№ 2-1547/2012 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации 17 июля 2012 года Советский районный суд г. Томска в составе: председательствующего Шукшиной Л.А. при секретаре Панфиловой В.С., с участием истца Ахмедова Ш.Д., представителя истца Прохановой М.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год, представителя ответчика Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области – Мамаева А.Е., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком до ДД.ММ.ГГГГ, рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Ахмедова Ш.Д. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области о включении в специальный стаж в льготном исчислении периодов работы и назначении досрочно трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, УСТАНОВИЛ: Ахмедов Ш.Д. обратился в суд с иском к ГУ – УПФ РФ в г. Томск ТО, с учетом последних уточнений просит обязать ответчика включить в трудовой стаж, связанный с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, предусмотренный подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с применением льготного порядка исчисления стажа - 1 год работы за 1 год и 6 месяцев периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях старшего, ведущего научного сотрудника отделения сердечно-сосудистой хирургии в Федеральном государственном бюджетном учреждении научно-исследовательского института Кардиологии РАМН, назначив трудовую пенсию по старости досрочно с 14 декабря 2011 года. В обоснование требований указал, что 14.12.2011 года обратился в отдел ПФР Октябрьского района г. Томска с заявлением № о назначении досрочной трудовой пенсии по старости в связи с лечебной деятельностью по охране здоровья населения в соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» № 173-ФЗ от 17.12.2001 года. Решением ГУ - УПФ РФ в г Томск ТО от ДД.ММ.ГГГГ № истцу отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости, истцу засчитано в специальный трудовой стаж в связи с лечебной деятельностью 14 лег 11 месяцев 21 день. Из специального трудового стажа в связи с лечебной деятельностью исключены 15 лет 3 дня. Не зачтены в специальный трудовой стаж в связи с лечебной деятельностью периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях старшего и ведущего научного сотрудника отделения сердечно-сосудистой хирургии в ФГБУ «Научно-исследовательский институт кардиологии» Сибирского отделения РАМН суммарной продолжительностью 13 лет 11 месяцев 10 дней. По мнению ответчика документально не подтверждено ведение лечебной деятельности в учреждении и в должности, предусмотренных Списками, а согласно данным, отраженным на индивидуальном лицевом счете застрахованного лица, работодатель не квалифицирует периоды работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ как лечебную деятельность. В указанные периоды занимался лечебной деятельностью, в связи с чем просит эти периоды в специальный стаж и назначить пенсию досрочно. В судебном заседании истец требования поддержал, пояснил, что в спорные периоды занимался именно лечебной деятельностью, оперировал. Как врач стационара и научный сотрудник не мог осуществлять научную деятельность без участия в операциях в качестве хирурга, оказывал квалифицированную медицинскую помощь. Еженедельно выполнял сердечно-сосудистые операции различной сложности, консультирование больных. Представитель истца дополнительно пояснила, что всеми документами и иными доказательствами подтверждено, что истец был кардиохирургом, осуществлял наряду с научной лечебную деятельность, которая была основной. Представитель ответчика исковые требования не признал, пояснил, что истцу законно отказано во включении спорных периодов и назначении пенсии досрочно, поскольку документально не было подтверждено ведение лечебной деятельности в учреждении и в должности, предусмотренных Списками, а по данным индивидуального лицевого счета истца эти периоды работы работодатель не квалифицирует как лечебную деятельность. Заслушав участвующих лиц, допросив свидетелей, исследовав письменные доказательства, суд находит исковые требования подлежащими удовлетворению. В соответствии со статьей 19 Конституции Российской Федерации равенство прав и свобод гарантируется без какой-либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Принцип равенства всех перед законом закреплен в статье 26 Международного пакта о гражданских и политических правах. Соблюдение принципа равенства всех перед законом имеет важное значение при обеспечении граждан государственными пенсиями и пособиями. Согласно статье 39 (часть 1) Конституции Российской Федерации, каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Статья 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации гласит, что государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. В соответствии с пп. