Решение по иску Касимовой ф.к. к админ. сов. района о признании решен. об отказе в постановке на учет в качестве нууждающегося в жилом помещении незаконным



Подлинник Дело №2-3948/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

29 ноября 2010 года город Казань

Советский районный суд г. Казани в составе:

председательствующего судьи Р.Р. Минзарипова,

при секретаре судебного заседания С.М. Гатиятуллиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Касимовой Ф.К. к администрации Советского района ИК МО г. Казани о признании решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении незаконным и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Касимова Ф.К. обратилась в суд с иском, указав, что она является вдовой участника Великой отечественной войны. В августе 2008 года она поставлена на регистрационный учет по месту жительства своего сына по адресу: <адрес изъят>. В указанном жилом помещении также проживают и зарегистрированы: сын Шарафиев И.М., сноха Шарафиева Р.М., внук Шарафиев Р.И., внук Шарафиев И.И., внучка Шарафиева Г.И. В мае 2010 года истица обратилась в администрацию Советского района ИК МО г. Казани с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, однако решением от 23.06.2010 года в постановке на учет ей было отказано в связи с намеренным ухудшением жилищных условий. Истица полагает решение ответчика незаконным, так как намеренного ухудшения жилищных условий с ее стороны не имелось. Так, на регистрационном учете по месту жительства сына истица состоит уже с 2008 года, т.е. до принятия Федерального закона №327-ФЗ. Дом, расположенный в Атнинском районе, собственником которого согласно правоустанавливающим документам она является, ей не принадлежит: в действительности собственником дома является ее сын. Право собственности же на дом на имя истицы зарегистрировано в связи принадлежностью истице земельного участка, на котором жилой дом располагается. Кроме того, истица не имела и материальной возможности осуществить постройку дома. Более того, до настоящего времени истица какими-либо льготами, предоставляемыми вдовам участников ВОВ, не воспользовалась. На основании изложенного истица просит признать решение ответчика от 23.06.2010 года незаконным; обязать администрацию района поставить истицу на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении как вдову участника Великой Отечественной войны.

В судебном заседании представитель истицы исковые требования поддержал.

Представитель ответчика – администрации Советского района ИК МО г. Казани – в судебное заседание не явился о времени и месте судебного разбирательства извещался. Сведений об уважительности причин неявки не предоставил. В то же время, учитывая, что при первоначальном рассмотрении дела представитель ответчика свое отношение к иску выразил, рассмотрение дела в его отсутствие представляется возможным.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 21 Федерального закона от 12.01.1995 года №5-ФЗ «О ветеранах» (далее – Закон) меры социальной поддержки, установленные для семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны (далее также – погибшие (умершие)), предоставляются нетрудоспособным членам семьи погибшего (умершего), состоявшим на его иждивении и получающим пенсию по случаю потери кормильца (имеющим право на ее получение) в соответствии с пенсионным законодательством Российской Федерации.

Указанным лицам предоставляется мера социальной поддержки в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем членов семей погибших (умерших) участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, которое осуществляется в соответствии с положениями статьи 23.2 настоящего Федерального закона. Члены семей погибших (умерших) участников ВОВ имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз. Члены семей погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны обеспечиваются жильем независимо от их имущественного положения.

Независимо от состояния трудоспособности, нахождения на иждивении, получения пенсии или заработной платы меры социальной поддержки предоставляются супруге (супругу) погибшего (умершего) участника ВОВ, не вступившей (не вступившему) в повторный брак.

В соответствии со статьей 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее – нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учётной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.

При наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.

Согласно части 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Из материалов дела следует, что истица является вдовой участника Великой Отечественной войны Шарафиева М,А., умершего <дата изъята>, что подтверждается справкой военного комиссара Арского и Атнинского районов РТ, удостоверением отдела социальной защиты в Атнинском районе РТ.

Распоряжением Главы Администрации от 23.06.2010 года №717р истице отказано в признании нуждающейся в жилом помещении и в принятии ее на учёт в связи с тем, что не истёк срок, предусмотренный статьей 53 ЖК РФ, так как 01.10.2008 года истица подарила сыну принадлежащий ей жилой дом, расположенный в Атнинском районе РТ.

