о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии по выслуге лет как работнику летно-испытательного состава, понуждении к назначению пенсии как работнику летно-испытательного состава



РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

27.09.2012 суд Советского района г.Томска в составе:

председательствующего Чернышевой ЛИ

при секретаре Васюковой ЯВ,

рассмотрев в открытом судебном заседании с участием истца, его представителя Гуль ЛН (ордер адвоката № 1076), представителя ответчика Драчевой СБ (доверенность № 42 от 02.04.2012), гражданское дело по иску Захарченко ИИ к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области о признании незаконным решения об отказе в назначении пенсии по выслуге лет как работнику летно-испытательного состава, понуждении к назначению пенсии как работнику летно-испытательного состава,

установил:

ДД.ММ.ГГГГ истцу назначена досрочно трудовая пенсии по старости, как работнику гражданской авиации - работнику летного состава.

ДД.ММ.ГГГГ, указывая, что он является работником летно-испытательного состава, с учетом положения п. 3 ст. 31 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ, истец обратился к ответчику за назначением пенсии по выслуге лет.

ДД.ММ.ГГГГ решением ГУ-УПФ РФ В Г.Томск Томской области за в назначении пенсии отказано. Отказ мотивирован отсутствием специального стажа для получения заявленных пенсионных прав.

ДД.ММ.ГГГГ Захарченко ИИ обратился в суд за признанием решения ГУ-УПФ РФ В Г.Томск Томской области за от ДД.ММ.ГГГГ не законным и понуждении ответчика к назначению пенсии по заявленному основанию с момента обращения за ней - ДД.ММ.ГГГГ.

Указал, что ранее ему было отказано в перерасчете пенсии трудовой на пенсию по выслуге лет решением ответчика от ДД.ММ.ГГГГ, законность которого подтверждена решением суда, однако, позже им совершены еще два испытательных вылета - в 2005 и 2006 годах. Пункт 5 Положения от 05.07.91 г. N 384 «О порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава», утвержденного постановлением Советом Министров РСФСР, позволяет зачет в выслугу лет работникам летно-испытательного состава времени работы в должностях летного состава гражданской авиации в порядке, установленном для назначения пенсии летному составу гражданской авиации. Учитывая его стаж работы должностях летного состава гражданской авиации, стажа было более чем достаточно для удовлетворения заявления от ДД.ММ.ГГГГ о назначении ему пенсии как работнику летно-испытательного состава.


В судебном заседании исковые требования поддержал и пояснил, что действительно не являлся по должности летчиком - испытателем. Вместе с тем, исполнял трудовые функции работника летно-испытательного состава четырежды: в 1998, 1999, 2005 и 2006 годах. Поскольку, по правилам п.4 Положения от 05.07.91 г. N 384, даже однократный испытательный полет предусматривает возможность зачета одного года работы за два в специальный стаж, а п. 5 - зачет в выслугу периода работы в гражданской авиации, то на

ДД.ММ.ГГГГ его стажа было достаточно для назначения пенсии по выслуге лет.
Просил учесть степень риска участника испытательного полета.

Одновременно - не отрицал, что специальный стаж даже для лиц состоящих на должности летчиков - испытателей образуется по правилам Положения от 05.07.91 № 384 - только при наличии испытательных полетов и исчисление поставлено в зависимость не от налета часов, а от календарных лет. Как не отрицал и того, что отсутствие у него права на назначение пенсии по выслуге лет как работника летно-испытательного состава на 2003 год указанное в решении суда - 4 года.

Представитель истца пояснила, что правомерность позиции истца подтверждена Конституционным Судом РФ, который высказался о недопустимости умаления пенсионных прав гражданин в связи с изменением законодательства. Просила учесть, что оспариваемым решением в назначении пенсии отказано не по причине недостаточности специального летно-испытательного стажа, а ввиду недоказанности выполнения в 2005 и 2006 годах испытательных полетов. Поскольку в суде этот факт доказан, то требование о назначении пенсии подлежит удовлетворению.

