Дело №2-7535/10
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ18 августа 2010г., г.Казань
Советский районный суд г.Казани в составе председательствующего судьи Б.Г.Абдуллаева,
с участием представителя истца Р.В.Ананьева А.И.Пичеева,
представителя третьего лица Управления Росреестра по Республике Татарстан Г.Р.Фасаховой,
при секретаре судебного заседания Ю.В.Волковой,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ананьева Р.В. к Управлению Судебного департамента в Республике Татарстан, Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан о признании права собственности на жилое помещение,
УСТАНОВИЛ:
Р.В.Ананьев обратился в суд с иском к Управлению Судебного департамента в Республике Татарстан (далее - УСД в РТ), Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Республике Татарстан (далее - Росимущество в РТ) о признании недействительным договора найма федерального недвижимого имущества от 1.07.2010г. <номер изъят>, заключённого между УСД в РТ и Р.В.Ананьевым, признании за Р.В.Ананьевым права собственности на жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес изъят>, прекращении записей в едином государственном реестре прав о праве собственности на вышеуказанную квартиру за Российской Федерацией и праве оперативного управления на квартиру за УСД в РТ. В обоснование требований указано, что истец с октября 2003г. работает судьёй, 17.06.2005г. был включён в список нуждающихся в предоставлении жилья на 2005г., 8.10.2009г. УСД в РТ было постановлено выделить денежные средства на приобретение квартиры <номер изъят> дома <номер изъят> по <адрес изъят> и 1.07.2010г. данная квартира по договору найма <номер изъят> была предоставлена УСД в РТ Р.В.Ананьеву в безвозмездное бессрочное пользование. Данная сделка не соответствует действующему законодательству, так как квартиру должны были предоставить истцу безвозмездно в собственность, а не как служебную жилую площадь.
При рассмотрении дела представитель истца уточнил требования о прекращении записей в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, указав, что просит прекратить зарегистрированные право собственности за Российской Федерацией и право оперативного управления за УСД в РТ в отношении жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес изъят>. Требования поддержал по изложенным в иске основаниям.
Дело рассмотрено в отсутствии представителей ответчиков УСД в РТ и Росимущества в РТ, извещённых о судебном заседании надлежащим образом.
Представитель третьего лица Управления Росреестра по Республике Татарстан с иском согласился.
Выслушав объяснения явившихся лиц, участвующих в деле, исследовав письменные доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии Конституцией РФ каждый вправе иметь имущество в собственности (ст.35) и каждый имеет право на жилище (ст.40).
В силу ст.124 Конституции РФ финансирование судов производится только из федерального бюджета и должно обеспечивать возможность полного и независимого осуществления правосудия в соответствии с федеральным законом.
Согласно пунктам 1 и 4 ст.9 Закона РФ от 26.06.1992г. №3132-1 «О статусе судей в Российской Федерации» (далее - Закон) независимость судьи обеспечивается, в том числе, предоставлением судье за счет государства материального обеспечения, соответствующего его высокому статусу.
Гарантии независимости судьи, включая меры его материального обеспечения, предусмотренные Законом, распространяются на всех судей в Российской Федерации и не могут быть отменены и снижены иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 3 ст.19 Закона судьи, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, обеспечиваются в соответствии с нормами, установленными законодательством Российской Федерации, отдельными жилыми помещениями с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере 20кв.м. или в виде отдельной комнаты, приобретаемыми за счет средств федерального бюджета, выделяемых на эти цели судам Российской Федерации, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Данная редакция пункта 3 ст.19 Закона была изложена пунктом 2 ст.14 Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ и действует с 1.01.2005г.