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. В Постановлении Конституционного Суда РФ № 11-П от 03.06.2004 указано, что в сфере пенсионного обеспечения соблюдение принципа равенства, гарантирующего защиту от всех форм дискриминации при осуществлении прав и свобод, означает помимо прочего запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящимися в одинаковых или сходных ситуациях). Федеральный закон «О трудовых пенсиях в РФ» в качестве правового основания для пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан предусматривает длительное выполнение определенной профессиональной деятельности. Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066 установлено, что в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 N 464, а периоды работы после 1 ноября 1999 года, - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 22.09.1999 N 1066. Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года N 464, предусмотрены врачи-хирурги всех наименований и средний медицинский персонал отделений (палат) хирургического профиля стационаров. В пункте 2 указанного Постановления СМ РСФРС установлено, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: врачам - хирургам всех наименований, среднему медицинскому персоналу отделений (палат) хирургического профиля стационаров - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев. В стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций). В соответствии с п. 3 постановления Правительства РФ от 22.09.1999 № 1066 «Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения» в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 1 ноября 1999 года в соответствии со Списком, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 года №464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления. Правила, утвержденные пунктом 1 настоящего Постановления, по желанию гражданина могут также применяться при исчислении указанной выслуги за периоды работы до 1 ноября 1999 года. Данные Правила предусматривали, что в выслугу для назначения пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая работа в течение полного рабочего дня в соответствующих должностях врачей в учреждениях, предусмотренных Списком, а также в клиниках и больницах медицинских научных организаций, независимо от ведомственной подчиненности. В Перечне структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых дает право один год работы считать за один год и 6 месяцев указаны отделения хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений, в клиниках, в том числе кардиохирургическое, оперирующие врачи - специалисты всех наименований, в том числе оперирующие врачи- заведующие. Один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня. В п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с пп. 11 п. 1 ст. 28 ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 № 781, указано, что исчисление стажа лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях согласно приложению, год работы засчитывается в указанный стаж как год и 6 месяцев, а в пункте 6 указано, что в стаж работы засчитывается на общих основаниях в порядке предусмотренном настоящим Правилами, работа в должностях, указанных в списке: в клиниках и больницах высших медицинских образовательных учреждений, военно-медицинской академии, военно-медицинских институтов и медицинских научных организаций. В Приложении указаны отделения хирургического профиля стационаров государственных и муниципальных учреждений, в т.ч. кардиохирургическое, указаны должности оперирующие врачи-специалисты всех наименований. Проанализировав представленные доказательства суд приходит к выводу, что истец в спорные периоды осуществлял лечебную деятельность по охране здоровья населения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях старшего, ведущего научного сотрудника отделения сердечно-сосудистой хирургии в ФГБУ НИИ Кардиологии ТНЦ СО РАМН, имеет необходимый специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных учреждениях здравоохранения (приказом от 19.12.2011 №77 Учреждение Российской академии наук НИИ кардиологии СО РАМН переименован в Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научно-исследовательский институт кардиологии» Сибирского отделения Российской академии медицинских наук). Согласно Уставу данного учреждения оно является медицинской научной организацией, видами деятельности которой являются, в том числе, усовершенствование имеющихся и разработка новых методов реконструктивной и восстановительной хирургии сердца и магистральных сосудов, диагностика, лечение и профилактика сердечно-сосудистых заболеваний, оказание квалифицированной медицинской помощи населению. Согласно должностной инструкции в