Именем Российской Федерации Решение 18 июля 2012 года Советский районный суд г. Томска в составе: при секретаре Мухаметкалиевой О.С. рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по иску прокурора Советского района г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации города Томска о возложении на администрацию города Томска обязанности принять меры по организации вывоза, утилизации свалки бытовых отходов, установил: Прокурор Советского района г.Томска обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации г.Томска с исковым заявлением о возложении на администрацию города Томска обязанности принять меры по организации вывоза, утилизации свалки, расположенной на территории земельного участка по адресу: <адрес>. Свои требования мотивировал тем, что по адресу: <адрес> выявлено несанкционированное размещение бытовых отходов – свалка. Состав отходов – твердые бытовые отходы, мусор строительный. Объем свалки ... куб.м. Статья 3 Федерального закона «Об охране окружающей природной среды» в числе принципов охраны окружающей природной среды называет ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной природной среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязанность участия этих органов в деятельности по охране окружающей природной среды. В соответствии со ст. 13 ФЗ «Об отходах производства и потребления» территории городских и других поселений подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и другими требованиями. Кроме того, согласно ст. 8 ФЗ «Об отходах производства и потребления» к полномочиям органов местного самоуправления в области обращения с отходами относится организация сбора, вывоза, утилизация и переработка бытовых и промышленных отходов и мусора. Федеральным же законом № 131-ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления» к вопросам местного значения отнесены также организация мероприятий по охране окружающей природной среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработке бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа. В соответствии со ст. 34 закона «Об общих принципах организации местного самоуправления», ч.1 п. 1.24 ст.8 и ч.1 п. 1.30 ст.40 Устава Города Томска к компетенции администрации г. Томска относится организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Непринятие мер по ликвидации несанкционированного места размещения отходов (свалки) ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку района, нарушает гарантированные Конституцией РФ права неопределенного круга лиц – граждан-жителей близлежащих домов (микрорайона) на благоприятную окружающую среду. Данное несанкционированное размещение свалки свидетельствует о том, что орган местного самоуправления не выполняет обязанности, установленные законодательством РФ. В судебном заседании помощник прокурора Советского района г. Томска Богданова Н.Н. исковые требования поддержала в полном объеме по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении. Администрация г. Томска извещена о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом в суд представителя не направила. В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации г. Томска. Исследовав материалы дела, суд полагает, что исковое заявление прокурора Советского района г.Томска подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Суду представлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что по адресу: <адрес> несанкционированное размещение свалки. Состав свалки – твердые бытовые отходы, мусор строительный, объемом ... куб.м., общей площадью ...., высотой до ... м, что так же подтверждается картой-схемой, фотографиями, письмом департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды. Согласно схеме несанкционированного размещения отходов земельный участок по адресу: <адрес> расположен в границах муниципального образования «Город Томск». Земельный участок по указанному адресу принадлежит муниципалитету, что подтверждается ответом департамента архитектуры и градостроительства администрации г. Томка от ДД.ММ.ГГГГ №. Ст. 42 Конституции РФ закрепляет принцип, согласно которому каждый имеет право на благоприятную окружающую среду. Аналогичные положения закреплены в ч. 1 ст. 11 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 г. (в ред. Федерального закона от 29.12.2010г № 442-ФЗ) «Об охране окружающей среды», а именно, каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью. В силу положений, закрепленных в ч. 1 ст. 13 федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 г. «Об отходах производства и потребления» (в ред. Федерального закона от 30.12.2008г № 309-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. При этом согласно требованиям ч. 3 ст. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды» и ч. 3 ст. 8 Федерального закона «Об отходах производства и потребления» к вопросам местного значения городского округа относятся, помимо прочего, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов. Кроме того, положения ст. 3 Федерального закона «Об охране окружающей среды» в числе принципов охраны окружающей среды называет ответственность органов местного самоуправления за обеспечение благоприятной окружающей среды и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также обязательность участия в деятельности по охране окружающей среды органов местного самоуправления. В соответствии с положениями п. 24 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» (в ред. Федерального закона от 03.05.2011 г. № 88-ФЗ) и ст.ст. 8,40 Устава г. Томска к вопросам местного значения отнесены организация мероприятий по охране окружающей среды в границах городского округа, организация сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов, организация благоустройства и озеленения территории городского округа. Перечень полномочий органов местного самоуправления в сфере благоустройства, предусмотренный ст. 4 Закона Томской области № 61-ОЗ от 15.08.2002 года «Об основах благоустройства территории городов и других населенных пунктов Томской области» (в ред. Закона Томской области от 02.07.2008г № 126-ОЗ) является закрытым, перечень не содержит полномочий по ликвидации несанкционированных свалок, однако анализ всех вышеназванных правовых норм в совокупности позволяет сделать вывод о том, что именно на администрацию города Томска возложена обязанность по ликвидации несанкционированных свалок мусора. Органы местного самоуправления наделяются в соответствии с уставами муниципальных образований собственной компетенцией. Как следует из ст. 25 Устава г. Томска структуру (перечень) органов местного самоуправления составляют: Дума городского округа город Томск - представительный орган муниципального образования "Город Томск", Мэр городского округа город Томск - глава муниципального образования "Город Томск", Администрация городского округа город Томск - местная администрация - исполнительно-распорядительный орган муниципального образования "Город Томск". Вышеперечисленные органы местного самоуправления обладают в соответствии с действующим законодательством и настоящим Уставом собственными полномочиями по решению вопросов местного значения. Проанализировав законодательные акты, суд приходит к выводу, что обязанность по выполнению мероприятий по очистке территории от мусора, т.е. по организации сбора, вывоза и утилизации несанкционированного размещения отходов (свалки), возложена на администрацию г. Томска. Названная обязанность должна исполняться своевременно, нарушений прав граждан в области защиты их прав на благоприятную окружающую среду допущено быть не должно. Несанкционированное размещение отходов (свалка) общей площадью ...., общим объемом ... куб., высотой до .... на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>, свидетельствует о том, что орган местного самоуправления не выполняет обязанности, установленные законодательством Российской Федерации и ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку данного района, чем нарушаются гарантированные Конституцией РФ права неопределенного круга граждан - жителей близлежащих домов (микрорайона) на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью. В соответствии со ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основании своих требований или возражений. Ответчиком не представлено доказательств отсутствия по указанному адресу несанкционированного размещения отходов и того, что данный участок не относится к землям муниципального образования «Город Томск». Таким образом, из анализа законодательных актов суд приходит к выводу, что обязанность по организации сбора, вывоза и утилизации возложена на администрацию г. Томска. Названная обязанность должна исполняться своевременно, нарушений прав граждан в области защиты их прав на благоприятную окружающую среду допущено быть не должно. Таким образом, на администрацию г. Томска должна быть возложена обязанность по организации сбора, вывоза и утилизации свалки расположенной земельном участке находящимся по адресу: <адрес>, поскольку неприятие мер по ликвидации свалки является несоблюдением требований законодательства, ухудшает санитарно-эпидемиологическую и экологическую обстановку района, чем нарушаются гарантированные Конституцией РФ права граждан - жителей близлежащих домов на благоприятную окружающую среду, факторы которой оказывают вредное воздействие на человека, на защиту благоприятной окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной деятельностью. На основании изложенного, руководствуясь ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора Советского района г. Томска удовлетворить. Обязать администрацию г. Томска принять меры по ликвидации несанкционированного размещения отходов (свалки), на земельном участке, расположенном по адресу: <адрес>. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца через Советский районный суд г. Томска. Судья: подпись Копия верна. Судья: И.А. Шефер Секретарь: О.С. Мухаметкалиева Решение вступило в законную силу «____»___________________2012 г. Судья: Секретарь:
председательствующего Шефер И.А.