Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
4 февраля 2011г. г.Томск
Судья Советского районного суда г. Томска С.А. Зуев, рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Томске жалобу директора ООО «<данные изъяты>» Богдановой Г.И. на постановление Межрегионального управления Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу №П от 11.10.2010 г. о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 6 ст. 15.27 КоАП РФ,
установил:
Постановлением Межрегионального управления Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу №П от 11.10.2010 г. директор ООО «<данные изъяты>» Богданова Г.И. подвергнута административному наказанию в виде штрафа в размере 50000 рублей, за совершение административного правонарушения предусмотренного ч. 6 ст. 15.27 КоАП РФ.
Директор ООО «<данные изъяты>» Богданова Г.И. обратилась с жалобой, в которой просит отменить постановление административного органа, производство по делу прекратить, пояснив в обоснование, что организация и проведение лотереи подразумевает проведение целого комплекса мероприятий, а не только распространение лотерейных билетов и выплату выигрышей участникам лотереи. В то же время ООО «<данные изъяты>» призовой фонд не формирует и розыгрыш призового фонда не производит. Кроме того, в материалах административного дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие о том, что ООО «<данные изъяты>» организовывал и проводил лотереи, соответственно ООО «<данные изъяты>» не обязано в силу действующего законодательства РФ вставать на учет в Росфинмониторинге по СФО, разрабатывать, вести и согласовывать с Росфинмониторингом по СФО правила внутреннего контроля. К тому же, при проведении МРУ Росифинмониторинг по СФО проверки в ООО «<данные изъяты>» со стороны административного органа были допущены грубые нарушения требований, установленных Федеральным законом № 294-ФЗ от 26.12.2008 г., также нарушены положения ст. 4.5 КоАП РФ в части соблюдения срока давности привлечения к административной ответственности.
В судебном заседании директор ООО «<данные изъяты>» Богданова Г.И. и ее защитник Грюнберг М.В. жалобу поддержали по доводам, в ней изложенным, дополнив, что аналогичное постановление административного органа в отношении юридического лица отменено Арбитражным судом Томской области как незаконное.
Изучив материалы дела, нахожу жалобу подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 15.27 КоАП РФ административным правонарушением признается неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля.
Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ, составляют действия (бездействие) виновных лиц по неисполнению законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, в том числе путем не организации внутреннего контроля.
В действиях (бездействии) директора ООО «<данные изъяты>» Богдановой Г.И. признаки указанного правонарушения отсутствуют, доказательств этому административным органом в обжалуемом постановлении не приведены.
Так, в соответствии с п.2 ст.7 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
Правила внутреннего контроля организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, должны включать порядок документального фиксирования необходимой информации, порядок обеспечения конфиденциальности информации, квалификационные требования к подготовке и обучению кадров, а также критерии выявления и признаки необычных сделок с учетом особенностей деятельности этой организации.
Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с правилами внутреннего контроля, обязаны документально фиксировать информацию, полученную в результате применения указанных правил и реализации программ осуществления внутреннего контроля, и сохранять ее конфиденциальный характер.
Согласно ст. 5 Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ в целях настоящего Федерального закона к организациям, осуществляющим операции с денежными средствами или иным имуществом, относятся, в том числе, организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме.
В соответствии с п.п.1, 7, 8, 10 ст.2 Федерального закона от 11.11.2003 г. № 138-ФЗ «О лотереях» лотерея - игра, которая проводится в соответствии с договором и в которой одна сторона (организатор лотереи) проводит розыгрыш призового фонда лотереи, а вторая сторона (участник лотереи) получает право на выигрыш, если она будет признана выигравшей в соответствии с условиями лотереи. Договор между организатором лотереи и участником лотереи заключается на добровольной основе и оформляется выдачей лотерейного билета, квитанции, другого документа или иным предусмотренным условиями лотереи способом; организация лотереи - осуществление мероприятий, связанных с получением права на проведение лотереи; проведение лотереи - осуществление мероприятий, включающих в себя заключение договоров (контрактов) с оператором лотереи, изготовителем лотерейных билетов, изготовителем лотерейного оборудования, программных продуктов и (или) иных необходимых для проведения лотереи договоров (контрактов), распространение лотерейных билетов и заключение договоров с участниками лотереи, розыгрыш призового фонда лотереи, экспертизу выигрышных лотерейных билетов, выплату, передачу или предоставление выигрышей участникам лотереи; распространитель лотерейных билетов - лицо, осуществляющее распространение лотерейных билетов среди участников лотереи, прием лотерейных ставок, выплату, передачу или предоставление выигрышей на основании заключенного с организатором лотереи или оператором лотереи договора.
