РЕШЕНИЕ по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении г.Томск 01 декабря 2011 года Судья Советского районного суда г. Томска Ситников К.Ю., рассмотрев жалобу Десятниченко К.С. в интересах заведующей МДОУ № Валиулиной Е.А. на постановление № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установил: Постановлением государственного инспектора <адрес> по пожарному надзору Басова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ заведующая МДОУ детского сада № <адрес> Валиулиной Е.А. была привлечена к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях и ей назначено административное наказание в виде штрафа в размере 15 000 рублей. Десячтниченко К.С., действующий на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ в интересах Валиулиной Е.А. обратился в суд с жалобой на указанное постановление, просит постановление отменить в связи с отсутствием состава административного правонарушения, производство по делу прекратить. В обоснование жалобы указано, что работы по демонтажу и замене горючей отделки стен и пола на путях эвакуации были предусмотрены Городской долгосрочной целевой программой «Обеспечение безопасности на объектах социальной сферы муниципального образования «Город Томск» на 2010-2012 годы» постановлением Администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно п. 18 этой Программы МДОУ только в июне 2011 года были выделены -------- данные денежные средства предназначались для оплаты работ по установке противодымных и противопожарных дверей. В целях реализации Программы учреждением были заключены договор подряда от ДД.ММ.ГГГГ № на сумму --------. и муниципальный контракт от ДД.ММ.ГГГГ №/А на сумму -------- руб. В октябре 2011 г. были проведены демонтаж и замена горючей отделки стен и пола на путях эвакуации, установка противодымных дверей (на втором этаже); демонтаж и замена горючей отделки стен и пола на путях эвакуации (в вестибюлях первого этажа и лестничных площадок), установка противопожарных дверей с уровнем огнестойкости не менее 0,6 часа (на первом этаже в гладильной и прачечной). Вторые эвакуационные выходы из помещений детских групп, расположенных на 1-м и 2-м этажах, не предусмотрены в проекте здания МДОУ №, установка таких выходов относится к работам по капитальному ремонту. МДОУ № не имеет полномочий по решению вопросов капитального ремонта зданий, являющихся собственностью муниципального образования «Город Томск», в смете МДОУ предусматриваются только средства на текущий ремонт. Согласно п. 1.1. ст. 40 Устава Города Томска от имени муниципального образования "Город Томск" полномочия собственника имущества муниципального образования "Город Томск» осуществляет Администрация Города Томска. Обязанность обеспечения содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений в соответствии с подп.4. ч.1 ст. 31 Закона РФ «Об образовании» от ДД.ММ.ГГГГ № относится к полномочиям органов местного самоуправления, в связи с чем, даже имея время для исправления нарушений правил пожарной безопасности, Валиулина Е.А., не имела бы возможности самостоятельно устранить его. В судебном заседании представитель Валиулиной Е.А.. – Десятниченко К.С. жалобу поддержал по изложенным доводам, пояснил, что факт нарушений, указанных протоколе об административном правонарушении не отрицается, однако ремонтные работы были выполнены в объеме выделенных на это из бюджета денежных средтв, иных источников финансирования у МДОУ № не имеется. Изучив материалы дела, нахожу постановление о привлечении Валиулиной Е.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного ч. 4 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях обоснованным по следующим основаниям. В соответствии с ч.4 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от пятнадцати тысяч до двадцати тысяч рублей. Согласно материалам дела, ДД.ММ.ГГГГ государственным инспектором Томской области по пожарному надзору Басовым А.В. по результатам проверки в МДОУ детский <адрес> в отношении заведующей МДОУ детский са<адрес>. Валиулиной Е.А. составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном ст. 20.4 ч.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В ходе проведения проверки установлено, что в МДОУ детском саду № декоративно-отделочные, облицовочные материалы и покрытия пола в общих коридорах и некоторых лестничных клетках, фойе не соответствуют требованиям (обои, линолеум, масляная краска); декоративно-отделочные, облицовочные материалы и покрытия пола в группах, приемных групп и тамбурах не соответствуют требованиям (обои, линолеум, масляная краска); отсутствуют вторые эвакуационные выходы из помещений детских групп, расположенных на 1-м и 2-м этажам. Инспектор Басов А.В. в судебном заседании факт нарушений, указанных в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ подтвердил, пояснил, что в здании частично проводился ремонт, однако на лестничных маршах он завершен не был, в группах, приемных и тамбурах ремонт не велся, сертификаты на напольное и настенное покрытие предоставлены не были. Факт совершения административного правонарушения судья считает установленным, который подтверждается совокупностью исследованных доказательств. Согласно п.1 Правил пожарной безопасности в РФ (утвержденных Приказом МЧС РФ от 18.06.2003 N 313 "Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)" (вместе с "ППБ 01-03..."), правила пожарной безопасности в Российской Федерации устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. (п.3 Правил пожарной безопасности) Пункт 3 приказа МЧС РФ от 18.06.2003 г. № 313 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в Российской Федерации (ППБ 01-03)» предусматривает, что наряду с настоящими Правилами, следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке. Статья 13 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" предусматривает классификацию строительных, текстильных и кожевенных материалов по пожарной опасности. В соответствии с ч.1 ст. 134 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", строительные