Татарский природоохранный прокурор к ИКМО о реконструкции контейнерной площадки



Пномер изъят

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

14 июля 2010 года город Казань

Советский районный суд города Казани в составе:

председательствующего судьи Пичуговой О. В.

при секретаре судебного заседания Потаповой Ю. Ю.

с участием:

представителя истца - помощника Татарского природоохранного межрайонного прокурора Абрамова П. В., действующего на основании доверенности от 5 мая 2010 года,

представителя ответчика - Исполнительного комитета муниципального образования города Казани (далее - ИКМО города Казани) и третьего лица - Муниципального учреждения «Комитет жилищно-коммунального хозяйства» ИКМО города Казани (далее - МУ «КЖКХ» ИКМО города Казани) - Сафина Р. Н., действующего на основании доверенностей № 98 от 15 января 2010 года и № 25 от 28 августа 2009 года соответственно,

рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении зала № 113 Советского районного суда города Казани гражданское дело по иску Татарского природоохранного межрайонного прокурора к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о реконструкции контейнерной площадки, расположенной в охранной зоне газорегуляторного пункта,

УСТАНОВИЛ:

Первоначально Татарский природоохранный межрайонный прокурор (далее - прокурор, истец) обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани (далее - ответчик) о выносе контейнерной площадки из охранной зоны газорегуляторного пункта.

В обоснование своих требований истец указал, что в ходе проведенной прокуратурой проверки соблюдения экологической и промышленной безопасности при использовании земельного участка под контейнерной площадкой, расположенной по адресу: адрес изъят - было установлено, что указанная площадка возведена в охранной зоне газорегуляторного пункта дата изъята, имеется акт выбора земельного участка под строительство площадки. Поскольку размещение любых объектов капитального и некапитального строительства непосредственно в охранной зоне газопровода запрещается, прокурор обратился в суд с иском к ответчику.

В судебном заседании 23 июня 2010 года прокурор уточнил свои требования и просил обязать ответчика произвести реконструкцию контейнерной площадки, расположенной около домов адрес изъят, путем демонтажа одной секции, расположенной вблизи стены газорегуляторного пункта.

В судебном заседании 14 июля 2010 года представитель истца уточненные требования поддержал.

Представитель ответчика ИКМО города Казани и третьего лица МУ «КЖКХ» ИКМО города Казани возражал против удовлетворения иска.

Представитель третьего лица ООО «ГАЗПРОМ ТРАНСГАЗ КАЗАНЬ» в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.

Исследовав материалы дела, выслушав представителей прокурора, ответчика и третьего лица, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.

В соответствии со статьей 222 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.

В силу части 1 статьи 11 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) к полномочиям органов местного самоуправления в области земельных отношений относятся резервирование земель, изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков для муниципальных нужд, установление с учетом требований законодательства Российской Федерации правил землепользования и застройки территорий городских и сельских поселений, территорий других муниципальных образований, разработка и реализация местных программ использования и охраны земель, а также иные полномочия на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель.

Статьей 42 ЗК РФ закреплена обязанность по использованию земельного участка в соответствии с его целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.

Согласно пункту 6 статьи 90 ЗК РФ в целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектов трубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для:

1) размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов;

2) размещения объектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта;

3) установления охранных зон с особыми условиями использования земельных участков.

Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения, определяются на основании строительных норм и правил, правил охраны магистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядке нормативных документов. На указанных земельных участках при их хозяйственном использовании не допускается строительство каких бы то ни было зданий, строений, сооружений в пределах установленных минимальных расстояний до объектов системы газоснабжения. Не разрешается препятствовать организации - собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения, ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф.

В соответствии со статьей 50 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»:

1. В собственности муниципальных образований может находиться:

1) указанное в частях 2 - 4 настоящей статьи имущество, предназначенное для решения установленных настоящим Федеральным законом вопросов местного значения…

2. В собственности поселений могут находиться:

15) земельные участки, отнесенные к муниципальной собственности поселения в соответствии с федеральными законами;

Согласно подпункту «е» пункта 3 Правил охраны газораспределительных сетей, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 ноября 2000 года N 878, охранная зона газораспределительной сети - это территория с особыми условиями использования, устанавливаемая вдоль трасс газопроводов и вокруг других объектов газораспределительной сети в целях обеспечения нормальных условий ее эксплуатации и исключения возможности ее повреждения.

