№ 2-2266/12 РЕШЕНИЕ Именем Российской Федерации Советский районный суд города Томска в составе: председательствующего Черных О.Г., с участием истца Игнатова В.В. представителя ответчика Драчевой С.Б., действующей на основании доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ сроком по ДД.ММ.ГГГГ, при секретаре Цыгановой Е.А., рассмотрев 21 августа 2012 года в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску Игнатова ВВ к ГУ УПФ РФ г. Томске Томской области о включении в специальный стаж периодов работы, назначении пенсии, УСТАНОВИЛ: Игнатов В.В. обратился в суд с иском к ГУ УПФ РФ г. Томске Томской области о включении в специальный стаж периодов работы и назначении пенсии. В обосновании заявленных требований указал, что решением ГУ УПФ РФ в г. Томске Томской области № от ДД.ММ.ГГГГ в специальный стаж в календарном порядке зачтены периоды работы: - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии и реанимации ПИТ госпитальных клиник в КТМИ, в отделении анестезиологии-реанимации и интенсивной терапии госпитальных клиник в КТМИ, по основанию, что работа протекала в отделении, не дающем права на льготное исчисление. Истец просил обязать ответчика включить указанные периоды в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии, и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. Позднее требованиям уточнил, просит обязать ответчика зачесть в льготном порядке (один год работы за один год и шесть месяцев) в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения по п.п. 20 п.1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях в РФ» №173 от 17.01.2001 спорные периоды работы и назначить пенсию с ДД.ММ.ГГГГ. В судебном заседании истец требования в уточненном виде поддержал, дав аналогичные исковому заявлению пояснения. Дополнительно пояснил, что никакого различия между отделениями анестезиологии и реанимации и отделением анестезиологии, реанимации и палатами интенсивной терапии нет. Истец выполнял одни и те же функции, что до переименования отделения, что после этого. После переименования отделения период ему включили в стаж в льготном исчислении. Интенсивная терапия – это часть структурной реанимации, по сути, это отделение реанимации. Функции истца заключались в проведении анестезии, обезболивания, участие и проведение реанимационных мероприятий нуждающимся, проведение дальнейшего лечения и интенсивной терапии, участие в операциях, дежурство в отделение, ведение реанимационных больных. До ДД.ММ.ГГГГ и после ДД.ММ.ГГГГ трудовые функции не изменились, график работы был тоже. Из льгот предоставлялся в спорный период дополнительный отпуск, до ДД.ММ.ГГГГ года давали молоко, доплата за вредность производится в размере ... %. Представитель ответчика Драчева С.Б. в судебном заседании исковые требования не признала, поддержала доводы, изложенные в письменном отзыве на исковое заявление. Дополнительно пояснила, на индивидуальном счете истца отсутствует информация о том, что стаж его работы подлежит льготному исчислению. Полагала, что вынесенное решение является обоснованным и правомерным. Выслушав стороны, исследовав письменные доказательства, суд приходит к выводу о том, что исковые требования истца подлежат удовлетворению по следующим основаниям. Статья 2 Конституции РФ рассматривает человека, его права и свободы в качестве высшей ценности. Тем самым она декларирует свое понимание взаимоотношений государства и личности, выдвигая на передний план именно личность. Уважение к личности и ее защита являются неотъемлемым атрибутом конституционного государства, его обязанностью. Государство в условиях действия этого принципа не вправе в своей деятельности выходить за устанавливаемые им границы взаимоотношений с человеком. Человек, его права и свободы должны защищаться государством с помощью разнообразных норм материального и процессуального права. Согласно ч.1 ст. 7 Конституции РФ - Российская Федерация – социальное государство. В соответствии с п.2 ст.7 Конституции РФ гражданам устанавливаются государственные пенсии, пособия, и иные гарантии социальной защиты, т.е. статья, определяет те категории населения страны, которые не в состоянии самостоятельно за счет свободного использования своих способностей и имущества обеспечивать себе достойный уровень жизни. Такие группы принято именовать социально незащищенными слоями населения, это, прежде всего инвалиды и пожилые граждане. Это связано с тем, что их социальная незащищенность очевидна. Согласно ч.1 ст.39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. В соответствии со ст. 45 Конституции РФ гарантируется государственная защита прав и свобод человека и гражданина. Решением ГУ УПФ РФ в г. Томске Томской области № от ДД.ММ.ГГГГ истцу засчитаны в календарном исчислении периоды работы: - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии и реанимации ПИТ госпитальных клиник в КТМИ; - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии-реанимации и интенсивной терапии госпитальных клиник в КТМИ. В льготном исчислении отказали включить (1 год за 1 года и 6 месяцев), поскольку работа протекала в отделении, не дающем право на льготное исчисление. С данным выводом ответчика суд не может согласиться по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 1 статьи 10 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж, учитываемый при определении права на трудовую пенсию, включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, застрахованными в соответствии с Федеральным законом "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", определяющий основания возникновения и порядок реализации прав граждан РФ на трудовые пенсии, в качестве условий назначения трудовой пенсии по старости закрепляет достижение пенсионного возраста (для мужчин 60 лет) и наличии страхового стажа не мене 5 лет и одновременно предусматривает право отдельных категорий граждан на досрочное назначение пенсии по старости. В соответствии с п.