о предоставлении вне очереди жилого помещения детям-сиротам по договору социального найма



Дело

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

                                  

31 августа 2012 года город Томск

Советский районный суд г. Томска в составе председательствующего Куц Е.В. при секретаре Хасанзянове А.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Томска в интересах Андреева СА к Администрации города Томска об обязании предоставить вне очереди помещение по договору социального найма,

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Ленинского района г. Томска обратился в суд в интересах Андреева С.А.. с иском к администрации г. Томска об обязании предоставить ему вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее 17 квадратных метров.

В обоснование заявленных требований процессуальный истец указал, что Андреев С.А. является сиротой. Решением Ленинского районного суда г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ г. его мать С была лишена родительских прав. Отец Андреева С.А. А скончался ДД.ММ.ГГГГ г., мать Андреева С.А. С умерла ДД.ММ.ГГГГ г.

С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ г.г. Андреев С.А. находился в ТОГОУ «Д» г. Томск на полном государственном обеспечении, из школы-интерната № ЗАТО Северск ДД.ММ.ГГГГ г. несовершеннолетний был переведен в ОГБОУ «У», где проживал до совершеннолетия, в феврале ДД.ММ.ГГГГ г. переведен в ОГОУ НПО «П». Андреев С.А. состоит на учете граждан, нуждающихся в жилом помещении и включен в список детей-сирот, имеющих право на внеочередное предоставление жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ г. Однако, с указанной даты и по настоящее время Администрацией г. Томска меры по обеспечению Андреева С.А. не предприняты.

Истец Андреев С.А. в судебное заседание явился, будучи извещенным надлежащим образом

Помощник прокурора Ленинского района г. Томска – Думлер Ю.Г. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика Администрации г. Томска по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ г. – Виденко М.А. в судебное заседание не явилась, представила в суд письменный отзыв на исковое заявление. Исковые требования не признала. Обосновала свою позицию тем, что несмотря на возложение на администрацию г. Томска обязанности по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обязанность по финансированию процесса обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей возложена на органы исполнительной власти Томской области. Представитель ответчика считает, что Администрация г. Томска является ненадлежащим ответчиком по настоящему делу.

Представитель третьего лица Администрации Томской области по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ г. – Татаренко Л.Ю. в судебном заседании возражала против удовлетворения исковых требований, указав, что материальному истцу было выделено жилое помещение, государство выполнило обязательства по выдаче жилого помещения.

Исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 8 Федерального Закона № 159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 1, подпункта 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Как следует из представленных документов, в частности из сообщения администрации Ленинского района г. Томска № от ДД.ММ.ГГГГ г., Андреев С.А. согласно распоряжению главы администрации от ДД.ММ.ГГГГ г. № включен в список граждан, нуждающихся в жилых помещениях, также взята на учет как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа для получения жилого помещения жилого помещения по договору социального найма, номер в общем списке учета – ..., в списке учета детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей - ....

Согласно справке ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» № от ДД.ММ.ГГГГ г., сведения о наличии прав на недвижимое имущество у Андреева С.А. отсутствуют.

Согласно уведомлению об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ г. № , в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Андреева С.А., ДД.ММ.ГГГГ г.р., на недвижимое имущество.

Из пункта 2 постановления Главы администрации города Томска от ДД.ММ.ГГГГ. № следует, что за Андреевым С.А. было произведено закрепление жилой площади по адресу: ул. <адрес>

Довод представителя третьего лица о том, что указанным постановлением ответчик свою обязанность по предоставлению жилого помещения в период до достижения Андреевым С.А. 18 лет исполнил судом во внимание не принимается как необоснованный.

Так, распоряжением Главы Администрации Ленинского района города Томска от ДД.ММ.ГГГГ. пункт 2 постановления Главы администрации города Томска от ДД.ММ.ГГГГ. № признан утратившим силу.

Согласно ч. 2 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999г. № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями.

В соответствии со ст.1 Закона Томской области от 11.09.2007 года №188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 1).

В силу ч.1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на: финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов: принимают муниципальные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства муниципального образования по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, переданных настоящим Законом; осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. Учет осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 8 июня 2005 года N 91-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.

Решением Думы города Томска от 25.12.2007 года №740 «Об осуществлении Администрацией города Томска отдельных государственных полномочий» установлено, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, осуществляются Администрацией города Томска.

Из распоряжения мэра г. Томска от 04.05.2008 года № р344 «Об осуществлении переданных государственных полномочий на территории муниципального образования «город Томск» следует, что Администрация г. Томска не передает государственные полномочия, которыми была наделена в силу Закона Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», а устанавливает разграничение обязанностей по их осуществлению между органами администрации, являющимися ее структурными подразделениями (департаментом социальной политики и администрациями районов города).

Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что на Администрацию г. Томска в рамках осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, должна быть возложена обязанность предоставить истцу жилое помещение. Вместе с тем, из вышеприведенных норм законодательства не усматривается обязанность Администрации Томской области выделять финансовые средства на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. В связи с чем, исковые требования, предъявленные к Администрации г. Томска являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению. Администрация г. Томска является надлежащим ответчиком.

Вопросы, касающиеся выделения денежных средств на исполнение государственных полномочий относятся к сфере межбюджетных отношений и разрешаются в соответствии с порядком, установленным Бюджетным кодексом РФ (ст. 140). Гражданин в силу ст.1 и ст. 152 БК РФ не является субъектом бюджетных отношений, в связи с чем субъективное право конкретного физического лица не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств. В этой связи, взаимоотношения администрации г. Томска и администрации Томской области по вопросу о выделении денежных средств на приобретение жилья детям-сиротам, находятся за рамками рассматриваемого спора.

Решением Думы города Томска от 13.12.2005 года № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна 17,0 квадратным метрам на одиноко проживающего гражданина. В связи с чем Администрация г. Томска обязана предоставить истице вне очереди на условиях социального найма жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования город Томск, общей площадью не менее 17 кв.м.

При таких обстоятельствах исковые требования подлежат удовлетворению.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Томска удовлетворить.

Обязать Администрацию города Томска предоставить Андрееву СА вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение не менее 17 кв.м. общей площади, расположенное на территории города Томска.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья: /подпись/

Решение не вступило в законную силу

Судья Е.В. Куц

Секретарь