Согласно подпунктам «а» и «г» пункта 7 Правил охраны газораспределительных сетей для газораспределительных сетей устанавливаются следующие охранные зоны: вдоль трасс наружных газопроводов - в виде территории, ограниченной условными линиями, проходящими на расстоянии 2 метров с каждой стороны газопровода, а вокруг отдельно стоящих газорегуляторных пунктов - в виде территории, ограниченной замкнутой линией, проведенной на расстоянии 10 метров от границ этих объектов. Для газорегуляторных пунктов, пристроенных к зданиям, охранная зона не регламентируется;

Согласно подпункту «е» пункта 14 Правил охраны газораспределительных сетей на земельные участки, входящие в охранные зоны газораспределительных сетей, в целях предупреждения их повреждения или нарушения условий их нормальной эксплуатации налагаются ограничения (обременения), которыми запрещается лицам, указанным в пункте 2 настоящих Правил:

…огораживать и перегораживать охранные зоны, препятствовать доступу персонала эксплуатационных организаций к газораспределительным сетям, проведению обслуживания и устранению повреждений газораспределительных сетей…

В соответствии с пунктом 46 Правил охраны газораспределительных сетей юридические и физические лица, ведущие хозяйственную деятельность на земельных участках, расположенных в охранной зоне газораспределительной сети, обязаны принимать все зависящие от них меры, способствующие сохранности сети, и не препятствовать доступу технического персонала эксплуатационной организации к газораспределительной сети. В случае прохождения газораспределительной сети по территории запретных зон и специальных объектов персоналу эксплуатационной организации выдаются пропуска (разрешения) для доступа к сети в любое время суток без взимания платы.

В соответствии со статьей 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) суд принимает решение по заявленным истцом требованиям.

Судом установлено, что около дома адрес изъят расположена контейнерная площадка для сбора твердых бытовых отходов, что подтверждается Актом проверки соблюдения природоохранного законодательства, санитарных норм и правил Российской Федерации без номера от дата изъята года.

Согласно письму ЭПУ «Казаньгоргаз» от дата изъята года номер изъят направленному в адрес истца, и приложенной к нему схеме расположения газопровода, указанная площадка находится в охранной зоне газорегуляторного пункта.

Из Акта выбора земельного участка под строительство контейнерной площадки без номера и даты следует, что земельный участок размещен на расстоянии 7 метров от газораспределительного объекта. Также в Акте констатирован факт строительства площадки в 2007 году, из чего суд делает вывод о выборе земельного участка позже строительства самой площадки.

Из ответов на запросы суда ООО «РЕМСЕРВИС» поселка Дербышки, МУ «КЖКХ», пояснений представителя третьего лица МУ «Администрация Советского района» в предшествующих судебных заседаниях следует, что контейнерная площадка не находится на балансе указанных организации и учреждений.

Согласно ответу на запрос истца МУ «Администрация Советского района» земельный участок, на котором расположена площадка, относится к не разграниченным землям государственной собственности, то есть является собственностью муниципального образования города Казани. Поэтому суд приходит к выводу о том, что именно на ответчике ИКМО города Казани лежит обязанность по надлежащему использованию указанного земельного участка с учетом наложенных на него ограничений и обременений, в данном случае - расположения на нем газорегуляторного пункта.

Поскольку нормы, изложенные в Правилах охраны газораспределительных сетей являются императивными, то есть обязательными для всех юридических и физических лиц, являющихся собственниками, владельцами или пользователями земельных участков, расположенных в пределах охранных зон газораспределительных сетей, либо проектирующих объекты жилищно - гражданского и производственного назначения, объекты инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры, либо осуществляющих в границах указанных земельных участков любую хозяйственную деятельность, суд приходит к выводу об обоснованности заявленных истцом требований и необходимости их удовлетворения.

Довод представителя третьего лица МУ «КЖКХ» ИКМО города Казани о том, что в случае уменьшения размера контейнерной площадки будут нарушены требования санитарных норм и правил, не может быть принят судом во внимание, поскольку истцом не заявлено требование о сносе площадки, а помимо площадки для размещения мусорных контейнеров там же имеется металлический бункер для сбора мусора.

Руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Татарского природоохранного межрайонного прокурора к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани о реконструкции контейнерной площадки, расположенной в охранной зоне газорегуляторного пункта, удовлетворить.

Возложить обязанность на Исполнительный комитет муниципального образования города Казани произвести реконструкцию контейнерной площадки, находящейся около дома адрес изъят, путем демонтажа секции контейнерной площадки, расположенной вблизи стены газорегуляторного пункта.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме через Советский районный суд города Казани.

Судья:

Решение в окончательной форме составлено 20 июля 2010 года.

Судья: