Решение А.А.Газизов к ООО `Элит Строй` о взыскании пени и компенсации морального вреда



Дело №2-6357/10

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

14 сентября 2010г., г.Казань

Советский районный суд г.Казани в составе председательствующего судьи Б.Г.Абдуллаева,

с участием представителя истца А.А.Газизова Р.Н.Халиуллина,

представителя ответчика ООО «ЭлитСтрой»А.В.Михайлова,

представителя третьего лица ООО «Олимп» Э.Р.Гараева,

при секретаре судебного заседания Ю.В.Волковой,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Газизова А.А. к ООО «ЭлитСтрой» о взыскании пени и компенсации морального вреда,

УСТАНОВИЛ:

А.А.Газизов обратился в суд с иском ООО «ЭлитСтрой» (далее - Общество) о взыскании пени в сумме 1 155 552руб. 13коп., компенсации морального вреда в сумме 300 000руб. В обоснование требований указано на неисполнение ответчиком обязательств по передаче истцу 20 квартир в <адрес изъят> на основании договоров об уступке права требования и договору инвестирования. При этом истец обязательства по оплате права требования квартир исполнил в полном объёме. Просрочка исполнения обязательств со стороны ответчика составила 806 дней.

В судебном заседании представитель истца требование поддержал по изложенным в иске основаниям.

Представитель ответчика иск не признал, поскольку у него не было сведений об уступке истцу права требования передачи квартир.

Представитель третьего лица ООО «Олимп» с иском не согласился, так как истец не оплатил данной организации переданное право требования квартир по делу.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя третьего лица ООО «Холдинговая компания «Капитал-Инвест» (далее - Компания), извещённого о судебном заседании надлежащим образом.

Выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.

Установлено, что 1.08.2005г. между Обществом и Компанией заключён договор инвестирования №В3, согласно условиям которого Общество как заказчик и Компания как инвестор приняли обязательство соединить вклады и совместно действовать в целях строительства административно-жилого комплекса по <адрес изъят>. Общество осуществляет строительство вышеуказанного объекта, а Компания осуществляет инвестирование строительства в сумме 20 113 125руб.

После ввода объекта в эксплуатацию Общество обязалось передать Компании в собственности квартиры в количестве 28 штук общей площадью 1 610,51кв.м., указанные в приложении №1 к договору, исходя из стоимости 1кв.м. общей площади помещений в размере 12 500кв.м.

Срок завершения строительства и сдачи готового объекта в эксплуатацию был определён в размере 14 месяцев с момента подписания договора, то есть 1.10.2006г.

Дополнительным соглашением от 15.09.2006г. Общество и Компания изменили срок завершения строительства и сдачи готового объекта в эксплуатацию на 1 квартал 2008г.

Компания исполнило обязательства перед Обществом по финансированию строительства в полном объеме, что подтвердил представитель Общества, подтверждается платёжными поручениями от 30.09.2005г. №3 и от 25.10.2005г. №6.

В соответствии с договором об уступке права требования от 18.01.2007г. Компания уступила ООО «Олимп» возникшее на основании договора инвестирования от 1.08.2005г. №В3, заключённого с Обществом, право на получение 25 квартир общей площадью 1 435,09кв.м. в строящемся жилом доме, находящемся по адресу: <адрес изъят>, строительный <номер изъят>, в том числе квартиры строительный №<номер изъят>.

Общество было уведомлено о данной уступке права требования в письменной форме 18.01.2007г., то есть в день заключения договора цессии. Кроме того, уступка права требования согласована с ответчиком как стороной этого договора.

Стоимость уступленного Компанией права составила 17 938 625руб., которые были зачтены в счёт имевшегося долга ООО «Олимп» перед Компанией на основании составленного между данными лицами соглашения от 18.01.2007г.

В соответствии с двадцатью договорами об уступке права требования от 23.01.2008г., заключёнными между ООО «Олимп» и А.А.Газизовым, ООО «Олимп» уступило истцу возникшее на основании договора инвестирования от 1.08.2005г. №В3, заключённого между Обществом и Компанией, договора об уступке права требования от 18.01.2007г., заключённого между Компанией и ООО «Олимп», право на получение 20 квартир общей площадью 1 146,95кв.м. в строящемся жилом доме, находящемся по адресу: <адрес изъят>, строительный <номер изъят>, в том числе квартиры строительный №<номер изъят>

Общество было уведомлено о данной уступке права требования в письменной форме 29.01.2008г.

Общая стоимость уступленного ООО «Олимп» права составила 45 878 000руб., исходя из стоимости 1кв.м. квартиры 40 000руб., которые не оплачены А.А.Газизовым ООО «Олимп».

В подтверждение оплаты истцом представлены квитанции к приходным кассовым ордерам о принятии денежных средств от А.А.Газизова, подписанные со стороны ООО «Олимп» И.А.Эндришке как главным бухгалтером.

Однако согласно справке ООО «Олимп» в данной организации должность главного бухгалтера никогда не была предусмотрена. Ведение бухгалтерского учёта в соответствии со ст.6 Федерального закона «О бухгалтерском учёте» было возложено на директора ООО «Олимп», а таковым в 2008 - 2009 годах являлся <данные изъяты>, а не И.А.Эндришке.

В подтверждение права И.А.Эндришке на принятие от имени ООО «Олимп» денежных средств от А.А.Газизова истцом представлена копия доверенности от 23.01.2008г.

