№
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
город Томск 23 августа 2010 года
Судья Советского районного суда г. Томска Кандаурова С.В., рассмотрев жалобу заместителя прокурора Томской области на постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля государственных закупок и земельных отношений Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № о прекращении производства по делу об административном правонарушении, решение и.о. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ об оставлении постановления без изменения,
у с т а н о в и л :
Заместителем прокурора Томской области ДД.ММ.ГГГГ вынесено постановление о возбуждении в отношении должностного лица - руководителя Областного государственного специализированного учреждения «Фонд государственного имущества Томской области» Асаева О.Н. дела об административном правонарушении, предусмотренном ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ - неразмещение должностным лицом государственного заказчика заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд у субъектов малого предпринимательства в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд.
ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя - начальником отдела контроля государственных закупок и земельных отношений Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области вынесено постановление о прекращении производства по делу № об административном правонарушении, возбужденном по постановлению заместителя прокурора Томской области, в связи с отсутствием события административного правонарушения.
ДД.ММ.ГГГГ решением и.о. руководителя УФАС ТО протест заместителя прокурора Томской области от ДД.ММ.ГГГГ оставлен без удовлетворения, постановление - без изменения.
Заместитель прокурора Томской области, не согласившись с указанным решением, обратился в суд с представлением, в котором указывает, что при рассмотрении дела об административном правонарушении заместитель руководителя УФАС ТО неверно применил ст.ст. 10, 15 и 55 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», что повлекло незаконное прекращение производства по делу об административном правонарушении по п. 1 ч. 2 ст. 30.10 КоАП РФ при его рассмотрении дело в полном объеме не проверялось, оценка доводам, изложенным в протесте, фактически не дана, также не дана оценка законности и обоснованности вынесенного постановления по делу об административном правонарушении.
Просит постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля государственных закупок и земельных отношений Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № и решение и.о. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ отменить.
В судебном заседании помощник прокурора КА доводы представления поддержала, дополнительно пояснив, что ссылка УФАС ТО на ч.3 ст. 10 и ст.55 Федерального закона № 94-ФЗ является не состоятельной, поскольку норма ст. 15 является специальной по отношению к ст. 10 и ст. 55 Федерального закона № 94-ФЗ и направлена на защиту субъектов малого предпринимательства, в том числе путем обязывания государственных заказчиков проводить соответствующие процедуры (торги, запрос котировок. При вынесении решения по протесту прокурора на постановление по делу об административном правонарушении были нарушены нормы процессуального права, дело в полном объеме не проверялось, не дана оценка законности и обоснованности вынесенного решения.
Представители Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области У, З в судебном заседании пояснили, что утверждение прокурора о том, что норма ст. 15 Федерального закона № 94-ФЗ является специальной к ст. 10 и ст. 55 Федерального закона № 94-ФЗ входит в противоречие с нормами ч. 3 ст. 10 и п. 14 ч. 2 ст. 55 Федерального закона, дающими право заказчику размещать заказ иным способом, не торгами и запросами котировок среди субъектов малого предпринимательства, а у единственного поставщика, в том случае, если сумма заказов на поставки одноименных поставок, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг в течение квартала не превышает установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными между юридическими лицами по одной сделке (100000 рублей). Заказчики вправе осуществлять размещение заказов на одноименные товары, работы, услуги на сумму не более 100000 рублей в течение одного квартала. Учитывая, что в 2009 году Фондом не проводились закупки товаров, работ, услуг путем проведения торгов или запроса котировок, то обязанность в проведении размещения заказов у субъектов малого предпринимательства у Фонда в 2009 году отсутствовала. Норм процессуального права при вынесении решения допущено не было, требования об отмене постановления в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ не законны. Довод о том, что при вынесении решения по протесту прокурора на постановление по делу об административном правонарушении руководителем Томского УФАС России нарушены нормы процессуального права не обоснован, основания для отмены постановления отсутствуют.
Суд, выслушав помощника прокурора, представителей Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области, Руководителя ОГСУ «Фонд государственного имущества Томской области» Асаева О.Н., изучив материалы дела, находит представление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с ч. 1 ст. 15 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № ФЗ-94 «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон 94-ФЗ) государственные заказчики, обязаны осуществлять размещение заказов у субъектов малого предпринимательства в размере не менее чем десять и не более чем двадцать процентов общего годового объема поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг в соответствии с перечнем товаров, работ, услуг, установленным Правительством Российской Федерации, путем проведения торгов, запроса котировок, в которых участниками размещения заказа являются такие субъекты.
Указанный перечень установлен постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О перечне товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, размещение заказов на которые осуществляется у субъектов малого предпринимательства» (далее - Перечень).
Постановлением заместителя прокурора Томской области КИ установлено, что по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ общий годовой объем поставок товаров, работ и услуг государственного заказчика - областного государственного специализированного учреждения «Фонд государственного имущества Томской области» (далее - Фонд) согласно Перечню составил 562816,51 рублей, при этом заказы для субъектов малого предпринимательства посредством торгов или запроса котировок не размещались.
