. 13 Гражданского кодекса РФ и п. 6 Постановления Пленума Верховного суда N 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда N 8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. В соответствии с ч.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Пунктом 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 N 2 "О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих" разъяснено, что в порядке, предусмотренном главой 25 ГПК РФ, рассматриваются и разрешаются также иные дела, возникающие из публичных правоотношений и отнесенные федеральными законами к компетенции судов общей юрисдикции, в частности об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, которые не являются органами государственной власти и органами местного самоуправления, но наделены властными полномочиями в области государственного управления или распорядительными полномочиями в сфере местного самоуправления и принимают решения, носящие обязательный характер для лиц, в отношении которых они вынесены, решений призывных комиссий (пункт 7 статьи 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе"). Согласно ст.5 Закона РФ от 27.04.1993 N 4866-1 (ред. от 09.02.2009) "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" для обращения в суд с жалобой устанавливается срок в три месяца со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права. В соответствии со ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. В соответствии с разъяснениями Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 10.02.2009 г. N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» (п.24) принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Оспариваемое решение призывной комиссии было принято ДД.ММ.ГГГГ Макаров А.А. обратился в суд с настоящим заявлением ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается штампом входящей корреспонденции на нем. Следовательно, срок для обращения в суд заявителем не пропущен. В соответствии со ст.8 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 30.11.2011 г.) "О воинской обязанности и военной службе" граждане обязаны состоять на воинском учете, за исключением граждан: освобожденных от исполнения воинской обязанности в соответствии с настоящим Федеральным законом; проходящих военную службу; отбывающих наказание в виде лишения свободы; женского пола, не имеющих военно-учетной специальности; постоянно проживающих за пределами Российской Федерации. Воинский учет граждан, за исключением граждан, указанных в пункте 3 настоящей статьи, осуществляется военными комиссарами по месту их жительства, а граждан, прибывших на место пребывания на срок более трех месяцев, - по месту их пребывания. Согласно ст.22 названного Закона призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее - граждане, не пребывающие в запасе). На военную службу не призываются граждане, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу. В соответствии со ст.26 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ (ред. от 28.12.2010) "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в указанные в повестке военного комиссариата время и место для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до начала военной службы. Призыв на военную службу указанных граждан организуют военные комиссариаты через свои структурные подразделения и осуществляют призывные комиссии, создаваемые в муниципальных районах, городских округах и на внутригородских территориях городов федерального значения решением высшего должностного лица субъекта Российской Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) по представлению военного комиссара. Согласно ст.28 указанного Закона при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности. При принятии решения о призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, призывная комиссия определяет вид и род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане будут проходить военную службу. Из указанных положений закона следует, что граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие на воинском учете или не состоящие, но обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе, подлежат призыву на военную службу, если им не предоставлена отсрочка от призыва. Призыв на военную службу осуществляют призывные комиссии с обязательным прохождением призывниками медицинского освидетельствования. В соответствии с требованиями Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", по представлению военного комиссара Томской области от 12.03.2012 г. № 1/481 Распоряжением Губернатора Томской области от 26.03.2012 N 92-р "О призыве граждан Российской Федерации, проживающих на территории Томской области, на военную службу в апреле - июле 2012 года" утверждены составы призывной комиссии Томской области и призывных комиссий муниципальных образований Томской области, в том числе г. Томска. В судебном заседании установлено, что Макаров А.А. состоит на воинском учете в отделе ВКТО по г. Томску с ДД.ММ.ГГГГ, где первоначально установлена категория годности»...». Протоколом № от ДД.ММ.ГГГГ, согласно учетной карточке призывника, заявителю после медицинского освидетельствования была предоставлена отсрочка от призыва на военную службу в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 статьи 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» на период получения образования до ДД.ММ.ГГГГ. Согласно извещения №, направленного начальнику военного комиссариата Томской области Макаров А.А. студент 3 курса механического факультета Томского государственного архитектурно-строительного университета дневного отделения отчислен из числа студентов за академическую неуспеваемость. По итогам медицинского освидетельствования как в ДД.ММ.ГГГГ г. так и в ДД.ММ.ГГГГ и в ДД.ММ.ГГГГ года Макаров А.А. был признан годным по состоянию здоровья к военной службе. Указанные обстоятельства подтверждаются учетной карточкой призывника, копия которой представлена в материалы дела. Учетная карточка призывника Г также содержит установленный врачами диагноз «здоров», категория годности – «...», показатель предназначения -.... Данное заключение подписано врачом, руководящим работой врачей-специалистов по медицинскому освидетельствованию. На основании данного заключения о категории годности решением призывной комиссии отдела военного комиссариата Томской области по г.Томску от ДД.ММ.ГГГГ г согласно ст.22 Закона РФ «О воинской обязанности и военной службе» Макаров А.А. призван на военную службу, предназначен в части ..., зачислен в команду №. Согласно протоколу № от ДД.ММ.ГГГГ данное решение было принято призывной комиссии в составе: председателя призывной комиссии Д заместителя председателя призывной комиссии К секретаря призывной комиссии С членов призывной комиссии: врача, руководящего работой по медицинскому освидетельствованию граждан, подлежащих призыву на военную службу И представителя органа внутренних дел С представителя органа управления образования М представителя органа службы занятости населения К Указанные лица входят в состав призывной комиссии г.