Из системного анализа данных норм следует, что проведение лотереи – это комплексное осуществление тех действий, перечень которых содержится в п.8 ст. 2 Федерального закона от 11.11.2003 г. № 138-ФЗ «О лотереях». При этом, законодатель разграничил субъектов правоотношений, регулируемым данным законом, на организаторов лотереи, операторов лотереи и распространителей лотерейных билетов, наделив каждого собственной компетенцией, определенным объемом прав и обязанностей по отношению друг к другу и участникам лотереи. Следовательно, распространение лотерейных билетов и выплата выигрышей по ним не равнозначны понятию «проведение лотереи».
Мотивируя привлечение директора ООО «<данные изъяты>» Богдановой Г.И. к административной ответственности, административный орган сослался на обстоятельства, связанные с заключением 14.01.2008 г. между ОАО «<данные изъяты>» (Организатор лотереи) и ООО «<данные изъяты>» (Распространитель) Договора №/р на оказание услуг на реализацию лотерейных билетов, согласно которому Распространитель обязуется оказать Организатору лично, а также с привлечением третьих лиц услуги, связанные с реализацией лотерейных билетов, проводимой Организатором лотереи, а Организатор обязуется обеспечить своевременную передачу Распространителю лотерейных билетов для их распространения и оплатить оказанные Организатору услуги (п. 2.1. Договора).
Настоящий Договор согласно п. 6.5 заключен на срок до 31.12.2008г., при этом, доказательства пролонгации указанного соглашения в материалах дела отсутствуют.
В соответствии с пунктом 10 статьи 2 Федерального закона № 138-ФЗ распространитель лотерейных билетов - лицо, осуществляющее распространение лотерейных билетов среди участников лотереи, прием лотерейных ставок, выплату, передачу или предоставление выигрышей на основании заключенного с организатором лотереи или оператором лотереи договора.
Анализ положений Договора от 14.08.2008г. позволяет сделать вывод о том, что в указанном соглашении содержатся элементы договора возмездного оказания услуг. Материалы дела свидетельствуют о том, что ООО «<данные изъяты>» является распространителем лотерейных билетов, при этом, не имеет договорных отношений с организатором лотереи, предметом которых являлось бы проведение лотереи от имени и по поручению организатора.
Кроме этого, согласно письму ИФНС России по г.Томску от 15.11.2010г. №, ООО «<данные изъяты>» в налоговый орган за разрешением на проведение и организацию лотерей не обращалось.
С учетом изложенного суд делает вывод о том, что ООО «<данные изъяты>» не относится к организациям, проводящим лотереи, на которых распространяются требования Федерального закона от 07.08.2001 г. № 115-ФЗ.
Следовательно, отсутствуют основания для привлечения директора ООО «<данные изъяты>» Богдановой Г.И. к административной ответственности по статье 15.27 КоАП РФ.
Кроме того, административным органом на момент вынесения обжалуемого постановления о назначении административного наказания пропущен срок давности привлечения к административной ответственности.
Так, постановлением Правительства РФ от 08.01.2003 г. № 6 «О порядке утверждения правил внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом» установлено, что правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, утверждаются руководителями организаций в течение одного месяца: для создаваемых организаций - со дня их государственной регистрации в установленном порядке, для иных организаций - со дня вступления в силу названного Постановления.
Правила внутреннего контроля в организациях, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, представляются на согласование в соответствующий надзорный орган, а в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности таких организаций - в Федеральную службу по финансовому мониторингу в течение 5 рабочих дней с даты их утверждения.
