постановление от 04.04.2012 № 03-09/112-12 заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.29 КоАП РФ отменить, производство - прекратить



№ 12-140/12

Р Е Ш Е Н И Е

г. Томск 14 мая 2012 года

Судья Советского районного суда г. Томска Харжевский А.В.,

с участием защитника Хрячкова П.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу защитника Автомонова СБ на постановление по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.7.29 КоАП РФ,

УСТАНОВИЛ:

Постановлением от 04.04.2012 №03-09/112-12 заместителя руководителя – начальника отдела контроля государственных закупок и земельных отношений Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области глава А Автомонов С.Б. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.7.29 КоАП РФ и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 50000 рублей.

Согласно постановлению он признан виновным в том, что являясь должностным лицом муниципального заказчика в нарушение ч.1 и 2 ст. 10 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее Закон о размещении заказов), принял решение о размещении муниципального заказа (заключение муниципального контракта №336 от 24.10.2011 с ООО «П» на проведение аварийно-восстановительных работ путем капитального ремонта жилого дома, пострадавшего в результате пожара, расположенного по адресу: <адрес> на общую сумму 1921895 рублей 49 копеек) иным способом, в случае, когда размещение такого заказа в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд должно осуществляться путем проведения торгов в форме аукциона.

Не согласившись с указанным постановлением, защитник Автомонова С.Б. подал жалобу, указав, что считает его незаконным по следующим основаниям. ДД.ММ.ГГГГ в жилом доме на <адрес> произошел пожар. ДД.ММ.ГГГГ А в рамках ликвидации последствий чрезвычайной ситуации заключен муниципальный контракт на проведение аварийно-восстановительных работ путем проведения капитального ремонта данного жилого дома, пострадавшего в результате пожара, по итогам проведения запроса котировок в порядке, установленном ст. 53 Закона о размещении заказов. В период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ структурными подразделениями администрации <адрес> определялась денежная сумма, необходимая для ликвидации последствий пожара, поэтому запрос котировок был сделан после ДД.ММ.ГГГГ, и последствия пожара на указанную дату не были устранены. Законодательством РФ не установлены сроки ликвидации последствий чрезвычайной ситуации. Применение иной процедуры размещения заказа (аукциона в электронной форме), потребовало больше временных затрат (подготовка аукционной документации, согласование с профильными учреждениями, размещение на сайте, проведение торгов, подписание протокола, минимальный 10-дневный срок после подписания протокола до заключения муниципального контракта, возможность признания аукциона несостоявшимся и соответственно повторения процедуры), что при изложенных обстоятельствах не допустимо.

Также считает, что проводился именно аварийно – восстановительный ремонт, а не капитальный. Просит постановление отменить и прекратить производство по делу в связи с отсутствием события и состава правонарушения.

Автомонов С.Б. и прокурор, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения жалобы, в судебное заседание не явились.

В судебном заседании защитник Хрячков П.П. жалобу поддержал по указанным в ней основаниям, дополнив, что жители пострадавшего от пожара дома расселены не были. Сам дом нуждался в восстановлении. В бюджете А средства на это не запланированы, а потому они были выделены Администрацией г. Томска. До принятия решения о предоставлении денежных средств А не имела права объявлять конкурс, проводить аукцион. Денежные средства были предоставлены именно на аварийно-восстановительные работы и прошли по Коду по ОКДП 7523060 Общероссийского классификатора видов экономической деятельности продукции и услуг ОК 004-93. В этом случае проведение аукциона не требуется. В какой срок после возникновения чрезвычайной ситуации проводится запрос котировок законодательно не урегулирован.

Суд, выслушав защитника, изучив материалы дела, находит жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно ч.3 ст. 30.6 КоАП РФ судья, вышестоящее должностное лицо не связаны доводами жалобы и проверяют дело в полном объеме.

Из материалов дела следует, что в ходе проверки соблюдения должностными лицами А требований законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд, проведенной прокуратурой Советского района г. Томска, было установлено, что ДД.ММ.ГГГГ уполномоченным должностным лицом Автомоновым С.Б. был заключен муниципальный контракт на проведение аварийно-восстановительных работ путем капитального ремонта жилого дома, пострадавшего в результате пожара, расположенного по адресу: <адрес>.

Контракт заключен по итогам запроса котировок в соответствии со ст.53 Закона о размещении заказов.

Согласно ч. 1 ст. 4 данного Закона, государственными заказчиками могут выступать соответственно государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, а также бюджетные учреждения, иные получатели средств федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг за счет бюджетных средств и внебюджетных источников финансирования.

Как предусмотрено ч.ч. 1, 2 и 3 ст. 10, п. 6 ч. 2 ст. 55 Закона о размещении заказов, размещение заказа может осуществляться:

- путем проведения торгов в форме конкурса, аукциона, в том числе аукциона в электронной форме;

- без проведения торгов (запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах).