п. 20 п.1 ст.27 ФЗ № 173 "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного ст.7 ФЗ № 173 лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не мене 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста. Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в качестве правового обоснования для пенсионного обеспечения отдельных категорий граждан предусматривает длительное выполнение определенной профессиональной деятельности, из чего следует, что право на пенсию возникает в зависимости от продолжительности и характера работы в определенной сфере профессиональной деятельности и не может быть поставлено в зависимость от организационно-правовой формы, наименование учреждения, его структурного подразделения либо наименование должности. Согласно п.2 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" Списки соответствующих работ, профессий и должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного законом, Правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждается Правительством РФ, но это не наделяет Правительство РФ полномочиями самостоятельно регулировать пенсионные отношения работников по своему усмотрению вводить дополнительные в соотношении с Законом ограничения прав на пенсионное обеспечение за выслугу лет. При исчислении трудового стажа за период до 01.01.2002 года, исходя из содержания Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 29.01.2004 года № 2-П, могут применяться нормы законодательства, действовавшего до введения нового правового регулирования. До 14 ноября 2002 года право на досрочное пенсионное обеспечение медицинских работников определялось в соответствии с Постановлением СМ РСФСР от 06 сентября 1991 года N 464 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа, которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет" и Постановлением от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения и правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной деятельностью". Списком N 464 предписано: установить, что исчисление сроков выслуги производится по следующим правилам: врачам - анестезиологам-реаниматорам, среднему медицинскому персоналу отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии - один год работы в этих должностях и подразделениях считать за один год и 6 месяцев. Постановлением Минтруда РФ от 22 ноября 2001 г. N 81 "О применении пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464", установлено, что при исчислении выслуги для определения права на пенсию за выслугу лет за период работы до 1 ноября 1999 г. в соответствии с Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464 работу в должности врача - анестезиолога-реаниматолога отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии считать как работу в должности врача - анестезиолога-реаниматора. При этом льготное исчисление выслуги, предусмотренное абзацем 3 пункта 2 Постановления Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. N 464, при работе в должности врача - анестезиолога-реаниматолога отделений (групп) анестезиологии-реанимации, отделений (палат) реанимации и интенсивной терапии применяется для определения права на пенсию за выслугу лет. В силу разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 31 октября 1995 года N 8 "О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия", судам при рассмотрении дел следует оценивать содержание закона или иного нормативного акта, регулирующего рассматриваемые судом правоотношения, и во всех необходимых случаях применять Конституцию РФ в качестве акта прямого действия. Следовательно, при исчислении трудового стажа истца за период работы до 01.11.1999 года может применяться Постановление Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 года № 464 "Об утверждении списка профессий и должностей работников здравоохранения и стационарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет". Постановлением Правительства РФ от 29 октября 2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "Отрудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п.2) утверждены Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 7 статьи27 Федерального закона "Отрудовых пенсиях в Российской Федерации". Этим же Постановлением утвержден Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев. Согласно Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала (утв. Постановлением Правительства РФ от 29.10.02 № 781), Перечня структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала от 22.09.1999 г. № 1066, врачам и среднему персоналу отделений анестезиологии-реанимации год работы засчитывается в указанный стаж, как год и 6 месяцев. Таким образом, основными критериями для признания права на льготную пенсию в таком исчислении, как вытекает из норм права, указанных выше, являются соответствие наименования должности, которую фактически занимал работник, наименованию по перечню, а также установление факта работы в занимаемой должности в отделениях (группах, палатах, выездных бригадах скорой медицинской помощи) анестезиологии - реанимации, а также реанимации и интенсивной терапии. В соответствии с п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ N 25 от 20 декабря 2005 года "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (п. 1 ст. 27 и пп. 7 - 13 п. 1 ст. 28 названного Закона), периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.). Согласно п. 6 Постановления Правительства РФ от 24.07.2002 г. N 555 "Об утверждении правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий" основным документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы. Как следует из трудовой книжки АТ-I №, ДД.