о предоставлении вне очереди по договору социального найма жилого помещения



Дело № 2- 2834/12

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

24 октября 2012 года Советский районный суд г. Томска в составе

председательствующего Куц Е.В.,

при секретаре Галимовой Р.Д.,

с участием

помощника прокурора Ленинского района г.Томска Мельниковой А.И., материального истца, представителя третьего лица Администрации Томской области Татаренко Л.Ю., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ , выданной сроком на один год,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Ленинского района г. Томска в интересах Шиндра КС к Администрации города Томска об обязании предоставить вне очереди помещение по договору социального найма

У С Т А Н О В И Л :

Прокурор Ленинского района г. Томска обратился в суд в интересах Шиндра К.С. с иском к администрации г. Томска об обязании предоставить ей вне очереди жилое помещение по договору социального найма общей площадью не менее ... квадратных метров.

В обоснование заявленных требований процессуальный истец указал, что Шиндра К.С. относится к категории лиц из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Ее мать, П в период с ... года по настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК- УФСИН РФ по ... краю. Отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери. Постановлением Главы Объединенной администрации Ленинского района города Томска от ДД.ММ.ГГГГ ПМА была назначена попечителем Панченко К.С., ПНС, ПМС., за которыми жилое помещение не закреплялось. В октябре ... года попечительство над Панченко КС.. завершилось в связи с достижением совершеннолетнего возраста. В июне ... года Шиндра (Панченко) К.С. получила аттестат об основном общем образовании, закончила МБОУ СОШ <адрес>. С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Шиндра (Панченко) К.С. проходила обучение в ОГБОУ НПО «ПУ – УПЦСА». ДД.ММ.ГГГГ Шиндра (Панченко) К.С. подала заявление в администрацию Ленинского района г. Томска о постановке на учет в качестве лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий. ДД.ММ.ГГГГ ей неправомерно было отказано в постановке на учет в связи с непредоставлением полного пакета документов. В ДД.ММ.ГГГГ года ответ администрации был обжалован Шиндра К.С. в прокуратуру Ленинского района г. Томска, на решение администрации Ленинского района города Томска прокурором было принесено представление и протест, в настоящее время решается вопрос о постановке лица на учет. В архиве ФГУП «Ростехинвентаризация – Федеральное БТИ» отсутствуют сведения о зарегистрированных правах в период до ДД.ММ.ГГГГ на имя Панченко К.С., что подтверждается сообщением от ДД.ММ.ГГГГ. . В управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Томской области сведений о наличии у Шиндра (Панченко) К.С. на праве собственности обектов недвижимого имущества не имеется. Таким образом, Шиндра К.С., не имеющая закрепленного за ней жилья, относится к категории лиц из числа детей-сирот, нуждающихся в его получении.

В судебном заседании помощник прокурора требования поддержала, указав на неисполнение обязанности ответчиком по предоставлению жилого помещения. Также указала, что постановка на учет в администрации района в качестве лица, нуждающегося в получении жилья по договору социального найма, не является обязательным условием предоставления жилья, право на его реализацию находится вне зависимости от постановки или непостановки на учет.

Материальный истец Шиндра К.С. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме.

Представитель ответчика Администрации г. Томска в судебное заседание не явился, будучи извещенным о времени и месте судебного заседания надлежащим образом.

Суд на основании ст. 167 ГПК РФ полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.

В судебном заседании представитель третьего лица Администрации Томской области не согласилась с исковыми требованиями. В обоснование указала, что в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Томской области жилая площадь предоставляется детям-сиротам вне очереди по договору социального найма только после постановки на учет в администрации района в качестве лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающегося в получении жилья по договору социального найма. Также полагает недоказанным отсутствие у Шиндра К.С. жилого помещения, принадлежащего ей на праве собственности или права пользования жилым помещением. Считает, что предъявление данного искового заявления не обосновано.

Выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, суд находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 8 Федерального Закона № 159 от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

В силу ч. 1, подпункта 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса Российской Федерации - жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

Судом установлено, что мать Шиндра К.С. – П в период с ... года по настоящее время отбывает наказание в ФКУ ИК- УФСИН РФ по ... краю, что подтверждается справкой Информационного центра ГУ МВД России по ... краю от ДД.ММ.ГГГГ, справкой ФКУ ИК- УФСИН РФ по ... краю от ДД.ММ.ГГГГ

Как следует из свидетельства о рождении Панченко К.С. , справки о рождении от ДД.ММ.ГГГГ отец в свидетельстве о рождении записан со слов матери.

Постановлением Главы Объединенной администрации Ленинского района города Томска от ДД.ММ.ГГГГ ПМА была назначена попечителем Панченко К.С., ПНС., ПМС

Согласно письму Администроации Ленинского района от ДД.ММ.ГГГГ жилая площадь за Шиндра (Панченко) К.С. не закреплялась.

Согласно справке ОГБОУ НПО «ПУ -УПЦСА» Панченко К.С. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ обучалась по профессии парикмахер.

Согласно свидетельству о заключении брака Панченко К.С. с ДД.ММ.ГГГГ присвоена фамилия Шиндра.

ДД.ММ.ГГГГ Шиндра К.С. подала заявление в администрацию Ленинского района г. Томска о постановке на учет в качестве лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Письмом администрации Ленинского района от ДД.ММ.ГГГГ ей было отказано в постановке на учет в связи с непредоставлением полного пакета документов.

ДД.ММ.ГГГГ Шиндра К.С. обратилась в прокуратуру Ленинского района г. Томска с жалобой на решение администрации Ленинского района города Томска

Прокурором было принесено представление от ДД.ММ.ГГГГ «Об устранении нарушений законодательства о гарантиях жилищных прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», которое содержало требование безотлагательно рассмотреть представление и принять конкретные меры к фактическому устранению нарушений закона, поставить Шиндра К.С. на учет в целях получения жилья по договору социального найма в качестве лица из числа детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно справке ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» от ДД.ММ.ГГГГ, сведения о наличии прав на недвижимое имущество в отношении Панченко К.С., Шиндра А.В. отсутствуют.

Согласно уведомлению об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ , в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Панченко К.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р. на недвижимое имущество.

Согласно уведомлению об отсутствии в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений от ДД.ММ.ГГГГ , в едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствуют сведения о правах Шиндра К.С. ДД.ММ.ГГГГ г.р. на недвижимое имущество.

Согласно ч. 2 ст. 15 Закона Томской области от 19.08.1999г. № 28-ОЗ «О социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Томской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, находящиеся под опекой (попечительством), в приемных семьях, а также лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, однократно обеспечиваются органами исполнительной власти Томской области по месту жительства (по месту принятия на учет нуждающихся в жилом помещении) вне очереди жилыми помещениями.

В соответствии со ст.1 Закона Томской области от 11.09.2007 года №188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из числа, не имеющих закрепленного жилого помещения» администрации поселений и городских округов Томской области наделены государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы (ч. 1 ст. 1).

В силу ч.1 ст. 3 названного Закона органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов с целью реализации государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций в пределах их компетенции по вопросам осуществления государственных полномочий имеют право на: финансовое обеспечение государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций за счет средств областного бюджета в соответствии со статьей 6 настоящего Закона; запрос и получение сведений, необходимых для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций; использование собственных материальных ресурсов и финансовых средств для осуществления переданных им государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций. Частью 2 ст. 3 Закона установлено, что органы местного самоуправления поселений, городских округов, муниципальных районов при осуществлении государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, государственных полномочий по расчету и предоставлению субвенций обязаны осуществлять государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями, государственные полномочия по расчету и предоставлению субвенций надлежащим образом в соответствии с настоящим Законом. В целях реализации переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями органы местного самоуправления поселений, городских округов: принимают муниципальные правовые акты, устанавливающие расходные обязательства муниципального образования по осуществлению органами местного самоуправления государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями, переданных настоящим Законом; осуществляют учет детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения. Учет осуществляется в соответствии с Законом Томской области от 8 июня 2005 года N 91-ОЗ "О порядке ведения органами местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма"; за счет субвенции, предоставляемой в соответствии с настоящим Законом, приобретают жилые помещения по норме предоставления в соответствии с законодательством в собственность муниципального образования; по договору социального найма предоставляют указанные жилые помещения детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, принятым на учет в соответствующем муниципальном образовании.

