Решение в отношении Прибыткиной. Вступило в законную силу 16.07.2010 года.



Р Е Ш Е Н И Е

по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении

город Томск 5 июля 2010 г.

Судья Советского районного суда г. Томска Зуев С.А., рассмотрев жалобу начальника финансово-экономического отдела Управления внутренних дел по Томской области Х на постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Томской области № 65-05-11/5 от 03.06.2010 г. о назначении административного наказания предусмотренного ч. 1 ст. 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

у с т а н о в и л:

Постановлением Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Томской области № 65-05-11/5 от 03.06.2010 г., начальник финансово-экономического отдела Управления внутренних дел по Томской области Прибыткина С.В. признана виновной в том, что она не обеспечила выполнение УВД обязанности использования бюджетных средств на цели, соответствующие условиям получения указанных средств, то есть совершила административное правонарушение предусмотренное ч. 1 ст. 15.14 КоАП РФ.

Прибыткина С.В., не согласившись с указанным постановлением, обратилась в суд с жалобой, в которой указывает, что в постановлении указывается, что УВД по Томской области при выдаче денежных средств из кассы УВД по Томской области были нарушены Указания о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации от 25.12.2008 г. № 145 н. Указание о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации, утверждённое приказом Министерства финансов Российской Федерации от 25.12.2008 г. № 145н, не является документом-основанием для получения бюджетных средств. Бюджетная классификация в соответствии с ч. 1 ст. 18 БК РФ представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов системы Российской Федерации, используемую для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчётности, обеспечивающей сопоставимость показателей бюджетов системы Российской Федерации.

Также в силу ст. 12 БК РФ финансовый год соответствует календарному году и длиться с 1 января по 31 декабря. В соответствии с. ч. 1 ст. 161 БК РФ бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой. В соответствии с ч. 2 ст. 221 БК РФ утверждённые показатели бюджетной сметы бюджетного учреждения должны соответствовать доведённым до него лимитам бюджетных обязательств. Соответственно, и расходы, произведённые УВД по Томской области в октябре 2009 г. не превышают показатели сметы расходов на 2009 г.

Кроме того, Территориальным управлением Федеральной службы финансово бюджетного надзора в Томской области 26.03.2010 г. за совершение аналогичного административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.4 КоАП РФ, выносилось постановление о привлечении к административной ответственности УВД по Томской области. Решением арбитражного суда Томской области от 17.05.2010 г., постановление о привлечении к административной ответственности УВД по Томской области признано незаконным. Таким образом, поскольку УВД по Томской области использование бюджетных средств осуществляется в строгом соответствии с условиями их получения, которые определенны в документах, являющихся основанием для получения бюджетных средств, постановление руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Томской области от 03.06.2010 г. о привлечении к административной ответственности вынесено незаконно.

Заявитель просит постановление административного органа отменить, прекратить производство по делу в связи с отсутствием состава административного правонарушения.

Представитель Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Томской области в судебное заседание не явился, заявив о рассмотрения жалобы в его отсутствие.

Суд, определив рассмотрение жалобы в отсутствие представителя административного органа, выслушав заявителя, её представителя, изучив материалы дела, находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ предусмотрена ответственность за использование бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 15.14 КоАП РФ, состоит в использовании бюджетных средств получателем бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным документом, являющимся основанием для получения бюджетных средств.

В соответствии со статьей 6 БК РФ бюджет представляет собой форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

Для его практического исполнения главным распорядителем бюджетных средств составляется бюджетная роспись, которая устанавливает распределение бюджетных ассигнований (предельные объемы денежных средств, предусмотренные в соответствующем финансовом году на исполнение бюджетных обязательств) между распорядителями и получателями бюджетных средств.

В силу статьи 6 БК РФ получателем бюджетных средств (получатель средств соответствующего бюджета) признаются орган государственной власти (государственный орган), орган управления государственным внебюджетным фондом, орган местного самоуправления, орган местной администрации, находящееся в ведении главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств бюджетное учреждение, имеющие право на принятие и (или) исполнение бюджетных обязательств за счет средств соответствующего бюджета, если иное не установлено БК РФ.