должностные обязанности истца входит не только научное руководство проведением исследований по отдельным проблемам (темам, заданиям) науки и техники, разработка научно-технических решений по наиболее сложным проблемам, методов проведения исследований и разработок, а и еженедельное выполнение сердечно-сосудистых операций 4-5 категории сложности, консультативное лечение больных отделений ССХ и сердечной недостаточности. Из трудовой книжки истца, уточняющих справок от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ № ФГБУ «НИИ кардиологии» СО РАМН следует, что истец работал с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях старшего научного сотрудника, ведущего научного сотрудника отделения сердечно-сосудистой хирургии в ФГБУ «НИИ кардиологии» СО РАМН. Работая на указанных должностях, в соответствии со своей должностной инструкцией, истец выполнял полный объем лечебной работы врача-хирурга стационара. В частности, истцом, в качестве ведущего хирурга, выполнялись операции на сердце и магистральных сосудах, как в условиях искусственного кровообращения, так и на работающем сердце. Уточняющими справками работодателя, протоколами операций за 1997-2011 годы подтверждается, что за оспариваемый период с 1997 по 2011 годы истец выполнил 981 операцию, что в среднем составляет по 66 операций в год. Экстренные хирургические вмешательства имели место в ночные часы и выходные дни. Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ № ФГБУ НИИ кардиологии СО РАМН истец с 1992 года получает надбавку к заработной плате за оказание высокотехнологических видов медицинской помощи и содействие их выполнению (проведение хирургических дорогостоящих операций). Приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ истцу присвоена квалификация врача кардиохирурга первой категории. Согласно сертификата № от ДД.ММ.ГГГГ истцу присвоена специальность «сердечно-сосудистая хирургия». Истец регулярно повышает квалификацию и проходит стажировку по хирургии и сердечно-сосудистой хирургии, что подтверждается свидетельствами о повышении квалификации; является членом ассоциации сердечно-сосудистых хирургов, что подтверждается членским билетом № от ДД.ММ.ГГГГ. В п.п. 9-10 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.2005 N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии» разъяснено, что в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 1 статьи 27 и подпункты 7-13 пункта 1 статьи 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Таким образом, основным критерием назначения пенсии в связи с лечебной деятельностью является тождественность фактически выполняемой работы наименованию должности и структурного подразделения, указанного в Списке. Должность «научный сотрудник» и должность «врач-специалист» присутствует в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов, это не доказывает тождество в том смысле, в котором понимает это ответчик, то есть, что, занимая должность научного сотрудника, истец фактически исполняет обязанности хирурга. Истец в спорный период фактически совмещал и в настоящее время продолжает совмещать должности научного сотрудника и врача-хирурга; штатное расписание НИИ Кардиологии является устаревшим, не соответствует тому объему лечебной деятельности, которую осуществляет институт; существующих ставок врачей-хирургов не достаточно для выполнения того государственного задания, которое является обязательным для исполнения НИИ кардиологии. То обстоятельство, что штатное расписание института не соответствует фактически сложившейся ситуации, что данный вопрос не урегулирован работодателем, не урегулирован государством, которое является заказчиком высокотехнологической медицинской помощи, оказываемой институтом, не должно повлечь за собой ущемление пенсионных нрав работников. В соответствии с решением ГУ-УПФ РФ от ДД.ММ.ГГГГ № истцу в подсчет специального трудового стажа в связи с лечебной деятельностью включен период работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ по совместительству на 0,5 ставки в должности врача-хирурга в отделении сердечно-сосудистой хирургии клиники филиала Всесоюзного кардиологического научного центра Академии медицинских наук СССР (в настоящее время в связи с переименованием - ФГБУ «Научно-исследовательский институт кардиологии» СО РАМН). Включая указанный период в специальный трудовой стаж в связи с лечебной деятельностью в льготном исчислении, ответчик тем самым признал то обстоятельство, что истец осуществлял лечебную деятельность в учреждении и в должности предусмотренными Списками соответствующий работ, профессий, должностей и учреждений, с учетом которых назначается досрочная трудовая пенсия по старости. Истец на момент обращения в ПФ РФ по вопросу назначения досрочной трудовой