о признании права на получение сертификата на материнский капитал



Дело № 2-1886/12

РЕШЕНИЕ

30 июля 2012 года Советский районный суд г. Томска в составе: председательствующего судьи Васильковской О.В.,

при секретаре Галимовой Р.Д.,

с участием:

истца Лебедевой Г.М.,

представителя ответчика Пермитина А.В., действующего на основании доверенности от 10.01.2012 г. сроком до 31.12.2012 года,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по иску Лебедевой Г.М. к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда российской Федерации в Томском районе Томской области о признании права на материнский капитал,

УСТАНОВИЛ:

Лебедева Г.М. с учетом уточнения требований обратилась в суд с иском, просила признать решения Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда Российской Федерации в Томском районе Томской области № 385, № 386 от 23 мая 2012 года незаконными; признать за Лебедевой А.А, ДД.ММ.ГГГГ г.р. право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал; признать за Лебедевым Н.К. ДД.ММ.ГГГГ г.р. право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

В обоснование заявленных требований указала, что Решением Томского районного суда Томской области от 15.04.2003 г. и Решением Кировского районного суда г. Томска от 02.02.2010 г. Л была лишена родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей Лебедевой А.А, ДД.ММ.ГГГГ г.р. и Лебедева Н.К. ДД.ММ.ГГГГ г.р.; согласно свидетельствам о рождении детей сведения об их отцах отсутствуют. Истец является опекуном своих несовершеннолетних внуков Лебедевой А.А. и Лебедева Н.К. 06.10.2010 истец обратилась в Управление пенсионного фонда РФ в Томском районе Томской области с заявлением о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал. На основании решения от 04.10.2010 г. был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал на имя Лебедевой А.А,, серия МК-3 от ДД.ММ.ГГГГ в размере ....; на основании решения от 03.11.2010 г. был выдан государственный сертификат на материнский (семейный) капитал на имя Лебедева Н.К., серия МК-3 от ДД.ММ.ГГГГ в размере .... Однако, решениями Управления пенсионного фонда российской Федерации в Томском районе Томской области от 23.05.2012 г. и решения о выдаче государственного сертификата на материнский (семейный) капитал Лебедеву Н.К. и Лебедевой А.А, были признаны необоснованными и подлежащими отмене.

Истец Лебедева Г.М. в судебное заседание свои требования поддержала.

Представитель ответчика в судебное заседание возражал по удовлетворению требований истца, считая их необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Свои возражения мотивировал тем, что решение об отмене решений о выдаче государственных сертификатов на материнский (семейный) капитал Лебедевым А.А. и Н.К. является законным и обоснованным, поскольку установлено, что Л была лишена родительских прав в отношении своей несовершеннолетней дочери Лебедевой Анастасии Алексеевны решением суда от 15.04.2003 г., следовательно, право на материнский капитал в связи с рождением второго ребенка Лебедева Никиты Константиновича у матери изначально отсутствовало и соответственно не возникло у детей.

Заслушав истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению, исходя из следующего.

В ходе рассмотрения данного дела судом установлено, что

15.04.2003года решением Томского районного суда Л лишена родительских прав в отношении своей дочери Лебедевой А.А, ДД.ММ.ГГГГг.р.;

25.01.2010года решением кировского районного суда Л лишена родительских прав в отношении своего сына Лебедева Н.К. ДД.ММ.ГГГГ года рождения;

Согласно удостоверений от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ опекуном назначена Лебедева Г.М. ( бабушка).

Сведения об отцах детей (Лебедевой А.А. и Лебедева Н.К.) отсутствуют (подтверждается свидетельством о рождении Лебедевой А.А. серии 1-ОМ и свидетельством о рождении Лебедева Н.К. серии 1-ОМ и справками о рождении и , где в графе отец - прочерк).

04 октября 2010г. на основании решения ГУ УПФР в Томском районе Томской области Лебедева А.А, имеет право на получение материнского (семейного ) капитала, что подтверждается государственным сертификатом серии МК-3 на сумму ... рублей.