Решением Думы города Томска от 25.12.2007 года №740 «Об осуществлении Администрацией города Томска отдельных государственных полномочий» установлено, что полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, в приемных семьях, детских домах семейного типа по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, осуществляются Администрацией города Томска.

Из распоряжения мэра г. Томска от 04.05.2008 года № р344 «Об осуществлении переданных государственных полномочий на территории муниципального образования «город Томск» следует, что Администрация г. Томска не передает государственные полномочия, которыми была наделена в силу Закона Томской области от 11.09.2007 года № 188-ОЗ «О наделении органов местного самоуправления государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениям детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения», а устанавливает разграничение обязанностей по их осуществлению между органами администрации, являющимися ее структурными подразделениями (департаментом социальной политики и администрациями районов города).

Анализ приведенных выше правовых норм позволяет сделать вывод, что на Администрацию г. Томска в рамках осуществления переданных государственных полномочий по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, не имеющих закрепленного жилого помещения, должна быть возложена обязанность предоставить истцу жилое помещение.

Вместе с тем, из вышеприведенных норм законодательства не усматривается обязанность Администрации Томской области выделять финансовые средства на приобретение жилого помещения конкретному ребенку-сироте либо лицу, оставшемуся без попечения родителей. В связи с чем, исковые требования, предъявленные к Администрации г. Томска являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению. Администрация г. Томска является надлежащим ответчиком.

Вопросы, касающиеся выделения денежных средств на исполнение государственных полномочий относятся к сфере межбюджетных отношений и разрешаются в соответствии с порядком, установленным Бюджетным кодексом РФ (ст. 140).

Гражданин в силу ст.1 и ст. 152 БК РФ не является субъектом бюджетных отношений, в связи с чем субъективное право конкретного физического лица не может быть поставлено в зависимость от наличия либо отсутствия денежных средств. В этой связи, взаимоотношения администрации г. Томска и администрации Томской области по вопросу о выделении денежных средств на приобретение жилья детям-сиротам, находятся за рамками рассматриваемого спора.

Довод третьего лица о наличии права собственности на долю в квартире у супруга материального истца – Ш а также и права проживания у Шиндры К.С. по адресу: <адрес> не может быть принят во внимание в качестве основания для отказа в удовлетворении исковых требований.

Действительно, согласно выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ попечителю Шиндра К.С. – ПМА принадлежит на праве собственности .../... доля в жилом доме площадью ... кв.м. по адресу: <адрес>.

Вместе с тем судом установлено, что в период попечительства и в связи с его назначением жилое помещение за Шиндра К.С. не закреплялось, в настоящее время попечительство прекратилось в связи с достижением Шиндра К.С. совершеннолетия.

Из выписки из ЕГРП от ДД.ММ.ГГГГ следует, что супругу материального истца – Ш принадлежит на праве собственности .../... доля в квартире общей площадью ... кв.м. по адресу: <адрес>

Из показаний Ш., допрошенного в качестве свидетеля в судебном заседании, следует, что он является мужем Шиндра К.С., проживают на съемной квартире, возможности проживания по месту регистрации Шиндра К.С. или в квартире, где Ш принадлежит .../... доля в праве собственности они не имеют, поскольку не позволяет площадь, в указанных помещениях проживает много лиц. В связи с чем они с женой вынуждены снимать комнату. Однако денежных средств на аренду жилья не имеют, поскольку не имеют постоянного достаточного дохода.

В материалы дела представлен договор найма от ДД.ММ.ГГГГ комнаты, заключенный Шиндра К.С.

Между тем, Конституция Российской Федерации, закрепляя признание, соблюдение и защиту прав и свобод человека и гражданина в качестве обязанности государства (статья 2), провозглашает Российскую Федерацию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (для чего, в частности, обеспечивается государственная поддержка детства, устанавливаются гарантии социальной защиты - статья 7), и в котором права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (статья 18) на основе конституционного равноправия (статья 19, части 1 и 2), где достоинство личности охраняется государством и запрещается унижающее человеческое достоинство обращение (статья 21, части 1 и 2), обеспечивается право каждого на жилище (статья 40, части 1 и 3), а права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (статья 55, части 2 и 3).