Во всех случаях размещение заказа осуществляется путем проведения торгов, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно ст. 48 вышеназванного Закона, в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера заказчик, уполномоченный орган проводят предварительный отбор участников размещения заказа, квалификация которых соответствует предъявляемым требованиям и которые могут в возможно короткий срок без предварительной оплаты и (или) с отсрочкой платежа осуществить поставки необходимых товаров, выполнение работ, оказание услуг (далее также - предварительный отбор). По результатам предварительного отбора составляется перечень поставщиков, включающий в себя участников размещения заказа, прошедших предварительный отбор, в целях размещения у них заказа на поставку указанных товаров, выполнение работ либо оказание услуг для нужд заказчиков путем запроса котировок.

В письме Министерства экономического развития Российской Федерации от 12 августа 2009 года N Д05-4029 "О некоторых вопросах, связанных с применением Федерального закона от 21 июля 2005 года N 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» разъяснено, что к непреодолимой силе относятся такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития отношений невозможен из-за их чрезвычайности и непредотвратимости при данных условиях. Они характеризуются непредсказуемостью или неопределенностью во времени наступления и неоднозначностью последствий, могут вызвать человеческие жертвы и нанести материальный ущерб.

Таким образом данный перечень событий закрытым не является.

О возникновении чрезвычайной ситуации и необходимости проведения аварийно – восстановительных работ, связанных с ликвидацией последствий возникновения чрезвычайной ситуации локального характера свидетельствуют следующие документы:

- постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по факту возгорания жилого <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которому пожар произошел ДД.ММ.ГГГГ;

- акт обследования объекта, поврежденного (разрушенного) в результате пожара по адресу: <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, в котором отражено, что дом нуждается в аварийно-восстановительном ремонте;

- Решение комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности Администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ и распоряжение администрации г. Томска от ДД.ММ.ГГГГ № р1026 о выделении средств из фонда предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций администрации г. Томска в размере 2135439,44 руб. А в целях ликвидации последствий чрезвычайной ситуации локального характера на проведение аварийно-восстановительного ремонта жилого дома на <адрес>.

Перечень товаров, работ, услуг, необходимых для оказания ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера, установлен распоряжением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 261.

В указанный перечень входят: аварийно-спасательные и аварийно-восстановительные работы в зоне чрезвычайной ситуации (зоне бедствия); работы по очистке территорий, зданий и сооружений от загрязнений, связанные с первоочередным жизнеобеспечением населения в зоне чрезвычайной ситуации (зоне бедствия); работы по развертыванию и сооружению временного жилья, а также временных объектов жилищно-коммунального и социально-бытового назначения.

Вместе с тем, положения Закона о размещении заказов не предусматривают конкретного периода времени для запроса котировок с момента возникновения чрезвычайной ситуации, а последствия опасных факторов после пожара по истечении 3-х месяцев не изменились, поскольку потребность граждан, проживавших в пострадавшем от пожара доме, в безопасных условиях проживания обеспечена иным путем быть не могла. Не устранение последствий чрезвычайной ситуации приводит не только к нарушению прав граждан на безопасные условия проживания, но представляет опасность для их жизни и здоровья.

Процедура запроса котировок и определения победителя проведена в соответствии с законом, что ни кем не оспаривается.

Размещение заказа на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, в том числе автомобильных дорог, временных построек, киосков, навесов и других подобных построек, для государственных или муниципальных нужд осуществляется путем проведения открытого аукциона в электронной форме (ч. 4.1 ст. 10 Закона).

В материалах дела отсутствуют сведения о том, что имеются обстоятельства, при наличии которых размещение заказа путем проведения торгов в форме аукциона было целесообразным. Аварийно – восстановительные работы, направленные на ликвидацию последствий пожара нельзя отнести по смыслу Закона о размещении заказов к капитальному ремонту объектов капитального строительства.

Таким образом, заключение указанного муниципального контракта отвечает требованиям, установленным Законом о размещении заказов.

В соответствии со ст. 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность.

Следовательно, в действиях Автомонова С.Б. состав правонарушения, предусмотренный ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ, отсутствует, а потому производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении может быть вынесено решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 настоящего Кодекса.

Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья

РЕШИЛ:

Постановление от 04.04.2012 №03-09/112-12 заместителя руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Томской области в отношении главы А Автомонова СБ по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ отменить, а производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.

Решение может быть обжаловано в Томский областной суд в течение десяти суток со дня получения копии решения.

Судья: подпись.

Копия верна:

Публикация разрешена.

Постановление вступило в законную силу 19 июля 2012 года. Судья: А.В. Харжевский.