2-1824/2012 РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 28 июня 2012 года Советский районный суд г. Томска в составе: председательствующего Куц Е.В., при секретаре Хасанзянове А.И., при участии: представителя заявителя Зизюк Л.С., действующей на основании доверенности от 16.05.2012г., выданной сроком на три года, представителя ответчика Кадочниковой Н.С., действующей на основании доверенности от 10.01.2012г., выданной сроком до 31.12.2012г., рассмотрев в судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Хромовой ГЯ к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску об оспаривании решения от ДД.ММ.ГГГГ. №, обязании произвести зачет излишне уплаченной суммы земельного налога УСТАНОВИЛ: Хромова Г.Я. (далее – заявитель, налогоплательщик) обратилась в суд с иском к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску (далее – ИФНС России по г. Томску, ответчик, налоговый орган) о признании недействительным решения ИФНС России по г. Томску по г. Томску от ДД.ММ.ГГГГ. № об отказе в осуществлении зачета излишне уплаченного налога, обязании произвести зачет излишне уплаченной суммы земельного налога в размере ... руб. в счет предстоящих платежей по земельному налогу за период 2011 года. В обоснование заявленных требований указала, что в 2009 году являлась собственником земельного участка площадью по адресу <адрес>. ИФНС России по г.Томску в 2010 году в ее адрес было направлено налоговое уведомление на уплату земельного налога за 2009 год в размере ... руб. Оплата ею была произведена 23.04.2010г. Указывает, что земельный налог ей начислен на основании кадастровой стоимости его земельного участка согласно сведениям, представленным ФГУ «Земельная палата по Томской области». В свою очередь, кадастровая стоимость ее земельного участка на 2009 год исчислена ФГУ «Земельная палата по Томской области» на основании кадастровой оценки земельных участков, утвержденной Постановлением Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008. Ссылается на то, что земельный налог за налоговый период 2009 года должен быть исчислен по ранее установленной кадастровой стоимости земельных участков, действующей на 01.01.2009, а взыскание земельного налога, исчисленного на основании кадастровой оценки, утвержденной Постановлением Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008, считает незаконным, поскольку указанное постановление, официально опубликованное в «Собрании законодательства Томской области» № 12 (41) 31.12.2008, подлежит применению не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Со ссылками на ст.78 НК РФ просит решение ИФНС России по г. Томску от ДД.ММ.ГГГГ. № об отказе в осуществлении зачета (возврата) признать недействительным, обязать произвести зачет излишне уплаченной суммы земельного налога в размере ... руб. в счет предстоящих платежей по земельному налогу за 2011 год. В судебное заседание заявитель Хромова Г.Я. надлежащим образом извещенная о времени и месте судебного заседания, не явилась, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представитель истца Зизюк Л.С. исковые требования поддержала дала пояснения в объеме иска. Дополнительное пояснила, что исчисление земельного налога предусматривает применение как налогового, так и земельного законодательства. Полагала, что налогоплательщикам дано право рассчитывать на сроки вступления в силу новых актов о налогах. Поэтому, с целью соблюдения гарантированных законодательством прав налогоплательщику, в той части, где Постановление Администрации предназначено для налогообложения, оно должно действовать во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе РФ. Представитель ответчика- ИФНС России по г.Томску Кадочникова Н.С., действующая на основании доверенности от 10.01.2012 сроком до 31.12.2012, исковые требования не признала, приведя в обоснование позиции по делу доводы, аналогичные изложенным в письменном отзыве на заявление. Ссылалась на ч.1 ст.72 Конституции Российской Федерации, п.3 ст.2, ст.66 Земельного кодекса РФ, ст.390, 389, 391 НК РФ, полагала, что в состав законодательства о налогах и сборах включаются законодательство Российской Федерации о налогах и сборах, законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований о налогах и сборах. В связи с чем, полагала, что Постановление Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008 г. касается вопросов оценки принадлежащих (находящихся в пользовании) граждан и юридических лиц земель и не регулирует правоотношений, указанных в ст.2 НК РФ и, следовательно, на них не распространяются нормы ст. 5 НК РФ. Кроме того, ссылалась на то, что законодатель установил в статье 396 НК РФ особые сроки доведения до сведения налогоплательщиков кадастровой стоимости земельных участков, отличные от сроков согласно статьи 5 НК РФ, что также является доказательством того, что нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, утвердившие кадастровую стоимость земель, регулируют земельные отношения. Просила в удовлетворении иска отказать. Выслушав представителей сторон, определив на основании ч.5 ст.167 ГПК РФ рассмотреть дело в отсутствие истца, исследовав доказательства по делу в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что исковое заявление подлежит удовлетворению. В статье 57 Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. В соответствии с п.1,2 ст.3 НК РФ, каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения. Налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев. Также не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав. Согласно ст.19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы. В соответствии с п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками налога (далее в настоящей главе - налогоплательщики) признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Как указано в пункте 1 ст.389 НК РФ объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. В судебном заседании установлено, что Хромова Г.