О признании незаконным отказа в передаче земельного участка в собственность



Именем Российской Федерации

Решение

29 июня 2012 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Куц Е.В.

при секретаре Хасанзянове А.И.

при участии заявителя, представителя заявителя Кузнецовой Л.В., действующей на основании доверенности от 02.04.2011г., выданной сроком на три года, представителя заинтересованного лица Герасимова В.В., действующего на основании доверенности от 16.02.2012г. № 856, выданной сроком на один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело

по заявлению Тураева ЮП

к Администрации города Томска

о признании незаконным отказа в передаче земельного участка в собственность

установил:

Тураев Ю.П. обратился в суд с заявлением о признании отказа администрации города Томска в передаче земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> в собственность Тураеву Ю.П. незаконным и необоснованным.

В обоснование заявленных требования указано, что на основании договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ (в редакции дополнительных соглашений от ДД.ММ.ГГГГ. и ДД.ММ.ГГГГ.) заявитель является арендатором земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 569 кв.м. Договор аренды зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации кадастра и картографии по Томской области. В 2011г. Тураев Ю.П. обратился в администрацию города Томска о передаче данного земельного участка в собственность. Необходимость переоформления прав на земельный участок вызвана тем, что более чем за девять лет использования земельного участка заявителем проведена его рекультивация, на участок завезено около 150 кв.м. плодородной земли, значительно улучшены плодородные качества почвы. На его обустройство затрачено более ... рублей. Кроме того, арендуемый участок граничит с крутым склоном и для его укрепления были высажены десятки деревьев и кустарников. По результатам рассмотрения заявления, администрация г. Томска отказала в передаче данного земельного участка заявителю в собственность. При этом заместителями мэра города Томска Е.В. Паршуто, А.И. Цымбалюк, А.А. Мельниковым заявителю направлялись ответы с взаимоисключающими обоснованиями невозможности удовлетворения заявления. На обращение к Мэру города Томска для окончательного разрешения вопроса устранения противоречий в направленных в адрес заявителя ответах должностных лиц администрации города Томска, был дан ответ, в котором указывалось, что администрацией города Томска неоднократно давался ответ по существу обращения, и, если заявитель считает, что нарушены его права, то он может обратиться в суд. Считает данный отказ незаконным и необоснованным.

В последующем требования уточнил, просил суд признать отказ администрации города Томска в передаче земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 569 кв.м. в собственность Тураеву Ю.П., содержащийся в ответах первого заместителя Мэра Е.В. Паршуто от 22.09.2011г. № Т-1802, заместителя Мэра г. Томска А.А. Мельникова от 14.11.2011г. № Т-3120, заместителя Мэра г. Томска А.И. Цымбалюка от 22.03.2012г. №416-ж, № 416/2, Мэра г. Томска Н.А. Николайчука от 28.05.2012г. №1494-ж незаконным и необоснованным.

Заявитель и его представитель в судебном заседании поддержали заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении. Также указали, что спорный участок выделен заявителю в 2002 году, зонирование проведено в 2007 году, объективных причин для отказа в предоставлении в собственность заявителю земельного участка у администрации не имеется.

Представитель Администрации города Томска возражал против удовлетворения заявленных требований, указав на невозможность предоставления данного земельного участка в собственность под испрашиваемый заявителем вид использования - огородничество и садоводство, поскольку такой испрашиваемый вид использования не предусмотрен для земельных участков, расположенных в зоне ОЖИ, в который указанный участок располагается. Также указал на пропуск заявителем срока обращения в суд.

Заслушав пояснения заявителя, представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, изучив и оценив письменные доказательства, суд полагает, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как указывают нормы статьи 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса (п. 1). Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

В силу ст. 1 ГК РФ гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечивая восстановления нарушенных прав, их судебной защиты (п. 1). Граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе Договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора. Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (п. 2).

В соответствии со ст. 2 ГК РФ гражданское законодательство определяет правовое положение участников гражданского оборота, основания возникновения и порядок осуществления права собственности и других вещных прав, прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальных прав), регулирует договорные и иные обязательства, а также другие имущественные и личные неимущественные отношения, основанные на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности участников.

Участниками регулируемых гражданским законодательством отношений являются граждане и юридические лица. В регулируемых гражданским законодательством отношениях могут участвовать также Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования (статья 124).

Статьей 3 ГК РФ предусмотрено, что в соответствии с Конституцией Российской Федерации гражданское законодательство находится в ведении Российской Федерации (п. 1). Гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов (далее - законы), регулирующих отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса. Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу (п. 2).

