Решение по иску Давыдова Р.И. к МКП `Казземпроек`, ФГУ `Зем. кад. палата ` об изготов. межевых пла



Подлинник Дело №2-6742/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

24 августа 2010 года город Казань

Советский районный суд г. Казани в составе:

председательствующего судьи Р.Р. Минзарипова,

при секретаре судебного заседания С.М. Гатиятуллиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Давыдова Р.И. к МУП «Казземпроект», ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РТ об изготовлении межевых планов и исправлении кадастровой ошибки,

УСТАНОВИЛ:

Давыдов Р.И. (далее также истец) обратился в суд с иском, указав, что постановлением Руководителя Исполнительного комитета МО г. Казани от 05.10.2009 года ему в собственность предоставлен земельный участок с кадастровым номером номер изъят. Межевой план изготовлен ООО «Казгеотехпроект». Однако обращение истца с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета оставлено ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РТ без удовлетворения в связи с пересечением границ земельного участка истца границ земельного участка с кадастровым номером номер изъят. Заключением комиссии по выявлению кадастровых ошибок, составленным на основании заявления истца об осуществлении экспертизы землеустроительной документации, выявлена кадастровая ошибка в определении местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами номер изъят. При этом правообладателям указанных участков было рекомендовано совершить ряд действий, в частности, оформить каталог координат характерных точек границ земельных участков и составить новый межевой план. Правообладатели же земельных участков каких-либо действий не совершили, так как рекомендации комиссии не носят обязывающего характера. На основании изложенного истец просит обязать МУП «Казземпроект» изготовить межевые планы земельных участков, без согласования с правообладателями смежных земельных участков; обязать ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РТ исправить кадастровую ошибку на основании новых межевых планов и каталогов координат, без участия правообладателей земельных участков.

В судебном заседании истец исковые требования поддержал.

Представитель ответчика - МУП «Казземпроект» - в судебном заседании иск не признал, пояснив, что исправление кадастровой ошибки возможно путем возложения на межевую организацию, выполнившую межевание земельного участка истца, - ООО «Казгеотехпроект» - обязанности по оформлению межевого плана в виде одного документа, содержащего сведения в отношении образуемого либо уточняемого земельного участка, и сведения в отношении ранее учтенного земельного участка, в местоположении границ которого выявлена ошибка. Допустимо, по мнению представителя ответчика, и фактическое удовлетворение требований истца путем возложения на ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РТ обязанности по исправлению кадастровой ошибки без изготовления межевых планов и без согласования с правообладателями смежных земельных участков.

Представитель ответчика - ФГУ «Земельная кадастровая палата» - в судебном заседании иск не признал, пояснив, что кадастровая ошибка допущена межевой организацией; сведения же в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании данных межевой организации, в связи с чем изменения могут быть внесены только на основании нового исправленного межевого плана. Кроме того, также допустимо исправление кадастровой ошибки на основании единого межевого плана.

Представитель третьего лица - Управления образования Исполнительного комитета МО г. Казани, а также третье лицо Казанцева Л.А. в судебное заседание не явились, о времени и месте судебного разбирательства извещались.

Исследовав письменные материалы дела, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

Согласно пункту 5 статьи 4 Федерального закона от 24.07.2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» (далее Закон) сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном настоящим Федеральным законом порядке документов, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

В соответствии с пунктом 1 статьи 16 закона кадастровый учет осуществляется в связи с образованием или созданием объекта недвижимости (далее - постановка на учет объекта недвижимости), прекращением его существования (далее также - снятие с учета объекта недвижимости) либо изменением уникальных характеристик объекта недвижимости или любых указанных в пунктах 7 - 21 части 2 статьи 7 Закона сведений об объекте недвижимости.

По делу установлено, что постановлением Руководителя Исполнительного комитета МО г. Казани от 05.10.2009 года №8387 истцу в собственность предоставлен земельный участок с кадастровым номером номер изъят площадью номер изъят кв.м., занимаемый гаражом номер изъят во дворе адрес изъят

Заявление истца от 17.11.2009 года о постановке земельного участка на государственный кадастровый учет оставлено ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РТ без удовлетворения по той причине, что границы земельного участка истца пересекают границы земельного участка с кадастровым номером 16:50:060620:144, прошедшего государственный кадастровый учет ранее. В связи с этим истцу было рекомендовано обратиться в Управление Росреестра по РТ с заявлением о проведении экспертизы землеустроительной документации.

