РЕШЕНИЕ ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Советский районный суд г.Томска в составе: председательствующего Черных О.Г. при секретаре Юриной И.А., с участием: представителя истца Долгановой И.А, действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год представителя ответчика Виденко М.А., действующей по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год представителя третьего лица Щукина М.А., действующего по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ сроком на один год рассмотрев 28 августа 2012 года в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по иску Пановой НК к администрации города Томска об обязании предоставить во внеочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства с последующим предоставлением в собственность бесплатно в п. <адрес> г. Томска УСТАНОВИЛ: Панова Н.К. обратилась в суд с иском к управлению социальной политики администрации Города Томска об обязании предоставить во внеочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства с последующим предоставлением в собственность бесплатно в п. <адрес> г. Томска. В обоснование иска указала, что как многодетная мать ДД.ММ.ГГГГ на основании Закона Томской области «О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области» от 04.10.2002 № 74-ОЗ подала заявление на имя мэра города Томска о предоставлении ей земельного участка для индивидуального жилищного строительства в п. <адрес> г. Томска во внеочередном порядке с последующим предоставлением его в собственность бесплатно. До сегодняшнего дня земельный участок ей не предоставлен. Считает, что, поскольку имеет право на внеочередное предоставление земельного участка, ответчик нарушает ее права. В последующем по заявлению истца ответчик был заменен на администрацию города Томска. Истец в процесс не явилась, была извещена о дате и времени рассмотрения спора, представила заявление о рассмотрении дела в ее отсутствие. Представитель истца Долганова И.А. доводы иска поддержала. Пояснила, что требования в иске сформулированы достаточно, уточнению не подлежат. У них нет доказательств того, что на сегодняшний день в п. Нижний склад сформированы земельные участки, которые могли бы быть предоставлены истцу. Считает, что установленный в законе Томской области №74-ОЗ порядок предоставления земельных участков противоречит самому закону. Полагает, что, несмотря на то, что очередь истца на сегодня ..., ей должны предоставить земельный участок без учета очередности иных лиц. Представитель ответчика исковые требования не признала. Пояснила, что администрация города Томска усматривает неверное толкование Закона Томской области «О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области» от 04.10.2002 г. № 74-ОЗ со стороны истца. Определен порядок предоставления земельных участков, органами местного самоуправления определяется общее количество земельных участков, предполагаемых к предоставлению в очередном году гражданам, имеющим право на внеочередное и первоочередное получение земельных участков. Доля земельных участков, указанных в п.21 закона, в том числе предоставляемых гражданам из многодетных семей, должна составлять не менее 10% от общего количества земельных участков, планируемых к предоставлению гражданам для индивидуального жилищного строительства в очередном году. В ДД.ММ.ГГГГ году запланировано распределение ... земельных участков, что значительно превышает установленные требования о распределении не менее одного земельного участка. Все земельные участки распределены согласно спискам. При принятии решения о предоставлении земельных участков администрация г.Томска никаких норм законодательства не нарушила, действовала на основании определенного законом порядка. В связи с тем, что гражданину, стоящему в очереди под первым номером, земельный участок предоставлен, очередь истца продвинулась вверх. Представитель третьего лица - управления социальной политики администрации Города Томска – просит в удовлетворении иска отказать. Представил письменный отзыв, доводы которого поддержал в процессе. Дополнительно пояснил, что по данным Управления социальной политики в <адрес> на настоящий момент земельных участков к распределению нет. Суд на основании ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца. Суд, заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, не находит оснований для удовлетворения требований по следующим основаниям. В соответствии с пунктом 1 части 3.1. статьи 7 Закона Томской области от 04.10.2002 № 74-03 «О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области» многодетные семьи, имеющие на момент постановки на учет 3 и более детей, имеют право на получение земельного участка для индивидуального жилищного строительства. В силу Закона Томской области от 08.11.2011 № 290-03 «О внесении изменений в Закон Томской области «О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области» многодетным семьям, число несовершеннолетних детей в которых на момент постановки на учет для получения