Именем Российской Федерации Решение 25 июня 2012 года Советский районный суд г. Томска в составе: при секретаре Мухаметкалиевой О.С. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Томска выступившего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г. Томска о понуждении привести дорожное покрытие в соответствие с требованиями Государственного стандарта Российской Федерации, установил: Прокурор Октябрьского района г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц обратился с иском к администрации г. Томска о возложении обязанности привести дорожное покрытие на ул. Красноармейской в 20 метрах от пересечения с ул. Средне-Кирпичной в направлении ул. Яковлева в г. Томске в соответствие с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», СНиП 2.07.01-89 путем устранения выбоины на проезжей части размером 110х65х7 см, а также отклонения решетки дождеприемника относительно уровня лотка 5 см Свои требования мотивировал тем, что в ходе проведенной прокуратурой района проверки по соблюдению законодательства о безопасности дорожного движения при содержании ул. Красноармейской в г. Томске, выявлено, что состояние отдельного участка дороги не соответствует установленным требованиям и стандартам. Так, проезжая часть по ул. Красноармейской в 20 метрах от пересечения с ул. Средне-Кирпичной в направлении ул. Яковлева имеет выбоину размерами 110х65х7, а также отклонение решетки дождеприемника относительно уровня лотка 5 см. Вышеуказанные повреждения не соответствуют Государственному стандарту РФ ГОСТ Р 50597 – 93, СНиП 2.07.01-89, что подтверждается актом обследования участка дороги, составленном сотрудником ОГИБДД при УВД Томской области и помощником прокурора. Неисполнение администрацией города Томска требований действующего законодательства, регламентирующего состояние дорожного покрытия, существенно сказывается на правах и законных интересах неопределенного круга лиц, использующих данный переулок для передвижения, приводит к увеличению дорожно-транспортных происшествий, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на жизни, здоровье и имуществе граждан, защите их прав и законных интересов при предупреждении дорожно-транспортных происшествий, снижении тяжести их последствий. В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Томска Чернова А.В. требования поддержала по обстоятельствам, изложенным в иске. Представитель администрации г. Томска Бабьева Н.В., действующая на основании доверенности, исковые требования не признала по основаниям, изложенным в отзыве, указав следующее. Организация содержания дорог местного значения является полномочием Департамента городского хозяйства администрации города Томска, соответственно считает администрация города Томска является ненадлежащим ответчиком. Кроме того, на проведение конкурса, на заключение муниципального контракта по изготовлению технической документации на объект потребуется 60 дней. Только после проведения конкурса возможно заключение муниципального контракта. Выслушав мнение лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковое заявление прокурора Октябрьского района г. Томска подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п. 1 ст. 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности…» от 08.11.2007г. автомобильная дорога это - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. В соответствии с ч. 1 ст. 17 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Согласно ч. 4 указанной статьи в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов. В силу ч. 1 ст. 18 ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей. Согласно п. 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил. Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности дорожного движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения устанавливает Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от 11 октября 1993 года № 221). Согласно акту обследования участка дороги в городе Томске по ул. Красноармейской от 25 мая 2012 года, проведенного ОГИБДД УМВД России по г. Томску и помощником прокурора, установлено наличие выбоины на проезжей части длинной 110 см., шириной 65 см, глубиной 7 см, отклонение решетки дождеприемника относительно уровня лотка 5 см., указанные повреждения не соответствуют Государственному стандарту РФ ГОСТ Р 50597-93, СНиП 2.07.01-89. Предельно допустимые просадки, выбоины, разрушения не должны превышать: по длине – 15 см, ширине – 60 см, глубине 5 см. (п.3.1.2 ГОСТ Р 50597-93). Не допускается отклонение решетки дождеприемника относительно уровня лотка более трех сантиметров (п. 3.1.11 ГОСТ Р 50597-93). Данные обстоятельства также подтверждаются фототаблицами. В опровержение доводов прокурора доказательств суду не представлено. Согласно п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 1995года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в качестве задач настоящего Федерального закона определены охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Согласно ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения», ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч.2 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»). Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона РФ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1.5 ст. 8, ст. 39 Устава г. Томска к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 6 ФЗ РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Из п.п. 1, 6 ч. 1 ст. 13 ФЗ от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. Таким образом, обязанность по надлежащему содержанию дорог в данном случае должна быть возложена на администрацию г. Томска. Представителем администрации г. Томска не представлено доказательств соответствия в настоящее время указанного в акте обследования участка дороги требованиям стандартов, норм и правил. Довод представителя администрации г. Томска об отсутствие в бюджете денежных средств на ремонт дорожного покрытии и проведение конкурса, на заключение муниципального контракта по изготовлению технической документации на объект суд не принимает во внимании, поскольку обязанность по надлежащему содержанию дорог, ее ремонту с органа местного самоуправления данные обстоятельства не снимают. В ином случае указанные обстоятельства могут привести к нарушению прав и законных интересов граждан. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворить. Обязать администрацию Города Томска привести дорожное покрытие на ул. Красноармейской в 20 метрах от пересечения с ул. Средне-Кирпичной в направлении ул. Яковлева в г. Томске в соответствие с требованиями Государственного стандарта РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», СНиП 2.07.01-89 путем устранения выбоины на проезжей части размером 110х65х7 см, а также отклонения решетки дождеприемника относительно уровня лотка 5 см. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. Председательствующий: подпись. решение не вступило в законную силу ... ... ... ... ...
председательствующего Шефер И.А.