Согласно прежней редакции пункта 3 ст.19 Закона местная администрация была обязана не позднее шести месяцев после наделения судьи полномочиями и (или) в случае необходимости улучшения его жилищных условий предоставить ему во внеочередном порядке по месту нахождения суда благоустроенное жилое помещение в виде отдельной квартиры или дома с учетом права судьи на дополнительную жилую площадь в размере не менее 20кв.м. или в виде отдельной комнаты. Указанное жилое помещение предоставлялось судье за счет средств местного бюджета с последующей компенсацией из федерального бюджета в срок не более шести месяцев либо приобреталось судом за счет средств федерального бюджета, выделяемых суду на эти цели. Жилое помещение передавалось в собственность судьи бесплатно.
В соответствии с законодательством Российской Федерации о статусе судей и прокуратуре Правительство РФ приняло Постановление от 21.03.2008г. №192 «О порядке обеспечения судей, прокуроров и следователей Следственного комитета при Прокуратуре Российской Федерации, нуждающихся в улучшении жилищных условий, отдельными жилыми помещениями», согласно которому до внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации ассигнования, предусмотренные в федеральном бюджете на соответствующий год Верховному Суду РФ, Высшему Арбитражному Суду РФ, Генеральной прокуратуре РФ, Следственному комитету при прокуратуре РФ и Судебному департаменту при Верховном Суде РФ на улучшение жилищных условий судей, прокуроров и следователей Следственного комитета при прокуратуре РФ, используются этими органами на приобретение (строительство) на конкурсной основе отдельных жилых помещений для указанной категории лиц с отнесением этих помещений к специализированному жилищному фонду Российской Федерации.
Настоящее Постановление распространено на правоотношения, возникшие с 1.01.2008г.
Вместе с тем, Постановлением Конституционного Суда РФ от 31.01.2008г. №2-П пункт 2 ст.14 Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ, которым пункт 3 ст.19 Закона изложен в новой редакции, признан не соответствующим Конституции РФ в той мере, в какой он в силу своей неопределенности создает возможность неосновательного расширения компетенции Правительства РФ и тем самым - снижения уровня гарантий материального обеспечения судей.
В этом же Постановлении Конституционный Суд РФ указал, что федеральный законодатель - исходя из требований Конституции РФ и с учетом настоящего Постановления - обязан надлежащим образом установить порядок обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В соответствии с частью 3 ст.79 Федерального конституционного закона от 21.07.1994г. №1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу.
Согласно ст.1 и 2 Федерального закона от 8.01.1998г. №7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации» Судебный департамент при Верховном Суде РФ является федеральным государственным органом, осуществляющим организационное обеспечение деятельности верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, районных судов, военных и специализированных судов, органов судейского сообщества, а также финансирование мировых судей.
Под организационным обеспечением деятельности судов в указанном Федеральном законе понимаются мероприятия кадрового, финансового, материально-технического и иного характера, направленные на создание условий для полного и независимого осуществления правосудия.
Управление Судебного департамента в РТ входит в систему Судебного департамента при Верховном Суде РФ.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 5.06.2008г. <номер изъят> уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в сфере управления имуществом Российской Федерации, является Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (Росимущество), которое осуществляет свою деятельность непосредственно и через свои территориальные органы.
Установлено, решением жилищно-бытовой комиссии УСД в РТ от 17.05.2005г. <номер изъят> Р.В.Ананьев как судья <данные изъяты> районного суда г.Казани включён в список нуждающихся в предоставлении жилья на 2005г. без членов семьи, которые обеспечены жилой площадью.
Решением жилищно-бытовой комиссии УСД в РТ от 8.10.2009г. <номер изъят> для Р.В.Ананьева - заместителя председателя <данные изъяты> районного суда г.Казани выделены денежные средства на приобретение жилья.
На основании последнего решения между УСД в РТ и Р.В.Ананьевым был заключён договор от 1.07.2010г. <номер изъят> найма федерального недвижимого имущества, закреплённого за УСД в РТ на праве оперативного управления, согласно которому УСД в РТ как наймодатель в соответствии со ст.99-100, 104 Жилищного кодекса РФ передало Р.В.Ананьеву как нанимателю в безвозмездное владение и пользование жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес изъят>, состоящее из одной комнаты, общей площадью 41,5кв.м.
Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имуществом и сделок с ним от 10.08.2010г., выданной Управлением Росреестра по Республике Татарстан, право собственности на переданное истцу жилое помещение с 26.05.2010г. зарегистрировано за Российской Федерацией, а за УСД РТ с 22.04.2010г. зарегистрировано право оперативного управления.
Таким образом, реализуя право Р.В.Ананьева на жильё как судьи, нуждающегося в улучшении жилищных условиях, УСД в РТ предоставило ему квартиру как служебное жилое помещение на праве найма.
Вместе с тем, предоставление истцу жилого помещения по найму как служебное не предусмотрено действующими законами, а Правительство РФ не вправе устанавливать порядок предоставления жилья судьям (Постановление Конституционного Суда РФ от 31.01.2008г. №2-П).
С учётом того, что по указанию Постановления Конституционного Суда РФ до настоящего времени федеральный законодатель надлежащим образом не установил порядок обеспечения жилыми помещениями судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, суд считает необходимым применить порядок обеспечения судей жилыми помещения, действовавший до принятия Федерального закона от 22.08.2004г. №122-ФЗ 1.01.2005г. Таким образом, жильё Р.В.Ананьеву должно было быть предоставлено в собственность.
Тем более, что истец включён в список судей, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до 1.01.2008г.
Необходимо отметить, что согласно части 3 ст.104 Жилищного кодекса РФ договор найма служебного жилого помещения заключается только на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Поэтому предоставление судье, нуждающемуся в улучшении жилищных условиях, жилого помещения по служебному найму, не является улучшением жилищных условий судьи, не соответствует его высокому статусу.
Заключённый между УСД в РТ и Р.В.Ананьевым договор найма от 1.07.2010г. <номер изъят> противоречит вышеприведённым нормам закона, в связи с этим является ничтожным и признаётся недействительным на основании ст.168 Гражданского кодекса РФ.
Если государство устанавливает в законе право граждан на получение жилья в собственность, то оно обязано обеспечить и возможность реализации этого права. Следовательно, если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приобретение жилого помещения в собственность, то он вправе обратиться в суд с иском о признании за ним права собственности в судебном порядке.
Согласно ст.17 и 28 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» вступившие в законную силу судебные акты являются основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним. Права на недвижимое имущество, установленные решением суда, подлежат государственной регистрации на общих основаниях. Момент возникновения права определяется решением суда. При этом государственный регистратор не вправе отказать в государственной регистрации права, установленного вступившим в силу решением суда.
Такая правовая позиция высказана Верховным Судом РФ в Обзоре законодательства и судебной практики за 2 квартал 2005г.
При таких обстоятельствах право собственности на спорное жилое помещение признаётся за Р.В.Ананьевым в судебном порядке и должно быть зарегистрировано органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, на основании судебного решения. Соответственно зарегистрированные право собственности Российской Федерации и право оперативного управления УСД РТ прекращается.
Иск удовлетворяется в полном объёме.
На основании изложенного и руководствуясь ст.198 ГПК РФ суд
РЕШИЛ:
Иск удовлетворить.
Признать недействительным договор найма федерального недвижимого имущества от 1.07.2010г. <номер изъят>, заключённый между Управлением Судебного департамента в Республике Татарстан и Ананьевым Р.В..
Признать за Ананьевым Р.В. право собственности на жилое помещение, находящееся по адресу: <адрес изъят>.
Прекратить зарегистрированные право собственности за Российской Федерацией и право оперативного управления за Управлением Судебного департамента в Республике Татарстан в отношении жилого помещения, находящегося по адресу: <адрес изъят>.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Советский районный суд г.Казани в течение 10 дней со дня изготовления решения в окончательной форме.
Судья Б.Г.Абдуллаев