№ 2-2514/2012 Решение Именем Российской Федерации 21 сентября 2012 года Советский районный суд г. Томска в составе: при секретаре Хасанзянове А.И., с участием представителя истца – помощника прокурора Октябрьского района г. Томска Жукова В.В. представителя ответчика – Администрации г. Томска Герасимова В.В., действующего на основании доверенности № выданной ДД.ММ.ГГГГ рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Томске дело по исковому заявлению прокурора Октябрьского района г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Томска о возложении обязанности привести дорожное покрытие по ул. <адрес> в г. Томске в соответствием с требованиями Государственного стандарта Российской Федерации, установил: Прокурор Октябрьского района г. Томска обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к Администрации г. Томска о возложении обязанности привести дорожное покрытие по <адрес> в <адрес> в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ №. Свои требования мотивировал тем, что в ходе проведенной прокуратурой с привлечением сотрудников ГИБДД УМВД России по г. Томску проверки по соблюдению законодательства в сфере дорожной деятельности и безопасности дорожного движения при содержании <адрес> в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ выявлены нарушения требований ГОСТа РФ Р 50597-93. Бездействие администрации города Томска является незаконным, так как действующее законодательство возлагает на органы местного самоуправления обязанность по осуществлению дорожной деятельности и содержанию автомобильных дорог местного значения, проведению капитального ремонта или ремонта автомобильных дорог в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов, по содержанию дорог в безопасном для движения состоянии с требованиями стандартов, норм и правил. Неисполнение администрацией города Томска требований действующего законодательства, регламентирующего состояние дорожного покрытия существенно сказывается на правах и законных интересах неопределенного круга лиц, использующих данную улицу для передвижения, приводит к увеличению дорожно-транспортных происшествий, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на жизни, здоровье и имуществе граждан, защите их прав и законных интересов при предупреждении дорожно-транспортных происшествий, снижении тяжести их последствий. Требования при установке дорожных знаков утверждены и ведены в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в виде Национального стандарта (ДД.ММ.ГГГГ №-ст. Изменение № ГОСТ Р 52289-2004 введено в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от ДД.ММ.ГГГГ № ст.). Государственный стандарт РФ ГОСТ 25289-2004, который устанавливает правила применения технических средств организации дорожного движения, дорожных знаков, разметки, светофоров, а так же дорожных ограждений и направляющих устройств на всех улицах и дорогах., на протяжении все ул. <адрес> не обеспечена видимость дорожных знаков не менее чем за 100 метров, видимость ограничена ветками деревьев. На проезжей части имеются многочисленные мелкие выбоины, трещины по всей ширине проезжей части, просадки и неровности, разрушены металлические пешеходные ограждения и крышки ливнеприемников, что затрудняет безопасное движение транспортных средств. Вышеуказанные повреждения не соответствуют Государственным стандартам РФ ГОСТ Р 50597 - 93, ГОСТ Р 52289 - 2004, что подтверждается актом обследования улично-дорожной сети, составленный сотрудниками ОГИБДД при УВД Томской области от ДД.ММ.ГГГГ. Неисполнение администрацией Города Томска требований действующего законодательства, регламентирующего состояние дорожного покрытия, существенно сказывается на правах и законных интересах неопределенного круга лиц, использующих данной улицей для передвижения, может привести к увеличению дорожно-транспортных происшествий, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на жизни, здоровье и имуществе граждан, защите их прав и законных интересов при предупреждении дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района г. Томска Жуков В.В. требования поддержал по обстоятельствам, изложенным в иске. Представитель администрации г. Томска Герасимов В.В. в судебном заседании исковые требования не признал, полагая Администрацию <адрес> ненадлежащим ответчиком, поскольку имеется специально уполномоченный орган – Департамент городского хозяйства, к полномочиям которого относится организация содержания дорог местного значения. Кроме того, полагал, что предложенный истцом срок, в течение которого надлежит привести дорожное покрытие в надлежащее состояние, нереален, поскольку выполнение работ для государственных и муниципальных нужд осуществляется только на основании муниципального контракта, заключаемого по результатам конкурса. Полагает, что для заключения такого контракта на объект капитального строительства потребуется не менее 60 дней. Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковое заявление прокурора <адрес> подлежит удовлетворению по следующим основаниям. Согласно п.1 ст.3 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности…» от ДД.ММ.