о признании незаконным решения межведомственной комиссии



2-2662/12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

27 сентября 2012года Советский районный суд г. Томска в составе:

председательствующего Черных О.Г.

с участием:

пом. прокурора Советского района города Томска Ботяковой Л.В.

заявителя Коваленко В.В.

представителя администрации г. Томска Музеник В.В., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ. сроком на один год;

при секретаре Юриной И.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Томске гражданское дело по заявлению прокурора Советского района города Томска в интересах Коваленко ВВ о признании незаконным решения межведомственной комиссии администрации г. Томска и обязании принять решение

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Советского района г. Томска обратился в суд в интересах Коваленко В.В., просил признать незаконным заключение Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда Администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ об оставлении без изменения решения комиссии о от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости и возможности проведения капитального ремонта жилого дома по <адрес>, в г. Томске.

В обоснование заявления указано, что прокуратурой была проведена проверка по факту нарушения жилищных прав граждан, проживающих в доме, расположенном по адресу: г. Томск, ул. <адрес>. Установлено, что межведомственной комиссией принято решение о необходимости и возможности проведения капитального ремонта указанного многоквартирного жилого дома, что выразилось в заключении о признании жилого помещения пригодным (непригодным) для постоянного проживания от ДД.ММ.ГГГГ . Данное решение было признано Советским районным судом города Томска незаконным, но ДД.ММ.ГГГГ комиссией данное решение оставлено без изменения. Названное заключение межведомственной комиссии является незаконным, так как противоречат действующему жилищному законодательству.

Помощник прокурора Советского района города Томска Ботякова Л.В., заявитель позицию, изложенную в заявлении, поддержали.

Представитель администрации г. Томска считал требования не подлежащими удовлетворению. Оно принято на основании тех же документов, что и решение, признанное незаконным – от ДД.ММ.ГГГГ - без дополнительного исследования. Указала, что не может пояснить, что явилось основанием к принятию решения, но, скорее всего, было обращение граждан. Комиссия была вправе принять оспариваемое решение.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит заявление подлежащим удовлетворению частично по следующим основаниям.

Согласно ст. 46 Конституции Российской Федерации, главы 25 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, п.1. Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 2 от 10 февраля 2009 г. «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» граждане и организации вправе обратиться в суд за защитой своих прав и свобод с заявлением об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, в результате которых, по мнению указанных лиц, были нарушены их права и свободы или созданы препятствия к осуществлению ими прав и свобод либо на них незаконно возложена какая-либо обязанность или они незаконно привлечены к ответственности.

В соответствие со ст. 13 Гражданского кодекса РФ и п. 6 Постановления Пленума Верховного суда N 6 и Пленума Высшего Арбитражного суда N 8 от 1 июля 1996 года «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса РФ» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

Согласно ч.1. ст. 254 Гражданского процессуального кодекса РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Статьёй 40 Конституции РФ предусмотрено, что каждый имеет право на жилище. Органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.

Согласно ч.1 ст.1 ЖК РФ, жилищное законодательство основывается на необходимости обеспечения органами государственной власти и органами местного самоуправления условий для осуществления гражданами права на жилище, его безопасности.

Согласно п. 8 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений, в числе прочих, относится признание в установленном порядке жилых помещений муниципального жилищного фонда непригодными для проживания.

Частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации установлено, что жилое помещение может быть признано не пригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято Постановление от 28.01.2006 N 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения не пригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» (далее - Положение).

В соответствии с п.7 Положения признание помещения непригодным для проживания граждан осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям. Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда. К работе в комиссии привлекается с правом совещательного голоса собственник жилого помещения (уполномоченное им лицо), а в необходимых случаях - квалифицированные эксперты проектно-изыскательских организаций с правом решающего голоса.

Согласно п. 8 указанного Положения орган местного самоуправления вправе принимать решение о признании частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными (непригодными) для проживания граждан и делегировать комиссии полномочия по оценке соответствия этих помещений установленным в настоящем Положении требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Постановлением Мэра г. Томска «О создании межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда» от 28.02.2006г. № 95 создана межведомственная комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда с целью признания жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, которой делегированы полномочия по оценке соответствия частных жилых помещений, находящихся на земельных участках, подлежащих изъятию для государственных (муниципальных) нужд и расположенных на территории муниципального образования «Город Томск», установленным требованиям и по принятию решения о признании этих помещений пригодными (непригодными) для проживания граждан.

