Дело №2-8764/10
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
21 октября 2010 года г. Казань
Советский районный суд г. Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Кашапова Р.С.,
при секретаре Жарковой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Багаветдиновой С.Т. к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, ОАО «Нэфис-Косметикс» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, суд
У С Т А Н О В И Л:
Багаветдинова С.Т. обратилась в суд с иском о признании права на приватизацию жилого помещения, в обоснование своих требований указав, что с августа 1978 года по настоящее время она зарегистрирована и проживает в квартире <адрес изъят>, предоставленной ей как сотруднику ОАО «Нэфис Косметикс». Данное жилье по документам значится как общежитие, однако в последние десять лет фактически не использовалось в качестве общежития. С момента возведения и до настоящего времени данный жилой дом находился в управлении исполнительных органов местной администрации, принимавших жилой дом в эксплуатацию, и в ведении ОАО «Нэфис Косметикс». Приложением №3 к постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 года №3020-1 вышеназванное здание отнесено к муниципальной собственности. Поскольку предоставленная истцу квартира находится в жилом доме, принадлежавшем государственному предприятию, использовалась в качестве общежития и передана в ведение органов местного самоуправления, истец считает, что отношения по ее проживанию регулируются нормами о договоре социального найма жилого помещения, а указанная квартира относится к муниципальному жилищному фонду социального использования. Все коммунальные расходы истец оплачивает балансодержателю дома - ОАО «Нэфис Косметикс». До настоящего времени право собственности на дом за ОАО «Нэфис Косметикс» не зарегистрировано. Истец ранее обращалась к ответчикам, однако с ней отказываются заключать договор приватизации жилого помещения.
На основании изложенного истец просит суд признать за ней право собственности на спорное жилое помещение в порядке приватизации.
В судебном заседании представитель истца исковые требования поддержал.
Представитель ответчика ОАО «Нэфис Косметикс» иск не признала.
Представитель ответчика Исполнительного комитета муниципального образования г.Казани в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в свое отсутствие, иск также не признал.
Представитель ответчика Министерства земельных и имущественных отношений РТ в судебное заседание не явился, просил суд дело рассмотреть без его участия, иск также не признал.
Суд, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
Согласно ст. 2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии с ч. 3 ст. 8 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» в случае нарушения прав гражданина при решении вопросов приватизации жилых помещений он вправе обратиться в суд.
В силу ст. 18 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» При переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений.
Пунктом 1 приложения N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, города Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 жилищный и нежилой фонд, находящийся в управлении местной администрации, отнесен к муниципальной собственности непосредственно в силу прямого указания закона.
Из содержания статьи 7 ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" от 29 декабря 2004 г. следует, что общежития, которые принадлежали государственным или муниципальным предприятиям и учреждениям и были переданы в ведение органов местного самоуправления, утрачивают статус общежитий в силу закона и к ним применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Установлено, что Багаветдинова С.Т. зарегистрирована и проживает в <адрес изъят> с 1978 года, которая была ей предоставлена как работнику ОАО «Нэфис Косметикс».
Данный дом как жилой дом гостиничного типа был построен Казанским химкомбинатом им. Вахитова в 1977 году (после приватизации преобразованный в ОАО «Нэфис Косметикс» Казанский химический комбинат им. Вахитова).
Согласно выписке из реестра государственной собственности дом <номер изъят> как общежитие числится в собственности Республики Татарстан, и находится в пользовании ОАО «Нэфис Косметикс» на основании Договора безвозмездного пользования государственным имуществом <номер изъят> от <дата изъята>.
Между тем, пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 10 января 1993 г. N 8 "Об использовании объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий" (признан утратившим силу с 29 марта 2003 г. Указом Президента Российской Федерации от 26 марта 2003 г. N 370) установлен запрет на включение объектов жилищного фонда в состав приватизируемого имущества при приватизации предприятий, находящихся в федеральной (государственной) собственности. Указанные объекты, являясь федеральной (государственной) собственностью, должны находиться в ведении местной администрации по месту расположения объекта.
Указанными выше нормами, подлежащими применению в системной взаимосвязи со статей 2 Закона Российской Федерации "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", которая предусматривает право каждого гражданина, занимающего жилое помещение в государственном и муниципальном жилищном фонде на приватизацию указанных помещений, не допускалось включение объектов жилищного фонда, к которому относятся и общежития, в состав приватизируемого имущества государственных и муниципальных предприятий. Такие объекты подлежали передаче в муниципальную собственность.
Поскольку дом <адрес изъят> при приватизации Казанского химкомбината им. Вахитова подлежал передаче в муниципальную собственность, однако этого сделано не было, суд считает, что в силу закона дом подлежит признанию жилым, и в соответствии со ст. 7 ФЗ О введении в действие Жилищного кодекса РФ» на момент вступления в силу жилищного кодекса РФ в законную силу, статус общежития у данного дома утрачивается и к нему применяется правовой режим, установленный для жилых помещений, предоставленных по договорам социального найма.
Таким образом, не смотря на отсутствие заключенного договора социального найма жилого помещения с 1 марта 2005 года следует признать факт проживания истца в квартире <адрес изъят> на условиях договора социального найма.
Отсутствие официального акта органов государственной власти и местного самоуправления о передаче дома в муниципальную собственность, отсутствие решения органа местного самоуправления об исключении соответствующего дома из специализированного жилищного фонда, а также отсутствие письменного договора социального найма, не может препятствовать осуществлению гражданами прав нанимателя жилого помещения, по договору социального найма, поскольку их реализация не может быть поставлена в зависимость от оформления органами местного самоуправления указанных документов, не может нарушать права граждан на приватизацию жилых помещений.
Как следует из материалов дела, Багаветдинова С.Т. фактически пользовалась изолированной комнатой <номер изъят> с 1978 года; с момента вселения и до настоящего времени проживает в ней без подселения других лиц, оплачивает всю занимаемую жилую площадь указанной комнаты. Согласно экспликации, комнату <номер изъят> в указанном здании возможно определить как отдельное жилое помещение.
Право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда, предполагает создание гражданам равных правовых условий для реализации данного права.
В том случае, если в силу закона жилое помещение должно было быть передано в муниципальною собственность, однако по каким-либо причинам они не переданы (не приняты), граждане не могут воспользоваться своим правом на приобретение в собственность принадлежащего им по договору социального найма жилого помещения, что нарушает положения статьи 35 Конституции Российской Федерации и статьи 2 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации».
Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права.
Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Согласно справки МУП «Дирекции муниципальных жилищных программ» от 5 мая 2010 года №2965, Багаветдинова С.Т. право на приватизацию не использовала.
Поскольку в данном случае невозможность реализации права на приватизацию занимаемого истицей жилого помещения не зависит от ее воли, суд считает, что имеются все правовые основания для удовлетворения иска о признании права собственности в порядке приватизации.
Руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск Багаветдиновой С.Т. к Исполнительному комитету муниципального образования города Казани, Министерству земельных и имущественных отношений Республики Татарстан, ОАО «Нэфис-Косметикс» о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворить.
Признать за Багаветдиновой С.Т. право собственности на квартиру <адрес изъят> в порядке приватизации.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ через районный суд в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме через Советский районный суд г.Казани.
Судья Кашапов Р.С.