Решение по иску Хасанова к Управлению пенсионного фонда о перерасчете и выплате пенсии (отменено)



Дело №2-7699/10

Р Е Ш Е Н И Е

И м е н е м Р о с с и й с к о й Ф е д е р а ц и и

6 октября 2010 года г. Казань

Советский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:

председательствующего судьи Кашапова Р.С.,

при секретаре Жарковой Е.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Хасанова Р.Б. к Управлению пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Казани о перерасчете и выплате пенсии, суд

У С Т А Н О В И Л:

Истец обратился в суд с иском к ответчику по тем основаниям, что с января 2009 года ответчиком ему была установлена страховая досрочная пенсия в связи с работой в летно-испытательном составе гражданской авиации как выработавшему стаж по требуемой выслуге лет. Назначенная ему пенсия ответчиком не индексируется, надбавка на иждивенцев не выплачивается. 13 января 2010 года он обратился к ответчику с заявлением о выплате ему надбавки за иждивенцев с момента назначении пенсии и производстве индексации ранее назначенной пенсии, однако 2 февраля 2010 года ему было в этом отказано. Он не согласен с таким отказом ответчика, поскольку на основании действующего законодательства и Определения Конституционного Суда РФ от 2 ноября 2006 года имеет право на оценку своих пенсионных прав и перерасчете пенсии. Поскольку его пенсионные права подлежат конвертации, то его пенсия должна рассматриваться как трудовая. При этом, подлежат индексации базовая и страховая части его пенсии на основании Информационного письма Министерства труда РФ и Пенсионного фонда России от 15 марта 2002 года.

На основании изложенного истец просит суд обязать ответчика провести оценку его пенсионных прав из установленного законом размера пенсии определив ее страховую часть в сумме 23935 рублей 61 копейки, путем вычитания из установленного размера базовой части в сумме 1794 рубля при ее назначении, обязать ответчика в соответствии с требованиями Федерального закона №173 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» и Постановлением Правительства РФ №363 от 21 июля 2004 года «Об установлении размеров базовых частей трудовых пенсий и утверждении коэффициента индексации с 1 августа 2004 года стразовой части трудовой пенсии» производить индексацию базовой и страховой частей его пенсии в соответствии с вышеуказанными документами и с учетом наличия двух иждивенцев, взыскать с ответчика в его пользу невыплаченную пенсию за период с 1 февраля 2009 года по 30 июня 2010 года в размере 129288 рублей 70 копеек.

В судебном заседании истец исковые требования уточнил и просил суд обязать ответчика провести оценку его пенсионных прав из установленного законом размера пенсии определив ее страховую часть в сумме 23935 рублей 61 копейки, путем вычитания из установленного размера базовой части в сумме 1794 рубля при ее назначении, обязать ответчика в соответствии с требованиям Федерального закона №173 от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в РФ» и Постановлением Правительства РФ №363 от 21 июля 2004 года «Об установлении размеров базовых частей трудовых пенсий и утверждении коэффициента индексации с 1 августа 2004 года стразовой части трудовой пенсии» производить индексацию базовой и страховой частей его пенсии в соответствии с вышеуказанными документами, взыскать с ответчика в его пользу невыплаченную пенсию за период с 1 февраля 2009 года по 31 октября 2010 года в размере 166672 рубля 09 копеек.

Представитель ответчика иск не признала.

Изучив материалы дела, выслушав стороны, суд считает, что исковые требования Хасанова Р.Б. подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, следующим лицам:

…13) мужчинам, проработавшим не менее 25 лет, и женщинам, проработавшим не менее 20 лет в летном составе гражданской авиации, а при оставлении летной работы по состоянию здоровья - мужчинам, проработавшим не менее 20 лет, и женщинам, проработавшим не менее 15 лет в указанном составе гражданской авиации.