Таким образом, п.8 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции не устанавливает, что орган местного самоуправления может по своему усмотрению принимать или не принимать решения о признании частных жилых помещений пригодными (непригодными) для проживания, а устанавливает, что орган местного самоуправления должен сам принимать такие решения либо делегировать принятие данных решений комиссии.

Постановлением Мэра г. Томска от 28.02.2006г. № 95 межведомственной комиссии созданной для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда такие полномочия были делегированы.

Следовательно, межведомственная комиссия для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда Администрации г. Томска обязана решать вопросы по признанию частных жилых помещений, находящихся на соответствующей территории, пригодными либо непригодными для проживания граждан.

Указанным Постановлением Мэра г. Томска межведомственной комиссии предписано при принятии решений руководствоваться постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» (п.3).

Процедура проведения оценки соответствия помещения установленным требованиям урегулирована пунктом 44 Положения и включает в себя следующие этапы: прием и рассмотрение заявления и прилагаемых к нему обосновывающих документов; определение перечня дополнительных документов (заключения соответствующих органов государственного контроля и надзора, заключение проектно-изыскательской организации по результатам обследования элементов ограждающих и несущих конструкций жилого помещения, акт государственной жилищной инспекции субъекта Российской Федерации о результатах проведенных в отношении жилого помещения мероприятий по контролю), необходимых для принятия решения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям; определение состава привлекаемых экспертов проектно-изыскательских организаций исходя из причин, по которым жилое помещение может быть признано нежилым, либо для оценки возможности признания пригодным для проживания реконструированного ранее нежилого помещения; работу комиссии по оценке пригодности (непригодности) жилых помещений для постоянного проживания; составление комиссией заключения о признании жилого помещения соответствующим (не соответствующим) установленным в настоящем Положении требованиям и пригодным (непригодным) для проживания (далее – заключение) и признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; составление акта обследования помещения (в случае принятия комиссией решения о необходимости проведения обследования) и составление комиссией на основании выводов и рекомендаций, указанных в акте, заключения. При этом признание комиссией многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу может основываться только на результатах, изложенных в заключении специализированной организации, проводящей обследование; принятие соответствующим федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органом местного самоуправления решения по итогам работы комиссии; передача по одному экземпляру решения заявителю и собственнику жилого помещения (третий экземпляр остается в деле, сформированном комиссией).

Таким образом, основанием для работы межведомственной комиссии является заявление собственника помещения или заявление гражданина (нанимателя) либо заключение органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора.

Согласно п. 45 Положения, для рассмотрения вопроса о пригодности (непригодности) помещения для проживания и признания многоквартирного дома аварийным заявитель представляет в комиссию вместе с заявлением следующие документы: нотариально заверенные копии правоустанавливающих документов на жилое помещение; план жилого помещения с его техническим паспортом, а для нежилого помещения - проект реконструкции нежилого помещения для признания его в дальнейшем жилым помещением. Для признания многоквартирного дома аварийным также представляется заключение специализированной организации, проводящей обследование этого дома.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ принято заключение Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда Администрации г. Томска о необходимости и возможности проведения капитального ремонта жилого дома по <адрес>, в г. Томске.

Решением Советского районного суда города Томска от ДД.ММ.ГГГГ решение межведомственной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ года признано незаконным, суд обязал устранить нарушение прав заявителя путем принятия решения в соответствие с требованиями законодательства.

В ст. 250 ГПК РФ предусмотрено, что после вступления в законную силу решения суда по делу, возникающему из публичных правоотношений, лица, участвующие в деле, а также иные лица не могут заявлять в суде те же требования и по тем же основаниям.

Учитывая данные положения, указанное судебное решению имеет силу преюдиции по ст. 61 ГПК РФ.

Указанным решением суда установлено:

- заявитель является нанимателем <адрес>, в г. Томске

- комиссией исследовался технический паспорт на многоквартирный дом от ДД.ММ.ГГГГ, Отчет по результатам визуального обследования технического состояния строительных конструкций жилого дома по <адрес> в г. Томске, выполненный МУ «ПСБ» ДД.ММ.ГГГГ.