земельного участка - 5 и более, земельные участки предоставляются во внеочередном порядке. В соответствии с частью 2 статьи 14.2 Закона Томской области от 04.10.2002 гражданам, имеющим в соответствии с законодательством право на внеочередное или первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, земельные участки предоставляются исходя из даты принятия их на учет для получения земельных участков. Согласно пункту 8 Порядка постановки на учет граждан, имеющих право на внеочередное или первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства или на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства с последующим предоставлением в собственность бесплатно, и предоставления указанным гражданам земельных участков (приложение к Закону Томской области от 04.10.2002) (далее - Порядок) учет граждан ведется путем их включения в Книгу учета граждан для получения земельного участка. Книга учета граждан для получения земельного участка состоит из трех разделов: Первый раздел - граждане, имеющие в соответствии с федеральным законодательством праве на первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительстве (инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов). Второй раздел - граждане, имеющие право на получение земельных участков дл5 индивидуального жилищного строительства в соответствии с частью 3.1 статьи 7 Закона Томском области от 04.10.2002 №74-03 (многодетные семьи; лица, необоснованно репрессированные и политическим мотивам и впоследствии реабилитированные; инвалиды и участники Великой Отечественной войны; ветераны и инвалиды боевых действий и т.д.). Третий раздел - граждане, имеющие в соответствии с федеральным законодательством права на внеочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительств (семипалатинцы, чернобыльцы, многодетные с 5 и более детьми и т.д.). На территории муниципального образования «Город Томск» реализация закона Томской области от 04.10.2002 осуществляется в соответствии с постановлением администрации Города Томска от 02.06.2009 № 452 (ред. от 04.06.2012) «О регламенте работы администрации Города Томска при предоставлении земельных участков в соответствии со статьей 14.2 Закона Томской области от 04.10.2002 № 74-03 «О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области» (далее - Регламент). Указанная деятельность осуществляется следующим образом: - гражданин обращается в муниципальное образование с заявлением о постановке на учет и прилагает перечень документов; - Комиссия рассматривает заявление и пакет документов и принимает решение - о постановке или отказе в постановке на учет; - управление социальной политики осуществляет внесение записи в Книгу учета граждан, формирует учетное дело гражданина, уведомляет его о постановке на учет; - ежегодно департамент архитектуры планирует местоположение земельных участков и их количество в соответствии с законом 74-03, ставит участки на кадастровый учет; - Комиссия на основании информации департамента архитектуры распределяет земельные участки в соответствии с Книгой учета; - управление социальной политики уведомляет гражданина о распределении ему земельного участка; - гражданин выражает согласие или отказ от участка; - в случае согласия гражданина департамент архитектуры подготавливает необходимый пакет документов (постановление о выделении участка и пр.); - после принятия постановления гражданин заключает договор аренды с департаментом экономического развития и управления муниципальной собственностью; - после заключения договора и его государственной регистрации управление социальной политики вносит запись в Книгу учета и завершает ведение учетного дела. Панова Н.К. в соответствии с ее заявлением от ДД.ММ.ГГГГ № на основании решения Комиссии (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ) поставлена на учет для получения земельного участка для индивидуального строительства во второй раздел Книги учета с порядковым номером очереди .... После принятия поправок в закон № решением Комиссии администрации Города Томска по вопросам предоставления земельных участков (протокол от ДД.ММ.ГГГГ №) Панова Н.К. поставлена на учет в третий раздел Книги учета с порядковым номером очереди ... как многодетная семья с 5 и более детьми. Как указал представитель управления социальной политики администрации Города Томска, за весь период осуществления данной деятельности (с 2009 года) Комиссия дошла при распределении земельных участков в первом разделе Книги учета - до 173 порядкового номера, во втором разделе - до 57 порядкового номера, в третьем разделе - до первого порядкового номера. В соответствии с п. 19, 24 Порядка по итогам года доля земельных участков, предоставленных в аренду гражданам, имеющим согласно законодательству право на внеочередное или первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства, а также гражданам из числа категорий, перечисленных в части 3.1 статьи 7 Закона 74-03, имеющим право на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства с последующим предоставлением в собственность бесплатно, должна составлять не менее 10 процентов от общего количества земельных участков, предоставленных гражданам для индивидуального жилищного строительства соответствующим органом. При этом земельные участки для индивидуального жилищного строительства распределяются между указанными категориями граждан пропорционально процентному соотношению граждан каждой категории к общему числу поставленных на учет граждан, имеющих право на внеочередное или первоочередное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства или на получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства с последующим предоставлением в собственность бесплатно, определяемому на момент предоставления земельных участков. Суд не усматривает противоречия в данных нормах законодательства, на что указывает истец. Таким образом, земельные участки распределяются Комиссией не зависимо от категории или уровня права (первоочередное или внеочередное или очередное), а в зависимости от количества граждан, состоящих на учете в конкретном разделе Книги учета. В соответствии с пунктом 2 постановления администрации г. Томска от 02.06.2009 № 452 на территории муниципального образования «Город Томск» уполномоченным органом муниципального образования для целей реализации Порядка является администрация Города Томска в лице ее отраслевых и специально созданных коллегиальных органов: управления социальной политики администрации Города Томска, департамента архитектуры и градостроительства администрации Города Томска, департамента экономического развития и управления муниципальной собственностью администрации Города Томска, комиссии администрации Города Томска по вопросам предоставления земельных участков в соответствии со ст. 14.2 Закона Томской области от 04.10.2002 № 74-03 «О предоставлении и изъятии земельных участков в Томской области». Согласно Протоколу № заседания комиссии администрации города Томска по вопросам предоставления земельных участков в соответствие со ст. 14.2 Закона Томской области от 04.10.2002 №74-ОЗ от 10.05.2012, было принято решение о распределении ... земельных участков, из которых ... земельный участок распределен по разделу ... – С. В настоящее время Панова Н.К. находится в разделе ... под номером ... В части 3 ст. 17 Конституции РФ устанавливается общепризнанный правовой принцип: осуществление прав и свобод не должно нарушать права и свободы других лиц. Фактически речь идет о запрете "злоупотребления правом (правами)". Баланс интересов, толерантность, достижение компромиссов несовпадающих целей и действий, общественное согласие и социальное партнерство являются основными признаками демократического общества. Это положение соответствует ч. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г.: "При осуществлении своих прав и свобод каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, какие установлены законом исключительно с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния в демократическом обществе". Обязание администрацию города предоставить ей земельный участок преимущественно перед лицами, которые подали соответствующее заявление ранее нее и в списке находятся под номерами 1, 2 нарушат основополагающие принципы Конституции РФ. Согласно п. 12 Регламента, комиссия принимает решение о распределении земельного участка с учетом местоположения земельного участка, указанного в заявлении гражданина. В случае наличия нескольких земельных участков по данному местоположению комиссия в этом случае принимает решение о распределении земельного участка, имеющего наименьший кадастровый номер. В случае отсутствия земельного участка по местоположению, указанному в заявлении данного гражданина, комиссия принимает решение о распределении земельного участка, имеющего наименьший кадастровый номер. Суд также учитывает, что требования Пановой Н.К. в той формулировке, в которой они изложены, неисполнимы. Истец не конкретизирует – какой конкретно земельный участок ей предоставить (кадастровый номер) – не указывает его данные, размер и т.д. Представитель истца в процесс указала, что требования с их точки зрения достаточно сформулированы. Прося обязать ответчика предоставить ей земельный участок в <адрес> города Томска, доказательств того, что в настоящее время имеются сформированные земельные участки в данном поселке, которые поставлены на кадастровый учет и могут быть ей предоставлены, истец в нарушение ст. 56 ГПК РФ не представила. На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд РЕШИЛ: В удовлетворении исковых требований Пановой НК к администрации города Томска об обязании предоставить во внеочередном порядке земельного участка для индивидуального жилищного строительства с последующим предоставлением в собственность бесплатно в <адрес> г. Томска, ОТКАЗАТЬ. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца. Судья: Решение не вступило в законную силу Опубликовать в сети Интернет «________»_____________ 2012 года Судья: О.Г. Черных