03 ноября 2010г. на основании решения ГУ УПФР в Томском районе Томской области Лебедев Н.К. имеет право на получение материнского (семейного ) капитала, что подтверждается государственным сертификатом серии МК-3 на сумму ... рублей.

Согласно решений и от 23 мая 2012 ГУ УПФР в Томском районе Томской области решения о выдаче государственных сертификатов на материнский семейный капитал Лебедевой А. А. и Лебедеву Н.А. признаны необоснованными и подлежащими отмене.

В силу положений Конституции РФ в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7, ч. 2); материнство и детство, семья находятся под защитой государства (ст. 38, ч. 1); каждому гарантируется социальное обеспечение, в том числе для воспитания детей (ст. 39, ч. 1).

Согласно ч. 1 ст. 3 Федерального Закона от 29.12.2006 № 256-ФЗ (ред. от 16.11.2011) «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» право на дополнительные меры государственной поддержки возникает при рождении (усыновлении) ребенка (детей), имеющего гражданство Российской Федерации, у женщин, родивших (усыновивших) второго ребенка начиная с 1 января 2007 года.

В соответствии с ч. 3 данной статьи право женщин, указанных в части 1 данной статьи, на дополнительные меры государственной поддержки прекращается и возникает у отца (усыновителя) ребенка независимо от наличия гражданства Российской Федерации или статуса лица без гражданства в случаях лишения родительских прав в отношении ребенка, в связи с рождением которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки.

Согласно ч. 5 указанной статьи, право на дополнительные меры государственной поддержки возникает у ребенка (детей в равных долях), в случае, если женщина, право которой на дополнительные меры государственной поддержки прекратилось по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи, являлась единственным родителем (усыновителем) ребенка, в связи с рождением (усыновлением) которого возникло право на дополнительные меры государственной поддержки, либо в случае, если у отца (усыновителя) ребенка (детей) не возникло право на дополнительные меры государственной поддержки по основаниям, указанным в части 3 настоящей статьи.

С учетом изложенного, принимая во внимание вышеуказанные требования закона, исходя из того, что А.А, Л.А., являющаяся единственным родителем Лебедевых А.А. и Н.К., была лишена родительских прав в отношении своих несовершеннолетних детей, а следовательно, утратила право на дополнительные меры государственной поддержки, в том числе на выдачу государственного сертификата на материнский (семейный) капитал, суд считает, что в соответствии с требованиями ч.5 ст. 3 ФЗ №256 от 29.12.2006г. «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» такое право возникло у детей: Лебедевой А.А, и Лебедева Н.К. – в равных долях.

Конвенция о правах ребенка ст. 3 устанавливает: "Во всех действиях в отношении детей, независимо от того, предпринимаются они государственными или частными учреждениями, занимающимися вопросами социального обеспечения, судами, административными или законодательными органами, первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка". В Декларации и Плане действий для создания мира, пригодного для жизни детей, принятых Генеральной Ассамблеей ООН, установлено: "Дети - прежде всего. Во всей деятельности, касающейся детей, первоочередное внимание следует уделять наилучшему обеспечению интересов ребенка", а также: "Родители, семьи, законные опекуны и другие люди, берущие на себя заботу о детях, играют главную роль и несут ответственность за благополучие детей..." Таким образом, декларируется особое внимание к обеспечению прав и законных интересов детей.

Таким образом, суд полагает необходимым признать решения Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда российской Федерации в Томском районе Томской области , от 23 мая 2012 года незаконными и признать за Лебедевой А.А. и Лебедевым Н.К. право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

На основании изложенного выше, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Лебедевой Г.М. к Государственному учреждению – Управление пенсионного фонда российской Федерации в Томском районе Томской области о признании права на материнский капитал удовлетворить.

Признать решения Государственного учреждения – Управления пенсионного фонда российской Федерации в Томском районе Томской области № от 23 мая 2012 года незаконными.

Признать за Лебедевой А.А, ... право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Признать за Лебедевым Н.К. ... право на получение государственного сертификата на материнский (семейный) капитал.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме через Советский районный суд г. Томска.

Судья:

на момент опубликования решение не вступило в законную силу.