Представитель ответчика иск не признала и пояснила, что принятое

ДД.ММ.ГГГГ ответчиком решение никоим образом не находится в противоречии
с позицией Конституционного Суда РФ, высказавшегося о невозможности
умаления пенсионных прав, принадлежащих работникам на момент изменения
пенсионного законодательства. На 2002 год - вступление в силу Федерального
закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» - истец не имел права на
назначение пенсии по выслуге лет, что установлено судебным решением. О
назначении пенсии как работнику летно-испытательного состава в связи с
выполнением в период действия Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых
пенсиях в РФ» от 17.12.2001 испытательных полетов (2005 и 2006 годы) он не
обращался. Процедура исчисления специального стажа для реализации права на
получение пенсии как работнику летно-испытательного состава не изменилась
после вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ.

Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд исковые требования Захарченко ИИ находит не подлежащими удовлетворению.

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ, равенство прав и свобод граждан гарантируется без какой - либо дискриминации, в том числе независимо от рода и места деятельности. Различия в условиях приобретения права на пенсию допустимы, если они объективно оправданы, обоснованны и преследуют конституционно значимые цели.


Общее правило получение права на трудовую пенсию, согласно ст. 7 Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» - это достижение мужчинами возраста 60 лет и женщинами- 55 лет.

Вместе с тем, п. 1 ст. 27.1 Федерального закона от 17.12.2001 г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», (в редакции ФЗ № 213-ФЗ от 24.07.2009 г. ) закреплено, что трудовая пенсия по старости назначается независимо от возраста мужчинам.. .проработавшим.. .не менее 25 в летно-испытательном составе, непосредственно занятым в летных испытаниях (исследованиях) опытной и серийной авиационной, аэрокосмической, воздухоплавательной и парашютно-десантной техники...

Стороны сошлись во мнении, а пенсионным делом, выпиской из движения по счету о внесении страховых взносов в ПФ за истца работодателем с 1998 года, дипломом о получении квалификации инженер-пилот, справкой о часах налета (л.д.5) подтверждено, что истец на летных должностях в Гражданской авиации работал с 1984 года, в марте 2002 ему назначена трудовая пенсия по старости досрочно в силу п. 1 ст. 27.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Одновременно приведенными доказательствами установлено, что трудовой стаж истца включает период до вступления в силу Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

Суд не может не согласиться и с правомерностью позиции истца о недопустимости умаления пенсионных прав в связи с изменением законодательства, однако, суд не усматривает, что пенсионные права истца умалены в связи с принятием иного закона.

Из представленного заявления истца от ДД.ММ.ГГГГ к ответчику следует, что Захарченко ИИ просит назначить ему пенсию за выслугу лет на основании п. З ст. 31 Федерального закона от 17 декабря 2001 года № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», согласно которого сохраняются действующие до дня вступления данного Федерального закона в силу условия и нормы установления пенсий летно-испытательному составу гражданской авиации, предусмотренные нормативными правовыми актами; указанные условия и нормы применяются и при оценке пенсионных прав летно-испытательного состава гражданской авиации в соответствии с нормами данного Федерального закона.

В результате проведения пенсионной реформы, с 01.01.2002 в силу вступили два основных пенсионных Закона - Федеральный закон от 17 декабря 2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Закон от 15.12.2001 № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ»

Согласно Постановлению Конституционного Суда РФ от 29.01.2004 года № 2-П, при исчислении продолжительности стажа за период до 01.01.2002 года могут применяться нормы и правила, действующие до введения нового правового регулирования, что соответствует положениям ст. 31 п. З Федерального закона № 173-ФЗ.



Вместе тем, сторона истца не учитывает, что законодатель закрепляет права работника (обязанность пенсионного органа) учета существующих на 01.01.2002 пенсионных прав.

Ранее, то есть до вступления в силу указанных пенсионных законов, пенсии гражданам назначались по нормам Закона РФ от 20 ноября 1990 г. № 340-1 «О государственных пенсиях в Российской Федерации»

В соответствии со ст. 79 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ» от 20.11.1990 г. № 340 право на пенсию имели мужчины при выслуге не менее 25 лет в связи с работой в летном и летно-испытательном составе.

Во исполнение ст. 83 указанного Закона СМ РСФСР 05.07.1991 г. постановлением № 384 утверждено положение, в силу п. 1 которого пенсии за выслугу лет назначаются работникам летно-испытательного состава независимо от возраста при выслуге в должностях, дающих право на пенсию у мужчин не менее 25 лет.

