о признании незаконным отказа администрации г. ТОмска



Именем Российской Федерации

Решение

09 августа 2012 года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Куц Е.В.

при секретаре Ананьевой Е.И.

при участии заявителя, представителя заявителя Долгополовой К.Е., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, выданной сроком на три года, представителя заинтересованного лица Осипова А.О., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ , выданной сроком на один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Чечнева С.Н. к Администрации города Томска о признании незаконным отказа в предоставлении земельного участка в собственность

установил:

Чечнев С.Н. обратился в суд с заявлением о признании отказа администрации города Томска в предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, общей площадью ... с разрешенным использованием садовые и дачные дома, в соответствии с основным видом разрешенного использования с территориальной зоны ... (Заявление от ДД.ММ.ГГГГ), выраженного в письме от ДД.ММ.ГГГГ -з незаконным. Просил с учетом уточнения требований в судебном заседании, обязать Администрацию города Томска в месячный срок со дня вступления решения суда в законную силу принять решение о предоставлении в собственность указанного земельного участка.

В обоснование заявленных требования указано, что ответом Администрации города Томска, выраженного в письме -з от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в предоставлении земельного участка по причине того, что в границах земельного участка произрастают зеленые насаждения (сосна, кедр). Считает отказ незаконным, поскольку само по себе наличие на земельном участке зеленых насаждений (сосна, кедр) не является основанием для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, испрашиваемый земельный участок не изъят из гражданского оборота, в отношении него нем установлен запрет на приватизацию, он не зарезервирован для государственных или муниципальных нужд.

Представитель заявителя в судебном заседании и в представленных суду пояснениях поддержал заявленные требования в полном объеме по основаниям, изложенным в заявлении.

Представитель Администрации города Томска возражал против удовлетворения заявленных требований, представил письменный отзыв на иск, где указал, что отказ в предоставлении земельного участка является правомерным, поскольку земельные участки, ограниченные в обороте, не предоставляются в собственность согласно ч. 6 ст. 27 ЗК РФ. Испрашиваемый земельный участок является ограниченным в обороте на основании ч. 5 ст. 27 ЗК РФ, поскольку на нем произрастают зеленые насаждения, что подтверждается ситуационным планом земельного участка. Таким образом, оспариваемый отказ в предоставлении земельного участка в собственность не нарушает права и законные интересы заявителя.

Заслушав пояснения представителя заявителя, представителя заинтересованного лица, изучив и оценив письменные доказательства, суд полагает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как указывают нормы статьи 7 ЗК РФ, земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на земли сельскохозяйственного назначения, земли населенных пунктов, земли промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земли для обеспечения космической деятельности, земли обороны, безопасности и земли иного специального назначения, земли особо охраняемых территорий и объектов, земли лесного фонда, земли водного фонда, земли запаса (п. 1). Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением.

Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Частью 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 года 3 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" предусмотрено, что к вопросам местного значения городского округа относятся, в том числе, владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа (п. 3); утверждение генеральных планов городского округа, правил землепользования и застройки, утверждение, подготовленной на основе генеральных планов городского округа документации по планировке территории, выдача разрешений на строительство, разрешений на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа, утверждение местных нормативов градостроительного проектирования городского округа, ведение информационной системы обеспечения градостроительной деятельности, осуществляемой на территории городского округа, резервирование земель и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах городского округа для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель городского округа (п. 26).

Согласно ст. 11 Земельного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Органами местного самоуправления осуществляется управление и распоряжение земельными участками, находящимися в муниципальной собственности.

В соответствии с п. 1 ст. 34 ЗК РФ органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны:

принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом;

уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган;

обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.

Предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

В соответствии с п. п. 1 и 2 ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации подразделяются на категории и должны использоваться в соответствии с их целевым назначением.

Земельные участки предоставляются в собственность или в аренду, а в специально указанных случаях - в постоянное (бессрочное) пользование или в безвозмездное срочное пользование (п. п. 2, 3 и 7 ст. 30, п. 1 ст. 30.1 ЗК РФ). Таким образом, речь идет о приобретении физическими и юридическими лицами прав на земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности.

По общему правилу, содержащемуся в п. 1 ст. 129 ГК РФ, объекты гражданских прав могут свободно переходить от одного лица к другому, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте. Указанные ограничения в оборотоспособности земельных участков установлены в ст. 27 ЗК РФ.

Согласно п. 1 ст. 28 ЗК РФ земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду, а также предоставляются юридическим лицам в постоянное (бессрочное) пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, и гражданам и юридическим лицам в безвозмездное срочное пользование в случаях, предусмотренных пунктом 1 статьи 24 настоящего Кодекса.

Из анализа норм статей 30- 34 ЗК РФ следует, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю (ч. 3 ст. 34 ЗК РФ).