Правоотношения, связанные с арендой имущества, регулируются нормами гражданского законодательства, его общие и специальные положения содержатся в ГК РФ, а также иных законах и нормативных актах федеральных органов власти, приняты в пределах их компетенции.

Согласно п. 2 ст. 22 ЗК РФ земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским законодательством и настоящим Кодексом.

Статьей 606 ГК РФ определено, что по договору аренды (имущественного найма) арендодатель (наймодатель) обязуется предоставить арендатору (нанимателю) имущество за плату во временное владение и пользование или во временное пользование.

Как указано в п. 1 ст. 607 ГК РФ в аренду могут быть переданы земельные участки и другие обособленные природные объекты, предприятия и другие имущественные комплексы, здания, сооружения, оборудование, транспортные средства и другие вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи).

Законом могут быть установлены виды имущества, сдача которого в аренду не допускается или ограничивается.

Законом могут быть установлены особенности сдачи в аренду земельных участков и других обособленных природных объектов (п. 2 ст. 607 ГК РФ).

Из договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. следует, что арендодатель- Департамент недвижимости от имени администрации города Томска в лице и.о. первого заместителя руководителя комитета по земельным ресурсам и землеустройству Стрыгина В.В. передал в аренду Тураеву Ю.П. земельный участок в Северном округе, под учетным номером , расположенный по адресу: <адрес>

Из кадастрового плана земельного участка (выписки из государственного земельного кадастра) от ДД.ММ.ГГГГ. № следует, что земельному участку, расположенному по адресу: <адрес> присвоен кадастровый номер

Согласно п. 2 дополнительного соглашения №1 от ДД.ММ.ГГГГ. к договору от ДД.ММ.ГГГГ. срок действия договора аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ. продлен до ДД.ММ.ГГГГ

Из п.1 дополнительного соглашения №2 от ДД.ММ.ГГГГ. к договору от ДД.ММ.ГГГГ. в редакции дополнительного соглашения №1 (С-783) от ДД.ММ.ГГГГ. стороны пришли к соглашению, что срок действия договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ. в редакции дополнительного соглашения №1 (С-783) от ДД.ММ.ГГГГ. земельного участка, местоположение которого: <адрес>, площадью 569 кв.м. (кадастровый номер ) продлевается на неопределенный срок.

При этом стороны установили, что земельный участок, предоставленный заявителю в аренду, относится к категории земель – земли населенных пунктов, территориальная зона – смешанная жилая и обслуживающая зона в исторических районах (ОЖИ).

Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года 3 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа (п. 3); утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение, подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа (п. 26).

Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

В соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Томск», утвержденных решением Думы города Томска от 27.11.2007г. №687, спорный земельный участок расположен в смешанной жилой и обслуживающей зоне в исторических зонах (ОЖИ).

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде бездействие органа государственной власти, если считает, что нарушены его права и свободы.

Из положений гл.25 ГПК РФ, п.25 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» юридически значимыми обстоятельствами по настоящему делу являются: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Согласно заявлениям от 12.08.2012г., 24.11.2011г., 17.05.2012г. Тураев Ю.П. обращался к мэру города Томска о предоставлении ему в собственность земельного участка по адресу: <адрес> для эксплуатации приусадебного земельного участка и жилого дома (заявление от 12.08.2012г., вх. от 12.07.2011г. № Т-1802).

Ответом первого заместителя мэра города Томска Паршуто Е.В. от 22.09.2011г. №Т-1802 отказано в предоставлении земельного участка. Указано, что испрашиваемый земельный участок в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Томск», утвержденных решением Думы города Томска от 27.11.2007г. №687, расположен в смешанной жилой и обслуживающей зоне в исторических зонах (ОЖИ). Размещение индивидуального жилого дома в назначенной зоне не предусмотрено. В связи с тем, что формирование и предоставление земельного участка по адресу: <адрес> для заявленной цели приведет к нарушению требований правил землепользования и застройки, комиссия не согласовывает предоставление земельного участка.

Из ответа заместителя мэра города Томска Мельникова А.А. от 14.11.2011г. №Т-3120 следует, что земельный участок, расположенный по адресу: <адрес> в соответствии с картой градостроительного зонирования Правил землепользования и застройки муниципального образования «город Томск», утвержденных решением Думы города Томска от 27.11.2007г. №687, расположен в смешанной жилой и обслуживающей зоне в исторических зонах (ОЖИ).

В соответствии с постановлением Мэра города Томска от 02.12.2002г. №3990-з Тураеву Ю.П. земельный участок предоставлен для огородничества, без права переоформления в собственность. Правилами землепользования и застройки муниципального образования «город Томск», соблюдение которых является обязательным при принятии решения о землепользовании, не предусмотрен такой вид разрешенного использования, как «приусадебный участок». Оформить земельный участок в собственность для огородничества (приусадебного участка) не представляется возможным, так как отсутствует правовой механизм по предоставлению участка для заявленной цели.

