о признании незаконным решения



РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

15.10.2012 суд Советского района города Томска в составе:

председательствующего Чернышевой Л.И

при секретаре Васюковой ЯВ,

рассмотрев в судебном заседании с участием представителей органа, чье решение обжалуется - Прониной ИС (доверенность № 7-10-18 от 06.03.2012), Куракиной ИА (доверенность № 7-46-58 от 28.09.2012) – гражданское дело по заявлению Красовой АВ о признании незаконным решения Департамента социальной

защиты населения Томской области,

установил:

Красова АВ ДД.ММ.ГГГГ уволилась с должности ... в связи с выходом на пенсию.

В соответствии с Законом Томской области от 09.12.2005 № 231-03 «О государственной службе в Томской области» ей распоряжением Департамента социальной защиты населения Томской области от 06.03.2009 была установлена ежемесячная доплата в размере руб. к назначенной в сумме (спустя месяц - руб.) трудовой пенсии.

Решением Департамента социальной защиты населения Томской области, оформленным двумя документами: № б\н от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствие с Законом Томской области от 10.10.2011 № 240-03 «О государственной пенсии за выслугу лет и единовременном поощрении в связи с выходом на пенсию по выслуге лет», заявителю назначена пенсия за выслугу лет в размере руб. с ДД.ММ.ГГГГ.

Указывая, что решения не законны, поскольку с момента вступления в силу Закона Томской области № 240-03 ей выплачивалась пенсия по выслуге лет в размере руб. (исчисленная по должности «...» с окладом в руб. и коэффициентом 2,3), Красова АВ обратилась за признанием его таковым.

В обоснование не законности указала на недопустимость умаления её социальных прав из-за смены законодательства. Умаление усмотрела в равенстве собственных прав с правами специалистов - должности ниже, чем у неё, с правами тех, кто право на пенсию получил в иные годы. Полагает, что исчисление пенсии по выслуге лет первоначально по п. 12.1.1 с коэффициентом 2,3 к окладу руб. было справедливым.

Дело просила рассмотреть в её отсутствие, что судом удовлетворено.

Представители Департамента социальной защиты населения Томской области требование не признали, указав на законность состоявшегося решения.

Представитель Пронина ИС пояснила, что Департамент социальной защиты населения Томской области в соответствии с компетенцией действительно является органом уполномоченным начислять и выплачивать пенсии по выслуге лет федеральным государственным служащим. Однако, исполняя возложенные обязанности, работники Департамента социальной защиты населения Томской области руководствуются законодательством.

Закон Томской области от 10.10.2011 № 240-03 «О государственной пенсии за выслугу лет и единовременном поощрении в связи с выходом на пенсию по выслуге лет» для решения вопроса об исчислении пенсии корреспондирует к Приложению 2 Закону Томской области № 231 - ОЗ от 09.12.2005 (с послед, редакциями), в п. 12.1.1 которого оклад в руб. и коэффициент 2.3 применяется к ..., кроме ..., оклад и коэффициент которым исчисляется в зависимости от численности обслуживаемой территории. Кроме этого, пояснила, что изначально неправильно работодатель указал районный коэффициент в 50% вместо 30, из-за чего и доплату заявитель получала ряд лет в завышенном исчислении. Эта же ошибка была допущена решением от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем кроме пересчета с оклада в и коэффициента 2.З., в отношении заявителя было принято еще одно решение от ДД.ММ.ГГГГ, которым пенсия за выслугу исчислена с надлежащим районным коэффициентом.

Представитель Куракина ИА пояснила, что вместо трудовой пенсии с доплатой за государственную службу, размер которой уменьшался с увеличением размера трудовой пенсии, заявитель с вступлением в силу Томского областного закона № 240- ОЗ, получила право на две пенсии в общей сумме гораздо большей, взаимно -не зависимых друг от друга, что не может считаться ухудшением её положения. Указала, что и исчисленный из оклада в руб. с коэффициентом 2.1 размер денежного содержания для исчисления пенсии по выслуге лет заявителю, выше, чем её содержание на момент выхода на пенсию в МРОТ.

Действительно, в силу невнимательности сотрудника из-за объема работы в связи с принятием Закона , при первоначальном расчете размера пенсии за выслугу лет заявителю, по графе 12.1.1 применен оклад и больший коэффициент при исчислении денежного содержания, из-за справки работодателя - больший районный коэффициент, что впоследствии при проверке устранено оспариваемыми решениями.

