<дата изъята> <адрес изъят>
Советский районный суд <адрес изъят> в составе:
председательствующего судьи Габидуллиной А.Г.,
при секретаре судебного заседания ФИО2,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении зала <номер изъят> Советского районного суда <адрес изъят> гражданское дело по заявлению ФИО1 об оспаривании действий должностных лиц (государственных служащих) Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <номер изъят> по <адрес изъят>,
УСТАНОВИЛ:
ФИО1 обратился в суд с заявлением о признании неправомерным ответа должностных лиц МРИ ФНС <номер изъят> по РТ - руководителя ФИО5 и служащего Ивановой в части, нарушающей его права, свободы и законные интересы.
В обоснование своих требований заявитель указал, что <дата изъята> он обратился в МРИ ФНС <номер изъят> по РТ с заявлением об обеспечении его прав и свобод в порядке, установленном частью 2 статьи 19 Международного Пакта о гражданских и политических правах.
Ответом должностного лица (государственного служащего) руководителя МРИ ФНС <номер изъят> по РТ ФИО5 и служащего Ивановой <номер изъят>.4-14/22648 от <дата изъята> в обеспечении заявленных прав было отказано.
Заявитель ссылается на то, что указанные должностные лица неправильно истолковали суть поданного им заявления и обосновали свой ответ теми нормами права, которые не относятся к предмету поданного им заявления. В частности, номер и дата приказа о назначении гражданского служащего на замещение вакантной должности, а также сведения о должности и инициалах лица, которое приняло решение о назначении на должность и подписало такой приказ, не являются государственной тайной и не относятся к персональным данным гражданского служащего. Однако заявитель был лишен права на получение таких сведений, чем были нарушены положения пункта 1 статьи 5 Международного Пакта о гражданских и политических правах, а заявителю причинен вред в виде душевных страданий и эмоциональных переживаний, поэтому он обратился в суд.
В судебном заседании заявитель свои требования поддержал, пояснив, что запрашиваемые сведения были ему необходимы как представителю ИП ФИО3, в отношении которого проводилась выездная налоговая проверка должностным лицом, сведения в отношении которого запрашивались. Копию ответа заявитель получил по почте, но точную дату получения корреспонденции назвать не может.
Представитель заинтересованного лица заявление не признала, ссылаясь на то, что заявителем пропущен установленный ст. 256 ГПК РФ срок обращения в суд с данным заявлением. Кроме того, оспариваемым письмом должностных лиц налогового органа права и свободы заявителя не нарушены, Налоговым кодексом РФ не предусмотрена обязанность налогового органа представлять налогоплательщику копию приказа о назначении на должность сотрудника инспекции.
Исследовав письменные доказательства, заслушав заявителя и представителя заинтересованного лица, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ, к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемых в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные или единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина, созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод, на гражданина незаконно возложена какая - либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии со ст. 256 ГПК РФ, гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.
В силу статьи 5 Международного Пакта о гражданских и политических правах от <дата изъята>, ратифицированного СССР <дата изъята> (далее - Пакт):
1. Ничто в настоящем Пакте не может толковаться как означающее, что какое-либо государство, какая-либо группа или какое-либо лицо имеет право заниматься какой бы то ни было деятельностью или совершать какие бы то ни было действия, направленные на уничтожение любых прав или свобод, признанных в настоящем Пакте, или на ограничение их в большей мере, чем предусматривается в настоящем Пакте.
2. Никакое ограничение или умаление каких бы то ни было основных прав человека, признаваемых или существующих в каком-либо участвующем в настоящем Пакте государстве в силу закона, конвенций, правил или обычаев, не допускается под тем предлогом, что в настоящем Пакте не признаются такие права или что в нем они признаются в меньшем объеме.
Согласно статье 19 Пакта:
1. Каждый человек имеет право беспрепятственно придерживаться своих мнений.
2. Каждый человек имеет право на свободное выражение своего мнения; это право включает свободу искать, получать и распространять всякого рода информацию и идеи, независимо от государственных границ, устно, письменно или посредством печати или художественных форм выражения или иными способами по своему выбору.
3. Пользование предусмотренными в пункте 2 настоящей статьи правами налагает особые обязанности и особую ответственность. Оно может быть, следовательно, сопряжено с некоторыми ограничениями, которые, однако, должны быть установлены законом и являться необходимыми:
a) для уважения прав и репутации других лиц,
b) для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения.
В соответствии с частью 2 статьи 24 Конституции Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом.
В силу статьи 33 Конституции Российской Федерации граждане Российской Федерации имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления.