В соответствии со ст. 62 Закона 94-ФЗ лица, виновные в нарушении законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную, уголовную ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Ч. 11 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за данное правонарушение - неразмещение должностным лицом государственного заказчика заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд у субъектов малого предпринимательства в размере, предусмотренном законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.
Юридически значимым обстоятельством для возникновения у государственного заказчика обязанности, предусмотренной ст. 15 Федерального закона № 94-ФЗ, является приобретение товаров, работ, услуг, включенных в перечень, утвержденный постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №.
Общий годовой объем поставок товаров, работ и услуг согласно перечню ОГСУ «Фонд государственного имущества Томской области» на ДД.ММ.ГГГГ составил 562 816,51 рублей, что подтверждено реестрами закупок, осуществленных без заключения государственных контрактов.
Следовательно, у государственного заказчика возникла обязанность осуществить размещение заказов у субъектов малого предпринимательства путем торгов или запроса котировок в размере от 56 281,65 рублей до 112 563, 3 рублей.
Поскольку данное размещение не осуществлялось, событие правонарушения, предусмотренного ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ, имело место.
Ссылка заместителя руководителя УФАС ТО на ч. 3 ст. 10 и п. 14 ч. 2 ст. 55 Федерального закона № 94-ФЗ является несостоятельной. Несмотря на то, что закон дает право государственному заказчику самостоятельно определять способ размещения заказа, а также возможность заключить договор с единственным поставщиком, если сумма заказов на поставки одноименных товаров, выполнение одноименных работ, оказание одноименных услуг в течение квартала не превышает установленного Центральным банком Российской Федерации предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке, норма ст. 15 является специальной по отношению к ст. ст. 10 и 55 Федерального закона № 94-ФЗ и направлена на защиту субъектов малого предпринимательства, в том числе путем обязывания государственных заказчиков проводить соответствующие процедуры (торги, запрос котировок).
Согласно п.п. 1.6, 3.2 Устава областного государственного специализированного учреждения «Фонд государственного имущества Томской области», утвержденного распоряжением Департамента по управлению государственной собственностью Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № (далее - Устав), областное государственное специализированное учреждение «Фонд государственного имущества Томской области» является юридическим лицом, финансируемым из средств, выделяемых целевым назначением из областного бюджета, то есть является государственным заказчиком в соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона 94-ФЗ.
Согласно п. 5.1 Устава, учреждение возглавляет Председатель, который назначается и освобождается от должности на основании распоряжения Администрации Томской области, утверждается Государственной Думой Томской области по представлению Губернатора Томской области. В соответствии с п. 5.3, 5.6 Устава, Председатель Учреждения действует от имени Учреждения без доверенности и несет дисциплинарную, гражданско-правовую, административную либо уголовную ответственность в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации.
В соответствии с постановлением Государственной Думы Томской области от ДД.ММ.ГГГГ № Асаев О.М. утвержден в должности председателя областного государственного специализированного учреждения «Фонд государственного имущества Томской области».
Распоряжением Администрации Томской области «О назначении на должность председателя ОГСУ «Фонд государственного имущества Томской области» от ДД.ММ.ГГГГ №-ра Асаев О.Н. назначен на должность председателя областного государственного специализированного учреждения «Фонд государственного имущества Томской области».
На основании того, что часть 1 статьи 15 Закона 94-ФЗ нарушена действиями заказчика, а должностным лицом отвечающим за действия государственного заказчика - ОГСУ «Фонд государственного имущества Томской области» является его председатель - Асаев О.Н., то Асаев О.Н. является должностным лицом, подлежащим административной ответственности за нарушение части 11 статьи 7.30 КоАП РФ.
Согласно п. 4 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о возвращении дела на новое рассмотрение судье, в орган, должностному лицу, правомочным рассмотреть дело, в случаях существенного нарушения процессуальных требований, предусмотренных настоящим Кодексом, если это не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.
Суд усматривает, что УФАС ТО неверно применены ст.ст. 10, 15 и 55 Федерального закона № 94-ФЗ, что повлекло незаконное прекращение производства по делу об административном правонарушении по п. 1 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ и, как следствие, существенное нарушение норм процессуального права.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
р е ш и л :
Постановление заместителя руководителя – начальника отдела контроля государственных закупок и земельных отношений Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ по делу № и решение и.о. руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области от ДД.ММ.ГГГГ – отменить.
Дело об административном правонарушении в отношении председателя областного государственного специализированного учреждения «Фонд государственного имущества Томской области» Асаева О.Н. по ч. 11 ст. 7.30 КоАП РФ направить на новое рассмотрение в Управление Федеральной антимонопольной службы по Томской области.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти суток со дня получения копии решения.
<данные изъяты>
<данные изъяты>
Судья: С.В. Кандаурова
<данные изъяты>
<данные изъяты>