В силу п. 3 ст. 31 названного Федерального закона в редакции, действовавшей на день назначения пенсии истцу, сохраняются действующие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона условия и нормы установления пенсий космонавтам и летно-испытательному составу гражданской авиации, предусмотренные нормативными правовыми актами. Указанные условия и нормы применяются и при оценке пенсионных прав космонавтов и летно-испытательного состава гражданской авиации в соответствии с нормами настоящего Федерального закона.

Пунктом «д» статьи 26 Федерального закона от 24 июля 2009 года №213-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» был дополнен Федеральный закон от 15 декабря 2001 года №166-ФЗ «О государственной пенсионном обеспечении в РФ» пунктом 8 следующего содержания: граждане из числа работников летно-испытательного состава имеют право на одновременное получение пенсии за выслугу лет, предусмотренной настоящим Федеральным законом, и доли страховой части трудовой пенсии по старости, устанавливаемой указанной пенсии за выслугу лет в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» исходя из расчетного пенсионного капитала, сформированного за счет общей суммы страховых взносов, поступивших за застрахованное лицо в Пенсионный фонд РФ после назначения пенсии за выслугу лет за период не менее 12 полных месяцев работы и (или) иной деятельности, включая суммы ее увеличения в связи с индексацией (дополнительным увеличением) и перерасчетом (корректировкой) в соответствии с п. 6 статьи 17 и статьей 17.2 указанного Федерального закона.

Согласно Информационному письму Министерства труда и социального развития РФ №1465-ЮЛ и Пенсионного фонда РФ «МЗ-06-25/2339 от 15 марта 2002 года, в соответствии с п. 3 статьи 31 Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» сохраняются действующие до дня вступления в силу настоящего Федерального закона условия и нормы установления пенсий летно-испытательному составу гражданской авиации, предусмотренные нормативно-правовыми актами. Указанные условия и нормы применяются и при оценке пенсионных прав летно-испытательного состава гражданской авиации в соответствии с нормами настоящего Федерального закона. В связи с этим, пенсионерам по состоянию на 1 января 2002 года из числа работников летно-испытательного состава, продолжающим работать в должностях, дающий право на пенсию за выслугу лет в связи с работой в летно-испытательном составе, с 1 января 2002 года осуществляется оценка (конвертация) пенсионных прав, исходя из установленного размера пенсии.

Конвертация пенсионных прав является основанием рассматривать установленные пенсии как трудовые пенсии по старости, исчисленные по нормам Федерального закона от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ, которые могут выплачиваться в период работы в должностях летно-испытательного состава в полном размере без каких-либо ограничений (п. 4 статьи 18 названного Федерального закона). Указанные пенсии в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 24 января 2002 года №42 «Об утверждении коэффициентов индексации с 1 февраля 2002 года базовой и страховой частей трудовой пенсии», с 1 февраля 2002 года подлежат индексации в порядке, предусмотренном телетайпограммой Министерства труда РФ и Пенсионного фонда РФ от 28 января 2002 года №487-ЮЛ/МЗ-06-32/802. На этом основании был утвержден коэффициент индексации базовой и страховой частей трудовой пенсии с 1 февраля 2002 года в размере 1,065. При этом, предполагалось использовать следующую технологию индексации пенсии: с 1 февраля 2002 года пенсии, установленные до этой даты в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», подлежат индексации путем умножения размера этих пенсий на 1,065. При этом, базовая и страховая части трудовых пенсий индексируются в указанном порядке по отдельности. Трудовые пенсии, размер которых определен с учетом п. 4 статьи 29 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», индексируются на общих основаниях в вышеуказанном порядке. При этом страховая часть таких пенсий определяется путем вычитания из «сохраненного» размера пенсии базовой части, предусмотренной названным Федеральным законом для соответствующей категории пенсионеров. При установлении трудовой пенсии с 1 февраля 2002 года размер базовой части трудовой пенсии не может быть ниже соответствующего размера, предусмотренного Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», умноженного на 1,065. При установлении трудовой пенсии с 1 февраля 2002 года сумма базовой и страховой частей трудовой пенсии не может быть ниже 660 рублей.