пенсии и в настоящее время продолжает работать в указанном отделении. В ходе судебного заседания было установлено, что после прекращения совместительства в должности врача-хирурга истец продолжает наряду с обязанностями научного сотрудника исполнять обязанности врача-хирурга отделения сердечно-сосудистой хирургии. То есть, после прекращения совместительства круг обязанностей истца фактически не изменился. Свидетели ПМА (заместитель главного врача по организационной работе и медицинскому обслуживанию), ЕАВ (ведущий научный сотрудник отделения сердечно-сосудистой хирургии), допрошенные в судебном заседании по вопросам организации лечебной работы в институте в целом и в отделении сердечно-сосудистой хирургии в частности, пояснили, что клиническое отделение сердечно-сосудистой хирургии является частью сложного структурного клинического подразделения отдела сердечно-сосудистой хирургии - «отделение кардиохирургии» с «отделением сердечно-сосудистой хирургии». Отделение сердечно-сосудистой хирургии имеет 75 коек, лечебную деятельность в отделении осуществляют научные сотрудники и врачи-хирурги. Проведение хирургических операций возложено на научных сотрудников (младших, старших, ведущих), указанные сотрудники являются ведущими хирургами, то есть непосредственно проводят операции, врачи-хирурги, занимающие врачебные ставки, самостоятельных операций не проводят, участвуют в операциях в качестве ассистентов. Из показаний данных свидетелей следует, что научная работа института носит прикладной характер, институт не проводил опыты над животными, полученные при проведении хирургических операций результаты используются в дальнейшем в научных изысканиях, и наоборот научные разработки и исследования применяются для более эффективного лечения больных. В виду того, что штатное расписание устарело, а объемы оказываемой высокотехнологичной помощи возросли, институт не имеет возможности, как это было ранее, делить имеющиеся врачебные ставки и разрешать научным сотрудникам совмещать должности врачей-хирургов во избежание возможных юридических проблем, в том числе и при назначении досрочной трудовой пенсии в связи с осуществлением лечебной деятельности. Самостоятельно решить вопрос о пересмотре штатного расписания в сторону увеличения институт не может, так является Федеральным бюджетным учреждением, основным источником финансирования является федеральный бюджет. Согласно справок от ДД.ММ.ГГГГ №-/415, от ДД.ММ.ГГГГ № с 1992 года ФГБУ «НИИ кардиологии» СО РАМН входит в перечень учреждений Российской Федерации, которые выполняют государственное задание по оказанию высокотехнологичной медицинской помощи населению России. В Томской области нет другого медицинского учреждения, которое бы выполнило весь спектр кардиохирургических операций. В 1998 году в НИИ кардиологии СО РАМН было выполнено 350 оперативных вмешательств в рамках государственного задания, а в 2011 году количество этих вмешательств возросло до 3,5 тысяч в год. Исполнение указанного государственного задания осуществляется одним из основных структурных клинических подразделений института, а именно «Отделением сердечно-сосудистой хирургии». В соответствии с приказами Министерства здравоохранения и социального развития № 786н от 29.12.2008 года, № 1047н от 30.12.2009 года, № 1248н от 31.12.2010 года, № 1673н7 от 27.12.2011 года «НИИ кардиологии» СО РАМН входит в перечень федеральных медицинских учреждений участвующих в выполнении государственного задания на оказание высокотехнологичной медицинской помощи гражданам Российской Федерации за счет ассигнований федерального бюджета. Согласно указанным государственным заданиям плановое число пролеченных больных для «НИИ кардиологии» по профилю сердечно-сосудистая хирургия в 2009 году составило 2429 человек, в 2010 году-3445 человек, в 2011 году - 3486 человек, в 2012 году количество пролеченных больных должно составить 3945 человек. Таким образом, плановые объемы высокотехнологичной медицинской помощи, оказываемой институтом, неуклонно возрастают (в спорный период с 1997-2011 годы количество операций, проводимых сотрудниками института, возросло на 3000), а согласно представленных истцом справок от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ штатное расписание института практически не изменялось с момента открытия института в 1989 году. Штатное расписание отделения сердечно-сосудистой хирургии включает в себя 14 научных ставок и 8 ставок врачей-хирургов. Несложный анализ штатных расписаний за период с 1995 по 2008 годы, представленных истцом в суд, позволяет сделать вывод, что за указанный период времени в отделении сердечно-сосудистой хирургии штатное расписание изменилось в сторону увеличения на 1 ставку научного сотрудника и 1 ставку врача-хирурга. В