РЕШЕНИЕ 06 августа 2012 года Советский районный суд г.Томска в составе: председательствующего судьи Васильковской О.В. при секретаре Галимовой Р.Д. с участием: помощника прокурора г.Томска Фроловой С.М., представителя ответчика Виденко М.А., действующей на основании доверенности №3935 от 19.06.2012г. сроком на один год, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Прокурора г.Томска в интересах Стати М.И, к администрации города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, УСТАНОВИЛ: В судебном заседании помощник прокурора г.Томска Фролова С.М. исковые требования поддержала по основаниям, указанным в исковом заявлении. Материальный истец Стати М.И. в судебное заседание не явилась, в материалах дела имеется заявление с просьбой рассмотреть дело в ее отсутствие. Представитель ответчика администрации г. Томска Виденко М.А. исковые требования не признала. Пояснила, что администрация г.Томска является ненадлежащим ответчиком, т.к. обязанность по финансированию на приобретение жилья данной категории лиц лежит на администрации Томской области, органы местного самоуправления несут ответственность за осуществление отдельных государственных полномочий только в пределах выделенных им на эти цели финансовых средств. Кроме того в материалах дела присутствуют документы (справка ФБОУ ВПО «Национальный исследовательский Томский государственный университет» от 30.01.2012 г. № 17481), подтверждающие, что Стати М.И. в настоящее время обучается в Томском государственном университете на первом курсе экономического факультета. Указанное обстоятельство означает, что у Стати М.И. право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди на основании ст. 8159-ФЗ, ст. 15 Закона Томской области № 28-ОЗ, ст. 57 ЖК РФ еще не возникло. Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Прокурора г.Томска, обращающегося в интересах Стати М.И., подлежащими удовлетворению по следующим основаниям. В соответствии со ст. 8 Федерального Закона №159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации. В силу ч.1, подпункта 2 ч.2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев. Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. В соответствии с дубликатом свидетельства о рождении серии NA-V №, выданным ДД.ММ.ГГГГ, родителями Стати М.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., являются: С и Ж Мать, Ж заочным решением Ленинского районного суда г. Томска от 10 мая 2000 г. лишена родительских прав. Из ответа отдела опеки и попечительства администрации Ленинского района г. Томска от 19.06.2012 г. №, следует, что отец, С судьбой дочери не интересовался, Стати М.И. своего отца не знает, сведениями о нем не располагает. Опека над ней не устанавливалась. Согласно постановлению главы объединенной администрации Ленинского и Октябрьского районов г. Томска « 1108-о от 05.10.2000 г. Стати М.И. была определена в детское государственное учреждение. Справкой администрации Ленинского г. Томска от 31.03.2009 № 548 подтверждается, что Стати М.И. относится к категории лиц, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Таким образом, Стати М.И. в 2000 году осталась без попечения родителей, являлась воспитанницей Областного государственного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Санаторный детский дом» (что подтверждается справкой № 243 от 08.10.2008 г.). В ходе судебного заседания установлено, что в настоящее время Стати М.И. не имеет закрепленного за ней жилого помещения. Уведомлением Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области № от 13.06.2012, сообщением Управления Федеральной регистрационной службы по Томской области от 27.04.2009 №, сведениями филиала ФГУП «Ростехинвентаризация- федеральное БТИ» от 21.04.2009 подтверждается отсутствие у Стати М.И. в г.Томске жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности как до так и после 1998 года. Из письма администрации Ленинского района г. Томска от 14.05.2009 № 177/281 следует, что Стати М.И. с 13.05.2009 на основании постановления главы администрации от 13.05.2009 № 190 ж включена в список учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договору социального найма, а также в список учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, для получения жилого помещения по договору социального найма. Учетный номер в списке общей очереди - № 2799, в списке учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа - № 44. Таким образом, Стати М.И. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, закончила обучение в образовательном учреждении, в связи с чем, на основании действующего законодательства имеет право на получение дополнительных гарантий в виде внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма. Возражения представителя ответчика о том, что поскольку Стати М.И. в настоящее время обучается в Томском государственном университете на первом курсе экономического факультета, у нее еще не возникло право на предоставление жилого помещения по договору социального найма вне очереди на основании ст. 8159-ФЗ, ст. 15 Закона Томской области № 28-ОЗ, ст. 57 ЖК РФ, суд считает не обоснованными, поскольку 30.06.2011 г. Стати М.И. закончила Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования «...» в г. Томске, получила диплом, то есть закончилось ее пребывание в учреждении профессионального образования, и, следовательно, возникло право на обеспечение жилым помещением в соответствии с положениями ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 г. № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей». Согласно абз.2 ч.1 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-03 (в ред. от 12.03.2008г) "О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области" дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, однократно обеспечиваются Администрацией Томской области по месту жительства вне очереди жилыми помещениями по договорам социального найма в соответствии с законодательством Российской Федерации и Томской области за счет средств областного бюджета. Законом Томской области от 11.09.2007 № 188-03 "О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения" администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (ч.1 ст.1). В силу ч.1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления городских округов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления городских округов обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления городских округов осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании (ч.2 ст.З Закона). Анализ приведенных правовых норм федерального и областного законодательства не предусматривает обязанность Администрации Томской области выделять финансовые средства на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. При этом вопросы, касающиеся выделения денежных средств на исполнение государственных полномочий, относятся к сфере межбюджетных отношений и разрешаются в соответствии с порядком, установленным Бюджетным Кодексом РФ (ст. 140). Гражданин в силу статей 1 и 152 Бюджетного Кодекса РФ не является субъектом бюджетных отношений, в связи с чем, субъективное право конкретного физического лица не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств. Кроме того, обеспечение вне очереди жилым помещением детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и отсутствие денежных средств на приобретение жилых помещений. При этом, в случае недостаточности финансовых средств, орган местного самоуправления вправе обратиться за соответствующей финансовой поддержкой к субъекту Российской Федерации. Решением Думы города Томска от 13.12.2005 года №27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 17,0 квадратным метрам на одиноко проживающего гражданина. Учитывая, что законодательством прямо предусмотрено внеочередное предоставление жилого помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из числа детей, оставшихся без попечения родителей, к которым относится истец, суд находит подлежащими удовлетворению требования прокурора г. Томска о возложении обязанности на администрацию г. Томска предоставить Стати М.И. вне очереди на условиях договора социального найма жилое помещение общей площадью не менее 17 кв.м. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Прокурора г.Томска в интересах Стати М.И, к администрации города Томска о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма удовлетворить. Обязать администрацию города Томска за счет средств бюджета Томской области предоставить Стати М.И, вне очереди на условиях договора социального найма благоустроенное жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования «Город Томск», отвечающее санитарным и техническим правилам и нормам, общей площадью не менее 17,0 кв.м. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение месяца. Судья: На момент опубликования решение не вступило в законную силу.