ММ.ГГГГ Игнатов В.В. был принят на должность врача анестезиолога-реаниматолога в отделение анестезиологии и реанимации госпитальных клиник, ДД.ММ.ГГГГ отделение анестезиологии и реанимации госпитальных клиник переименовано в отделение анестезиологии и реанимации госпитальных клиник. В соответствии с карточками-справками за период с ДД.ММ.ГГГГ истец работал в должности врача анестезиолога и ему производилась доплата за вредные условия труда в размере ...%. Как следует из штатных расписаний за период ДД.ММ.ГГГГ г., в КСиБГМУ имелось отделение анестезиологии и реанимации и ПИТ факультетских клиник, в штат которого входил врач-анестизиолог-реаниматолог. Штатным расписанием за ДД.ММ.ГГГГ год в КСиБГМУ было предусмотрено отделение анестезиологии-реанимации и интенсивной терапии факультетских клиник, в штат, которого входил врач-анестезиолог-реаниматолог. Согласно штатному расписанию за ДД.ММ.ГГГГ год в КСиБГМУ имелось отделение анестезиологии-реанимации факультетских клиник, в штат, которого входил врач-анестезиолог-реаниматолог. Положением о КСиБГМУ за ДД.ММ.ГГГГ год было предусмотрено отделение анестезиологии и реанимации, ПИТ факультетских клиник. Как следует из Положения об отделении анестезиологии-реанимации госпитальных клиник, отделение анестезиологии-реанимации организовано как межклиническое подразделение в составе госпитальных КСиБГМУ, в составе отделения палата на 6 коек, куда госпитализируются пациенты в послеоперационном периоде после сложных операций и, также пациенты и других подразделений с острыми расстройствами жизненноважных функций, требующих интенсивной терапии и мониторинга. Основными задачами отделения являются: осуществления комплекса мероприятий по подготовке к проведению общей, местной или регионарной анестезии при операциях, родах, диагностических и лечебных процедурах, а также детоксикационных методах интенсивной терапии у больных поступивших из г. Томска, области и других регионов России; осуществление комплекса мероприятий по реанимации и интенсивной терапии, интенсивному наблюдению и уходу у лиц, поступающих после операций и из других отделений клиник, и доставленных по «скорой помощи» больных из г.Томска, области с острыми нарушениями функций жизненноважных органов до надежной стабилизации их деятельности; экстренная и плановая консультация помощь пациентам и в ГКСибГМУ, обучение медперсонала госпитальных клиник элементами реанимации и интенсивной терапии. Согласно справке № от ДД.ММ.ГГГГ, выданной КСиБГМУ, отделение анестезиологии-реанимации госпитальных клиник с ДД.ММ.ГГГГ г.г. функционально и структурно не изменялось. Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о необходимости установления тождества наименований структурного подразделения, в котором происходила работа истца: «отделения анестезиологии и реанимации», «отделения анестезиологии и реанимации и палаты интенсивной терапии» с наименованием структурного подразделения, предусмотренного Списком, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991 и п. 2 Перечня утвержденного Постановлением Правительства № 781 от 29.10.2002, поскольку не соответствие наименования структурного подразделения не изменяет его основные задачи и функции. В соответствии со ст. 19 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия (часть трудовой пенсии) назначается со дня обращения за указанной пенсией (за указанной частью трудовой пенсии), за исключением случаев, предусмотренных пунктом 4 настоящей статьи, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную пенсию (указанную часть трудовой пенсии). Днем обращения за трудовой пенсией (частью трудовой пенсии) считается день приема органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, соответствующего заявления со всеми необходимыми документами. Если указанное заявление пересылается по почте и при этом к нему прилагаются все необходимые документы, то днем обращения за трудовой пенсией частью трудовой пенсии) считается дата, указанная на почтовом штемпеле организации федеральной почтовой связи по месту отправления данного заявления. С учетом включения указанных спорных периодов работы в специальный стаж истца в льготном исчислении, у истца на момент его обращения к ответчику за назначением досрочной трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения - ДД.ММ.ГГГГ - имелся стаж, необходимый для назначения данной пенсии на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Следовательно, отказ в назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ является необоснованным и нарушенное право истца на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения должно быть восстановлено путем назначения пенсии с даты первоначального обращения, то есть с ДД.ММ.ГГГГ. Руководствуясь ст.ст.194 – 199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: Исковые требования Игнатова ВВ к ГУ УПФ РФ в г. Томске Томской области удовлетворить. Обязать ГУ УПФ РФ в г. Томске Томской области включить Игнатову ВВ, ДД.ММ.ГГГГ гр., периоды работы, дающие право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в льготном исчислении 1 год работы за 1 год 6 месяцев: - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии и реанимации ПИТ госпитальных клиник в КТМИ; - с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности врача анестезиолога-реаниматолога в отделении анестезиологии-реанимации и интенсивной терапии госпитальных клиник в КТМИ. Обязать ГУ УПФ РФ в г. Томске Томской области - назначить Игнатову ВВ пенсию по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения досрочно с ДД.ММ.ГГГГ. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца. Судья: Решение не вступило в законную силу Опубликовать в сети Интернет «________»_____________ 2012 года Судья: О.Г. Черных