Соответственно, исходя из положений Конституции Российской Федерации, служащих основой конституционно-правовых отношений с участием детей, нуждающихся в повышенной социальной защите, Российская Федерация призвана создавать условия, обеспечивающие им достойную жизнь и свободное развитие, и гарантировать реализацию их прав, в частности права на жилище, с учетом положений международно-правовых актов, являющихся в силу статьи 15 (часть 4) Конституции Российской Федерации составной частью правовой системы Российской Федерации.

Так, Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года) обязывает подписавшие ее государства обеспечивать детям такую защиту и заботу, которые необходимы для их благополучия (пункт 2 статьи 3), принимать все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в Конвенции (статья 4), признавать право каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (пункт 1 статьи 27).

Конституционный Суд Российской Федерации в своем Постановлении от 3 февраля 2010 года N 3-П отметил, что, обязывая органы государственной власти создавать условия для осуществления конституционного права на жилище, которое в условиях рыночной экономики граждане Российской Федерации реализуют в основном самостоятельно, используя для этого различные способы, Конституция Российской Федерации вместе с тем предусматривает, что малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами (статья 40, части 2 и 3); тем самым федеральному законодателю на конституционном уровне предписывается не только определять категории граждан, нуждающихся в жилище, но и устанавливать конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся в настоящее время у государства.

Жилищный кодекс Российской Федерации, определяя общий порядок предоставления жилых помещений по договорам социального найма лицам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, связал его с очередностью исходя из времени принятия их на учет (часть 1 статьи 57) и установил исключение для отдельных категорий граждан (часть 2 статьи 57), которым жилые помещения из жилищного фонда социального использования предоставляются вне очереди.

Пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации к таким категориям отнесены дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

При этом, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 5 марта 2009 года N 376-О-П, предоставление гражданам во внеочередном порядке в соответствии с частью 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации жилых помещений возможно при условии соблюдения общих требований жилищного законодательства применительно к предоставлению жилых помещений по договорам социального найма и подтверждения объективной нуждаемости в жилом помещении (часть 2 статьи 49 и часть 1 статьи 52 Жилищного кодекса Российской Федерации).

Федеральный законодатель, установивший в Жилищном кодексе Российской Федерации правовое регулирование отношений по внеочередному обеспечению жилыми помещениями, ограничил круг лиц, имеющих право на внеочередное обеспечение жилыми помещениями из жилищного фонда социального использования, включая детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: в силу части 2 статьи 49 данного Кодекса жилые помещения предоставляются по договору социального найма - как в порядке очереди, так и вне очереди - только тем гражданам, которые признаны в установленном порядке малоимущими.

Одновременно Жилищным кодексом Российской Федерации фактически был расширен перечень оснований признания лиц, относящихся к рассматриваемой категории, нуждающимися в улучшении жилищных условий, поскольку в системной связи с положениями части 1 статьи 51, части 1 и пунктов 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса

Закрепленное пунктом 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации правовое регулирование в системной связи с положениями статьи 8 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" направлено на установление дополнительных гарантий для указанной категории граждан и предусматривает для них, в частности, право на обеспечение органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (абзац второй пункта 1 статьи 8).

Поскольку положения пункта 1 статьи 8 названного Федерального закона регулируют, по сути, те же отношения, что и пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации, в силу принципа "Lex posterior derogat legi priori" ("Последующий закон отменяет предыдущий") в случае сомнения относительно соответствия указанных положений нормам Жилищного кодекса Российской Федерации суды и другие правоприменительные органы должны исходить из того, что приоритет имеют нормы Жилищного кодекса Российской Федерации как федерального закона, принятого позднее.