ГГГГ автомобильная дорога это - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог. В соответствии с ч. 1 ст. 17 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог. Согласно ч. 4 указанной статьи в целях определения соответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов владельцами автомобильных дорог в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, проводится оценка технического состояния автомобильных дорог. Капитальный ремонт или ремонт автомобильных дорог осуществляется в случае несоответствия транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильных дорог требованиям технических регламентов. В силу ч. 1 ст. 18 Федерального закона «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ремонт автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения, а также обеспечения сохранности автомобильных дорог в соответствии с правилами, установленными настоящей статьей. Согласно п. 13 «Основных положений по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения», утвержденных постановлением Совета Министров Правительства РФ от 23 октября 1993 года № 1090 должностные и иные лица, ответственные за состояние дорог, железнодорожных переездов и других дорожных сооружений, обязаны содержать дороги, железнодорожные переезды и другие дорожные сооружения в безопасном для движения состоянии в соответствии с требованиями стандартов, норм и правил. Перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности дорожного движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения устанавливает Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» (принят и введен в действие постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ №). Согласно акту обследования участка дороги в <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, установлено, что в нарушение п.3.1.1, ДД.ММ.ГГГГ ФИО6 50597-93 - Ограничения видимости дорожных знаков на всем протяжении <адрес> (от <адрес> до <адрес>); - Просадки покрытия проезжей части длиной- 141 см., шириной - 12015 см., глубиной -2см., в районе <адрес> при движении от <адрес> в сторону <адрес>; - Мелких выбоин, трещин по всей ширине проезжей части, разрушение - Просадки покрытия проезжей части длиной- 142 см., шириной - 12007 - Просадки покрытия проезжей части длиной- 147 см., шириной - 12008 - Неровности на проезжей части длиной- 70 см., шириной - 61 см., - Мелких выбоин, трещин по всей ширине проезжей части в районе дома - Разрушение крышки ливнеприемника в районе <адрес>/А по - Неровности на проезжей части длиной- 65 см., шириной - 75 см., - Разрушение проезжей части длиной- 11012 см., шириной - 40 см., - Провала крышки ливнеприемника относительно уровня покрытия В опровержение указанных обстоятельств доказательства суду не представлены. Согласно п. 3.1.1 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Согласно п. 3.1.2 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» предельно допустимые просадки, выбоины, разрушения не должны превышать: по длине – 15 см, ширине – 60 см, глубине – 5 см. Согласно п. 3.1.10 ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» не допускается отклонение крышки люка относительно уровня покрытия более 2,0 см. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 декабря 1995года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» в качестве задач настоящего Федерального закона определены охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий. Согласно ст.12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» ремонт и содержание дорог на территории Российской Федерации должны обеспечивать безопасность дорожного движения. Соответствие состояния дорог правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам, относящимся к обеспечению безопасности дорожного движения, удостоверяется актами контрольных осмотров либо обследований дорог. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог (ч.2 ст. 12 Федерального закона «О безопасности дорожного движения»). Согласно п. 5 ч. 1 ст. 16 Закона РФ от 06 октября 2003 года «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», п. 1.5 ст. 8, ст. 39 Устава г. Томска к вопросам местного значения городского округа относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах городского округа, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. В соответствии с ч. 4 ст. 6 Федерального закона РФ от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы обеспечения безопасности дорожного движения. Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований. Из п.