Советский районный суд г. Томска в составе: председательствующего Черных О. Г. с участием: представителя заявителя Лаптева Д.Б., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ., сроком на три года, представителя администрации г. Томска Герасимова В.В., действующего на основании доверенностей от ДД.ММ.ГГГГ, сроком на один год при секретаре Цыгановой Е.А. рассмотрев 24 августа 2012 года в открытом судебном заседании в г. Томске гражданское дело по заявлению Косторевой ЛВ о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка УСТАНОВИЛ: Косторева Л.В. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным решения об отказе в предоставлении земельного участка. В обоснование заявления указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в администрацию города Томска с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу <адрес>, для садоводства. К заявлению были приложены все необходимые документы. Ранее постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №-з в ее интересах данный земельный участок был образован путем утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане. Во исполнение п. 2 данного постановления заявитель провела работы по межеванию земельного участка и его постановке на государственный кадастровый учет. В письме от ДД.ММ.ГГГГ №-з администрация <адрес> отказала предоставить заявителю земельный участок в собственность, поскольку на нем расположены зеленые насаждения. Просит признать незаконным отказ администрации г. Томска в предоставлении в собственность Косторевой ЛВ земельного участка, расположенного по адресу <адрес> для садоводства, выразившегося в письме от ДД.ММ.ГГГГ №-з. Заявитель в процесс не явилась, была извещена о дате и времени процесса. Представитель заявителя доводы заявления поддержал. Дополнительно пояснил, что наличие зеленых насаждений не является препятствием к предоставлению земельного участка, поскольку для их уничтожения необходимо разрешение ландшафтной комиссии, а заявитель не планирует их вырубку. Представитель администрации города Томска просил в удовлетворении заявления отказать, поскольку предоставление земельных участков является их правом, а не обязанностью. Суд определил рассмотреть дело в отсутствие заявителя, поскольку в соответствии с ч.2 ст. 257 ГПК РФ неявка в судебное заседание кого-либо из участников процесса, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению заявления. Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению. Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.1. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности. В соответствие со ст. 13 Гражданского кодекса РФ и п. 6 Постановления Пленума Верховного суда N 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда N 8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием. Согласно ч.1. ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. В соответствии со ст.34 ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления обладают собственными полномочиями по решению вопросов местного значения, полномочия органов местного самоуправления определяются уставом муниципального образования. Согласно Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (статья 9, часть 2); граждане и их объединения вправе иметь землю в частной собственности (статья 36, часть 1); условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона В соответствии с ч. 1 ст. 264 ГК РФ, земельные участки могут предоставляться их собственниками другим лицам на условиях и в порядке, которые предусмотрены гражданским и земельным законодательством. Как установлено статьей 28 Земельного кодекса Российской Федерации, земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду (пункт 1); предоставление земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, в собственность граждан и юридических лиц осуществляется за плату; предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных данным Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 2). Согласно ст. 29 Земельного кодекса РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции. Пунктами 2 - 4 ст. 34 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Кодекса. В заявлении должны быть определены цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю. Орган местного самоуправления на основании указанного заявления в месячный срок со дня его поступления утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости". Судом установлено, что постановлением от ДД.ММ.ГГГГ №-з Администрации <адрес> был постановлено образовать земельный участок по адресу г.Томск, <адрес> площадью ... кв.м. (учетный номер №) для садоводства, утвердив схему расположения земельного участка на кадастровом паспорте территории. В пункте 2 постановления Косторева Л.В. уполномочена провести комплекс работ по межеванию земельного участка по указанному адресу, а также обратиться в орган кадастрового учета для государственного кадастрового учета указанного земельного участка. Из данного постановления также следует, что земельный участок располагается в зоне садоводств и дачных участков (Ж-4). Косторева Л.