Указанное решение является законным, обоснованным; оснований для удовлетворения иска не имеется по следующим основаниям.

Истица являлась собственником жилого помещения, расположенного по адресу: Республика Татарстан, Атнинский муниципальный район, <адрес изъят>.

Из технического паспорта на дом следует, что фактически на земельном участке располагается два жилых дома: 1965 и 2005 года постройки. Как пояснил представитель истицы, истица являлась действительным собственником лишь дома 1965 года постройки; собственником дома 2005 года постройки являлся ее сын Шарафиев И.М.

На основании договора дарения от 01.10.2008 года жилой дом, площадью 91,4 кв.м., и земельный участок подарены истицей ее сыну Шарафиеву И.М. Договор и переход права собственности зарегистрированы Управлением Федеральной регистрационной службы 31.10.2008 года.

С 20.08.2008 года истица состоит на регистрационном учете по адресу: <адрес изъят>.

Указанное жилое помещение на основании договора приватизации от 04.02.2005 года на праве долевой собственности принадлежит Шарафиеву И.М., Шарафиевой Р.М.. несовершеннолетним Шарафиеву Р.И. и Шарафиеву И.И.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Однако в силу специальной нормы, содержащейся в статье 53 ЖК РФ, граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Из материалов дела видно, что в жилом помещении общей площадью <данные изъяты> кв.м. (94,9 кв.м. согласно сведениям Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним) действительно зарегистрировано 6 человек. При этом 07.05.2010 года Шарафиев И.М., являющийся собственником <данные изъяты> доли в праве собственности на квартиру, заключил с истицей договор, по которому передал в безвозмездное пользование Касимовой Ф.К., Шарафиевой Г.И. <данные изъяты> долю в праве собственности на жилое помещение. По этим основаниям истицей полагает, что с учетом доли, переданной ей в безвозмездное пользование, приходящаяся на нее площадь жилья менее учетной нормы, установленной решением Казанской городской Думы от 01.11.2006 года №10-13, и составляющей <данные изъяты> кв.м. на одного человека.

По мнению суда, заключение договора от 07.05.2010 года является обстоятельством, свидетельствующем о намеренном ухудшении жилищных условий. Так, из пояснений истицы следует, что изначально, т.е. с августа 2008 года, истица заселена в квартиру в качестве члена семьи. Более того, в зимний период времени истица проживала в квартире, начиная с 2003 года. Договор же безвозмездного пользования квартирой был заключен по совету сотрудников администрации Советского района ИК МО г. Казани в целях постановки на учет качестве нуждающейся в жилом помещении.

Таким образом, учитывая факт вселения в жилое помещение в качестве члена семьи, отсутствие каких-либо споров относительно порядка пользования жилым помещением, с доводом истицы о том, что при определении нормы жилой площади, приходящейся на истицу, необходимо принимать лишь долю, предоставленную ей по договору от 07.05.2010 года, согласиться нельзя. Более того, заключение договора безвозмездного пользования долей квартиры к каким-либо изменениям жилищных прав истицы, изменению порядка пользования жилым помещением не привело, объективных причин для заключения такого договора у его сторон не имелось. Данные обстоятельства свидетельствуют о мнимом характере договора от 07.05.2010 года и о намеренном ухудшении истицей своих жилищных условий.

В связи с этим, определяя норму жилой площади, приходящейся на истицу, необходимо учитывать площадь всего жилого помещения. С учетом площади квартиры в 96,8 кв.м. норма, приходящаяся на каждого проживающего в квартире человека, составит 16,13 кв.м., что не ниже учетной нормы.

С учетом этого обстоятельства доводы о невозможности проживания в жилом доме, расположенном по адресу: Республика Татарстан, Атнинский муниципальный район, <адрес изъят>, формальном характере договора дарения от 01.10.2008 года, фактической принадлежности жилого дома 2005 года постройки сыну значения при разрешении вопроса о нуждаемости истицы в жилом помещении не имеют.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Касимовой Ф.К. в иске к администрации Советского района ИК МО г. Казани о признании решения об отказе в постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении и постановке на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении – отказать.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение 10 дней через Советский районный суд г. Казани.

Судья Р.Р. Минзарипов

Мотивированное решение составлено <дата изъята>, судья