соответствии с положением «О порядке использования целевых средств, выделяемых ГУ НИИ кардиологии ТНЦ СО РАМН на оказание дорогостоящих видов медицинской помощи» (утв. в 2003 году) на основании ежегодно издаваемого приказа Министерства здравоохранения РФ и Российской академии медицинских наук ГУ НИИ кардиологии ТНЦ СО РАМН оказывает высокотехнологичные (дорогостоящие) виды медицинской помощи в соответствии с доведенными на год квотами. Финансирование осуществляется на основании лимитов бюджетных обязательств федерального бюджета, доведенных до института вышестоящей организацией. Участниками выполнения высокотехнологичных (дорогостоящих) видов медицинской помощи являются: 1. Медицинский и научный персонал отделений, непосредственно осуществляющих высокотехнологичные вмешательства. 1.1 кардиохирургическое отделение (отделение сердечно-сосудистой хирургии). Согласно положениям «Об отделении сердечно-сосудистой хирургии» отделение сердечно-сосудистой хирургии является основным клиническим подразделением научного Отдела сердечно-сосудистой хирургии. Основная цель ОССХ - оказание высокотехнологичной плановой кардиохирургической помощи пациентам с заболеванием сердечно-сосудистой системы. Для выполнения указанных задач отделение располагает штатом сотрудников в составе врачебного персонала и научных сотрудников. В ходе судебного разбирательства нашло подтверждение то обстоятельство, что после прекращения совместительства (ДД.ММ.ГГГГ) круг обязанностей истца не изменился и наряду с научной деятельностью, истец продолжает выполнять обязанности врача-хирурга в объеме полной ставки. Согласно должностной инструкции от 2009 года в должностные обязанности истца входит не только научное руководство проведением исследований по отдельным проблемам (темам, заданиям) науки и техники, разработка научно-технических решений по наиболее сложным проблемам, методов проведения исследований и разработок, а и еженедельное выполнение сердечно-сосудистых операций 4-5 категории сложности, консультативное лечение больных отделений ССХ и сердечной недостаточности. В соответствии с ранее действующими должностными инструкциями истца как младшего, старшего научного сотрудника за 1987, 1989 годы истец осуществляет лечебную работу в виде практически ежедневного выполнения сердечно-сосудистых операций, ежедневного консультирования больных отделения ССХ; согласно должностной инструкции ведущего научного сотрудника 1998 года лечебная работа истца состояла из выполнения сердечно-сосудистых операций 4-5 категории сложности, ежедневного консультирования больных отделения ССХ, плановых выездов в лечебные учреждения в регионы Сибири и Дальнего Востока с целью консультирования наиболее тяжелых больных и отбора показаний на оказание кардиохирургической помощи. Как пояснил истец, разделение в должностной инструкции 2009 года обязанностей на основные и дополнительные было вызвано его пониманием ситуации, он считал, что это необходимо для получения соответствующей надбавки за проведение дорогостоящих хирургических операций, последняя должностная инструкция составлялась им самостоятельно. Однако истец по-прежнему выполняет весь объем лечебной работы врача-хирурга в качестве основных обязанностей. Работая в должностях старшего, ведущего научного сотрудника, в соответствии со своими должностными инструкциями, истец выполнял полный объем лечебной работы врача-хирурга стационара. В частности, истцом, в качестве ведущего хирурга, выполнялись операции на сердце и магистральных сосудах, как в условиях искусственного кровообращения, так и на работающем сердце. Согласно справкам работодателя от ДД.ММ.ГГГГ, от ДД.ММ.ГГГГ именно врачи-кардиохирурги, занимающие должности научных сотрудников имеют наибольший клинический и практический опыт по выполнению самых ответственных операций, относящихся к 4 и 5 категориям сложности, средняя продолжительность которых составляет около 6 часов, поэтому научные сотрудники и выполняют операции согласно должностным инструкциям. То есть, научные сотрудники, подтвердившие свою клиническую квалификацию защитой кандидатских и докторский диссертаций, допускаются к выполнению самостоятельных операций, являются при их выполнении ведущими хирургами. Штат же имеющихся врачебных ставок в основном обеспечивает круглосуточные дежурства и ведение больных молодыми врачами, которые участвуют в операциях не основными хирургами, а только в качестве ассистентов. Так, согласно п. 2.3.2.9 должностной инструкции 2006 года врача сердечно-сосудистого хирурга, последний в соответствии с расписанием операций только участвует как в плановых, лак и в экстренных оперативных вмешательствах; работает в сотрудничестве с закрепленным старшим научным сотрудником. Согласно же должностных инструкций истца на него возложена обязанность выполнения сердечно-сосудистых операций 4-5 категории сложности. Согласно уточняющей справке работодателя от ДД.