Однако по правилам части 2 ст.71 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее - ГПК РФ) А.А.Газизов не представил суду подлинник данной доверенности, несмотря на то, что представитель ООО «Олимп» заявил о наличии у него сомнений относительно действительности данного документа.

Ввиду этого копия доверенности от 23.01.2008г. не принимается судом как доказательство наличия права И.А.Эндришке на принятие от А.А.Газизова денежных средств от имени ООО «Олимп».

Вместе с тем, неисполнение А.А.Газизовым обязательств по оплате стоимости уступленного права ООО «Олимп» не влечёт недействительность заключённых между ними договоров об уступке права требования от 23.01.2008г., а также не освобождает Общество от исполнения обязательств перед А.А.Газизовым, так как перед ответчиком обязательство по инвестированию строительства было исполнено.

В соответствии со ст.309, 310 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом.

Согласно ст.382 ГК РФ право (требование), принадлежащее кредитору на основании обязательства, может быть передано им другому лицу по сделке (уступка требования).

В соответствии со ст.330 ГК РФ), под которой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения. По требованию об уплате неустойки кредитор не обязан доказывать причинение ему убытков.

В силу ст.384 ГК РФ если иное не предусмотрено законом или договором, право первоначального кредитора переходит к новому кредитору в том объеме и на тех условиях, которые существовали к моменту перехода права. В частности, к новому кредитору переходят права, обеспечивающие исполнение обязательства, а также другие связанные с требованием права, в том числе право на неуплаченные проценты.

Согласно пункту 4.2 договору инвестирования от 1.08.2005г. №В3 за задержку сдачи объекта государственной приёмочной комиссии свыше трёх месяцев против планового срока окончания строительства инвестор вправе начислять Обществу пени в размере 0,01% от суммы инвестиции за каждый день просрочки исполнения обязательств по договору.

Общество до настоящего времени не завершило строительство дома строительный <номер изъят> по <адрес изъят> и не сдало дом в эксплуатацию, что подтвердил представитель ответчика.

Таким образом, период просрочки исполнения обязательств перед истцом составил с 1.04.2008г. по 15.06.2010г. (согласно исковому требованию), то есть 2 года 2 месяца 15 дней или 795 дней.

Поскольку истцу уступлено право требования общей площади жилья в размере 1 146,95кв.м., то исходя из стоимости 1кв.м. жилья, определённой в договоре инвестирования от 1.08.2005г. №В3 в сумме 12 500руб., пени исчисляются исходя из суммы инвестиции в размере 14 336 875руб. Размер пени составляет 1 139 783руб. 55коп.

В соответствии со ст.333 ГК РФ суд уменьшает размер пени до 30 000руб. ввиду явной несоразмерности подлежащих уплате пени последствиям нарушения обязательства, значительного превышения суммы пени суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств.

При этом нельзя не отметить, что, как уже было указано, А.А.Газизов не оплатил стоимость уступленного ему права требования квартир, а в отношении Общества возбуждено дело о банкротстве. Оплата А.А.Газизову пени в полном объёме существенно затруднит окончание строительства дома по делу ответчиком.

Поскольку в правоотношениях с Обществом А.А.Газизов выступает как гражданин, приобретающий квартиры для нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, так как иное не доказано, то на данные правоотношения распространяется Закон РФ от 7.02.1992г. №2300-1 «О защите прав потребителей».

С учётом этого на основании ст.15 данного Закона, ст.151, 1099-1101 ГК РФ А.А.Газизову компенсируется моральный вред, то есть нравственные страдания, причинённые в результате нарушения его прав как потребителя на своевременное строительство дома и передачи квартир в собственность. Суд определяет компенсацию морального вреда в размере 5 000руб., учитывая при этом характер причинённых нравственных страданий истца, его личность, а также требования разумности и справедливости.

Довод ответчика о невозможности удовлетворения требований истца ввиду введения в отношении Общества определением Арбитражного суда Республики Татарстан от 14.01.2010г. процедуры банкротства внешнего управления, отклонятся.

В соответствии со ст.94 Федерального закона от 26.10.2002г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» с даты введения внешнего управления вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом.

Согласно ст.95 этого Закона мораторий на удовлетворение требований кредиторов распространяется на денежные обязательства и обязательные платежи, за исключением текущих платежей.

В течение срока действия моратория на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей.

Однако в данном случае пени начислены за неисполнение не денежного обязательства, а обязательства по окончанию строительству дома.

В силу пункта 5 ст.95 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» мораторий на удовлетворение требований кредиторов о возмещении морального вреда вообще не распространяется.

В соответствии со ст.98 ГПК РФ пропорционально размеру удовлетворённых требований истцу возмещается с ответчика государственная пошлина в сумме 1 300руб.

На основании изложенного и руководствуясь ст.198 ГПК РФ суд

РЕШИЛ:

Иск удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «ЭлитСтрой» в пользу Газизова А.А. пени в сумме 30 000 рублей и компенсацию морального вреда в сумме 5 000 рублей, в счёт возмещения государственной пошлины 1 300 рублей.

Отказать в удовлетворении иска А.А.Газизова к ООО «ЭлитСтрой» в части взыскания пени в сумме 1 125 552руб. 13коп. и компенсации морального вреда в сумме 295 000руб.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Советский районный суд г.Казани в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.

Судья Б.Г.Абдуллаев