2
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
21 апреля 2011 года Советский районный суд г.Томска в составе:
председательствующего Кущ Н.Г.,
при секретаре Погребковой Л.С.,
с участием истца Рукса А.Р.
представителя ответчика Пермитина А.В., действующего на основании доверенности от сроком до
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске гражданское дело по иску Рукса А.Р. к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда РФ в Томском районе Томской области о включении периодов работы в специальный стаж, досрочном назначении пенсии по старости,
установил:
Рукса А.Р. обратился в суд с иском к Государственному учреждению – Управление Пенсионного Фонда РФ в Томском районе Томской области о включении периодов работы в специальный стаж, досрочном назначении пенсии по старости.
В обоснование заявленных требований указал, что решением ГУ Управления Пенсионного фонда РФ в Томском районе ТО от в назначении досрочной трудовой пенсии по старости ему было отказано в связи с тем, что отказано в зачете в специальный трудовой стаж периодов работы с по , с по , с по в качестве электросварщика. Истец с указанным решением не согласен, считает, что данные периоды подлежат включению в специальный трудовой стаж.
При рассмотрении дела уточнил исковые требования, просил включить в специальный трудовой стаж следующие периоды работы: с по в качестве электросварщика в г.Стрежевой; с по в качестве электросварщика ручной сварки в жилищно-коммунальном хозяйстве ; с по в качестве электросварщика ручной сварки в ЖКХ ; с по в качестве электросварщика ручной сварки в ЖКХ ; с по в качестве электросварщика ручной сварки в ЖКХ с по в качестве электросварщика ручной сварки в хозрасчетном отделе ЖКХ ; с по в качестве электросварщика ручной сварки в хозрасчетном отделе ЖКХ ; с по в качестве электрогазосварщика занятого на резке и ручной сварке в отделе
В судебном заседании истец на удовлетворении исковых требований настаивал. Пояснил, что его работа сварщика всегда была связана только с ручной сваркой, так как иной вид сварки не мог быть применен в связи с характером выполняемой работы.
Представитель ответчика Пермитин А.В. в судебном заседании указал, что решение ГУ – УПФ РФ в Томском районе Томской области об отказе во включении в льготный стаж спорных периодов был законным и обоснованным, так как истцом не было представлено документов, подтверждающих льготный характер работы, вид выполняемой работы.
Выслушав участников процесса, свидетеля, изучив материалы дела, суд находит исковые требования Рукса А.Р. подлежащими частичному удовлетворению по следующим основаниям.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии устанавливаются Федеральным законом РФ от 17.12.2001 г. N 173 - ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».
В соответствии со статьей 1 Закона РФ от 17.12.2001 г. трудовые пенсии устанавливаются в строгом соответствии с Законом. Согласно п. 3 ст. 1 Закона РФ от 17.12.2001 г. в случаях, предусмотренных настоящим законом, правительство РФ определяет порядок реализации права граждан РФ на трудовые пенсии и условия установления указанных пенсий отдельным категориям граждан.
В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Согласно п. 2 ст. 27 названного ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей и специальностей и учреждений, с учетом которых назначается трудовая пенсия, предусмотренная пунктом 1 настоящей статьи, правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 18.07.2002 N 537 установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ применяются списки производств, работ, профессий и должностей (с дополнениями и изменениями к ним), утвержденные Кабинетом Министров СССР, Советом Министров РСФСР и Правительством РФ.
Таким образом, пролонгировано действие всех тех списков, которые применялись при досрочном назначении трудовой пенсии по старости до вступления в силу нового пенсионного законодательства.
Так, при досрочном назначении трудовой пенсии по старости работникам, занятым на работах с тяжелыми условиями труда, применяется Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10.
При этом время выполнявшихся до 1 января 1992 г. работ, предусмотренных Списком N 2 производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 (с последующими дополнениями), засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, наравне с работами, предусмотренными Списком, указанным в абзаце первом настоящего подпункта.
В Разделе XXXIII Списка N 2, утвержденного постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 г. N 10, позиция 23200000-19756 указаны электрогазосварщики, занятые на резке и ручной сварке, на полуавтоматических машинах, а также на автоматических машинах с применением флюсов, содержащих вредные вещества не ниже 3 класса опасности, позиция 23200000-19906 - электросварщики ручной сварки.
В Разделе XXXII Списка N 2, утвержденного Постановлением Совмина СССР от 22.08.1956 N 1173 "Об утверждении списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах" указаны газосварщики и их подручные, электросварщики и их подручные.
В соответствии со ст. 13 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 27.12.2009) "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при подсчете страхового стажа периоды работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены статьями 10 и 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
В соответствии с действовавшим в указанный период Разъяснением Государственного комитета Совета Министров СССР по вопросам труда и заработной платы и Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1976 г. N 5/8 "О порядке применения утвержденных постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, помещенные в списки N 1 и N 2 "Общие профессии" относятся ко всем отраслям народного хозяйства.
Факт работы истца в период с по качестве электросварщика в Хозрасчетно- эксплуатационному участку треста <адрес> в г.Стрежевой подтверждается архивной справкой № от
Учитывая, что в Списке №2, утвержденном Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173, указаны электросварщики и их подручные без указания на вид сварки, спорный период работы электросварщиком в приходится на период до 1992 года, заявленные истцом требования в данной части подлежат удовлетворению.
Кроме того, указанный период подлежит зачету в стаж как работа в районе, приравненном к району Крайнего Севера, т.к. исходя из Постановления Совета Министров СССР № 12 от 03.12.1983 года «О внесении изменений и дополнений в перечень районов Крайнего Севера и местностей, приравненных к районам Крайнего Севера, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 10.11.1968г. № 1029» следует, что г.Стрежевой Томской области отнесен к перечню местности приравненной к районам Крайнего Севера.