В. провела комплекс работ по межеванию и постановке земельного участка на кадастровый учет, что следует и из предоставленного кадастрового паспорта земельного участка, и из пояснений обеих сторон. ДД.ММ.ГГГГ заявитель Косторева Л.В. обратилась с заявлением в администрацию города Томска с просьбой предоставить ей в собственность земельный участок, расположенный по адресу <адрес> для садоводства. К данному заявлению был приложен и кадастровый паспорт земельного участка. В письме от ДД.ММ.ГГГГ №-з администрация города Томска отказала предоставить заявителю земельный участок в собственность, поскольку на нем расположены зеленые насаждения. В подтверждение законности принятого решения суду представлен Акт обследования земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому на указанном участке произрастают сосны, березы, кустарник. Земельный участок не огорожен. К Акту приложена фототаблица. Суд не принимает данный аргумент в качестве подтверждения законности принятого решения. В силу п. 5 ст. 34 ЗК РФ, исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка. Предусмотренная статьей 34 Земельного кодекса РФ процедура предоставления земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, была начата в соответствии с действующим законодательством, ее порядок заявителем был соблюден, к заявлению был приложен кадастровый паспорт земельного участка, следовательно, у администрации города Томска возникла обязанность принять решение о предоставлении заявителю земельного участка в собственность. В соответствие со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Пропуск трехмесячного срока обращения в суд с заявлением не является для суда основанием для отказа в принятии заявления. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления. В соответствие с п.24. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд и каковы причины их нарушения, а вопрос о применении последствий несоблюдения данных сроков следует обсуждать независимо от того, ссылались ли на это обстоятельство заинтересованные лица. Исходя из положений части 1 статьи 4 и части 1 статьи 256 ГПК РФ срок обращения с заявлением в суд начинает течь с даты, следующей за днем, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и свобод, о создании препятствий к осуществлению его прав и свобод, о возложении обязанности или о привлечении к ответственности. Обязанность доказывания этого обстоятельства лежит на заявителе. На письме от ДД.ММ.ГГГГ имеется надпись о том, что его копию представитель заявителя Лаптев Д.Б. получил ДД.ММ.ГГГГ. Доказательств получения отказа в более ранний срок суду не представлено. В суд заявление поступило ДД.ММ.ГГГГ – в предусмотренный законом срок. Согласно п.1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности органа местного самоуправления устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина. Согласно ст. 12 Конституции РФ в Российской Федерации признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Согласно пп. 1.3 ст. 25 Устава г. Томска Администрация города Томска является органом местного самоуправления. В соответствии с п.п. 1.35 п.1 ст.40 Устава г. Томска, Администрация г.Томска осуществляет полномочия по управлению и распоряжению земельными участками, находящимися в собственности города Томска, а также земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена. Учитывая, что соблюдение заявителем процедуры, предусмотренной законом, порождает у администрации города Томска обязанность по принятию решения о предоставлении земельного участка в собственность заявителю, суд считает, что права заявителя будут восстановлены путем обязания администрации г. Томска принять решение по заявлению Косторевой ЛВ от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой о предоставлении земельного участка в собственность на возмездной основе для садоводства в днухнедельный срок с даты вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке в соответствие с положениями ч. 5 ст. 34 ЗК РФ. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199, 258 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Заявление Косторевой ЛВ удовлетворить. Признать незаконным отказ администрации г. Томска в предоставлении в собственность Косторевой ЛВ земельного участка, расположенного по адресу <адрес> для садоводства, выразившийся в письме от ДД.ММ.ГГГГ №-з. Обязать администрацию г. Томска принять решение по заявлению Косторевой ЛВ от ДД.ММ.ГГГГ с просьбой о предоставлении земельного участка в собственность на возмездной основе для садоводства в днухнедельный срок с даты вступления решения суда в законную силу в установленном законом порядке в соответствие с положениями ч. 5 ст. 34 ЗК РФ. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение одного месяца через Советский районный суд г.Томска. Судья: Решение не вступило в законную силу Опубликовать в сети Интернет «________»_____________ 2012 года Судья: О.Г. Черных