В пункте 2 Определения Конституционного Суда РФ от 2 ноября 2006 года №563-О по жалобам граждан Барсукова Б.Ю., Богдана С.Л. и других на нарушение их конституционных прав положениями пункта 3 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» указано, что Конституция РФ в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1).

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии, как закреплено в статье 39 (часть 2) Конституции РФ, устанавливаются законом, поэтому определение правовых оснований назначения пенсий, их размеров, порядка исчисления и выплаты - компетенция федерального законодателя, который вправе предусматривать как общие условия назначения пенсий, так и особенности приобретения права на пенсию для некоторых категорий граждан, в том числе исходя из характера выполняемой профессиональной деятельности, включая льготные условия назначения пенсии.

Осуществляя дифференциацию пенсионного обеспечения, федеральный законодатель должен исходить из требований Конституции РФ, в том числе ее статьи 55 (часть 2), согласно которой в Российской Федерации не допускается издание законом, отменяющих или умаляющих права и свободы граждан, и учитывать правовые позиции Конституционного Суда РФ, выраженные в сохраняющих свою силу Постановлениях от 24 февраля 1998 года №7-П, от 3 июня 2004 года №11-П, Определениях от 6 марта 2003 года №107-О, от 12 апреля 2005 года №164-О, от 27 июня 2005 года №231-О и других решениях.

Как указал Конституционный Суд РФ, конституционный принцип равенства, гарантируя одинаковые права и обязанности для лиц, относящихся к одной категории субъектов права, не исключает возможность установления различных правовых условий для разных категорий, если такая дифференциация не является произвольной и основывается на объективных характеристиках соответствующих категорий субъектов права; в сфере пенсионного обеспечения соблюдения принципа равенства означает, помимо прочего, запрет вводить такие различия в пенсионных правах лиц, принадлежащих к одной и той же категории, которые не имеют объективного и разумного оправдания (запрет различного обращения с лицами, находящихся в одинаковых или сходных ситуациях).

В пункте 5 названного Определения указано, что до введения в действие Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» все работники летно-испытательного состава в силу особого характера осуществляемой ими профессиональной деятельности рассматривались законодателем как относящиеся к одной категории граждан, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение, а потому и последующее правовое регулирование пенсионного обеспечения этих лиц должно осуществляются - в целях соблюдения конституционного принципа равенства - также унифицированным образом. Именно такую цель преследовал законодатель, закрепляя в п. 3 статьи 31 названного Федерального закона принцип сохранения действовавшего до 1 января 2002 года порядка пенсионного обеспечения работников летно-испытательного состава.

В пункте 1 резолютивной части Определения, Конституционный Суд РФ указал, что положения п. 3 статьи 31 Федерального закона «О трудовых пенсиях» - по своему конституционно-правовому смыслу - не позволяют вводить различия в оценке приобретенных по состоянию на 1 января 2002 года пенсионных прав работников летно-испытательного состава в соответствии с нормами Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», приводящие к неравенству в установлении и выплате им трудовых пенсий, и не допускают возможность исключения из специального трудового стажа работников летно-испытательного состава, дающего прав на пенсионное обеспечение за выслугу лет, времени военной службы в должностях летного состава.

В силу статьи 6 Федерального Конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», конституционно-правовой смысл указанных законоположений, выявленный Конституционным Судом РФ в настоящем Определении на основе правовых позиций выраженных им в сохраняющих свою силу решениях, является общеобязательным и исключает любое иное их истолкование в правоприменительной практике.

Анализ приведенных выше норм законодательства и их толкования Конституционным Судом РФ позволяет суду сделать вывод о том, что нормы ранее действовавшего Закона РФ №340-1 от 20 ноября 1990 года «О государственных пенсиях в Российской Федерации» распространяют свое действие лишь на условия назначения пенсии работникам летно-испытательного состава, при этом ни одним из действующих нормативно-правовых актов ни в коей мере не умаляется и не исключается право работников данной категории на получение дополнительных выплат, установленных к пенсии, на индексацию назначенных и выплачиваемых пенсий.