После 01.01.1992г. законодатель изменил правовое регулирование по вопросу назначения льготной пенсии за работу в тяжелых условиях труда лицам, занятым выполнением работ в качестве электросварщика: при определении права на пенсию на льготных условиях стало обязательным представление доказательств не только факта работы в указанной должности, но и вида выполняемой сварки в этот период.
Кроме того, при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух или более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух или более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
Рукс А.Р. просит включить в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии период его работы электрогазосварщиком, занятым на резке и ручной сварке в отделе с по
Ответчиком указанный период не был включен в специальный стаж, поскольку истцом не было представлено доказательств его занятости именно на ручной сварке и резке.
В суд истцом представлены следующие доказательства: архивная справка № от , согласно которой он с принят в отдел электросварщиком 5 разряда, установлена доплата за вредность к заработной плате -8% и предоставлялся дополнительный отпуск 4 рабочих дня, специальные жиры, уволен по собственному желанию. Указано, что в приложениях к Коллективному договору на 2001-2003гг. по отделу профессия значится ссылка на п.13г, 16 Сварочные работы раздела списка профессий.
Из пояснений истца следует, что он занимался ремонтом, в том числе варил трубы на линии, использовал при этом аппарат ТДМ-402 У2.
Согласно показаний свидетеля Ф.., он с . работал в подразделении инженером-технологом. В то время автоматической сварки не было и она не могла быть применена из-за специфики производства, которая связана с ремонтом труб, механизмов. Трубы и механизмы необходимо варить изнутри, по этому возможно применение только ручной сварки. Подтвердил, что истец работал на аппарате ТДМ-402 У2.
Как следует из паспорта трансформатора сварочного ТДМ-402 У2 пункта 1.1 данный трансформатор служит для питания одного сварочного поста однофазным переменным током частотой 50Гц при ручной дуговой сварке, резке и наплавке металлов.
Суд, проанализировав представленные доказательства, приходит к выводу, что спорный период с по в отделе «Подземный водозабор» МП «Томскводоканал» истец осуществлял работал электрогазосварщика, занятым на резке и ручной сварке и данный период подлежит включению в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии в связи с тяжелыми условиями труда.
Так же истец просит зачесть в специальный стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии в связи с тяжелыми условиями труда, следующие периоды работы в качестве электросварщика в ЖКХ «Зоркальцевское»: с по ; с по ; с по ; с по ; с по ; с по .
Суд приходит к выводу, что специфика работы истца в указанные периоды в качестве газоэлектросварщика на ручной сварке не подтверждена, т.к. кроме пояснений истца, представлена только архивная справка №-л от
Из представленной справки усматривается только, что истец работал электросварщиком, специфика работы, вид сварки, не указаны.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу, что исковые требования в части включения в льготный стаж периодов работы в качестве электросварщика в ЖКХ удовлетворению не подлежат.
При условии включения периодов работы по - , и с по – , с учетом уже включенных периодов ответчиком – , стаж работы истца с тяжелыми условиями труда на момент обращения за назначением пенсии- составляет (без учета МПКС).
Вместе с тем, согласно п. 2 ч.1 ст. 27 Закона «О трудовых пенсиях» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Данное правило применяется, даже если специальный стаж более 12 лет 6 месяцев. В силу данной статьи снижение пенсионного возраста считается от 60 лет, а не как считает истец - с 55 лет.
В силу п.б ч.1 ст. 28 Закона трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим гражданам: мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
Гражданам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, трудовая пенсия устанавливается за 15 календарных лет работы на Крайнем Севере. При этом каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера.
Гражданам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. При работе в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, а также в этих местностях и районах Крайнего Севера применяется положение абзаца второго настоящего подпункта.
Согласно ч.2 ст. 28.1 Закона лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера или не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеющим необходимый для досрочного назначения трудовой пенсии по старости, предусмотренной подпунктами 1-10 и 16-18 пункта 1 ст. 27 настоящего Федерального закона, страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, возраст, установленный для досрочного назначения указанной пенсии, уменьшается на пять лет.
Судом установлено, что у истца отсутствует стаж работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера в размере 20 лет.
Таким образом, довод истца о том, что ему трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста, установленного ст. 7 Закона «О трудовых пенсиях», на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах с возраста 55 лет основан на неправильном толковании норм материального права.
На день, когда истец обратился к ответчику с заявлением о назначении пенсии- , истцу исполнился год, судом установлено, что у истца появится право на досрочное назначение пенсии с 55 лет – с , в связи с чем отсутствуют основания для удовлетворения требования о назначении досрочной трудовой пенсии по старости с
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковые требования Рукса А.Р. удовлетворить частично.
Обязать Государственное Учреждение – Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Томском районе Томской области включить Руксу А.Р. в трудовой стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии, периоды работы: с по в качестве электросварщика в г.Стрежевой; с по в качестве электрогазосварщика в отделе .
Руксу А.Р. в удовлетворении требований о включении периодов работы: с по в качестве электросварщика в жилищно-коммунальном хозяйстве ; с по в качестве электросварщика в ЖКХ ; с по в качестве электросварщика в ЖКХ ; с по в качестве электросварщика в ЖКХ ; с по в качестве электросварщика в хозрасчетном отделе ЖКХ ; с по в качестве электросварщика в хозрасчетном отделе ЖКХ и назначении трудовой пенсии по старости с отказать.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти дней со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья: решение не вступило в законную силу