. дело №2-8018/10г.
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ14 октября 2010 года город Казань
Советский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Шайдуллиной А. А.,
при секретаре судебного заседания Ефимовой Т.Н.,
рассмотрев в открытом предварительном судебном заседании в помещении Советского районного суда города Казани гражданское дело по иску Кузина И.В. к Кузину Д.М. о признании зарегистрированного права собственности на земельный участок недействительным и признании права собственности на земельный участок,
УСТАНОВИЛ:
Кузин И.В. является собственником жилого дома под номером <адрес изъят>, на основании нотариально удостоверенного договора дарения от <дата изъята> половины этого жилого дома и на основании нотариально удостоверенного договора купли- продажи от <дата изъята> другой половины дома.
<дата изъята> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, право на земельный участок под вышеуказанным жилым домом зарегистрировано на имя прежнего собственника жилого дома - Кузина Д.М. на основании решения Исполкома Советского Райсовета депутатов трудящихся, которым Кузину Д.М. выделен земельный участок по <адрес изъят> для переноса дома из зоны затопления Волжской ГЭС имени В.И. Ленина. И на основании договора о предоставлении в бессрочное пользование земельного участка под строительство индивидуального жилого дома на праве личной собственности от <дата изъята> удостоверенного нотариусом 4 Казанской Государственной нотариальной конторы.
Кузин И.В. обратился в суд с иском к Кузину Д.М. о признании зарегистрированного на его имя права собственности на земельный участок недействительным и признании такого права за истцом, ссылаясь на то, что у ответчика право на земельный участок отсутствует, право истца на земельный участок возникло в связи с приобретением права на жилой дом, расположенный на спорном земельном участке.
Кузин И.В. в судебном заседании заявленные требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Кузин Д.М. иск не признал, ссылаясь на то, что заключая с истцом договор дарения и договор купли-продажи жилого дома, он не имел намерений дарить и продавать земельный участок.
Представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Татарстан (ранее Управление Федеральной регистрационной службы по Республике Татарстан) в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного заседания извещен.
Выслушав объяснения и доводы лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Статья 37 Земельного кодекса РСФСР, (утв. ВС РСФСР 25.04.1991 N 1103), действовавшая на дату заключения сделок по отчуждению недвижимого имущества от ответчика - истцу, устанавливала что при переходе права собственности на строение, сооружение вместе с этими объектами переходит и право пользования земельными участками, а лицу, к которому перешло такое право, выдается новый документ, удостоверяющий его право на землю.
В дальнейшем в подпункте 5 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации был провозглашен принцип единого правового режима земельного участка и объекта недвижимости на нем, согласно которому раздельное отчуждение земельных участков и зданий, строений, сооружений, находящихся на них и принадлежащих одному лицу, не допускается, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Согласно пункту 1 статьи 35 ЗК РФ, пункту 3 статьи 552 ГК РФ при продаже недвижимости (переходе права собственности), находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право на использование части земельного участка, которая занята этой недвижимостью и необходима для ее использования.
Таким образом, в силу вышеприведенных норм новый собственник здания, строения, сооружения вправе требовать оформления соответствующих прав на земельный участок, занятый недвижимостью и необходимый для ее использования, на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник недвижимости, с момента государственной регистрации перехода права собственности на здание, строение, сооружение.
По делу установлено, что Кузин Д.М. по нотариально удостоверенному договору дарения от <дата изъята> подарил половину жилого дома под номером <адрес изъят>, а затем по нотариально удостоверенному договору от <дата изъята> продал другую половину этого дома Кузину И.В..
Решением Советского районного суда города Казани от 11 марта 1997 года Кузину Д.М. было отказано в удовлетворении требований к Кузину И.В. о признании этих сделок недействительными.
<дата изъята> право собственности на жилой дом под номером <адрес изъят> в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним зарегистрировано на имя Кузина И.В., который как новый собственник жилого дома вправе требовать оформления соответствующих прав на данный участок с момента государственной регистрации перехода права собственности на жилой дом.
На основании изложенного и руководствуясь статьей 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Иск Кузина И.В. к Кузину Д.М. о признании зарегистрированного права собственности на земельный участок недействительным и признании права собственности на земельный участок - удовлетворить.
Зарегистрированное в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности на земельный участок по адресу: <адрес изъят> на имя Кузина Д.М. - признать недействительным.
Признать за Кузиным право собственности на земельный участок по адресу: <адрес изъят>.
Арест, а также запрет на регистрационные действия по земельному участку по адресу: <адрес изъят> (кадастровый номер <номер изъят> наложенные определением Советского районного суда города Казани от 23 августа 2010 года отменить после вступления настоящего решения в законную силу.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Татарстан в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме через Советский районный суд города Казани.
Судья: Для исключений