Решение по иску Потаповой Л. Ю. к Зиновьеву А.А, Зиновьевой Л.П об устранении препятствий в пользовании жилым помещением, выселении и взыскании задолженности по коммунальным услугам.



Подлинник Дело №2-5877/2010

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

19 ноября 2010 года город Казань

Советский районный суд г. Казани в составе:

председательствующего судьи Р.Р. Минзарипова,

при секретаре судебного заседания С.М. Гатиятуллиной,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Потаповой Л.Ю. к Зиновьеву А.А., Зиновьевой Л.П. об устранении препятствий в пользовании жилым помещением, выселении и взыскании задолженности по коммунальным услугам, а также по иску Зиновьевой Л.П. к администрации Советского района ИК МО г. Казани о признании права собственности на комнаты в жилом помещении,

УСТАНОВИЛ:

Потапова Л.Ю. обратилась в суд с иском, указав, что она по договору купли-продажи от <дата изъята> купила комнату, общей площадью с учетом мест общего пользования 22,06 кв.м., расположенную по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят>. В настоящее время право собственности на жилое помещение зарегистрировано в установленном законом порядке; выдано свидетельство о государственной регистрации права. Однако в приобретенной комнате проживают ответчики Зиновьев А.А. и Зиновьева Л.П. Их проживание чинит истице препятствия в пользовании жилым помещением. На основании изложенного истица просит устранить препятствия в пользовании жилым помещением, выселив ответчиков из жилого помещения, и обязать ответчиков произвести оплату коммунальных услуг на момент предъявления иска.

Зиновьева Л.П. обратилась в суд с иском, указав, что 08.04.1976 года Исполнительным комитетом районного Совета депутатов трудящихся г. Казани Зиновьеву А.А. с семьей был выдан ордер на занятие двух комнат в трехкомнатной квартире по адресу: <адрес изъят>. 16.05.1996 года КПО СВТ Терминал ЖКО, действующий от имени Совета народных депутатов Советского района г. Казани, заключил с Зиновьевым А.А. договор на передачу жилого помещения в собственность граждан, по которому комнаты были переданы в совместную собственность Зиновьева А.А., Зиновьевой Л.П. и Зиновьевой О.А. Однако в договоре приватизации была допущена ошибка. Так, жилая площадь в договоре указана 27,5 кв.м. В действительности Зиновьеву А.А. и членам его семьи изначально предоставлялись, и фактически семья Зиновьевых постоянно пользовались комнатами площадью 29,58 кв.м. На основании изложенного истец просит признать право собственности на две комнаты, общей площадью 29,58 кв.м., а также возместить расходы по уплате государственной пошлины.

Определением суда от 13.07.2010 года дела объединены в одно производство для совместного рассмотрения.

Впоследствии истица исковые требования уточнила: просила признать за ней право собственности на жилое помещение, приобретенное ею по договору купли-продажи, площадью 14,8 кв.м.

Зиновьева Л.П. впоследствии исковые требования также уточнила, просила признать право собственности на две комнаты №7 и №8 площадью соответственно 16,6 и 12,7 кв.м.

В судебном заседании истица и ответчица уточненные исковые требования поддержала.

Ответчик по основному иску Зиновьев А.А. в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался. В прошлых судебных заседаниях свое отношение к исковым требованиям Потаповой Л.Ю. и Зиновьевой Л.П. выразил.

Представитель администрации Советского района ИК МО г. Казани, участвующий в качестве ответчика по первоначальному иску Зиновьевой Л.П., в судебное заседание также не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался. В прошлых судебных заседаниях свое отношение к исковым требованиям Потаповой Л.Ю. и <адрес изъят> выразил.

Представитель Управления Росреестра по РТ, привлеченный к участию в деле в качестве третьего лица, в судебное заседание также не явился, о времени и месте судебного разбирательства извещался. В прошлых судебных заседаниях свое отношение к исковым требованиям Потаповой Л.Ю. и Зиновьевой Л.П. выразил.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения участвующих в деле лиц, суд приходит к следующему.

В соответствии со статьей 8 Гражданского кодекса РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности. При этом одним из оснований возникновения гражданских прав и обязанностей является договор или иная сделка.

Согласно статье 153 ГК РФ сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.

Из материалов дела следует, что по договору купли-продажи от 26.12.2009 года Потапова Л.Ю. купила у Лопатиной Н.Г., Забаровой Л.Л. и Забаровой Е.Ю. комнату, общей площадью с учетом мест общего пользования 22,06 кв.м., общей площадью 16,6 кв.м., в том числе жилой площадью 16,6 кв.м., расположенную по адресу: <адрес изъят>, <адрес изъят>.

Договор и переход права собственности зарегистрированы Управлением Росреестра по РТ 10.03.2010 года.

В свою очередь, как следует из материалов дела, комната Лопатину Л.В., отцу Лопатиной Н.Г., была выделена как лицу, включенному в список очередников на основании ходатайства администрации Мостоотряда №3, распоряжением Городского исполкома №378 от 10.08.1971 года. При этом площадь комнаты составила 15,03 кв.м.

Кроме того, Зиновьеву А.А. на основании решения Исполкома Московского районного Совета депутатов трудящихся от 05.04.1976 года также в соответствии со списком очередников было предоставлено двухкомнатное жилое помещение с подселением по адресу: <адрес изъят>.6, <адрес изъят>, площадью 29,58 кв.м. Ордер на жилое помещение выдан на эту же площадь.

Впоследствии занимаемые семьей Зиновьевых комнаты были приватизированы путем заключения 16.05.1996 года договора на передачу жилого помещения в собственность граждан (договора приватизации) с КПО СВТ Терминал ЖКО, действующего от имени Совета народных депутатов Советского района г. Казани. Однако согласно указанному договору в собственность Зиновьева А.А., Зиновьевой Л.П., а также Зиновьевой О.А. переданы комнаты площадью 27,5 кв.м.

В свою очередь, комната, предоставленная в 1971 году Лопатину Л.В., по договору на передачу жилого помещения в собственность граждан (договора приватизации) от 25.07.2000 года передана в собственность проживавшим на тот момент в жилом помещении гражданам: Забаровой Л.Л., Лопатиной Н.Г., Забаровой Е.Ю. При этом согласно договору в собственность гражданам передана комната общей площадью 22,06 кв.м., жилой площадью 16,6 кв.м.

Таким образом, в документах, на основании которых комнаты первоначально предоставлялись Лопатину Л.В. и Зиновьеву А.А., и в документах, на основании которых стороны являются собственниками жилых помещений в настоящее время, имеются расхождения в части указания их площадей. Каких-либо письменных доказательств, на основании которых было бы возможно установить причины этих расхождений, а также способы их устранения, в ходе судебного разбирательства не добыто.

В то же время суд приходит к выводу, что комната, предоставленная в 1971 году Лопатину Л.Г., площадью 15,03 кв.м., в настоящее время должна находиться во владении и пользовании Потаповой Л.Ю.: эта комната наиболее соответствует площади комнаты, обозначенной в техническом паспорте на квартиру под номером 5, и имеющей площадь 14,8 кв.м.

Комнаты, предоставленные в 1976 году Зиновьеву А.А., общей площадью 29,58 кв.м., наиболее соответствуют площадям комнат, обозначенным в техническом паспорте на квартиру под номерами 7 и 8, и имеющими площадь 16,6 кв.м. и 12,7 кв.м. соответственно.

Более того, как следует из пояснений Зиновьевых, и другими участвующими в деле лицами не оспаривается, что Зиновьевы с момента вселения и по настоящее время фактически пользуются именно комнатами площадью 16,6 и 12,7 кв.м.

Следовательно, в договоре на передачу жилого помещения в собственность граждан от 16.05.1996 года, заключенном с Зиновьевыми, площадь передаваемого в собственность жилого помещения вместо 27,5 кв.м. надлежало указать 29,3 кв.м. (16,6 + 12,7). В договоре на передачу жилого помещения в собственность граждан от 25.07.2000 года, заключенном с Забаровой Л.Л., Лопатиной Н.Г. и Забаровой Е.Ю., площадь передаваемого в собственность жилого помещения вместо 16,6 кв.м. надлежало указать 14,8 кв.м.

В силу пункта 2 статьи 1 ГК РФ граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Согласно пункту 2 статьи 218 ГК РФ право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

Таким образом, учитывая, что Зиновьевым изначально были предоставлены и впоследствии были переданы в собственность комнаты площадью 16,6 и 12,7 кв.м., а Лопатину Л.В. изначально предоставлялась, и впоследствии продавцы комнаты Забарова Л.Л., Лопатина Н.Г., Забарова Е.Ю. пользовались комнатой площадью 14,8 кв.м., последние могли распорядиться принадлежащим им жилым помещением лишь площадью 14,8 кв.м.

Поэтому Потаповой Л.Ю. могло быть приобретено жилое помещение лишь площадью 14,8 кв.м.; указание в договоре от 26.12.2009 года на жилую площадь в 16,6 кв.м. также является ошибочным.

По этим основаниям уточненные исковые требования обеих сторон подлежат удовлетворению.

По общему правилу, установленному пунктом 1 статьи 245 ГК РФ, если доли участников долевой собственности не могут быть определены на основании закона и не установлены соглашением всех ее участников, доли считаются равными. Как видно из свидетельств о регистрации права собственности Зиновьевых на комнаты, Зиновьеву А.А. принадлежит 5/9, а Зиновьевой Л.П. – 4/9 доли в праве собственности на комнаты. В связи с этим доли на комнаты 16,6 и 12,7 кв.м. определяются в соответствии с ранее установленными долями.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

Иск Потаповой Л.Ю. удовлетворить.

Признать за Потаповой Л.Ю. право собственности на комнату, обозначенное в техническом паспорте на жилое помещение под номером 5, площадью 14,8 кв.м., по адресу: <адрес изъят>.

Прекратить за Потаповой Л.Ю. право собственности на комнату, обозначенное в техническом паспорте на жилое помещение под номером 7, площадью 16,6 кв.м., по адресу: <адрес изъят>.

Иск Зиновьевой Л.П. и Зиновьева А.А. удовлетворить.

Признать за Зиновьевой Л.П. и Зиновьевым А.А. право собственности на 4/9 и 5/9 долей соответственно в праве собственности на комнаты, обозначенные в техническом паспорте на жилое помещение под номерами 7 и 8, площадью 16,6 кв.м. и 12.7 кв.м. соответственно, по адресу: <адрес изъят>.

Прекратить за Зиновьевой Л.П. и Зиновьевым А.А. право собственности на комнату, обозначенное в техническом паспорте на жилое помещение под номером 5, площадью 14,8 кв.м., по адресу: <адрес изъят>.

Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение 10 дней через Советский районный суд г. Казани.

Судья Р.Р. Минзарипов

Мотивированное решение составлено 29.11.2010 года, судья