В подп. «а» п. З Положения право на пенсию за выслугу лет предоставлено работникам летного состава, непосредственно выполняющим испытательные полеты на штатных рабочих местах, в том числе, пилотам-испытателям.

Однако, данный принцип никоим образом не нарушен, по мнению суда в отношении истца оспариваемым решением.

Истец полагает, что на 2002 год имел право на получении пенсии по выслуге лет как работник летно-испытательного состава.

Однако, пенсионные права истца на момент вступления в силу Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ уже оценены в том числе, судом.

Так, из решения Октябрьского районного суда г.Томска от 06.06.2005 ( с учетом кассационного определения Томского областного суда от 12.08.2005), принятого по спору между те ми же сторонами и, соответственно создающего преюдицию при разрешения настоящего иска, следует, что правомерен отказ ГУ -УПФ РФ в г.Томск ТО решением от ДД.ММ.ГГГГ в перерасчете истцу пенсии с трудовой на пенсию по выслуге лет по состоянию на 2003 год как работнику летно-испытательного состава, поскольку правомерно решением ответчика от 23.10.2003 установлено, что выполнение испытательных полетов дважды - в 1998 и 1999 году образуют специальный летно-испытательный стаж в 4 года.

Пункт 3 ст. 31 Федерального закона № 173-ФЗ от 17.12.2001 «О трудовых пенсиях в РФ» утратил силу с 1 января 2010 года - Федеральный закон от 24.07.2009 М213-ФЗ.

По основанию возникновения права на трудовую пенсию в связи с работой летно-испытательной после 2002 года (ст. 27.1 Федерального закона № 173-ФЗ) истец к ответчику не обращался, в суде такого требования не заявлял.

Основание, по которому истец предлагает назначить пенсию по выслуге лет, право на которую, якобы имелось по состоянию на 01.01.2002, с учетом испытательных полетов в 2005 и 2006 годах, ни истец не представитель суду назвать не смогли.


Не поставлен перед судом вопрос и о зачете как специального (связанного с испытательными полетами) стажа в 4 года за два полета в 2005 и 2006 годах соответственно.

Однако, и при заявлении таких требований, оценка каждого полета судом как испытательного, а деятельности истца, как летно-испытательной (1 год - за 2), правовых последствий для истца не влечет.

В соответствии со статьей 7.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ (в редакции от 1 июля 2011 года) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», граждане Российской Федерации из числа работников летно-испытательного состава, занятых в летных испытаниях.. . авиационной... техники, имеют право на пенсию за выслугу лет при наличии выслуги не менее 25 лет у мужчин.

Список соответствующих должностей, с учетом которых назначается пенсия за выслугу лет, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 июля 1991 г. (в редакции Постановлений Правительства РФ от 12 августа 1992 г. № 577, от 2 ноября 2009 г. № 883) N 384 утверждено Положение о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава.

В соответствии с пунктом 2 Постановления Правительства РФ от 2 ноября 2009 г. N 883 «О некоторых вопросах пенсионного обеспечения граждан из числа космонавтов и работников летно-испытательного состава», при назначении пенсии за выслугу лет и трудовой пенсии по старости гражданам из числа работников летно-испытательного состава засчитывается соответственно в выслугу лет и стаж работы в летно-испытательном составе, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, работа в должностях, предусмотренных п. З Положения от 5 июля 1991 г. № 384, в порядке, установленном пунктом 4 указанного Положения.

Поэтому при разрешении спора, в связи с применением пункта 3 статьи 7.2 Федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», обстоятельством, имеющим значение, будет являться установление факта работы истца в одной из должностей, перечисленных в пункте 3 Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава.

Должность второго пилота в пункте 3 названного Положения не указана.

Позиция представителя истца о том, что незаконность решения ответчика оспаривается по единственному основанию - неприменение положений п. З ст. 31 федерального закона № 173-ФЗ, и суд не вправе оценивать пенсионные права истца в полном объеме в рамках оспариваемого решения - не состоятельна.