Я. в 2009 году являлась субъектом права собственности земельного участка по адресу <адрес> кадастровый номер №, расположенного на землях населенных пунктов, разрешенное использование: магазины, автостоянка для временного хранения индивидуальных легковых автомобилей, общей площадью 6867,5 кв.м., что следует из искового заявления, подтверждается свидетельством о государственной регистрации права №. В силу п.1 ст.15 Налогового кодекса РФ земельный налог относится к местным налогам. Пунктами 1, 2 ст.387 НК РФ установлено, что земельный налог устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, порядок и сроки уплаты налога. При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков. Как следует из системного толкования норм статей 15, 387 НК РФ, земельный налог является местным налогом и вводится в действие нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в порядке, установленном главой 31 Налогового кодекса Российской Федерации. На территории города Томска земельный налог введен Положением о взимании земельного налога на территории муниципального образования «город Томск», утвержденным решением Думы г. Томска № 320 от 31.10.2006. Согласно п. 3 ст. 396 НК РФ сумма земельного налога, подлежащая уплате в бюджет налогоплательщиками, являющимися физическими лицами, исчисляется налоговыми органами. Судом установлено, сто ИФНС России по г. Томску в адрес Хромовой Г.Я. направлено налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ на уплату физическим лицом земельного налога за 2009 год в размере ... руб., в том числе, за спорный земельный участок – ... руб. Чеком-ордером подтверждается, что указанная сумма земельного налога была уплачена ДД.ММ.ГГГГ В соответствии с п.1 ст.78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки по иным налогам, задолженности по пеням и штрафам за налоговые правонарушения либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей. Зачет сумм излишне уплаченных федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов производится по соответствующим видам налогов и сборов, а также по пеням, начисленным по соответствующим налогам и сборам. Зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Решение о зачете суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей налогоплательщика принимается налоговым органом в течение 10 дней со дня получения заявления налогоплательщика или со дня подписания налоговым органом и этим налогоплательщиком акта совместной сверки уплаченных им налогов, если такая совместная сверка проводилась. ( п. 4 ст. 78 НК РФ). Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Хромова Г.Я. обратилась в ИФНС России по г.Томску с заявлением о зачете излишне уплаченного земельного налога в сумме ... руб. в счет предстоящих налоговых платежей по земельному налогу, подлежащих уплате налогоплательщиком за 2011г. Решением инспекции от ДД.ММ.ГГГГ № в осуществлении зачета переплаты отказано в связи с ее отсутствием. Вместе с тем, в соответствии с п.1 ст.396 НК РФ сумма налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой базы, если иное не предусмотрено пунктами 15 и 16 настоящей статьи. В соответствии со ст.390 НК РФ налоговая база определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со статьей 389 настоящего Кодекса. Кадастровая стоимость земельного участка определяется в соответствии с земельным законодательством Российской Федерации. Пунктом 1 ст.391 НК предусмотрено, что налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом. П. 1 ст. 393 ННК РФ определяет, что налоговым периодом признается календарный год. Таким образом, земельный налог за 2009 год должен исчисляться исходя из налоговой базы, определяемой по кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января 2009 года. В соответствии с п.3 постановления Правительства РФ от 25.08.1999 № 945 «О государственной кадастровой оценке земель» и п.10 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.04.2000 № 316, результаты государственной кадастровой оценки земель утверждаются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации по представлению территориальных органов Роснедвижимости. Согласно п.4 ст.391 НК РФ налоговая база для каждого налогоплательщика, являющегося физическим лицом, определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими кадастровый учет, ведение государственного кадастра недвижимости и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Земельный налог Хромовой Г.