Томска на основании распоряжения Губернатора Томской области от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно ст.5.1 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" граждане при постановке на воинский учет, призыве или поступлении на военную службу по контракту, поступлении в военные образовательные учреждения профессионального образования, призыве на военные сборы, а также граждане, ранее признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, проходят медицинское освидетельствование врачами-специалистами: терапевтом, хирургом, невропатологом, психиатром, окулистом, оториноларингологом, стоматологом, а в случае необходимости - врачами других специальностей. По согласованию с командиром (начальником) воинской части (военно-медицинского учреждения) для медицинского освидетельствования указанных граждан могут привлекаться военные врачи-специалисты. Врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, определяется Положением о военно-врачебной экспертизе. Приказом Министра обороны Российской Федерации N 240 и Министерства здравоохранения РФ N 168 от 23.05.2001 утверждена "Инструкция о порядке проведения медицинского освидетельствования, обследования (лечения) граждан Российской Федерации при призыве на военную службу и лечебно-оздоровительных мероприятий среди граждан Российской Федерации, получивших отсрочки от призыва на военную службу по состоянию здоровья". Согласно пункту 7 Инструкции не ранее 30 суток до начала медицинского освидетельствования призывников им проводятся: а) флюорографическое (рентгенологическое) исследование органов грудной клетки в двух проекциях (если оно не проводилось или в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев); б) анализ крови (определение СОЭ, гемоглобина, лейкоцитов); в) анализ мочи (удельный вес, белок); г) электрокардиографическое исследование. Пунктом 9 Инструкции предусмотрено, что врач-специалист, привлекаемый к медицинскому освидетельствованию призывника, изучив его анамнез, результаты клинико-инструментального исследования и оценив состояние здоровья, выносит заключение о категории его годности к военной службе. В соответствии с пунктом 10 в разделе "Итоговое заключение..." учетной карты призывника и карты медицинского освидетельствования гражданина, подлежащего призыву на военную службу, указываются диагноз, статья и подпункт статьи расписания болезней, категория годности к военной службе и показатель предназначения для прохождения военной службы. По смыслу приведенных норм в их взаимосвязи итоговое заключение о годности гражданина к военной службе может быть дано только на основании его обследования врачами-специалистами с учетом результатов флюорографических и лабораторных исследований. Это требование направлено на обеспечение как прав граждан, подлежащих призыву, так и интересов военной службы, поскольку его выполнение снижает риск призыва на службу лиц с расстройствами здоровья, которые могут проявляться и непосредственно перед призывом. Без выполнения призывной комиссией обязанностей, связанных с организацией соответствующих исследований, заключение о годности гражданина к военной службе не может быть признано обоснованным. Порядок организации и проведения медицинского освидетельствования граждан, подлежащих призыву, определен Положением о военно-врачебной экспертизе, утвержденным Постановлением Правительства РФ "Об утверждении Положения о военно-врачебной экспертизе" от 25.02.2003 N 123. По смыслу п. п. 16 - 20 названного Положения при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу врачами-специалистами проводится медицинское освидетельствование граждан, которое проводят, в частности, хирург, терапевт, невропатолог, психиатр, окулист, оториноларинголог, стоматолог, а в случае необходимости - врачи других специальностей. При невозможности дать медицинское заключение на месте для уточнения диагноза заболевания либо для лечения гражданин на основании решения комиссии по постановке на воинский учет, призывной комиссии или военного комиссара может быть направлен в медицинскую организацию на амбулаторное или стационарное медицинское обследование. По завершении медицинского обследования (лечения) гражданина составляется акт исследования состояния здоровья. При возможности завершить медицинское обследование (лечение) гражданина до окончания работы комиссии по постановке граждан на воинский учет или призывной комиссии врач-специалист выносит заключение о том, что гражданин нуждается в медицинском обследовании (лечении) с указанием срока явки на повторное медицинское освидетельствование. В личном деле призывника Макарова А.А.. имеются все данные о проведении анализов крови, мочи, флюорографического и электрокардиографического исследования. Обращаясь в суд, Макаров А.А. указывает, что он имеет ряд заболеваний и в нарушение п.9 и 12 Инструкции ни врач хирург, ни врач терапевт на обследование его не направляли, акты исследования состояния здоровья не выдавали. Однако как видно из учетной карты призывника Макарова А.А. при проведении медицинского освидетельствования все врачи поставили заключение «здоров», категория годности «...», каких-либо жалоб со стороны Макарова А.А. не поступало. Кроме того, в судебном заседании обозревался список лиц, состоящих на диспансерном учете в МЛПБУ «Межвузовская поликлиника» по поводу заболеваний, а также переболевших в течение последних 12 месяцев инфекционными заболеваниями и паразитарными болезнями. Данный список находился в распоряжении врачей-специалистов, проводивших медицинское освидетельствование. В указанном списке фамилия Макаров А.А. отсутствует. Таким образом, ссылка заявителя на то, что призывная комиссия приняла оспариваемое решение на основе результатов неполного медицинского освидетельствования, не соответствует материалам дела. На момент проведения в отношении Макарова А.А. освидетельствования, у призывной комиссии не было медицинских документов, подтверждающих наличие у заявителя заболеваний, дающих право на установление иной категории годности к военной службе, чем та, которая была ему установлена, не представлено указанных документов и при рассмотрении дела в суде. Изложенное в совокупности, свидетельствует об отсутствии в действиях призывной комиссии нарушения каких-либо требований закона, в связи с чем, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявления Макарова А.А. о признании незаконными решения призывной комиссии ДД.ММ.ГГГГ На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд Решил: В удовлетворении заявления об оспаривании решения призывной комиссии по г. Томску от ДД.ММ.ГГГГ Макарову Александру Андреевичу отказать. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме. Судья