Судом установлено, что 26 января 2009 года ответчиком истцу была назначена пенсия за выслугу лет как работнику летно-испытательного состава. При этом, установлено, что пенсия истцу была назначена и выплачивалась без предусмотренной законом индексации.

Суд приходит к выводу, что ответчиком были нарушены пенсионное права истца и принцип унифицированности правового регулирования пенсионного обеспечения работников летно-испытательного состава вопреки общеобязательным положениям, изложенным Конституционным Судом РФ в своем Определении.

Кроме того, назначенный изначально истцу размер пенсии составил 25729 рублей 61 копейку. В указанном размере пенсия выплачивалась Хасанову Р.Б. до 1 января 2010 года. В соответствии с письмо ответчика от 2 февраля 2010 года, направленным в ответ на обращение истца, с 1 января 2010 года размер пенсии истцу был уменьшен, что является недопустимым и необоснованным.

В судебном заседании истцом суду был представлен следующий расчет полагавшейся ему к выплате пенсии с учетом индексации:

Расчет пенсии с учетом индексации пенсия 25729,61 рубль

Базовая часть на день назначения составляет - 1794 рублей.

С 26.01.2009 года мне установлена страховая за полный календарный месяц Страховая - 25729,61-1794=23935,61 рубль

Индекс Базовой части

Индекс страховой части

Дата

Выплачено

Страховая часть пенсии за выслугу лет

Полный размер пенсии

Сумма недоплаты

1794

01.02.2009

25729,61

23935,61

25729,61

0

1950

01.03.2009

25729,61

23935,61

25729,61

0

1950

1,075

01.04.2009

25729,61

28124,34

30074,34

4344,73

1950

01.05.2009

25729,61

28124,34

30074,34

4344,73

1950

01.06.2009

25729,61

28124,34

30074,34

4344,73

1950

01.07.2009

25729,61

28124,34

30074,34

4344,73

1950

1,075

01.08.2009

25729,61

30233,66

32183,66

6454,05

1950

01.09.2009

25729,61

30233,66

32183,66

6454,05

1950

01.10.2009

25729,61

30233,66

32183,66

6454,05

1950

01.11.2009

25729,61

30233,66

32183,66

6454,05

2562

01.12.2009

25729,61

30233,66

32795,66

7066,05

За 2009 год

50261,17

Согласно ст. 14 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ» изменилось понятие страховой части пенсии по старости, если

до 01 января 2010 года оно носила фиксированный характер, то с 01 января 2010 года оно стало определяться по формуле

  1. Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:

СЧ=ПК/Т + Б, где

СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;

ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (статья 29.1 настоящего Федерального закона), учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;

Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев);

Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.

На двух иждивенцев фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости составляет 4270 рублей.

Дата

Выплачено

Страховая часть трудовой пенсии по старости

Пенсия за выслугу лет

Полный размер пенсии

Сумма недоплаты

01.01.2010

28038,20

4270+4245,88=8515,88

30233,66

38749,54

10711,34

01.02.2010

28038,20

4270+4245,88=8515,88

30233,66

38749,54

10711,34

01.03.2010

28038,20

4270+4245,88=8515,88

30233,66

38749,54

10711,34

Итого

32134,02

1. С 01 апреля 2010 года установлен коэффициент индексации страховой части пенсии на коэффициент 1,063

2. Постановлением Правительства РФ от 18 марта 2010 г. №169 «Об утверждении коэффициента индексации с 1 апреля 2010 г. социальных пенсий» утвержден коэффициента индексации с 1 апреля 2010г. Социальных пенсий в размере 1,088.

