Дело № 2-9692/10
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01.11.2010 Советский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе председательствующего судьи А.Ф. Сунгатуллина, при секретаре судебного заседания О.А. Цивильской, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Т.Н. Дроздецкой (далее - заявитель) об оспаривании бездействия Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (далее - заинтересованное лицо), выразившегося в неисполнении предусмотренной пунктом 13 «Положения о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан» (утв. Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.06.2006 N 275) (далее - Положение) обязанности обеспечить поступление денежной субсидии,
УСТАНОВИЛ:
Вышеуказанное требование обосновывается заявителем тем, что в соответствии с распоряжением за <номер изъят> от <дата изъята> Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан мать заявителя - Р.Л. Малахова была поставлена на учет как вдова умершего (погибшего) участника Великой Отечественной войны, нуждающаяся в улучшении жилищных условий. <дата изъята> Р.Л. Малаховой было направлено уведомление о включении ее в реестр Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на получение субсидии в сумме 943200 рублей с целью улучшения жилищных условий и ей было предложено открыть в отделении «Ак Барс банка» отдельный блокированный целевой лицевой счет. <дата изъята> Р.Л. Малахова для получения субсидии открыла упомянутый выше банковский счет. <дата изъята> за Р.Л. Малаховой было зарегистрировано право собственности на квартиру <адрес изъят>, которую она приобрела на основании договора купли-продажи от <дата изъята>. С целью получения субсидии Р.Л. Малахова представила указанный договор купли-продажи квартиры в отдел социальной защиты в Верхнеуслонском районе Республики Татарстан, однако вопреки требованиям пунктов 12 и 13 Положения заинтересованное лицо свою обязанность по обеспечению поступления денежной субсидии не исполнило. <дата изъята> Р.Л. Малахова умерла. На обращение заявителя с просьбой обеспечить исполнение указанной обязанности, направленное заинтересованному лицу <дата изъята>, последним был дан ответ, согласно которому в удовлетворении просьбы было отказано.
В судебном заседании заявитель и ее представитель А.А. Бобиенко заявленное требование поддержали.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания заинтересованное лицо извещено (л.д. 21). Согласно полученному заявителем ответу (л.д. 18) позиция заинтересованного лица по рассматриваемому вопросу сводится к тому, что право на получение субсидии на приобретение жилья по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 12.01.1995 № 5-ФЗ «О ветеранах» (далее - ФЗ «О ветеранах»), принадлежит лишь лицам, подпадающим под действие этого закона, право это неразрывно связано с личностью последних, в связи с чем после смерти Р.Л. Малаховой данная субсидия наследникам предоставлена быть не может.
Выслушав заявителя и ее представителя, исследовав материалы гражданского дела, суд приходит к следующему.
Установлено, что мать заявителя - Р.Л. Малахова является вдовой умершего участника Великой Отечественной войны и имеет право на льготы в соответствии со ст. 21 ФЗ «О ветеранах» (л.д. 26, 27, 28, 31). В соответствии с распоряжением <номер изъят> от <дата изъята> Исполнительного комитета Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан Р.Л. Малахова была поставлена на учет как вдова умершего (погибшего) участника Великой Отечественной войны, нуждающаяся в улучшении жилищных условий (л.д. 9). <дата изъята> Р.Л. Малаховой было направлено уведомление о включении ее в реестр Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на получение субсидии в сумме 943200 рублей с целью улучшения жилищных условий, ей было предложено открыть в отделении «Ак Барс банка» отдельный блокированный целевой лицевой счет (л.д. 10). <дата изъята> Р.Л. Малахова для получения субсидии открыла упомянутый выше банковский счет (л.д. 11-14). <дата изъята> за Р.Л. Малаховой было зарегистрировано право собственности на квартиру <адрес изъят>, которую она приобрела на основании договора купли-продажи от <дата изъята> (л.д. 15, 33-34). <дата изъята> Р.Л. Малахова с целью приобретения жилья за счет выделяемых из федерального бюджета субвенций представила указанный договор купли-продажи квартиры в отдел социальной защиты в Верхнеуслонском районе Республики Татарстан и в этот же день информация о представленном Р.Л. Малаховой договоре была направлена заинтересованному лицу (л.д. 20). <дата изъята> Р.Л. Малахова умерла (л.д. 16). Наследником Р.Л. Малаховой в соответствии с абзацем 1 пункта 1 статьи 1153 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) является заявитель (л.д. 35). <дата изъята> заявитель обратилась к заинтересованному лицу с заявлением о перечислении субсидии, предназначавшейся ее матери, на которое заинтересованным лицом был дан ответ об отказе по мотивам, изложенным в описательной части настоящего решения (л.д. 17 и 18).