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Чечнев С.Н. обратился в Администрацию города Томска с заявлением -з о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, общей площадью ... с разрешенным использованием садовые и дачные дома, в соответствии с территориальной зоной ....

При этом орган местного самоуправления при принятии решений о возможности предоставления земельного участка в собственность должен исходить из установленной местным законодателем системы зонирования территорий, определенной Генеральным планом муниципального образования и Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Томск».

Правилами землепользования и застройки в городе Томске, утвержденными Решением Думы города Томска от ДД.ММ.ГГГГ (далее – Правила) установлено, что градостроительное зонирование - зонирование территории муниципального образования в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Также Правилами предусмотрено, что территориальные зоны – это зоны, для которых в настоящих Правилах определены границы и установлены градостроительные регламенты.

Градостроительный регламент, согласно Правилам, - устанавливаемые в пределах границ соответствующей территориальной зоны виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, а также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства;

Разрешенное использование земельных участков и объектов капитального строительства - использование земельных участков и объектов капитального строительства в соответствии с градостроительным регламентом или в соответствии с нормативными правовыми актами, принимаемыми уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или уполномоченными органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами в случае, если на земельный участок не распространяется действие градостроительного регламента или для земельного участка не устанавливается градостроительный регламент.

Как пояснил представитель администрации, исспрашиваемый земельный участок, относится к категории земель – земли населенных пунктов, территориальная зона – Рекреационная зона Ж4 - Зона садоводств и дачных участков.

Судом также установлено, что ответом Администрации города Томска, выраженного в письме -з от ДД.ММ.ГГГГ заявителю отказано в предоставлении земельного участка по причине того, что в границах земельного участка произрастают зеленые насаждения (сосна, кедр).

В соответствии с ч. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде бездействие органа государственной власти, если считает, что нарушены его права и свободы.

Из положений гл.25 ГПК РФ, п.25 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 10.02.2009 №2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» юридически значимыми обстоятельствами по настоящему делу являются: имеет ли орган (лицо) полномочия на принятие решения или совершение действия; соблюден ли порядок принятия решений, совершения действий органом или лицом в том случае, если такие требования установлены нормативными правовыми актами (форма, сроки, основания, процедура и т.п.); соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного действия (бездействия) требованиям закона и иного нормативного правового акта, регулирующих данные правоотношения.

Основанием к удовлетворению заявления может служить нарушение требований законодательства хотя бы по одному из оснований, свидетельствующих о незаконности принятых решений, совершенных действий (бездействия).

Так, согласно Правил, зона ... предназначена для размещения садовых и дачных участков с правом возведения жилого строения используемых населением в целях отдыха и выращивания сельскохозяйственных культур.

основным видом разрешенного использования земельных участков для данной зоны являются, размещение садовых и дачных домов.

Довод Администрации о том, что данный земельный участок относится к землям, ограниченным в обороте, судом не принимается во внимание.

В силу п. 2 части 5 ст. 27 Земельного кодекса РФ ограничиваются в обороте находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки из состава земель лесного фонда

Доказательств того, что спорный земельный участок относится к землям лесного фонда Администрацией города Томска не представлено, поэтому этот участок может быть отнесен к землям рекреационного назначения.

Однако в отношении подобных участков статьей 27 Земельного кодекса не установлены ограничения в обороте.

Следовательно, у администрации отсутствовали правовые основания для отказа в приобретении в собственность спорного земельного участка с учетом соблюдения порядка предоставления в собственность земель населенных пунктов.

Исследовав представленные сторонами документы, суд пришел к выводу о том, что Администрация не представила доказательств, достоверно подтверждающих факт отнесения спорного земельного участка к землям ограниченным в обороте на основании ч. 5 ст. 27 ЗК РФ. Факт произрастания на спорном земельном участке зеленых насаждений не меняет его разрешенного использования и не влияет на его оборотоспособность.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что оспариваемый отказ не соответствует нормам действующего земельного законодательства и нарушает права и законные интересы заявителя, а потому заявленные требования подлежат удовлетворению.

Руководствуясь, ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

Заявление Чечнева С.Н. о признании незаконным отказа Администрации города Томска в передаче земельного участка в собственность удовлетворить.

Признать незаконным отказ Администрации города Томска о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, общей площадью 1000 кв.м. с разрешенным использованием «садовые и дачные дома», выраженный в письме от ДД.ММ.ГГГГ -з.

Обязать Администрацию города Томска в месячный срок со дня вступления решения в законную силу принять решение по заявлению Чечнева С.Н. от ДД.ММ.ГГГГ .

Взыскать с Администрации города Томска в пользу Чечнева С.Н. судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере ....

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Советский районный суд г.Томска в течение месяца с момента изготовления решения в полном объеме.

Судья:

Решение не вступило в законную силу.