При этом из заключения экспертной комиссии по исправлению кадастровых ошибок от 29.01.2010 года, составленного по результатам экспертизы землеустроительной документации, следует, что при сравнении данных государственного кадастра недвижимости в отношении земельных участков с кадастровыми номерами номер изъят, правообладателем которого является истец, номер изъят, правообладателем которого является Казанцева Л.А., и номер изъят, правообладателем которого является Управление образования ИК МО г. Казани, с результатами измерений, полученными по данным контроля определения координатных точек границ земельных участков, выявлена кадастровая ошибка в определении местоположения границ земельных участков с кадастровыми номерами номер изъят.

В связи с этим правообладателям земельных участков с кадастровыми номерами номер изъят было рекомендовано обратиться в межующую организацию для оформления каталога координат характерных точек границ земельного участка с учетом контрольных измерений земельного участка, а в последующем обратиться с заявлением в орган государственного кадастрового учета о кадастровом учете изменений объекта недвижимости с приложением к этому заявлению согласованного каталога координат, акта согласования местоположения границ земельного участка, акта по контролю определения положения установленных на местности межевых знаков, заключения комиссии, правоустанавливающих документов на земельный участок. Истцу же было рекомендовано обратиться с заявлением в орган государственного кадастрового учета о кадастровом учете изменений объекта недвижимости после подготовки межевого плана и исправления кадастровой ошибки по земельным участкам с кадастровыми номерами номер изъят

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 28 Закона ошибкой в государственном кадастре недвижимости является воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка в документе, на основании которого вносились сведения в государственный кадастр недвижимости (далее - кадастровая ошибка в сведениях).

В соответствии с пунктом 2 статьи 28 Закона техническая ошибка в сведениях подлежит исправлению на основании решения органа кадастрового учета в случае обнаружения данным органом такой ошибки или поступления в орган кадастрового учета от любого лица заявления о такой ошибке в форме, установленной органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений, либо на основании вступившего в законную силу решения суда об исправлении такой ошибки.

Из материалов дела видно, что государственный кадастровый учет земельных участков с кадастровыми номерами номер изъят, правообладателем которого является Казанцева Л.А., и номер изъят правообладателем которого является Управление образования ИК МО г. Казани, осуществлен в том числе на основании межевого плана (описания земельного участка), выполненного МУП «Казземпроект».

Таким образом, обязанность по изготовлению новых межевых планов должна быть возложена на эту организацию как лицо, чьи сведения привели к ошибке в государственном кадастре недвижимости.

При этом принимается во внимание, что в соответствии с частью 14 статьи 45 Закона орган кадастрового учета вправе уточнять местоположение границ ранее учтенного земельного участка с использованием картографической основы кадастра в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Соответствующие сведения в государственный кадастр недвижимости вносятся на основании материалов работ по такому уточнению. Если при этом в соответствии с кадастровыми сведениями одна из границ ранее учтенного земельного участка пересекает одну из границ другого земельного участка, орган кадастрового учета обеспечивает устранение такого пересечения в порядке, установленном органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений.

В обоснование довода о невозможности возложения обязанности по изготовлению новых межевых планов земельных участков с кадастровыми номерами номер изъят на МУП «Казземпроект» представитель межующей организации сослался на разъяснения, содержащиеся в письме Министерства экономического развития РФ от 27.03.2009 года №4448-ИМ/Д23 «Об устранении несоответствий в местоположении границ земельных участков», касающиеся порядка применения, в частности, части 14 статьи 45 Закона.

Согласно указанным разъяснениям, содержащимся в абзаце шестом письма, воспроизведенная в государственном кадастре недвижимости ошибка, допущенная лицом, выполнявшем работы по территориальному землеустройству, в отношении местоположения границы (координат характерных точек границы) ранее учтенного земельного участка (земельного участка, государственный кадастровый учет в отношении которого был осуществлен в установленном порядке до 01.03.2008 года, либо земельного участка (в том числе лесного участка), государственный кадастровый учет которого не осуществлен, но право собственности на который зарегистрировано и не прекращено и которому присвоен органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, условный номер в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 21.07.1997 года «122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним») (далее - ошибка в местоположении границы ранее учтенного земельного участка) может быть исправлена органом кадастрового учета с использованием процедур в соответствии с частью 14 статьи 45 Закона о кадастре.

В частности, в случае выявления пересечения границ, связанного с наличием ошибки в местоположении границы ранее учтенного земельного участка, допускается в целях исправления кадастровой ошибки оформлять межевой план в виде одного документа, содержащего сведения в отношении образуемого либо уточняемого земельного участка, и сведения в отношении ранее учтенного земельного участка, в местоположении границы которого выявлена ошибка.