При этом под бюджетным учреждением понимается государственное (муниципальное) учреждение, финансовое обеспечение выполнения функций которого, в том числе по оказанию государственных (муниципальных) услуг физическим и юридическим лицам в соответствии с государственным (муниципальным) заданием, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы. Бюджетной сметой, согласно статье 6 БК РФ, является документ, устанавливающий в соответствии с классификацией расходов бюджетов лимиты бюджетных обязательств бюджетного учреждения.

В соответствии с пунктом 1 статьи 161 БК РФ бюджетное учреждение осуществляет операции с бюджетными средствами через лицевые счета, открытые ему в соответствии с положениями БК РФ. Бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, ведущейся в соответствии с БК РФ.

Статьей 38 БК РФ установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно статье 289 БК РФ использование бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения, является нецелевым использованием бюджетных средств.

В соответствии с пунктом 2 статьи 18 БК РФ для составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации используется бюджетная классификация Российской Федерации, которая представляет собой группировку доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

В силу статьи 19 БК РФ в состав бюджетной классификации Российской Федерации входит классификация операций публично-правовых образований (классификация операций сектора государственного управления) (далее - Классификация, КОСГУ). Порядок применения названной Классификации, исходя из пункта 4 статьи 23.1 БК РФ, устанавливается Министерством финансов Российской Федерации.

Реализуя указанные полномочия, Министерство финансов Российской Федерации определяет порядок применения статей и подстатей Классификации. В частности, Министерством финансов Российской Федерации устанавливаются перечни расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, подлежащих отнесению на определенные статьи и подстатьи Классификации. Так, в рамках предоставленных полномочий Министерством финансов Российской Федерации издан приказ от 25 12 2008г. № 145н «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации» (действовавший до 01.01.2010г.), устанавливающий правила применения бюджетной классификации Российской Федерации участниками бюджетного процесса на всех уровнях бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

Таким образом, из анализа перечисленных норм права следует, что нецелевым использованием бюджетных средств признается использование бюджетных средств, выделенных на финансирование расходов по конкретной статье или подстатье Классификации, на финансирование расходов, по которым финансирование осуществляется по иным статьям или под статьям Классификации.

Согласно материалам дела, начальник финансово-экономического отдела Управления внутренних дел по Томской области Прибыткина С.В. не обеспечила выполнение УВД Томской области обязанности использования бюджетных средств на цели, соответствующие условиям получения указанных средств, что привело к нецелевому использованию средств федерального бюджета в общей сумме 248599,79 рублей в октябре 2009 года в результате направления и использования бюджетных средств на цели, не соответствующие условиям их получения, определенным бюджетной сметой, росписью расходов на 2009 год.

Нецелевое использование, выразилось в том, что УВД по Томской области осуществлялось ежедневное использование денежных средств, с целевых статей и подстатей КОСГУ, по которым в начале операционного дня числились положительные остатки в кассе на оплату расходов, осуществляемых за счет целевых статей и подстатей КОСГУ, по которым числились отрицательные остатки в кассе на конец дня. В частности, УВД по Томской области допущены расходы, превышающие сумму остатка на конец каждого дня и фактического поступления денежных средств, осуществленные по:

-целевой статье 2025800 «Военный персонал», виду расходов 014 «Функционирование органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны», подстатье КОСГУ 211 «Заработная плата» за октябрь 2009 года в общей сумме 119 276,56 рублей;

-по целевой статье 2026700 «Функционирование органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности», виду расходов 014 «Функционирование органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны», подстатье КОСГУ 212 «Прочие выплаты» за октябрь 2009 года в общей сумме 69 600,00 рублей;

-по целевой статье 2026700 «Функционирование органов в сфере национальной безопасности и правоохранительной деятельности», виду расходов 014 «Функционирование органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны» подстатье КОСГУ 226 «Прочие работы, услуги» за октябрь 2009 года в общей сумме 40 200,00 рублей;

- по целевой статье 2027203 «Компенсация стоимости вещевого имущества», виду расходов 014 «Функционирование органов в сфере национальной безопасности, правоохранительной деятельности и обороны», подстатье 212 «Прочие выплаты» за октябрь 2009 года в общей сумме 19 523,23 рублей за счет средств доведенных по целевым статьям, подстатьям, по которым числились положительные остатки средств федерального бюджета.