материалы применяются в зданиях, сооружениях и строениях в зависимости от их функционального назначения и пожарной опасности. Область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации в зданиях различных функционального назначения, этажности и вместимости приведена в таблицах 28 и 29 приложения к настоящему Федеральному закону. В помещениях зданий детских дошкольных образовательных учреждений подкласса Ф1.1 не допускается применять декоративно-отделочные материалы и покрытия полов с более высокой пожарной опасностью, чем класс КМ2. (п.7 ст. 134 ФЗ от 22.07.2008г.) Согласно п. 6.25* Строительных норм и правил (СНиП 21-01-97*), в зданиях всех степеней огнестойкости и классов конструктивной пожарной опасности, кроме зданий V степени огнестойкости и зданий класса С3, на путях эвакуации не допускается применять материалы с более высокой пожарной опасностью, чем: Г1, В1, Д2, Т2 — для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах; Г2, В2, Д3, Т3 или Г2, В3, Д2, Т2 — для отделки стен, потолков и заполнения подвесных потолков в общих коридорах, холлах и фойе; Г2, РП2, Д2, Т2 — для покрытий пола в вестибюлях, лестничных клетках, лифтовых холлах; В2, РП2, Д3, Т2 — для покрытий пола в общих коридорах, холлах и фойе. В помещениях класса Ф5 категорий А, Б и В1, в которых производятся, применяются или хранятся легковоспламеняющиеся жидкости, полы следует выполнять из негорючих материалов или материалов группы горючести Г1. Каркасы подвесных потолков в помещениях и на путях эвакуации следует выполнять из негорючих материалов. В нарушение п. 6.25 *СНиП 21-01-97, ст.ст. 13, 134, табл. 3 и 29 ФЗ от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в МДОУ детский са<адрес> декоративно-отделочные, облицовочные материалы и покрытия пола в общих коридорах, некоторых лестничных клетках, фойе, покрытия пола в группах, приемных групп не соответствуют требованиям (обои, линолеум, масляная краска). В нарушение п. 6.12 СНиП 21-01-97, предусматривающих обязательное наличие не менее двух эвакуационных выходов в помещении класса Ф1.1, предназначенных для одновременного пребывания более 10 чел., помещениях класса Ф5 категорий А и Б с численностью работающих в наиболее многочисленной смене более 5 чел., категории В — более 25 чел., в МДОУ № отсутствует вторые эвакуационные выходы из помещений детских групп, расположенных на 1-м и 2-м этажам. Ссылки Десячтниченко К.С. на то, что в октябре 2011 г. были проведены демонтаж и замена горючей отделки стен и пола на путях эвакуации, установка противодымных дверей (на втором этаже), демонтаж и замена горючей отделки стен и пола на путях эвакуации (в вестибюлях первого этажа и лестничных площадок), установка противопожарных дверей с уровнем огнестойкости не менее 0,6 часа (на первом этаже в гладильной и прачечной) не состоятельны, поскольку данные нарушения не вменяются Валиулиной Е.А. Доводы Десячтниченко К.С. о том, что вторые эвакуационные выходы из помещений детских групп, расположенных на 1-м и 2-м этажах, не предусмотрены в проекте здания МДОУ №, установка таких выходов относится к работам по капитальному ремонту, также не могут быть приняты судом, поскольку их отсутствие является нарушением законодательства в области пожарной безопасности, несоблюдение требований пожарной безопасности и строительных норм и правил, а также неустранение данных нарушений, может создать угрозу жизни и здоровью лиц, находящихся в помещении детского сада. Заведующая МДОУ детский са<адрес> Валиулина Е.А., действующая на основании приказа от ДД.ММ.ГГГГ №-к, является должностным лицом. Согласно ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № –ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» собственник объекта или лицо, уполномоченное владеть, пользоваться или распоряжаться зданиями, сооружениями и строениями, должны принять меры по проведению системы обеспечения пожарной безопасности объекта защиты в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона. Должностное лицо Валиулина Е.А. обязано обеспечить безопасную эксплуатацию помещения детского сада №, принимать меры по соблюдению требований пожарной безопасности и устранению допущенных нарушений. В соответствии со ст. 38 ФЗ от 21.12.1994 N 69-ФЗ (ред. от 19.07.2011) «О пожарной безопасности», ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут собственники имущества; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций. Данные лица за нарушение требований пожарной безопасности, а также за иные правонарушения в области пожарной безопасности могут быть привлечены к административной ответственности в соответствии с действующим законодательством. Таким образом, деяние, совершенное заведующей МДОУ детский са<адрес> Валиулиной Е.А., выразившееся в нарушении требований пожарной безопасности образует объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. В соответствии с ч.2 ст. 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, при назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность. При назначении наказания Валиулиной Е.А. за совершение им административного правонарушения, государственным инспектором Томской области по пожарному надзору было учтено раскаяние Валиулиной Е.А., характер совершенно правонарушения, ее имущественное положение и назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией ч.4 ст. 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья РЕШИЛ: Постановление государственного инспектора Томской области по пожарному надзору Басова А.В. от ДД.ММ.ГГГГ об административном правонарушении, предусмотренном ч.4 ст. 20.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях в отношении заведующей муниципального дошкольного образовательного учреждения детский са<адрес> – оставить без изменения, а жалобу без удовлетворения. Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти суток со дня получения копии. Судья: подпись Копия верна: Судья: К.Ю. Ситников Решение вступило в законную силу « »__________ г. Публикацию разрешаю