Подпунктом 4 пункта 1 статьи 21 ФЗ «О ветеранах» предусмотрена такая мера социальной поддержки членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны независимо от их имущественного положения как обеспечение их за счет средств федерального бюджета жильем. Согласно подпункту 3 пункта 2 данной статьи эта мера социальной поддержки предоставляется супруге (супругу) погибшего (умершего) участника Великой Отечественной войны, не вступившей (не вступившему) в повторный брак, независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы.
Пунктами 1 и 2 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» установлено, что Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации среди прочего и полномочия по обеспечению жильем в соответствии со статьей 21 этого Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Средства на реализацию передаваемых полномочий по предоставлению мер социальной поддержки предусматриваются в составе Федерального фонда компенсаций, образованного в федеральном бюджете, в виде субвенций.
Как следует из положений пункта 3.1 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» по письменным заявлениям членов семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий, обеспечение жильем может осуществляться путем предоставления им единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения, размер которой определяется исходя из общей площади жилья 36 квадратных метров и средней рыночной стоимости 1 квадратного метра общей площади жилья по субъекту Российской Федерации, устанавливаемой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.
Подпунктом «а» пункта 3 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006 N 153 установлено, что федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным определять норматив стоимости 1 кв. метра общей площади жилья по Российской Федерации и среднюю рыночную стоимость 1 кв. метра общей площади жилья по субъектам Российской Федерации, используемые при расчете размера социальных выплат, предоставляемых гражданам, является Министерство регионального развития Российской Федерации.
Согласно Приказу от 30.06.2010 N 313 Министерства регионального развития Российской Федерации средняя рыночная стоимость 1 квадратного метра общей площади жилья (в рублях) по Республике Татарстан на 3 квартал 2010 года установлена в размере 26200 рублей.
Таким образом, из приведенных выше норм законодательства следует, что Р.Л. Малахова подпадает под предусмотренную ФЗ «О ветеранах» категорию лиц, имеющих право на получение такой меры социальной поддержки как обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета путем предоставления единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения в размере 943200 рублей (36 кв. м х 26200 руб.).
Пунктом 6 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» установлено, что форма предоставления указанных мер социальной поддержки определяется нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 07.06.2006 N 275 установлено, что обеспечение жильем граждан, имеющих право на улучшение жилищных условий за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, в соответствии с Федеральным законом от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" производится путем предоставления им субсидий на приобретение жилья, функции, связанные с проведением мероприятий по предоставлению субсидий на приобретение жилья указанным гражданам осуществляет Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан (пункты 1 и 3). Этим же Постановлением утверждено Положение о предоставлении субсидий на приобретение жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, отдельным категориям граждан (пункт 2).
Согласно пунктам 11 и 12 Положения в целях приобретения жилья за счет субвенций, выделяемых из федерального бюджета, получателю субсидий необходимо представить в территориальный орган социальной защиты договор купли-продажи жилого помещения, зарегистрированный в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, обеспечивающий получателя субсидии жильем общей площадью не менее 18 кв. метров. Еженедельно территориальный орган социальной защиты направляет в Министерство информацию о представленных гражданами в соответствии с пунктом 11 настоящего Положения договорах.
Как было указано выше - отдел социальной защиты в Верхнеуслонском районе Республики Татарстан направил заинтересованному лицу информацию о представленном Р.Л. Малаховой договоре <дата изъята>.
Согласно пункту 13 Положения после получения от территориального органа социальной защиты информации о представленных гражданами договорах Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан обеспечивает поступление соответствующих денежных средств на счета соответствующих отделений уполномоченного банка с приложением реестров получателей субсидий по каждому отделению на электронном (формат TXT) носителе.
Таким образом, из положений пункта 6 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» о необходимости определения формы предоставления мер социальной поддержки нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации и пункта 13 Положения следует, что указанная в данном пункте Положения обязанность заинтересованного лица является обязанностью, предусмотренной законом, неисполнение которой нарушило предусмотренное статьей 21 ФЗ «О ветеранах» право Р.Л. Малаховой на получение такой меры социальной поддержки супруги умершего участника Великой Отечественной войны как обеспечение ее за счет средств федерального бюджета жильем.