ММ.ГГГГ истец, являясь сотрудником отделения сердечно-сосудистой хирургии, будучи старшим, ведущим научным сотрудником, исполняет полную нагрузку штатного врача-хирурга, включающую самостоятельное выполнение сложных кардиохирургических вмешательств, ведение и консультации пациентов отделений ФГБУ «НИИ кардиологии» СО РАМН. При этом объем хирургической деятельности истца не только соответствует среднестатистической нагрузке врача-кардиохирурга, но и зачастую превышает ее. Как уже указывалось, уточняющими справками работодателя, протоколами операций за 1997-2011 годы подтверждается, что за оспариваемый период с 1997 по 2011 годы истец выполнил 981 операцию, что в среднем составляет по 66 операций в год. Экстренные хирургические вмешательства имели место в ночные часы и выходные дни. Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ № ФГБУ НИИ кардиологии СО РАМН истец с 1992 года получает надбавку к заработной плате за оказание высокотехнологических видов медицинской помощи и содействие их выполнению (проведение хирургических дорогостоящих операций). Таким образом, заработная плата истца складывается из его оклада как научного сотрудника и оплаты за проведение хирургических операций. Приказом №-к от ДД.ММ.ГГГГ истцу присвоена квалификация врача кардиохирурга первой категории. Согласно сертификата № от ДД.ММ.ГГГГ истцу присвоена специальность «сердечно-сосудистая хирургия». Решением Государственного аттестационного комитета РФ от ДД.ММ.ГГГГ № истцу присуждена ученая степень доктора медицинских наук, что подтверждается дипломом доктора наук. Согласно решению Высшей аттестационной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ истцу присвоено ученое звание профессора по специальности «сердечно-сосудистая хирургия», что подтверждается аттестатом профессора пс №. Истец регулярно повышает квалификацию и проходит стажировку по хирургии и сердечно-сосудистой хирургии, что подтверждается свидетельствами о повышении квалификации; является членом ассоциации сердечно-сосудистых хирургов, что подтверждается членским билетом № от ДД.ММ.ГГГГ. Все указанные выше обстоятельства не оспариваются стороной ответчика. Возражения ответчика основываются только на отсутствии должности истца, которую он занимал на момент обращения в ПФР и занимает в настоящее время, в соответствующих Списках. Однако отсутствие законодательного урегулирования возникшей проблемы не должно повлечь нарушение пенсионных прав истца и единственным способом защиты его нарушенных прав является именно обращение за судебной защитой. На основании изложенного считаю, что истец в спорные периоды осуществлял лечебную деятельность по охране здоровья населения, в связи с чем выработал необходимый стаж для назначения пенсии. Истец осуществлял лечебную деятельность по охране здоровья населения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, занимая должности старшего, ведущего научного сотрудника отделения сердечно-сосудистой хирургии в ФГБУ НИИ Кардиологии ТНЦ СО РАМН, так как фактически совмещал 2 должности: научного сотрудника и должность врача-хирурга, имеет необходимый специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в государственных учреждениях здравоохранения. При пересчете стаж работы истца на дату обращения за назначением пенсии – ДД.ММ.ГГГГ составит более 30 лет, что достаточно для назначения досрочной пенсии. В соответствии с п. 1 ст. 19 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Истец обратился с заявлением о назначении пенсии ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается его заявлением. Таким образом, пенсия должна быть назначена истцу с даты обращения с заявлением. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Ахмедова Ш.Д. удовлетворить. Обязать Государственное учреждение – Управление Пенсионного фонда РФ г. Томск Томской области включить Ахмедову Ш.Д. в трудовой стаж, связанный с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, предусмотренный подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» с применением льготного порядка исчисления стажа - 1 год работы за 1 год и 6 месяцев периоды работы: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должностях старшего, ведущего научного сотрудника отделения сердечно-сосудистой хирургии в Федеральном государственном бюджетном учреждении Научно-исследовательского института кардиологии РАМН, назначив трудовую пенсию по старости досрочно с 14 декабря 2011 года. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд города Томска в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения. ... ... Судья: Л.А. Шукшина ... ... ... ...