В соответствии с ч.9 ст.7 Федерального закона 07.08.2001 г. № 115-ФЗ в случае отсутствия надзорных органов в сфере деятельности отдельных организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, такие организации подлежат постановке на учет в уполномоченном органе в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Согласно Положению о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 г. № 28 постановка на учет организации осуществляется в течение 30 дней с даты опубликования Положения, вновь созданной организации - в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации (п. 3 Положения).
Для постановки на учет организация в Федеральную службу по финансовому мониторингу представляет заявление о постановке на учет (в произвольной форме), подписанное руководителем и заверенное печатью организации, а также карту постановки на учет по форме, утвержденной Федеральной службой по финансовому мониторингу (п. 4 Положения).
Федеральная служба по финансовому мониторингу принимает решение о постановке либо отказе в постановке организации на учет в срок, не превышающий 10 дней с даты представления документов (п. 7 Положения).
При этом обязанность по назначению должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля и реализацию программ их осуществления, неразрывно связана с обязанностью по утверждению правил внутреннего контроля, поскольку в соответствии с Приказом Росфинмониторинга от 30.11.2005 г. № 164 «Об утверждении формы Карты постановки на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы» при подаче в управление карты постановки на учет указываются сведения о должностном лице, ответственном за соблюдение правил внутреннего контроля.
Поскольку ООО «<данные изъяты>» зарегистрировано в качестве юридического лица 28.02.2000г., деятельность по реализации лотерейных билетов осуществляет с момента его создания, в случае возникновения у него соответствующей обязанности, оно должно было представить карту постановки на учет в управление, утвердить правила внутреннего контроля не позднее в течение 30 дней с даты опубликования Положения (22.01.2003г. в Российской газете № 11), и направить данные правила на согласование МРУ Росфинмониторинг по СФО.
Таким образом, обязанность по назначению данных лиц ООО «<данные изъяты>» также должно было исполнить (при ее наличии) не позднее 23.02.2003 г.
Вместе с тем, в силу ч.1 ст.4.5 КоАП РФ ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма не может быть вынесено по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения.
В силу п.6 ст.25.5 КоАП РФ начатое производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению, если истек срок давности привлечения к административной ответственности.
Поскольку объективная сторона правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ выражается в невыполнении в установленный срок предусмотренной действующим законодательством обязанности, что свидетельствует об отсутствии оснований для отнесения названного административного правонарушения к категории длящихся правонарушений, срок давности привлечения к административной ответственности в данном случае исчисляется с момента совершения обществом вменяемого ему административного правонарушения.
Между тем, в ходе судебного заседания установлено, что факт совершения вменяемого директору ООО «<данные изъяты>» Богдановой Г.И. нарушения, выразившемся, по мнению административного органа, в неутверждении правил внутреннего контроля и неназначении должностных лиц, ответственных за соблюдение правил внутреннего контроля, в установленный 30-дневный срок (со ссылкой в постановлении на Договор с ОАО «<данные изъяты>» от 14.08.2008г. сроком действия до 31.12.2008г.), был обнаружен административным органом 23.09.2010 (день составления акта проверки лицом, уполномоченным на составление протоколов об административных правонарушениях), следовательно, на момент вынесения постановления о назначении административного наказания от 11.10.2010г. срок давности привлечения к ответственности пропущен.
Руководствуясь ст.ст. 30.7, 30.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях, судья
р е ш и л:
Постановление Межрегионального управления Росфинмониторинга по Сибирскому федеральному округу №П от 11.10.2010 г. о назначении административного наказания за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 15.27 КоАП РФ, вынесенное в отношении директора ООО «<данные изъяты>» Богдановой Г.И. отменить, производство по делу прекратить.
Решение может быть обжаловано в Томский областной суд через Советский районный суд г. Томска в течение десяти суток со дня получения копии решения.
Решение вступило в законную силу 15.02.2011 г.
Публикацию разрешаю 27.04.2011 г.: Судья: С.А.Зуев
<данные изъяты>
<данные изъяты>в