Что касается законодательства субъектов Российской Федерации в данной сфере, то, поскольку Жилищный кодекс Российской Федерации, признав рассматриваемую категорию особой категорией граждан, нуждающихся в жилых помещениях, которые предоставляются им по договору социального найма во внеочередном порядке, установил общие на всей территории Российской Федерации правила обеспечения их жилыми помещениями, права этих граждан в силу статей 55 (часть 3), 72 (часть 2), 76 (часть 2 и 5) Конституции Российской Федерации и конкретизирующих их статей 12 и 13 Жилищного кодекса Российской Федерации и положений части 2 статьи 11 Федерального закона "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" не могут быть ограничены законодательством субъектов Российской Федерации, - в субъектах Российской Федерации могут устанавливаться лишь дополнительные гарантии права на жилое помещение детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа.

Таким образом, пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации в системном единстве с частью 1 данной статьи, а также частью 2 статьи 49, статьей 51, пунктами 1 и 3 части 2 статьи 57 данного Кодекса предусматривает внеочередное предоставление жилых помещений по договорам социального найма указанным в данной статье гражданам, в том числе при наличии закрепленного за ними жилого помещения общей площадью менее учетной нормы, приходящейся на одного члена семьи.

Довод об отсутствии постановки на учет Шиндра К.С. в качестве лица из детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей также не может быть принят во внимание в качестве основания для отказа в удовлетворении исковых требований по следующим основаниям.

Согласно письму администрации Ленинского района от иДД.ММ.ГГГГ Шиндра К.С. отказано во включении в список учета детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в связи с непредставлением документов, подтверждающих доход Шиндра К.С. и Ш.

В силу ч. 1 ст. 20 Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989 г. ребенок, который временно или постоянно лишен своего семейного окружения или который в его собственных наилучших интересах не может оставаться в таком окружении, имеет право на особую защиту и помощь, предоставляемые государством.

Согласно ч. 1 ст. 4 ФЗ от 21.12.1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей", дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.

В соответствии с ч. 2 ст. 57 ЖК РФ детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, вне очереди предоставляются жилые помещения по договорам социального найма.

Аналогичная норма закреплена и в ст. 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей".

Согласно статье 1 Закона лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родителей, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с настоящим Законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Судом установлено и не оспаривается сторонами, что Шиндра К.С. является лицом из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, окончила образовательное учреждение, попечительство над ней прекращено в связи с достижением 18 летнего возраста.

Следовательно положение материального истца отвечает всем требованиям законодательства для признания за ней права на внеочередное предоставление ей жилого помещения по договору социального найма.

Статуса лица, которое имеет право на дополнительные социальные гарантии, Шиндра К.С. не утратила.

При таких обстоятельствах у ответчика возникла обязанность предоставить Шиндра К.С. вне очереди жилое помещение по договору социального найма.

При этом суд учитывает, что изложенные выше нормы законодательства не содержат такого условия предоставления жилых помещений как включение в соответствующие списки нуждающихся лиц или их постановка на учет.

Ведение учета лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, имеющих право на внеочередное получение жилых помещений по договору социального найма необходимо муниципальным органам для исключения случаев нарушения прав таких лиц, выявления детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей для обеспечения их права на предоставление социальных гарантий и не может служить условием реализации такого права, создавать для лиц, подлежащих особой социальной защите со стороны государства каких-либо административных барьеров, препятствующих реализации принципов, закрепленных в ч. 1 ст. 20 Конвенции о правах ребенка от 20.11.1989 г.

Решением Думы города Томска от 13.12.2005 года № 27 «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления жилого помещения по договору социального найма» установлена норма предоставления общей площади жилого помещения по договору социального найма, которая равна ... квадратным метрам на одиноко проживающего гражданина.

Учитывая изложенное, Администрация г. Томска обязана предоставить истице вне очереди на условиях социального найма жилое помещение, находящееся на территории муниципального образования город Томск, общей площадью не менее 17 кв.м.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора Ленинского района г. Томска в интересах Шиндра КС удовлетворить.

Обязать Администрацию города Томска предоставить Шиндра КС, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди по договору социального найма благоустроенное жилое помещение в соответствии с нормами предоставления не менее ... квадратных метров общей площади, расположенное на территории города Томска.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска путем подачи апелляционной жалобы в течение одного месяца с момента принятия решения в окончательной форме.

Судья:

Решение не вступило в законную силу