Согласно письму от 22.03.2012г. №416-ж, №416/2 заместитель мэра города Томска Цымбалюк А.И. указывает, что администрацией города Томска, учитывая добросовестное исполнение договора аренды, принято решение о возобновлении договора аренды земельного участка на неопределенный срок. Кроме того, после подготовки земельного участка к торгам, Тураев Ю.П. может принять участие и приобрести земельный участок в собственности.

Из письма от 28.05.2012г. №1494-ж мэра города Томска следует, что администрацией города Томска неоднократно давался ответ на заявление о предоставлении земельного участка в собственность. Разъяснено право обращения с заявлением в суд.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделяются на категории и должны использоваться в соответствии с их целевым назначением.

Порядок использования земель, отнесенных к каждой категории, определяется положениями Земельного кодекса РФ и иными федеральными законами. Исходя из данного правила, земельные участки для садоводства, огородничества либо обслуживания жилых домов могут быть предоставлены из земель тех категорий, целевым назначением которых разрешены такие виды использования.

Земельные участки предоставляются в собственность или в аренду, а в специально указанных случаях - в постоянное (бессрочное) пользование или в безвозмездное срочное пользование (п. п. 2, 3 и 7 ст. 30, п. 1 ст. 30.1 ЗК РФ). Таким образом, речь идет о приобретении физическими и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

По общему правилу, содержащемуся в п. 1 ст. 129 ГК РФ, объекты гражданских прав могут свободно переходить от одного лица к другому, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Указанные ограничения в оборотоспособности земельных участков установлены в ст. 27 ЗК РФ.

Согласно п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Как указано в ч. 2 ст. 34 ЗК РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

В указанном в пункте 2 настоящей статьи заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (ч. 3 ст. 34 ЗК РФ).

При этом орган местного самоуправления при принятии решений о возможности предоставления земельного участка в собственность должен исходить из установленной местным законодателем системы зонирования территорий, определенной Генеральным планом муниципального образования и Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск».

Правилами землепользования и застройки в городе Томске, утвержденными Решением Думы города Томска от 27.11.2007 № 687 (далее – Правила) установлено, что градостроительное зонирование - зонирование территории муниципального образования в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Также Правилами предусмотрено, что территориальные зоны – это зоны, для которых в настоящих Правилах определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Градостроительный регламент, согласно Правилам, - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства;

Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства - использование земельных участков и объектов капитального строительства в соответствии с градостроительным регламентом или в соответствии с нормативными правовыми актами, принимаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами в случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент.

Правила также указывают, что ОЖИ – это смешанная жилая и обслуживающая зона в исторических зонах. Она предназначена для формирования многофункциональной жилой и общественной застройки с широким спектром коммерческих и обслуживающих функций местного и районного значения.

Вместе с тем, согласно статье 1 Федерального закона от 15.04.1998г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» садовый земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания плодовых, ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля, а также для отдыха (с правом возведения жилого строения без права регистрации проживания в нем и хозяйственных строений и сооружений); огородный земельный участок - земельный участок, предоставленный гражданину или приобретенный им для выращивания ягодных, овощных, бахчевых или иных сельскохозяйственных культур и картофеля (с правом или без права возведения некапитального жилого строения и хозяйственных строений и сооружений в зависимости от разрешенного использования земельного участка, определенного при зонировании территории);

При этом правила не предусматривают для зоны ОЖИ таких видов разрешенного использования как садоводство или огородничество.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что отказ в предоставлении в собственность земельного участка соответствует требованиям законодательства, регулирующего данные правоотношения.

Нарушений Администрацией города Томска требований законодательства, свидетельствующих о незаконности данного отказа, судом не усматривается.

В соответствии с ч.2 ст.71 ГПК РФ письменные доказательства представляются в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии.

Исходя из положений Основ законодательства Российской Федерации о нотариате и Указа Президиума Верховного Совета СССР от 04.08.83 №9779-X «О порядке выдачи и свидетельствования предприятиями, учреждениями и организациями копий документов, касающихся прав граждан», правом заверения копия документа наделены нотариусы и организации, в которых находится документ.

По смыслу данных норм сторонами в качестве доказательств по делу могут представляться оригиналы документов, либо их заверенные надлежащим образом копии.

Вместе с тем, письмо заместителя мэра г. Томска А.И. Цымбалюка от 22.03.2012г. №416-ж, № 416/2, письмо Мэру г. Томска от 24.11.2011г. о статусе земельного участка, а также кадастровый план земельного участка от 11.03.2003г. представлены заявителем в виде светокопий, оригиналов для сверения суду не представлено.