Принимая решение о привлечении Прибыткиной С.В. к ответственности как должностное лицо, ответственное за целевое использование бюджетных средств, административный орган не в полной мере отразил событие правонарушения, не в полной мере дал оценку объяснению Прибыткиной С.В. и документам, используемым в ходе проводимой проверки.

Так, административный орган, привлекая Прибыткину С.В. к ответственности, не указал целевые статьи и подстатьи КОСГУ, по которым денежные средства, впоследствии израсходованные по перечисленным в постановлении целевым статьям и подстатьям КОСГУ, были выделены и получены УВД по Томской области.

Вместе с тем, для определения целевого либо нецелевого использования бюджетных средств административный орган должен установить первоначальные цели выделения (целевые статьи и подстатьи КОСГУ, определенные бюджетной сметой, росписью расходов на 2009г.) полученных заявителем бюджетных средств и направленных им в последствии на совершение конкретной платежно-расчетной операции по расходованию средств, в том числе на цели, по мнению административного органа, не предусмотренные условиям их получения.

Кроме того, административным органом на основании предоставленной карточки счета 1.201.04 «Касса» и первичных документов проведен анализ движения наличных денежных средств в кассе только за октябрь 2009 года и сделаны приведенные выше выводы. В то же время, по всем статьям и подстатьям КОСГУ, по которым заявителем совершались перечисленные в оспариваемом постановлении расходные операции, в течение октября 2009г. имелись поступления наличных денег по заявкам УВД по Томской области и возвраты в кассу, в том числе по некоторым статьям в суммах, превышающих израсходованные по данным статьям в октябре 2009 года денежные средства, что также оставлено административным органом без внимания.

Вместе с тем, в силу статьей 12, 161, 221 БК РФ и финансовый год соответствует календарному году и длится с 1 января по 31 декабря, а бюджетное учреждение осуществляет операции по расходованию бюджетных средств в соответствии с бюджетной сметой, утвержденные показатели бюджетной сметы бюджетного учреждения должны соответствовать доведенным до него лимитам бюджетных обязательств, а из отчета об исполнении федерального бюджета от 01 января 2010 г. в 2009 году следует, что лимиты бюджетных обязательств, установленные сметами по федеральному бюджету на 2009 год, УВД по Томской области были использованы в полном объеме без каких-либо превышений показателей по целевым статьям расходов, однако оценки данный документ в целях проверки, превысили ли расходы, произведенные УВД по Томской области в октябре 2009г., показатели сметы расходов на 2009г., в обжалуемом постановлении не получил.

С учетом изложенного постановление административного органа не может быть признано законным и подлежит отмене.

Дело на основании п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ подлежит возвращению на новое рассмотрение административному органу.

Принимая во внимание изложенное и руководствуясь ст. ст.30.7,30.8,30.10 Кодекса РФ об административных правонарушениях, суд

РЕШИЛ:

Постановление № 65-05-11/5 от 03.06.2010 г. руководителя Территориального управления Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Томской области в отношении начальника финансово-экономического отдела Управления внутренних дел по Томской области Прибыткиной С.В. отменить.

Дело в отношении Прибыткиной С.В. направить на новое рассмотрение в Территориальное управление Федеральной службы финансово-бюджетного надзора в Томской области.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти суток со дня получения копии решения.

Разрешить публикацию:

Судья:

Решение вступило в законную силу 16.07.2010 г.