<данные изъяты> дело №2-9202/10г.
РЕШЕНИЕИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
30 ноября 2010 года город Казань
Советский районный суд города Казани Республики Татарстан в составе:
председательствующего судьи Шайдуллиной А.А.,
при секретаре судебного заседания Мингазовой А.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Советского районного суда города Казани гражданское дело по иску Хусаинова Ш.Ф. к Валеевой А.Р., Валеевой Р.Ф. о восстановлении срока принятия наследства, и по встречному иску Валеевой Р.Ф. к Валеевой А.Р., Хусаинову Ш.Ф. об отстранении от наследования недостойных наследников,
УСТАНОВИЛ:
<дата изъята> умер Хусаинов Ф.И. – отец Хусаинова Ш.Ф. и Валеевой Р.Ф., родной дедушка Валеевой А.Р.
Хусаинов Ш.Ф. обратился в суд с иском Валеевой А.Р., которая является наследницей к имуществу Хусаинова Ф.И. по завещанию, а также к своей сестре - Валеевой Р.Ф., наследнице к обязательной доле о восстановлении срока принятия наследства, ссылаясь на то, что после смерти его отца Хусаинова Ф.И. открылось наследство в виде ? доли квартиры, расположенной по адресу: <адрес изъят>
О том, что истец имеет право на обязательную долю в этом наследственном имуществе, ему стало известно из письма, поступившего из нотариальной конторы. Это письмо было получено 17 сентября 2010 года, когда истец находился в больнице.
В связи с чем, Хусаинов Ш.Ф. просит восстановить срок принятия наследства, открывшегося после смерти отца - Хусаинова Ф.И., умершего <дата изъята>.
Хусаинов Ш.Ф. в судебном заседании исковые требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.
Валеева Р.Ф. иск не признала.
Ею заявлены встречные исковые требования к дочери Валеевой А.Р. и брату Хусаинову Ш.Ф. об их отстранении от наследования, по тому основанию, что ответчики являются недостойными наследниками.
После смерти отца Хусаинова Ф.И., умершего <дата изъята>, она является наследником первой очереди, и имеет право на обязательную долю в наследстве, Валеева А.Р. и Хусаинов Ш.Ф. являются наследниками первой очереди по закону, и не имеют право на обязательную долю в наследстве.
В связи с тем, что состояние здоровья отца ухудшилось, Валеева Р.Ф. постоянно навещала его, осуществляла за ним уход, покупала ему необходимые лекарства. Хусаинов Ш.Ф. и Валеева А.Р. полностью устранились от исполнения обязанностей по осуществлению ухода за больным отцом. <дата изъята> Валеева Р.Ф. забрала отца к себе, так как он уже не мог обходиться без посторонней помощи. <дата изъята> отец умер, все расходы на погребение она взяла на себя, ей также пришлось взять деньги в долг.
Имеется завещание от <дата изъята>, которым Хусаинов Ф.И. завещал все долю в праве общей собственности, находящейся по адресу: <адрес изъят> дочери Валеевой Р.Ф. – Валеевой А.Р. В тоже время, завещание не является основанием для прощения недостойного наследника вследствие злостного уклонения от выполнения лежавших на ней в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя.
В связи с чем, Валеева Р.Ф. просит отстранить от наследования недостойных наследников Валееву А.Р. и Хусаинова Ш.Ф.
Хусаинов Ш.Ф. встречные исковые требования не признал, при этом пояснил, что является инвалидом третьей группы, по состоянию здоровья, не мог часто посещать отца, приходил к нему по мере возможности.
Валеева А.Р. в судебном заседании заявленные к ней исковые и встречные исковые требования не признала, пояснив, что навещала дедушку по мере возможности, уход за ним осуществляла ее мама Валеева Р.Ф.
Выслушав объяснения и доводы лиц, участвующих в деле, показания свидетеля <данные изъяты> исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 1117 Гражданского кодекса Российской Федерации – «не наследуют ни по закону, ни по завещанию граждане, которые своими умышленными противоправными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовали либо пытались способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию либо способствовали или пытались способствовать увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке. Однако граждане, которым наследодатель после утраты ими права наследования завещал имущество, вправе наследовать это имущество.
Не наследуют по закону родители после детей, в отношении которых родители были в судебном порядке лишены родительских прав и не восстановлены в этих правах ко дню открытия наследства.
По требованию заинтересованного лица суд отстраняет от наследования по закону граждан, злостно уклонявшихся от выполнения лежавших на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя».
Положения статьи 1117 Гражданского кодекса Российской Федерации требуют, чтобы злостное уклонение от исполнения обязанностей по содержанию наследодателя должно быть подтверждено приговором суда либо материалами гражданского дела о взыскании алиментов или другими доказательствами, подтверждающими злостный характер уклонения от исполнения обязанностей по содержанию наследодателя.
По делу установлено, что <дата изъята> умер Хусаинов Ф.И. - отец Хусаинова Ш.Ф. и Валеевой Р.Ф., родной дедушка Валеевой А.Р..
Завещанием от <дата изъята> Хусаинов Ф.И. из принадлежащего ему имущества всю долю в праве общей собственности на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес изъят>, завещал внучке Валеевой А.Р..
Нетрудоспособные дети Хусаинова Ф.И. - Хусаинов Ш.Ф. и Валеева Р.Ф. являются наследниками на обязательную долю в соответствие с частью 1 статьи 1149 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Суду не представлены доказательства, подтверждающие нуждаемость Хусаинова Ф.И. в помощи, в материальном обеспечении большем, чем он имел. А также доказательства того, что Хусаинов Ф.И. и Валеева А.Р. злостно уклонялись от исполнения обязанностей по содержанию наследодателя, не заботились о нем, хотя он в этом нуждался. Как следует из пояснений лиц, участвующих в деле он имел личные сбережения, получал пенсию.
Свидетель <данные изъяты> – мать Валеевой Р.Ф. и Хусаинова Ш.Ф., суду показала, что она проживает с дочерью. Если сына попросить, он тоже помогал, но не особо, так как он болеет, у него проблемы с ногой, плохо ходит, лежал в больнице несколько раз. Дочь Валеева Р.Ф. ухаживала за ней и за ее супругом Хусаиновым Ф.И.
Валеева Р.Ф. не ссылается на наличие судебного решения в отношении Валеевой А.Р. и Хусаинова Ш.Ф., на наличие приговора по данному вопросу.
Оценив совокупность представленных сторонами доказательств суд не находит доказанным факт злостного неисполнения Валеевой А.Р. и Хусаиновым Ш.Ф. обязанностей по содержанию и заботе о покойном Хусаинове Ф.И..
При таких обстоятельствах, требования о признании Валеевой А.Р. и Хусаинова Ш.Ф. недостойными наследниками, удовлетворению не подлежат.
Одновременно иск Хусаинова Ш.Ф. является обоснованным и подлежит удовлетворению.
Согласно статье 1155 Гражданского кодекса Российской Федерации по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
В соответствии с частью 1 статьи 1149 Гражданского кодекса Российской Федерации – «несовершеннолетние или нетрудоспособные дети наследодателя, его нетрудоспособные супруг и родители, а также нетрудоспособные иждивенцы наследодателя, подлежащие призванию к наследованию на основании пунктов 1 и 2 статьи 1148 настоящего Кодекса, наследуют независимо от содержания завещания не менее половины доли, которая причиталась бы каждому из них при наследовании по закону (обязательная доля)».
Наследниками, принявшими наследство, после смерти Хусаинова Ф.И., являются Валеева Р.Ф., которая <дата изъята> обратилась к нотариусу с заявлениями о принятии наследство и Валеева А.Р., которая с таким заявлением обратилась <дата изъята>.
<данные изъяты> в браке с наследодателем не состояла, наследницей к его имуществу не является. <дата изъята> она нотариусу сообщила, что по праву общей совместной собственности с Хусаиновым Ф.И., умершим <дата изъята>, имеет имущество, состоящее из квартиры, находящейся по адресу: <адрес изъят> При жизни Хусаинова Ф.И. ими не заключалось соглашение об определении долей. В связи со смертью Хусаинова Ф.И., <данные изъяты> дала согласие на равное по ? доли каждому определение долей.
Судом установлено, что Хусаинов Ш.Ф. является инвалидом третьей группы, страдает комплексом серьезных заболеваний сердца, в том числе ишемической болезнью после перенесенного в 2006 году инфаркта. Как усматривается из выписки из истории болезни, выданной Межрегиональным клинико-диагностическим центром, Хусаинов Ш.Ф. по поводу заболеваний сердца находился на стационарном лечении с <дата изъята>, в <дата изъята> года проходил стационарное лечение по поводу заболеваний сердца в <данные изъяты>.
Кроме того, Хусаинов Ш.Ф. передвигается с трудом, поскольку страдает атеросклерозом артерий нижних конечностей, остеоартрозом левого коленного сустава. О том, что по состоянию здоровья Хусаинову Ш.Ф. трудно ходить поясняла в судебном заседании также его мать - <данные изъяты>. Рассмотрение настоящего дела было окончено в отсутствие Хусаинова Ш.Ф. ввиду того, что он стал жаловаться на боли в области сердца.
Также установлено, что Хусаинов Ш.Ф. с заявлением о принятии наследства к нотариусу не обращался по той причине, что ему было известно о завещании отца в пользу племянницы и не было известно о его праве на обязательную долю. Консультация нотариуса о праве Хусаинова Ш.Ф. на обязательную долю в наследстве, открывшемся после смерти его отца, и об установленном законом сроке для принятия наследства была получена в период его нахождения на стационарном лечении.
Совокупность вышеприведенных обстоятельств дают суду основание признать причину пропуска Хусаиновым Ш.Ф. установленного срока принятии наследства, уважительной, что дает основание для его восстановления и признания Хусаинова Ш.Ф. принявшим наследство.
Хусаинов Ш.Ф. имеет право на половину доли, которая бы ему причиталась при наследовании по закону.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Хусаинова Ш.Ф. к Валеевой А.Р., Валеевой Р.Ф. о восстановлении срока принятия наследства – удовлетворить.
Восстановить Хусаинову Ш.Ф. срок для принятия наследства после смерти Хусаинова Ф.И., умершего <дата изъята>, признать за ним право на обязательную долю в наследстве после смерти отца - Хусаинова Ф.И., умершего19 января 2010 года.
В удовлетворении встречных исковых требований Валеевой Р.Ф. к Валеевой А.Р., Хусаинову Ш.Ф. об отстранении от наследования недостойных наследников – отказать.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан в течение десяти дней со дня вынесения решения в окончательной форме через Советский районный суд города Казани.
Судья: Для исключений