Я. исчислен на основании кадастровой стоимости его земельного участка согласно сведениям, представленным ФГУ «Земельная палата по Томской области». В свою очередь, кадастровая стоимость земельного участка ответчика на 2009 год исчислена ФГУ «Земельная палата по Томской области» на основании кадастровой оценки Земельных участков, утвержденной Постановлением Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008. Согласно правовой позиции, приведенной в Определении Конституционного Суда РФ от 03.02.2010 № 165-О-О и от 24.02.2011 № 156-О-О, правовое регулирование земельного налога носит комплексный характер и состоит из актов как налогового, так и земельного законодательства, которое используется для целей налогообложения. Такое правовое регулирование должно производиться с соблюдением вытекающих и Конституции Российской Федерации и получающих конкретизацию в действующим налоговом законодательстве гарантий прав налогоплательщиков, включая те, которые определяют особый порядок вступления в силу актов о налогах и сборах. Нормативные правовые акты органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении кадастровой стоимости земельных участков в той части, в которой они во взаимосвязи с нормами статей 390 и пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса РФ порождают правовые последствия для граждан и их объединений как налогоплательщиков, действуют во времени в том порядке, какой определен федеральным законодателем для вступления в силу актов законодательства о налогах и сборах в Налоговом кодексе РФ. Пунктом 1 ст.5 НК РФ предусмотрено, что акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Акты законодательства о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей. Федеральные законы, вносящие изменения в настоящий Кодекс в части установления новых налогов и (или) сборов, а также акты законодательства о налогах и сборах субъектов Российской Федерации и нормативные правовые акты представительных органов муниципальных образований, вводящие налоги, вступают в силу не ранее 1 января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования. Пункт 5 ст. 5 НК ПФ устанавливает, что положения, предусмотренные настоящей статьей, распространяются также на нормативные правовые акты о налогах и сборах федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления. Учитывая изложенное, Постановление Администрации Томской области № 262а от 24.12.2008, официально опубликованное в «Собрании законодательства Томской области» 31.12.2008, подлежит применению не ранее чем по истечении одного месяца со дня его официального опубликования и не ранее первого числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что земельный налог за налоговый период 2009 года Хромовой Г.Я. должен быть начислен по ранее установленной кадастровой стоимости, действующей на 01.01.2009г. При этом суд учитывает, что предметом рассмотрения в рамках настоящего дела является только оспаривание в суде законности ненормативного акта налоговой инспекции. Требование же об обязании налогового органа произвести зачет излишне уплаченного налога в заявленном размере не носит самостоятельного характера и, следовательно, является способом устранения допущенных нарушений прав заявителя. Вместе с тем, правило ч. 1 ст. 258 ГПК РФ не может охватывать возможность принятия судом решения о взыскании средств из бюджетов в пользу налогоплательщика. Решение об оспаривании ненормативных правовых актов налоговых органов может лишь понуждать последних к совершению должных действий по заявлению налогоплательщика. В случае судебного признания незаконным отказа налогового органа в зачете сумм налогов в счет уплаты предстоящих платежей решение суда также может касаться лишь действий и решений, непосредственно связанных с оспариваемым юридическим фактом. Решение суда по делам, рассмотрение которых регулируется главой 25 ГПК РФ, не может разрешать вопросы о субъективных правах заявителей, осуществление которых и тем более возникновение которых связано не только с неправомерным актом, действием или бездействием органов, но и с наличием других обстоятельств Суд при принятии такого решения не возлагает на себя выполнение тех функций, которые законом отнесены к компетенции налоговых органов. При таких обстоятельствах, признавая незаконным решение налогового органа от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в осуществлении зачета, суд полагает необходимым в качестве способа устранения допущенных нарушений прав заявителя обязать ИФНС России по г. Томску произвести зачет излишне уплаченной суммы земельного налога за 2009 год в счет предстоящих платежей по земельному налогу за период 2011 года без указания суммы налога, подлежащей зачету, поскольку ее определение входит в компетенцию налогового органа и может зависеть от иных обстоятельств, не подлежащих установлению в рамках настоящего дела. В соответствии с ч.1 ст.98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные судебные расходы, к которым, в соответствии со ст.88 ГПК РФ, относится госпошлина. Заявителем при обращении в суд была уплачена государственная пошлина в размере ... руб., что подтверждается чеком-ордером от 28.05.2012, данный размер государственной пошлины отвечает требованиям ч.1 ст.333.19 НК РФ. Таким образом, с ответчика в пользу Хромовой Г.Я. подлежат взысканию судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере ... руб. Руководствуясь ст. 258, ст.ст.194 - 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявленные требования Хромовой ГЯ к инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску удовлетворить. Признать недействительным решение инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску от ДД.ММ.ГГГГ № об отказе в осуществлении зачета излишне уплаченного налога. Обязать инспекцию Федеральной налоговой службы по г. Томску произвести зачет излишне уплаченной суммы земельного налога в счет предстоящих платежей по земельному налогу за период 2011 года. Взыскать с инспекции Федеральной налоговой службы по г. Томску в пользу Хромовой ГЯ расходы по уплате государственной пошлины в размере ... руб. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца через Советский районный суд г.Томска. Судья: /подпись/ Копия верна: Судья Е.В. Куц Секретарь А.И. Хасанзянов