Однако, в приведенном выше пункте 13 Положения отсутствует указание на срок, в течение которого заинтересованное лицо обязано осуществить предусмотренную этим пунктом обязанность обеспечить поступление денежных средств. Вместе с тем, наличие указания на событие (получение информации о представленном гражданином договоре), после наступления которого Положение обязывает заинтересованное лицо осуществить действия по обеспечению поступления субсидии, по мнению суда, свидетельствует о том, что эти действия должны были осуществляться заинтересованным лицом незамедлительно после наступления упомянутого события. Незамедлительное неисполнение этой обязанности заинтересованным лицом при жизни Р.Л. Малаховой, совершившей со своей стороны все необходимые действия для реализации указанного выше права на обеспечение ее жильем за счет средств федерального бюджета, привело к возникновению рассматриваемой ситуации и необходимости обращения заявителя за ее разрешением в суд.
Суд не может согласиться с выраженной заинтересованным лицом позицией по следующим основаниям.
Суд не подвергает сомнению, что право Р.Л. Малаховой на получение рассматриваемой субсидии является правом, неразрывно связанным с ее личностью. Вместе с тем, совершение Р.Л. Малаховой всех предусмотренных законодательством действий по реализации этого права с целью получения субсидии влечет возникновение у лица, ответственного за предоставление субсидии, обязанности эту субсидию предоставить. Форма предоставления этой субсидии (деньги, т.е. имущество по смыслу статьи 128 ГК РФ) позволяет суду утверждать, что данное право Р.Л. Малаховой после совершения ею всех необходимых для его реализации действий становится правом имущественным. Неполучение Р.Л. Малаховой лично этой субсидии явилось следствием объективной причины - ее смерти. Однако смерть Р.Л. Малаховой после выполнения ею всех необходимых для получения субсидии действий не может рассматриваться как основание для отсутствия обязанности причитающуюся ей субсидию перечислить на открытый ею счет, тем более, что применимое при рассмотрении настоящего дела законодательство и не предусматривает такого основания для отказа.
В соответствии со статьей 1112 ГК РФ в состав наследства входят в числе прочего и имущественные права. Как было установлено судом при рассмотрении настоящего дела - Р.Л. Малаховой в целях получения субсидии были понесены расходы на приобретение жилого помещения, которые, по смыслу законодательства, должны быть компенсированы за счет федерального бюджета в виде субсидии, однако бездействие заинтересованного лица создает препятствия этому. Обязанности покупателя по заключенному Р.Л. Малаховой договору купли-продажи жилого помещения, в том числе и обязанность уплатить стоимость жилого помещения, в силу упомянутой выше нормы статьи 1112 ГК РФ должны перейти к ее наследникам. В связи с этим суд считает, что оспариваемым бездействием нарушается также и предусмотренное пунктом 1 статьи 1110 ГК РФ право заявителя на получение ею причитающегося ей открывшегося после смерти Р.Л. Малаховой наследства, в состав которого входят и подлежащие поступлению на счет последней деньги в виде упоминаемой субсидии.
Таким образом, суд считает, что оспариваемое бездействие нарушает приведенные выше требования пункта 6 статьи 23.2 ФЗ «О ветеранах» и пункта 13 Положения, привело к нарушению предусмотренного статьей 21 ФЗ «О ветеранах» права Р.Л. Малаховой на обеспечение ее за счет средств федерального бюджета жильем, создает препятствия к осуществлению заявителем Т.Н. Дроздецкой ее предусмотренного пунктом 1 статьи 1110 ГК РФ права на получение причитающегося ей наследства, в связи с чем находит заявление обоснованным, а заинтересованное лицо в силу ст. 258 ГПК РФ подлежит обязанию устранить в полном объеме указанное нарушение.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 197-199, 258 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Заявление признать обоснованным.
Обязать Министерство труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан устранить в полном объеме нарушение предусмотренного пунктом 1 статьи 1110 ГК РФ права Т.Н. Дроздецкой на получение открывшегося после смерти Р.Л. Малаховой части наследства в виде имущественного права последней на обеспечение Р.Л. Малаховой за счет средств федерального бюджета жильем. Нарушение устранить путем обеспечения поступления денежных средств в размере 943200 рублей на счет Р.Л. Малаховой в соответствующем отделении уполномоченного банка.
Настоящее решение в течение трех дней со дня его вступления в законную силу направить для обеспечения устранения допущенного нарушения закона руководителю Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан.
Об исполнении решения суда сообщить в суд и заявителю не позднее чем в течение месяца со дня получения решения.
Настоящее решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение десяти дней через районный суд.
Судья А.Ф. Сунгатуллин