Коэффициент индексации ответчика с 01.04.2010 года с учетом выслуги лет по социальной пенсии составил 21395,67/19522,32=1,096

Коэффициент индексации ответчика с 01.07.2010 года с учетом выслуги лет по социальной пенсии составил 22350,05/21395,67=1,0446

Дата

Выплачено

Страховая часть трудовой пенсии по старости

Пенсия за выслугу лет

Полный размер пенсии

Сумма недоплаты

01.04.2010

30448,05

(4270+4245,88)х1,063=9052,38

33136,09

42188,47

11740,42

01.05.2010

30448,05

(4270+4245,88)х1,063=9052,38

33136,09

42188,47

11740,42

01.06.2010

30448,05

(4270+4245,88)х1,063=9052,38

33136,09

42188,47

11740,42

01.07.2010

31402,43

(4270+4245,88)х1,063=9052,38

34613,95

43666,34

12263,91

01.08.2010

31402,43

(4270+4245,88)х1,063=9052,38

34613,95

43666,34

12263,91

01.09.2010

31402,43

(4270+4245,88)х1,063=9052,38

34613,95

43666,34

12263,91

01.10.2010

31402,43

(4270+4245,88)х1,063=9052,38

34613,95

43666,34

12263,91

Итого

84276,9

Итого: ответчиком недоплачено 50261,17+32134,02+84276,9=166672,09 рублей.

Согласно данного расчета сумма невыплаченной истцу пенсии за период с 1 февраля 2009 года по 31 октября 2010 года составляет 166672 рубля 09 копеек. Суд считает такой расчет правильным, поскольку он выполнен с учетом действующего законодательства, предусматривает размер соответствующей индексации. Предоставленная представителем ответчика информация о досрочном пенсионном обеспечении истца и справка-расчет являются неполными, не учитывают размер индексации, расчет как таковой отсутствует и поэтому данные документы судом как расчет не принимаются.

Поэтому исковые требования Хасанова Р.Б. подлежат удовлетворению в полном объеме.

В силу ст. 98 ГПК РФ, стороне, в пользу которой состоялось решение суда, суд присуждает возместить с другой стороны все понесенные по делу судебные расходы

Поэтому суд взыскивает с ответчика в пользу истца судебные расходы в размере 200 рублей.

Согласно ст. 333.36 НК РФ, от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, с учетом положений пункта 3 настоящей статьи освобождаются:

…5) истцы - пенсионеры, получающие пенсии, назначаемые в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации, - по искам имущественного характера к Пенсионному фонду Российской Федерации, негосударственным пенсионным фондам либо к федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу.

Поскольку в силу закона истец освобожден от уплаты государственной пошлины, а решение суда состоялось в пользу истца, суд считает необходимым в порядке статьи 103 ГПК РФ, взыскать с ответчика государственную пошлину в размере 4533 рубля 44 копейки, учитывая имущественных характер иска.

Руководствуясь ст.ст. 194, 198 ГПК РФ суд,

Р Е Ш И Л:

ИскХасанова Р.Б. к Управлению пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Казани о перерасчете и выплате пенсии удовлетворить.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Казани произвести оценку пенсионных прав Хасанова Р.Б. из установленного законом размера пенсии, определив страховую часть пенсии в размере 23935 рублей 61 копейки путем вычитания из установленного размера пенсии базовой части в размере 1794 рублей при ее назначении.

Обязать Управление пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Казани производить индексацию базовой и страховой частей пенсии, назначенной Хасанову Р.Б., в соответствии с Федеральным законом от 17 декабря 2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» и Постановлением Правительства Российской Федерации №363 от 21 июля 2004 года «Об установлении размеров базовых частей трудовых пенсий и утверждении коэффициента индексации с 1 августа 2004 года страховой части трудовой пенсии».

Взыскать с Управления пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Казани в пользу Хасанова Р.Б. невыплаченную пенсию за период с 1 февраля 2009 года по 31 октября 2010 года в размере 166672 рубля 09 копеек.

Взыскать с Управления пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Казани в пользу Хасанова Р.Б. судебные расходы в размере 200 рублей.

Взыскать с Управления пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Казани государственную пошлину в размере 4533 рубля 44 копейки.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд РТ в течение 10 дней через районный суд.

Судья Советского

районного суда г. Казани Р.С. Кашапов