Согласно части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В соответствии со статьей 42 Федерального закона «О государственной гражданской службе»:
1. При обработке, хранении и передаче персональных данных гражданского служащего кадровая служба государственного органа обязана соблюдать следующие требования:
…6) передача персональных данных гражданского служащего третьей стороне не допускается без письменного согласия гражданского служащего, за исключением случаев, установленных федеральным законом. Условия передачи персональных данных гражданского служащего третьей стороне устанавливаются нормативными правовыми актами Российской Федерации.
2. Гражданский служащий, виновный в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и передачу персональных данных другого гражданского служащего, несет ответственность в соответствии с настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.
3. В личное дело гражданского служащего вносятся его персональные данные и иные сведения, связанные с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением и увольнением с гражданской службы и необходимые для обеспечения деятельности государственного органа.
Согласно Положению о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от <дата изъята> <номер изъят>:
2. Под персональными данными гражданского служащего понимаются сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданского служащего, позволяющие идентифицировать его личность и содержащиеся в личном деле гражданского служащего либо подлежащие включению в его личное дело в соответствии с настоящим Положением.
10. В личное дело гражданского служащего вносятся его персональные данные и иные сведения, связанные с поступлением на гражданскую службу, ее прохождением и увольнением с гражданской службы и необходимые для обеспечения деятельности государственного органа.
11. Персональные данные, внесенные в личные дела гражданских служащих, иные сведения, содержащиеся в личных делах гражданских служащих, относятся к сведениям конфиденциального характера (за исключением сведений, которые в установленных федеральными законами случаях могут быть опубликованы в средствах массовой информации), а в случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, - к сведениям, составляющим государственную тайну.
В судебном заседании установлено, что заявитель обратился в МРИ ФНС <номер изъят> по РТ с заявлением о предоставлении сведений в отношении специалиста 1 разряда Межрайонной ИФНС России <номер изъят> по РТ ФИО4, а именно: ознакомить с приказом либо предоставить копии приказа о ее назначении на должность.
Заявителю в удовлетворении его просьбы заинтересованным лицом было отказано по тем основаниям, что Налоговым кодексом РФ не предусмотрена обязанность налогового органа представлять налогоплательщику копию приказа о назначении на должность сотрудника инспекции, а трудовое законодательство и Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации», не предусматривают право налогоплательщиков на ознакомление с внутренними документами инспекции.
Из приведенных выше норм Федерального закона «О государственной гражданской службе» и Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела следует, что запрошенные заявителем в обращении на имя заинтересованного лица сведения относятся к персональным данным гражданского служащего и носят конфиденциальный характер. Согласно утвержденной унифицированной форме приказа о приеме работника на работу, утв. Постановлением Госкомстата РФ от <дата изъята> <номер изъят>, в приказе указываются Ф,И.О. работника, отдел и должность, срок приема на работу, тарифная ставка, соответствующие надбавки и поощрения, его табельный номер.
С учетом приведенных выше норм закона заинтересованным лицом правомерно было отказано заявителю в получении сведений конфиденциального характера о государственном гражданском служащем, а право на информацию, вопреки утверждению заявителя, не является абсолютным и безграничным. Также в ходе рассмотрения дела не установлено, каким образом отказ в предоставлении приказа о назначении на должность государственного гражданского служащего нарушил права и свободы гражданина, какие препятствия созданы к осуществлению гражданином ФИО1 его прав и свобод.
Кроме того, заявителем пропущен срок обращения в суд с указанным заявлением, что является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.
Согласно почтовой квитанции, <дата изъята> МРИ ФНС <номер изъят> по РТ направила ФИО1 оспариваемый ответ на его заявление от <дата изъята>
Из объяснений заявителя в судебном заседании установлено, что указанный документ был получен им почтой. Доказательств того, что почтовое отправление было получено с опозданием, заявителем не представлено.
Соответственно, срок обращения в суд с заявлением об оспаривании действий должностных лиц подлежит исчислению с момента отказа в предоставлении сведений - <дата изъята> с учетом почтового пробега - с <дата изъята>
С заявлением об оспаривании действий должностных лиц МРИ ФНС <номер изъят> по РТ, ФИО1 обратился в суд <дата изъята>, обосновывая пропуск процессуального срока тем, что обращался в суд и с другими заявлениями об оспаривании действий налоговых органов, и не может одновременно участвовать в нескольких процессах, а также иметь представителя. Указанные заявителем обстоятельства не являются уважительной причиной пропуска срока обращения в суд.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 194 - 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении заявления ФИО1 об оспаривании действий должностных лиц Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы <номер изъят> по <адрес изъят>, отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд <адрес изъят> в течение 10 дней со дня составления решения в окончательной форме через Советский районный суд <адрес изъят>.
Судья: А.Г. Габидуллина
Решение в окончательной форме составлено <дата изъята>.
Судья: А.Г. Габидуллина