- В Отчете отсутствует процент износа жилого дома, но указано, что фундамент, конструкции стен, перекрытий, оконные и дверные блоки в недопустимом состоянии, печи, полы в МОП в аварийном состоянии, крыша, конструкция полов на первом этаже в жилых помещениях в ограниченно работоспособном состоянии. В качестве рекомендаций указано, что проводить работы по капитальному ремонту экономически нецелесообразно.

- Оспариваемое заключение принято вопреки указанному Отчету. При этом в нарушение п. 48 указанного выше Положения и Приложения к нему, в оспариваемом заключении межведомственной комиссии не приведено обоснование принятого комиссией решения, отсутствуют выводы о пригодности (непригодности) жилого помещения для постоянного проживания.

-Из оспариваемого заключения и документов, послуживших основанием для его принятия, невозможно установить, каким образом межведомственная комиссия проверяла соответствие жилого дома критериям, указанным в Положении, на основании каких данных пришла к выводу о необходимости и возможности проведения капитального ремонта дома.

-При принятии решения остался без внимания пункт 2.2 Положения об оценке непригодности жилых домов и жилых помещений государственного и общественного жилищного фонда для постоянного проживания, утвержденного Приказом Министра жилищно-коммунального хозяйства РСФСР от 05.11.1985 N 529, согласно которому деревянные дома с физическим износом свыше 65% являются непригодными для постоянного проживания, и пункт 3.4 Положения о том, что комиссия обязана уточнить величину физического износа жилых зданий и их элементов на основании соответствующего нормативного документа, наличие дефектов планировки и благоустройства, других условий, дающих основание признавать жилые дома и жилые помещения непригодными для постоянного проживания.

- Доказательств того, что при принятии решения исследовался износ всего дома по иным документам, и он составил менее 65%, суду не представлено.

- Принятое межведомственной комиссией заключение препятствует реализации права заявителя на улучшение жилищных условий.

- заключение межведомственной комиссии администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ является незаконным, поскольку принято с нарушением действующего законодательства без учета всех обстоятельств.

ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия администрации г. Томска решение от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости проведения капитального ремонта оставлено без изменения.

Таким образом, ДД.ММ.ГГГГ межведомственная комиссия администрации г. Томска оставила в силе свое решение, которому дана уже оценка в Решении Советского районного суда города Томска от ДД.ММ.ГГГГ и оно признано судом незаконным.

Как указала представитель администрации города Томска, ДД.ММ.ГГГГ решение принято на основании тех же документов, что и решение от ДД.ММ.ГГГГ признанное незаконным судом, без дополнительного исследования.

Согласно п. 42 постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006г. № 47 «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу» комиссия на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, по вопросам, отнесенным к их компетенции, проводит оценку соответствия помещения установленным в настоящем Положении требованиям и признает жилое помещение пригодным (непригодным) для проживания, а также признает многоквартирный дом аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.

Представитель администрации города Томска не смогла пояснить, чье обращение явилось основанием для принятия оспариваемого решения и было ли оно вообще.

В п. 47 указанного Постановления Правительства содержится перечень решений, которые могут быть приняты комиссией.

В нем отсутствует указание на возможность оставить в силе ранее принятое решение, тем более, признанное судом незаконным.

Суду представлена только Выписка из протокола, в то время как сам протокол не представлен.

Согласно ч.1 ст.256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Указанный срок заявителем соблюден, заявление подано в суд ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с ч. 1 ст. 258 ГПК РФ суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.

В связи с этим суд считает необходимым возложить на Межведомственную комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда Администрации г. Томска обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем обязания ее рассмотреть заявления по существу и принять решение в соответствии с требованиями законодательства в 30-дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. 194-198, 258 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Признать незаконным заключение Межведомственной комиссии для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда Администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ об оставлении без изменения решения комиссии о № от ДД.ММ.ГГГГ о необходимости и возможности проведения капитального ремонта жилого дома по ул. <адрес>, в г. Томске.

Обязать Межведомственную комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда Администрации г. Томска устранить допущенные нарушения прав и законных интересов Коваленко ВВ путем принятия решения в соответствии с требованиями законодательства в 30-дневный срок с даты вступления решения суда в законную силу.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение одного месяца.

Судья

Решение не вступило в законную силу

Опубликовать в сети Интернет «________»_____________ 2012 года

Судья: О.Г. Черных