Судом разрешается требование о понуждении к назначению пенсию ввиду не законности отказа пенсионного органа, неверно исчислившего специальный стаж, что невозможно без установления наличия пенсионных прав их объема, оценки.


Позиция истца о возможности зачета в специальный (испытательный) стаж для назначении пенсии периода работы в должностях летного состава гражданской авиации в порядке, установленном для назначения пенсий летному составу гражданской авиации получила свое разъяснение в п. 16 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года № 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», согласно которому при применении Положения о порядке назначения и выплаты пенсий за выслугу лет работникам летно-испытательного состава необходимо иметь в виду, что выслуга лет, дающая право на назначение пенсии, исчисляется при условии работы в должностях, перечисленных в пункте 3 Положения, и в порядке, установленном пунктом 4 Положения. А время работы в должностях летного состава гражданской авиации подлежит зачету не в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, включается в выслугу лет сверх 25 (20) лет летно-испытательной работы и влияет на размер назначаемой пенсии.

Конституция Российской Федерации, гарантируя каждому социальное обеспечение в случаях, установленных законом (статья 39, часть 1), относит определение условий и порядка реализации данного конституционного права, в том числе - установление видов пенсий, оснований приобретения права на них отдельными категориями граждан, правил их исчисления, к компетенции законодателя (статья 39, часть 2).

При этом федеральный законодатель вправе предусматривать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию для некоторых категорий граждан, в том числе исходя из характера выполняемой профессиональной деятельности, включая льготные условия назначения пенсии.

Истец полагает, что из разъяснения, данного Конституционным судом по жалобе гражданина Чупрова АЛ (№ 432-О-П от 17.07.2008) о том, что в отношении лиц, обратившихся за назначением пенсии за выслугу лет после 1 января 2002 года, положения пункта 3 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» не могут рассматриваться как допускающие возможность исключения из специального трудового стажа работников летно-испытательного состава, дающего право на пенсионное обеспечение за выслугу лет, периодов работы в должностях летного состава гражданской авиации, касаются процедуры исчисления стажа по выслуге лет для назначения пенсии.

С данной позицией суд согласиться не может, и ни только потому, что КС РФ вопрос исчисления стажа для назначения пенсии за выслугу по данному обращению не рассматривался.

По своему конституционно-правовому смыслу положения ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» - не допускают возможность исключения из специального трудового стажа работников летно-испытательного состава, дающего право на пенсионное обеспечение за выслугу лет, времени работы в должностях летного состава гражданской авиации (Определения Конституционного Суда РФ от 06.03.2008 N 448-О-П, от 17.06.2008 N 433-О-П).


По мнению суда, законодатель связывает право на назначение пенсии до достижения общеустановленного пенсионного возраста с работой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда, влияющими на утрату профессиональной трудоспособности.

И суд не может не согласиться с истцом, что и однократное участие в испытательном полете, как впрочем, и вообще работа летная, связаны с повышенным риском, в том числе - риском утраты жизни или здоровья.

Вместе с тем, устанавливая право на пенсию по выслуге лет, законодатель дифференцирует социальную защищенность и работников «летной» деятельности, связывает назначение пенсии ни только с самим фактом участия в деятельности, связанной с повышенным риском, но и с периодом этой деятельности, процедурой исчисления этого периода (например, космонавтам, 1 месяц полета засчитывается за пять, пилоту гражданской авиации 240 часов полета - за 1 год, а летно-испытательская деятельность независимо от количества полетов в год, исчисляется календарно: т.е. в течение календарного года и при одном вылете и при ежедневном, в специальный стаж учтен будет 1 год.).

Не состоятельна позиция о приобретении пенсионных прав, в которых отказано истцу, иными лицами, по иным судебным решениям, поскольку оценка пенсионных прав иных лиц и их правомерность - за пределами рассмотрения данного дела.

Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Захарченко ИИ в удовлетворении исковых требований к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Томск Томской области о признании незаконным решения от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении пенсии в соответствии с п. З ст. 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» № 173-ФЗ от 17.12.2001 как работнику летно-испытательного состава, понуждении к назначению пенсии как работнику летно-испытательного состава с ДД.ММ.ГГГГ отказать.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд Советского района г. Томска.

Судья:

7