При таких обстоятельствах суд не может принять данные доказательства в качестве допустимых.

Кроме того, в соответствии со ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.

Согласно п.24 постановления Пленума Верховного Суда РФ «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» от 10.02.2009г. № 2 принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица.

Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе.

В силу ч. 1 ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Судом установлено, что заявитель оспаривает отказ в предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 569 кв.м. в собственность Тураеву Ю.П., содержащийся в ответах первого заместителя Мэра Е.В. Паршуто от 22.09.2011г. № Т-1802, заместителя мэра г. Томска А.А. Мельникова от 14.11.2011г. № Т-3120, заместителя мэра г. Томска А.И. Цымбалюка от 22.03.2012г. №416-ж, № 416/2, Мэра г. Томска Н.А. Николайчука от 28.05.2012г. №1494-ж.

Тураев Ю.П. обратился в суд 22.06.2012 года с заявлением об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка в собственность с пропуском срока, установленного ст. 256 ГПК РФ.

Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в пункте 3 Определения от 18.11.2004 № 367-О, само по себе установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

Представитель заявителя в судебном заседании полагал, что срок необходимо исчислять с даты последнего письма, содержащего отказ в предоставлении земельного участка - Мэра г. Томска Н.А. Николайчука от 28.05.2012г. №1494-ж, поскольку, рассматривая правомерность отказа надо исходить не из содержания каждого отдельного письма, а из переписки в целом. Кроме того, указала на юридическую неграмотность заявителя при определении сроков обращения в суд.

Рассмотрев указанные доводы, суд приходит к выводу о неуважительности причин пропуска срока обращения в суд с заявлением об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка в собственность, содержащегося в письмах первого заместителя Мэра Е.В. Паршуто от 22.09.2011г. № Т-1802, заместителя мэра г. Томска А.А. Мельникова от 14.11.2011г. № Т-3120, учитывая, что письмо Мэра г. Томска Н.А. Николайчука от 28.05.2012г. №1494-ж суть отказа в предоставлении земельного участка в собственность заявителя не содержит.

Поскольку отказ в предоставлении земельного участка в собственность выражен в определенных письмах, датированных 22.09.2011г., 14.11.2011г., 28.05.2012г., содержание каждого письма подлежит проверке на соблюдение законности в соответствии с разъяснениями, изложенными в п.25 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих».

При таких обстоятельствах срок обращения в суд с заявлением об оспаривании отказа в предоставлении земельного участка в собственность подлежит исчислению исходя из даты каждого письма в отдельности, а не из даты последнего письма Мэра г. Томска Н.А. Николайчука от 28.05.2012г. №1494-ж.

Суд также учитывает, что письма Мэра г. Томска Н.А. Николайчука от 28.05.2012г. №1494-ж содержит лишь разъяснения относительно того, что заявителю ранее неоднократно давался ответ по существу его обращения, также разъяснено право заявителя обратиться в суд, отказа в предоставлении в собственность земельного участка, как указано выше, данное письмо не содержит.

Пропуск срока обращения является основанием для принятия судом решения об отказе в удовлетворении требований заявителя.

При таких обстоятельствах оснований для удовлетворения требований заявителя об оспаривании отказа в предоставлении ему в собственность земельного участка с кадастровым номером , расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью 569 кв.м. в собственность Тураеву Ю.П., содержащийся в ответах первого заместителя Мэра Е.В. Паршуто от 22.09.2011г. № Т-1802, заместителя мэра г. Томска А.А. Мельникова от 14.11.2011г. № Т-3120, заместителя мэра г. Томска А.И. Цымбалюка от 22.03.2012г. №416-ж, № 416/2, Мэра г. Томска Н.А. Николайчука от 28.05.2012г. №1494-ж не имеется.

Руководствуясь, ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

В удовлетворении требований Тураева ЮП к Администрации города Томска о признании незаконным отказа в передаче земельного участка с кадастровым номером по адресу: <адрес>, общей площадью 569 кв.м. в собственность Тураеву ЮП, содержащегося в ответах первого заместителя Мэра города Томска от 22.09.2011г. № Т-1802, заместителя Мэра г. Томска А.А. Мельникова от 14.11.2011г. № Т-3120, заместителя Мэра г. Томска П.И. Цымбалюка от 22.03.2012г. № 416-ж, № 416/2, Мэра города Томска Н.Н. Николайчука от 28.05.2012г. № 1494-ж отказать.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Томска в течение месяца с момента изготовления решения в полном объеме.

Судья: /подпись/

Копия верна:

Судья Е.В. Куц

Секретарь А.И. Хасанзянов