п. 1, 6 ст. 13 Федерального закона от 08 ноября 2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении в отдельные законодательные акты Российской Федерации» следует, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относятся, в том числе, осуществление контроля за обеспечением сохранности автомобильных дорог местного значения; осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения. В соответствии со ст.5 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» обеспечение безопасности дорожного движения осуществляется, в частности, посредством материального и финансового обеспечения мероприятий по безопасности дорожного движения. Из анализа приведенных норм следует, что обязанность по надлежащему содержанию дорог, в том числе дороги по <адрес> в г. Томске, возложена на администрацию г. Томска, в связи с чем довод ответчика о том, что Администрация г. Томска не занимается организацией содержания дорог местного значения, является несостоятельным. Администрацией г. Томска не представлено доказательств соответствия в настоящее время указанных в акте обследования участков дорог требованиям стандартов, норм и правил. Таким образом, установлено незаконное бездействие администрации г. Томска по непринятию мер к устранению нарушений по содержанию автомобильных дорог местного значения (дорожного покрытия) <адрес> в <адрес> в соответствии установленными требованиями стандартов, норм и правил, в связи с чет исковые требования подлежат удовлетворению. В соответствии со ст.206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнить решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено. Согласно разъяснениям, содержащимся в п.28 постановления Пленума Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при указании на признание незаконными действия (бездействия) и на возложение на орган или должностное лицо обязанности в течении определенного судом срока совершить в отношении заявителя конкретные действия, названный срок необходимо устанавливать с учетом характера дела, а также действий, которые следует совершить в целях устранения в полном объеме допущенного нарушения прав и свобод заявителя или препятствия к осуществлению его прав и свобод. В силу положений Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» исполнение возложенной судом на администрацию г. Томска обязанности возможно только по результатам заключения муниципального контракта. В связи с чем суд полагает обоснованными доводы ответчика в части установления срока исполнения обязанности по приведению дорожного покрытия в соответствие с требованиями ГОСТ в течение 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу. На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд решил: Исковые требования прокурора Октябрьского района г. Томска в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц к Администрации г. Томска удовлетворить. Обязать муниципальное образование «Город Томск» в лице администрации Города Томска привести дорожное покрытие по ул. <адрес> в г. Томске в соответствие с требованиями ГОСТ Р 50597 - 93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», утвержденного постановлением Госстандарта РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, путем устранения следующих недостатков: - Ограничения видимости дорожных знаков на всем протяжении <адрес> (от <адрес> до <адрес>); - Просадки покрытия проезжей части длиной- 141 см., шириной - 12015 см., глубиной -2см., в районе <адрес> при движении от <адрес> в сторону <адрес>; - Мелких выбоин, трещин по всей ширине проезжей части, разрушение - Просадки покрытия проезжей части длиной- 142 см., шириной - 12007 - Просадки покрытия проезжей части длиной- 147 см., шириной - 12008 - Неровности на проезжей части длиной- 70 см., шириной - 61 см., - Мелких выбоин, трещин по всей ширине проезжей части в районе дома - Разрушение крышки ливнеприемника в районе <адрес>/А по - Неровности на проезжей части длиной- 65 см., шириной - 75 см., - Разрушение проезжей части длиной- 11012 см., шириной - 40 см., - Провала крышки ливнеприемника относительно уровня покрытия Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме. На момент опубликования решение в законную силу не вступило. Опубликовать разрешаю _________судья Простомолотов о.в. ... ... ... ... ...
председательствующего Простомолотова О.В.,
металлического пешеходного ограждения в районе <адрес>
при движении от <адрес> в сторону <адрес>;
см., глубиной- - 3 см., в районе <адрес> при движении от ул.
Беринга в сторону <адрес>;
см., глубиной- - 3 см., в районе <адрес> при движении от ул.
Беринга в сторону <адрес>;
высотой- - 10 см., в районе <адрес> при движении от ул.
Беринга в сторону <адрес>;
№ по <адрес> при движении от <адрес> в сторону <адрес>;
<адрес> при движении от <адрес> в сторону <адрес>;
высотой- - 7 см., в районе <адрес>/А по <адрес> при движении от ул.
Беринга в сторону <адрес>;
глубиной- - 4 см., в районе <адрес> при движении от ул.
Беринга в сторону <адрес>;
проезжей части на 8 см. в районе <адрес> при движении от
<адрес> в сторону <адрес>.
металлического пешеходного ограждения в районе <адрес>
при движении от <адрес> в сторону <адрес>;
см., глубиной- - 3 см., в районе <адрес> при движении от ул.
Беринга в сторону <адрес>;
см., глубиной- - 3 см., в районе <адрес> при движении от ул.
Беринга в сторону <адрес>;
высотой- - 10 см., в районе <адрес> при движении от ул.
Беринга в сторону <адрес>;
№ по <адрес> при движении от <адрес> в сторону <адрес>;
<адрес> при движении от <адрес> в сторону <адрес>;
высотой- - 7 см., в районе <адрес>/А по <адрес> при движении от ул.
Беринга в сторону <адрес>;
глубиной- - 4 см., в районе <адрес> при движении от ул.
Беринга в сторону <адрес>;
проезжей части на 8 см. в районе <адрес> при движении от
<адрес> в сторону <адрес>., в течение 60 дней со дня вступления решения суда в законную силу.