Однако с этими доводами представителя ответчика суд согласиться не может, так как Письмо Министерства не является нормативным актом и содержит разъяснения положений, содержащихся в Законе. Кроме того, согласно указанным разъяснениям оформление единого межевого плана, содержащего сведения и о ранее учтенных земельных участках, в местоположении границ которых выявлена ошибка, является лишь возможным способом исправления кадастровой ошибки, но не предусматривает возложение на межующую организацию заинтересованного лица (истца) обязанности по оформлению указанного межевого плана.

Более того, довод представителя ответчика признается несостоятельным и потому, что в таком случае обязанность по исправлению кадастровой ошибки фактически возлагалась бы на межующую организацию, ошибку в определении местоположении границ земельного участка не допустившую.

Более того, вина межевой организации подтверждается выводами комиссии по исправлению кадастровых ошибок.

Согласно общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 39 Закона, местоположение границ земельных участков подлежит в установленном настоящим Федеральным законом порядке обязательному согласованию с лицами, указанными в части 3 настоящей статьи (а именно лицами, обладающими смежными земельными участками на праве собственности, пожизненного наследуемого владения, постоянного (бессрочного) пользования, аренды), в случае, если в результате кадастровых работ уточнено местоположение границ земельного участка, в отношении которого выполнялись соответствующие кадастровые работы, или уточнено местоположение границ смежных с ним земельных участков, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости.

В соответствии с пунктом 1 статьи 40 Закона межевой план представляет собой документ, который составлен на основе кадастрового плана соответствующей территории или кадастровой выписки о соответствующем земельном участке и в котором воспроизведены определенные внесенные в государственный кадастр недвижимости сведения и указаны сведения об образуемых земельном участке или земельных участках, либо о части или частях земельного участка, либо новые необходимые для внесения в государственный кадастр недвижимости сведения о земельном участке или земельных участках.

Кроме того, по общему правилу, установленному статьей 20 Закона, лицами, имеющими право на обращение с заявлениями о кадастровом учете, являются правообладатели земельного участка.

Учитывая, однако, что рекомендации комиссии по выявлению кадастровых ошибок в части обращения правообладателей земельных участков с кадастровыми номерами номер изъят до настоящего времени не выполнены и, более того, обязанность по обращению с заявлением о проведении кадастрового учета изменений объекта недвижимости на правообладателей земельных участков не возлагается, исправление кадастровой ошибки, по мнению суда, в данном случае возможно. Так, наличие спора о правах на земельные участки между истцом и третьими лицами не усматривается, в связи с чем суд полагает возможным произвести учет без соблюдения всех требований статей 38-40 Закона, а именно согласования с правообладателями смежных земельных участков.

В то же время не усматривается оснований для удовлетворения иска в остальной части, так как исправление кадастровой ошибки ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РТ возможно лишь после получения учреждением новых, исправленных межевых планов. Таким образом, возможность исправления учреждением кадастровой ошибки ставится в прямую зависимость от исполнения межевой организацией обязанности по изготовлению и направлению новых межевых планов. Следовательно, возложение на учреждение обязанности по исправлению кадастровой ошибки на данной стадии, т.е. до получения исправленных межевых планов невозможно.

На основании статьи 98 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее ГПК РФ) с ответчика в пользу истца в порядке возврата подлежит взысканию государственная пошлина в размере 200 руб.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л:

Иск удовлетворить частично.

Обязать МУП «Казземпроект» изготовить межевой план земельного участка с кадастровым номером номер изъят с учетом результатов контроля определения координат характерных точек границ земельного участка, полученных при проведении экспертизы землеустроительной документации и отраженных в заключении экспертной комиссии по исправлению кадастровых ошибок от 29.01.2010 года, без согласования местоположения границ с правообладателями смежных земельных участков, а также направить его в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РТ.

Обязать МУП «Казземпроект» изготовить межевой план земельного участка с кадастровым номером номер изъят с учетом результатов контроля определения координат характерных точек границ земельного участка, полученных при проведении экспертизы землеустроительной документации и отраженных в заключении экспертной комиссии по исправлению кадастровых ошибок от 29.01.2010 года, без согласования местоположения границ с правообладателями смежных земельных участков, а также направить его в ФГУ «Земельная кадастровая палата» по РТ.

В удовлетворении остальной части иска отказать.

Взыскать с МУП «Казземпроект» в пользу Давыдова Р.И. государственную пошлину в размере 200 руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение 10 дней через Советский районный суд г. Казани.

Судья Р.Р. Минзарипов

Мотивированное решение составлено 31.08.2010 года, судья