Выслушав участников процесса, изучив представленные доказательства, суд требование Красовой АВ находит не подлежащим удовлетворению.

Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется (ст.45-46 Конституции РФ), в том числе, в судебном порядке.

Статья 19 Конституции РФ устанавливает, что все равны перед законом и судом; при этом государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

По смыслу названной статьи Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 17, 18 и 55, конституционный принцип равенства распространяется не только на права и свободы, непосредственно провозглашенные Конституцией РФ, но и на связанные с ними другие права граждан, приобретаемые на основании федерального закона.

В соответствии с п. 1 статьи 5 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», пенсия за выслугу лет является одним из видов пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

Согласно п. «ж» части 1 ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, находится в совместном ведении РФ и субъектов РФ.

В соответствии с п. 2 ст. 3 ФЗ от 06 октября 1999 года N 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» субъекты Российской Федерации вправе осуществлять собственное правовое регулирование по предметам совместного ведения до принятия федеральных законов. После принятия соответствующего федерального закона законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации подлежат приведению в соответствие с данным федеральным законом в течение трех месяцев.

Трудовой книжкой, пенсионным делом, распоряжением Департамента социальной защиты населения Томской области от 06.03.2009 подтверждено, что с должности ... при стаже государственной службы в 31 лет 4 месяца 4 дня, заявителю была назначена пенсия по старости с доплатой за выслугу лет.

Трудовая пенсия по старости назначена в сумме руб., ежемесячная доплата к назначенной трудовой пенсии установлена в размере руб., с последующим уменьшением доплаты (в связи с ростом трудовой пенсии) в общей сумме . (л.д. 32). Из расчета (л.д. 51) следует, что на момент изменения законодательства, размер доплаты (октябрь 2011) составлял руб.

В момент первичной реализации заявителем пенсионных прав действовал Федеральный Закон № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» и Закон Томской области от 07.12.1995 № 228 - 03 «О государственной службе в Томской области» (в ред.№231-03 от 09.12.2005).

Приложением № 2 к Закону Томской области в ред. № 231 - 03 «О государственной службе в Томской области» устанавливался порядок и процедура установления доплат за выслугу лет.

Согласно п.4 Приложения № 2, при выслуге 10 лет у женщин, доплата устанавливается в таком размере, чтобы общая сумма пенсии и доплаты составляла 55% месячного денежного содержания по последней должности на государственной службе перед достижением пенсионного возраста или перед увольнением с государственной службы с увеличением на 1 процент за полный год выслуги сверх необходимой, но не более 80 процентов денежного содержания и 10 базовых частей трудовой пенсии по старости.

При денежном содержании, подтвержденном справкой работодателя (л.д. 39) в руб. и должностном окладе в 10 МРОТ, равном руб., была установлена доплата, что заявителем не было оспорено и сочтено правомерным. Вместе с тем, учитывая, что расчетом содержания подтверждено начисление и р/коэффициента и северной надбавки в 50 % при отнесении Тегульдета к 30 %-му коэффициенту, подтверждена позиция Департамента соцзащиты, что заявителю в период трудовых отношений начислены к получению излишние денежные средства, с учетом расчета которых и в завышенной сумме назначена и получалась доплата за выслугу-

Представители Департамента соцзащиты пояснили, суд не может не согласиться с очевидным, поскольку анализ приведенных законов и справки об исчислении подтверждает, что заявитель получила социальную защищенность при прекращении трудовой деятельности в виде трудовой пенсии и доплаты в общей сумме ограниченных порогом (рост размера пенсии трудовой пропорционально вел к снижению размера доплаты).

Закон Томской области № 240-03 от 10.10.2011 «О государственной пенсии за выслугу лет и единовременном поощрении в связи с выходом на пенсию по выслуге лет» предусмотрел право государственного служащего на получение помимо трудовой пенсии, пенсии по выслуге лет, изложив условия её назначения в ст. 2, предусмотрев процедуру её исчисления ( ст. 3) с учетом занимаемой должности и установления усредненного размера денежного содержания ( ст. 7-8).

Положения ст. 8 Закона Томской области № 240-03 от 10.10.2011 для установления размера усредненного денежного содержания отсылает к реестру должностей, установленных в Приложениях 1 и 2 Закона Томской области № 231 - 03 «О государственной службе в Томской области».

