о предоставлении жилого помещения вне очереди по договору социального найма



№ 2-1635/12

Именем Российской Федерации

Решение

03 июля 2012 года Советский районный суд г. Томска в составе:
председательствующего Шефер И.А.

при секретаре Мухаметкалиевой О.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по исковому заявлению прокурора ... района г. Томска в интересах Лекотарчук Р.М. к администрации города Томска о возложении обязанности обеспечить жилым помещением,

установил:

Прокурор ... района г. Томска в интересах Лекотарчук Р.М. обратился в суд с исковым заявлением к администрации г. Томска о возложении обязанности обеспечить Лекотарчук Р.М. вне очереди жилым помещением по договору социального найма в соответствии с нормами предоставления, но не ниже 17,0 кв.м общей площади.

В обоснование заявленных требований указал, что Лекотарчук Р.М.., ДД.ММ.ГГГГ рождения, в соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (далее закон № 159-ФЗ) и ст. 2 Закона Томской области от 19.08.1999 № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Томской области» (далее Закон Томской области № 28-ОЗ» относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так как Решением ... городского народного суда от ДД.ММ.ГГГГ ее родители признаны безвестно отсутствующими.

Решением от ДД.ММ.ГГГГ ... районного совета народных депутатов Лекотарчук Р.М. была определена в детское учреждение, поскольку ее мать находилась в местах лишения свободы, а местонахождение отца было не известно.

В ... Лекотарчук Р.М. окончила ... школу-интернат ... и поступила в ОГУ НПО ПУ , который окончила в ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждает диплом от ДД.ММ.ГГГГ .

Лекотарчук Р.М. состоит в администрации ... района на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении, и включена в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное представление жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ.

Однако до настоящего времени, администрация ... района г. Томска не предприняла мер, направленных на обеспечение Лекотарчук Р.М. жилым помещением.

Лекотарчук Р.М. о месте и времени извещена надлежащим образом, просила рассмотреть дело в ее отсутствие.

В судебном заседании процессуальный истец исковые требования поддержал по обстоятельствам, изложенным в исковом заявлении.

Представитель администрации города Томска извещенный о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом в суд не явился, представитель Горовцова И.В. действующая на основании доверенности, представила отзыв, согласно которому возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что администрация г. Томска не нарушала прав Лекотарчук Р.М., а следовательно отсутствуют основания удовлетворять требования.

Представитель третьего лица - администрации Томской области Татаренко Л.Ю., действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ считает, что для удовлетворения исковых требований правовые основания имеются.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования прокурора ... района г. Томска, выступающего в интересах Лекотарчук Р.М. подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст.8 Федерального Закона № 159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу ч.1 ст.57 Жилищного кодекса Российской Федерации – жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы (подпункт 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ).

Согласно свидетельству о рождении , Лекотарчук Р.М. родилась ДД.ММ.ГГГГ в ..., родителями указаны – Л. и Л..

Решением от ДД.ММ.ГГГГ ... районного совета народных депутатов Лекотарчук Р.М. была определена в детское учреждение, поскольку ее мать находилась в местах лишения свободы, а местонахождение отца было не известно.

Решением ... городского народного суда от ДД.ММ.ГГГГ Л. и Л. признаны безвестно отсутствующими.

Согласно справке от ДД.ММ.ГГГГ на имя ... за подписью директора школы-интерната Лекотарчук Р.М. ДД.ММ.ГГГГ воспитывается в ... школе-интернате, которая помещена в детский дом Решением ... райисполкома от ДД.ММ.ГГГГ. В решении отсутствует закрепление жилой площади. Просят поставить на льготную очередь на жилье Лекотарчук Р.М. согласно Федеральному закону РФ № 159-ФЗ от 21.12.1996 «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот» ст. 8, п.3.

В ... Лекотарчук Р.М. окончила ... школу-интернат ..., оставшихся без попечения родителей и поступила в ОГУ НПО ПУ , который окончила в ... году, что подтверждает диплом от ДД.ММ.ГГГГ .

Лекотарчук Р.М. состоит в администрации ... района на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении, и включена в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное представление жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается письмом администрации ... района от ДД.ММ.ГГГГ .

В настоящее время Лекотарчук Р.М. собственным жильем не обеспечена, что подтверждается сведениями Томского филиала ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ», уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области.

Таким образом, Лекотарчук Р.М. относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, не имеет закрепленного жилого помещения, окончила обучение в образовательном учреждении, в связи с чем на основании действующего законодательства имеет право на получение дополнительных гарантий в виде внеочередного предоставления жилого помещения по договору социального найма.

Согласно ч.2 ст. 15 Закона Томской области № 28-ОЗ дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их прибытия в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями.

В соответствии со ст. 1 Закона Томской области от 11.09.2007г. № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» органы местного самоуправления городских округов наделены государственными полномочиями по обеспечению детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, жилыми помещениями.

В силу ч.2 ст.2 указанного Закона Томской области исполнительные органы государственной власти Томской области при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями обязаны обеспечить передачу органам местного самоуправления финансовых средств, необходимых для осуществления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.

Согласно ч.1 ст. 3 указанного Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на: финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций.

Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций обязаны: осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов:

принимают муниципальные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства муниципального образования по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, переданных настоящим Законом; осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения (далее - учет). Учет осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 8 июня 2005 года N 91-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.

Решением Думы города Томска от 25.12.2007г. №740 «Об осуществлении администрацией города Томска отдельных государственных полномочий» установлено, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, осуществляются администрацией города Томска.

Из распоряжения Мэра г. Томска от 04.05.2008 № р344 «Об осуществлении переданных государственных полномочий на территории муниципального образования «город Томск» следует, что Администрация г. Томска не передает государственные полномочия, которыми была наделена в силу Закона Томской области от 11.09.2007 № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», а устанавливает разграничение обязанностей по их осуществлению между органами администрации, являющимися ее структурными подразделениями (департаментом социальной политики и администрациями районов города).

Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что на администрацию г. Томска в рамках осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, должна быть возложена обязанность обеспечить Лекотарчук Р.М. жилым помещением за счет средств бюджета Томской области. Вместе с тем, из вышеприведенных норм законодательства не усматривается обязанность администрации Томской области выделять финансовые средства на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. В связи с чем исковые требования, предъявляемые к администрации г. Томска являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению.

В то же время, вопросы, касающиеся выделения денежных средств на исполнение государственных полномочий относятся к сфере межбюджетных отношений и разрешаются в соответствии с порядком, установленным Бюджетным кодексом РФ (ст. 140). Гражданин в силу ст.1 и ст. 152 БК РФ не является субъектом бюджетных отношений, в связи с чем субъективное право конкретного физического лица не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств.

Решением Думы города Томска от 13.12.2005года № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 17.0 квадратным метрам на одиноко проживающего гражданина. В связи с чем администрацией города Томска Лекотарчук Р.М. должна быть обеспечена вне очереди на условиях социального найма жилым помещением, общей площадью не менее 17 кв.м.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд

решил:

Исковые требования прокурора ... района г. Томска в интересах Лекотарчук Р.М. к администрации города Томска удовлетворить.

Обязать администрацию города Томска за счет средств бюджета Томской области обеспечить вне очереди жилым помещением Лекотарчук Р.М., ДД.ММ.ГГГГ рождения на условиях договора социального найма общей площадью не менее 17,0 квадратных метров.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий: подпись.

Копия верна.

Судья: И.А. Шефер

Секретарь: О.С. Мухаметкалиева

Решение вступило в законную силу «____»_____________2012 г.

Судья:

Секретарь: