о предоставлении жилого помещения



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

                                  

08 августа 2012 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего судьи Васильковской О.В.

при секретаре Галимовой Р.Д.

с участием:

истца Андреева А.А.,

помощника прокурора Ленинского района г. Томска Думлер Ю.Г.

рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Прокурора Ленинского района г. Томска в интересах Андреева А.А. к администрации города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Ленинского района г. Томска обратился в суд с иском в интересах Андреева А.А. к администрации г. Томска о возложении обязанности предоставить вне очереди Андрееву А.А. благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 17,0 кв.м. В обоснование заявленных требований указано, что Андреев А.А. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. С 02.04.2012 материальный истец состоит на учете в администрации Ленинского района г. Томска в качестве нуждающегося в предоставлении жилого помещения. До настоящего времени он не обеспечен жилым помещением.

В судебном заседании помощник прокурора Ленинского района г.Томска Думлер Ю.Г. и материальный истец Андреев А.А. исковые требования поддержали по основаниям, указанным в исковом заявлении. Материальный истец пояснил, что в данный период времени проживает в квартире своей тещи по адресу: <адрес>.

Представитель ответчика администрации г. Томска в судебное заседание не явился, в материалах дела имеется заявление с просьбой рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации г. Томска. Представитель ответчика представил суду письменный отзыв на исковое заявление, в котором исковые требования не признал. Пояснил, что администрация г.Томска является ненадлежащим ответчиком, т.к. обязанность по финансированию на приобретение жилья данной категории лиц лежит на администрации Томской области, органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий только в пределах выделенных им на эти цели финансовых средств. Кроме того, истцом не представлены доказательства отсутствия у него и у его супруги прав на недвижимое имущество; доказательства окончания образовательного учреждения.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора Ленинского района г.Томска, обращающегося в интересах Андреева А.А, подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 8 Федерального Закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу ч.1, подпункта 2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со свидетельством о рождении серии I -ОМ , выданным ДД.ММ.ГГГГ, свидетельством об установлении отцовства серии I –ОМ , выданным ДД.ММ.ГГГГ, родителями Андреева А.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., являются: А и С

А умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти серии I-ОМ . С решением Ленинского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ была лишена родительских прав в отношении Андреева А.А., умерла ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельством о смерти серии I-ОМ .

Из ответа Департамента по вопросам семьи и детей Томской области от 22.06.2012 № 1910 следует, что с 1999 г. Андреев А.А. проживал и был воспитанником ТОГОУ «Детский дом № 1» г. Томска, затем был переведен в школу-интернат № 82 ЗАТО Северска, в 2007 г. был переведен в Асиновский детский дом, где проживал до совершеннолетия.

Согласно справки отдела опеки и попечительства администрации Ленинского района г. Томска от 04.05.2011 № 998, опека над Андреевым А.А. не устанавливалась, за ним закреплялось жилое помещение, но распоряжением главы администрации Ленинского района от 29.04.2011 № 253 отменен пункт о закреплении. Этой же справкой подтверждается, что Андреев А.А. относится к категории лиц, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

ДД.ММ.ГГГГ Андреев А.А. окончил начальное профессиональное образование, что подтверждается дипломом серии , выданным 30.06.2011 ОГОУ начального профессионального образования «...» г. Асино, Томской области. С 02.12.2010 Андреев А.А. состоит в браке с Андреевой А.А., что подтверждается свидетельством о заключении брака серии , выданным 02.12.2010. В настоящее время супруги проживают по адресу: <адрес> несовершеннолетней дочерью М и тещей Андреева А.А. С, что подтверждается справкой о составе семьи от 10.01.2012 № 643.

В ходе судебного заседания установлено, что в настоящее время Андреев А.А. не имеет закрепленного за ним жилого помещения.

Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области от 25.06.2012, сведениями Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- федеральное БТИ» от 25.06.12 подтверждается отсутствие у Андреева А.А. в г.Томске жилого помещения, принадлежащего ему на праве собственности как до так и после 1998 года.

Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области от 04.07.2012, сведениями Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- федеральное БТИ» от 05.07.12 подтверждается отсутствие у Андреевой А.А. (супруги Андреева А.А.) в г.Томске жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности как до так и после 1998 года.

Квартира, в которой в настоящее время проживают супруги, принадлежит на праве собственности матери Андреевой А.А. С, что подтверждается свидетельством серии <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ.

Из письма администрации Ленинского района г. Томска от 04.04.2012 № 601/66 следует, что Андреев А.А. с 02.04.2012 согласно распоряжению главы администрации от 02.04.2012 № 174 включен в список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а также в список учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, для получения жилого помещения по договору социального найма. Учетный номер в списке общей очереди - № 2887, в списке учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа - № 165.

Таким образом, Андреев А.А. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, закончил обучение в образовательном учреждении, в связи с чем, на основании действующего законодательства имеет право на получение дополнительных гарантий в виде внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Согласно абз.2 ч.1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-03 (в ред. от 12.03.2008г) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета.

Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-03 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч.1 ст.1).

В силу ч.1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом.

В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (ч.2 ст.З Закона).

Анализ приведенных правовых норм федерального и областного законодательства не предусматривает обязанность Администрации Томской области выделять финансовые средства на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. При этом вопросы, касающиеся выделения денежных средств на исполнение государственных полномочий, относятся к сфере межбюджетных отношений и разрешаются в соответствии с порядком, установленным Бюджетным Кодексом РФ (ст. 140). Гражданин в силу статей 1 и 152 Бюджетного Кодекса РФ не является субъектом бюджетных отношений, в связи с чем, субъективное право конкретного физического лица не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств.

Кроме того, обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и отсутствие денежных средств на приобретение жилых помещений. При этом, в случае недостаточности финансовых средств, орган местного самоуправления вправе обратиться за соответствующей финансовой поддержкой к субъекту Российской Федерации.

Решением Думы города Томска от 13.12.2005 года №27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 17,0 квадратным метрам на одиноко проживающего гражданина.

На основании изложенного, принимая во внимание, что ни истец, ни его супруга не имеют закрепленного за ними недвижимого имущества, учитывая, что законодательством прямо предусмотрено внеочередное предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, к которым относится истец, суд находит подлежащими удовлетворению требования прокурора Ленинского района г. Томска о возложении обязанности на администрацию г. Томска предоставить Андрееву А.А. вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 17 кв.м.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования Прокурора Ленинского района г.Томска в интересах Андреева А.А. к администрации города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма удовлетворить.

Обязать администрацию города Томска за счет средств бюджета Томской области предоставить Андрееву А.А. вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 17,0 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение месяца.

Судья:

На момент опубликования решение не вступило в законную силу.