Приложение № 2 в разделе 12 (должностные оклады и денежное поощрение государственных гражданских служащих всех органов государственной области, обладающих статусом юридического лица, за исключением территориальных исполнительных органов государственной власти, обладающих статусом юридического лица) по должности категории «руководители» с 12.1.1 по 12.1.5 содержат дифференцированные оклады (п. 12.1 - все начальники территориальных отделов, кроме отделов ЗАГС-5707 руб. ) коэффициенты к ним для руководителей ... в зависимости от численности населения территории от 2.3 до 2.1.

Установлением дифференцированного оклада и коэффициента для исчисления усредненного денежного содержания никоим образом не подменяет должность заявителя, по которой усредненное содержание рассчитано, как указывает в заявлении Красова АВ: на момент назначения пенсии за выслугу лет иначе, чем в момент выхода на пенсию и получении права на доплату за выслугу, должность заявителя не переименована.

В реестре должностей Приложения № 2 Закона Томской области № 231 - 03 «О государственной службе в Томской области» в редакции от 16.02.2011 № 25-03 в пункте 12.1 значилась должность «...», не делавшая исключение для ... с указанием денежного содержания в МРОТ.

Пенсия за выслугу лет заявителю исчислена в рамках применения положений Закона № 240-ФЗ по той должности, какую она занимала - «...».

Из трудовой книжки следует, что на пенсию заявитель вышла с должности ..., именно по этой должности и взят за основу усредненный оклад для исчисления денежного содержания и последующего исчисления размера пенсии за выслугу лет.

Заявитель основывает свою позицию и на том, что по должности ... относительно того денежного содержания, какое было у неё, её права умалены внесением в реестр меньшего оклада и меньшего коэффициента 2.1 (относительно ...).

Однако суд не может не согласиться в данном случае с правомерностью позиции представителей Департамента социальной защиты населения Томской области о том, что Департамент применяет положения закона и не вправе их подменять.

Действительно, предпочтительнее применение к большему окладу большего коэффициента, однако, в Приложении п.12.1.1, по которому заявитель с коэффициентом 2.3 предлагает исчисление денежного содержания для определения размера пенсии за выслугу лет, прямо указано, что данный оклад в руб. и данный коэффициент применяются по должности ..., кроме ....

Представители Департамента пояснили, заявитель не оспорила в заявлении, сведениями муниципального образования «...» подтверждено, что население «обслуживаемой» в период трудовой деятельности заявителя территории составляет менее 7.000 человек и соответственно, оклад и коэффициент по графе население до 10.000, Департаментом исчислен верно.

Из представленного расчета к решению № б\н от ДД.ММ.ГГГГ следует, что при окладе в руб., установленном для всех руководителей территориальных отделов ... при численности населения территории до 10 тыс., размер денежного содержания заявителя при коэффициенте 2.1 составляет ... руб. (л.д. 51),

Таким образом, денежное содержание для исчислении пенсии по выслуге лет установлено по «новому» закону в большем размере, чем имела заявитель при выходе на пенсию ( руб.).

Правильность расчета размера пенсии за выслугу лет по условиям п. 12.1.4 Приложения 2 Закона № 231-03 в ред. Закона № 240-03 заявитель не оспаривает фактически в заявлении, вместе с тем указывая, что её права нарушены относительно иных лиц, вышедших на пенсию в иные годы. В чем это нарушение состоит заявитель не обосновала, а проверка расчета судом подтверждает правомерность исчисления.

Согласно ст. 3 Закона Томской области № 240-03, размер пенсии за выслугу лет составляет 35 процентов - если получатель пенсии в течение всего учетного периода, использованного для исчисления его усредненного денежного содержания, замещал только ведущие должности;

Из Приложения 1 Закона Томской области № 231-03 в ред. Закона № 240-03 следует, что занимаемая заявителем должность «...» отнесена к группе «...»

Согласно п. 12.1.4 куда, что выше обосновано, отнесена заявитель, при окладе руб. и коэффициенте 2.1 усредненное денежное содержание составит руб. ( +классный чин +северная надбавка+р/к 30%).

Соответственно : руб.х 35 % = руб.

В силу п.З ст. 3 Закона Томской области № 240-03, за каждый дополнительный год стажа, сверх необходимого для назначения пенсии за выслугу лет в 10 лет, размер увеличивается на 1 процент от размера пенсии за выслугу лет, не более чем на 25%.

Из справки работодателя, со сведениями о государственной службе следует, что заявитель имеет специальный стаж в 31 лет 9 месяцев 4 дня.

Соответственно, правомерно, что подтверждается расчетом, являющимся неотъемлемой частью оспариваемого решения, на 21 %, что в суммарном выражении составляет руб. ( х 21%) руб. увеличен размер пенсии за выслугу лет заявителя, которая составила руб.

Указанный расчет свидетельствует ни только об его правильности и соответствии закону, но и об увеличении размера денежного содержания, включении в размер пенсии за выслугу лет дополнительной суммы в виде 21 % за классный чин, улучшения социальной защищенности получением 2-х пенсий на общую сумму больше ранее получаемой трудовой пенсии с доплатой.

Фактически заявитель в обращении в суд обосновала ущемление своих прав не относительно ранее принадлежавших ей же, а самим фактом дифференциации расчета денежного содержания ... в зависимости от численности населения территории.

Степень социальной справедливости при установлении большего денежного содержания по категории специалисты, самим фактом дифференциации размеров денежного содержания в зависимости от численности территории именно в отношении начальников отделов ЗАГС - за пределами компетенции как органа, начисляющего и выплачивающего пенсии за выслугу лет, так и суда.

Однако, как выше указано, эту дифференциацию провел не Департамент социальной защиты населения Томской области, чье решение заявителем оспаривается, а закон субъекта. По пояснению представителей заинтересованного лица дифференциация в принятом законе инициировала руководителем Томского областного Комитета ЗАГС при его разработке

На момент рассмотрения вопроса законности принятого Департаментом социальной защиты населения <адрес> решения об исчислении пенсии за выслугу лет заявителю, норма не признана не законной, никаких противоречий с федеральным законодательством (Закон от ДД.ММ.ГГГГ № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» (с последующими редакциями) в части процедуры исчисления денежного содержания для пенсии за выслугу лет не установлено, законодательство субъекта обеспечивает большую социальную защищенность (меньший стаж и т.д.)

Не нарушены права заявителя с точки зрения сроков назначения пенсии за выслугу лет. Более того, чего не отрицается заявителем и подтверждается письмом с предложением возвратить излишне полученные суммы от ДД.ММ.ГГГГ за , что в результате недостаточной внимательности работника Департамента, пенсия за выслугу лет заявителю исчислена из верного оклада, с применением правильного коэффициента, но с учетом указанного работодателем изначально не верно районного коэффициента в 50 %, что повлекло переплату на май 2012 в руб., правовые основания для принудительного возврата которой отсутствуют. Законность самого предложения о добровольном возврате «излишка» заявителем не оспаривается.

Тот факт, что пенсия назначена и выплачивается компетентным органом, подтверждается положениями статьи 23 Закона № 240- 03, в силу которой 23. пенсия за выслугу лет назначается и выплачивается органами социальной защиты населения Томской области и Положением о Департаменте социальной защиты населения Томской области от 30.06.2007 № 88, в силу п.п.а п.6) ст. 10 раздела II, наделяющего этот орган правом принятия решений о назначении и перерасчете государственной пенсии за выслугу лет государственным гражданским служащим Томской области.

В силу ст. 254-255 ГПК РФ гражданин вправе оспорить действие (бездействие) органа власти и управления, должностного лица, которым созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод.

Пленум Верховного Суда РФ № 2 от 10.02.2009 в п.28 постановления «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих» разъяснил, что исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения органа.. ., если установит, что оспариваемое решение нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.

Оснований для удовлетворения заявления Красовой АВ о признании решений об исчислении ей пенсии с учетом перерасчетов распоряжениями от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ - суд не усматривает. Руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Красовой АВ в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Департамента социальной защиты населения Томской области от ДД.ММ.ГГГГ (с учетом решения от ДД.ММ.ГГГГ за № б\н) об исчислении с ДД.ММ.ГГГГ размера её пенсии за выслугу лет в руб., по Закону Томской области № 240-03 от 10.10.2011 «О государственной пенсии за выслугу лет и единовременном поощрении в связи с выходом на пенсию по выслуге лет» (по условиям п. 12.1.4 Приложения №2 к Закону Томской области «О государственной гражданской службе Томской области» №231-03 от 09.12.2005 (с учетом последующих изменений) - ОТКАЗАТЬ.

Решение может быть обжаловано в течение месяца в Томский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через суд Советского района г. Томска.

Судья: