Р Е Ш Е Н И Е ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 18 ноября 2010 года город Казань Советский районный суд города Казани в составе: председательствующего судьи Габидуллиной А.Г., при секретаре Фаизовой Р.Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Зиганнурова М.Р. к отделу Военного комиссариата РТ по Советскому району г. Казани, Военно- врачебной комиссии Военного комиссариата РТ и призывной комиссии РТ о признании неправомерными действий в отношении призывника, отмене решения призывной комиссии РТ, У С Т А Н О В И Л: Зиганнуров М.Р. (далее - заявитель) обратился в суд с иском к военному комиссариату Советского района г. Казани об обязании выдать военный билет, ссылаясь на то, что на основании решения Советского районного суда г. Казани от 01 февраля 2010 г. ему было выдано ответчиком решение призывной комиссии № 23 от 08.05.2009 г. об освобождении от призыва на военную службу и зачислении в запас. После чего истец неоднократно обращался к ответчику с просьбой выдать военный билет. Несмотря на то, что срок выдачи военного билета составляет 10 дней со дня принятия решения призывной комиссией, военный билет ему до настоящего времени не выдан. Без военного билета невозможно устроится на работу, получить полис обязательного медицинского страхования, органы районного военкомата вольны в своих действиях. Так, по заявлению военкомата истец был вызван 5 июля 2010 года в милицию, после опроса его отпустили, вручив повестку и сообщив, что ему нужно пройти медицинскую комиссию. Однако, органы военкомата не раз проверяли его по медицинской линии, на обращение истца в призывную комиссию района, он получил ответ из Администрации Советского района г. Казани о том, что по мнению врачей – специалистов направление на медицинское обследование в третий раз необоснованно. На основании изложенного истец просил обязать отдел Военного комиссариата Советского района г. Казани выдать ему военный билет. В предварительном судебном заседании к участию в деле в качестве третьих лиц привлечены призывная комиссия Республики Татарстан и Военно-врачебная комиссия Военного комиссариата РТ. Впоследствии, с учетом представленных ответчиком возражений о том, что военный билет не выдан истцу в связи с направлением на контрольное медицинское освидетельствование, истец изменил и увеличил исковые требования, просит суд признать неправомерными действия, препятствующие выдаче военного билета, а именно: - действия военно- врачебной комиссии ВК и РТ и отдела ВК РТ по Советскому району по направлению Зиганнурова М.Р. на контрольное медицинское освидетельствование (КМО); - действия врача- терапевта военно-врачебной комиссии в невыполнении записей в листе медицинского освидетельствования и в не изучении медицинского акта повторного обследования в Республиканской клинической больнице (РКБ); - действия отдела ВК РТ по Советскому району в не направлении в призывную комиссию РТ решения призывной комиссии Советского района г. Казани № 23 от 8 мая 2009 года; - отказ военно- врачебной комиссии в участии в медицинском освидетельствовании призывника в 2009 году согласно направления призывника на повторное обследование в РКБ МЗ РТ. Истец также просит обязать органы военкомата восстановить все утраченные медицинские документы в отношении призывника и подшить их в его личное дело, в том числе представленные в ходе данного судебного разбирательства, обязать призывную комиссию РТ подтвердить решение призывной комиссии Советского района г. Казани № 23 от 8 мая 2009 года. В связи с изменением и увеличением исковых требований истцом процессуальное положение третьих лиц изменено, Военно-врачебная комиссия и призывная комиссия РТ привлечены к участию в деле в качестве ответчиков. В судебном заседании представитель истца заявленные требования поддержал и уточнил, что по п.1 требований ему не было известно о принятии призывной комиссией РТ решения № 25 от 15.07.2010 г. о направлении истца на КМО, в связи с чем данный пункт требований он изменяет и просит отменить решение призывной комиссии РТ № 25 от 15 июля 2010 г. о направлении Зиганнурова М.Р. на контрольное медицинское освидетельствование, в остальной части требования поддержал, за исключением требований о признании отказа военно- врачебной комиссии в участии в медицинском освидетельствовании призывника в 2009 году, поскольку ответчик в судебном заседании подтвердил участие в медицинском освидетельствовании. В обоснование требований представитель истца пояснил, что призывная комиссия РТ, в которую входят врачи военно- врачебной комиссии ВК РТ, уже воспользовалась правом на перепроверку диагноза, поставленного призывнику при первичном медицинском обследовании. Решение призывной комиссии № 25 вынесено без учета акта РКБ МЗ РТ от 29 апреля 2009 года № 1372, которым подтвержден первичный диагноз. Возложение на призывника обязанности по прохождению дополнительных медицинских обследований не основано на законе. Кроме того, с апреля 2009 года по сентябрь 2010 года Зиганнуров М.Р. не уведомлялся органами военкомата о предстоящем КМО, т.е. сроки, установленные приказом Министерства обороны РФ № 400 на проведение КМО пропущены не по вине призывника. Представитель ответчика – начальник отделения подготовки, призыва и набора граждан на военную службу отдела ВК РТ по Советскому району г. Казани ФИО заявленные требования не признал, ссылаясь на то, что решение районной призывной комиссии не является окончательным, военный билет подлежит выдаче отделом военного комиссариата соответствующего района после утверждения решения районной призывной комиссии призывной комиссией субъекта РФ. В данном случае решение призывной комиссии Советского района не было утверждено, призывная комиссия субъекта приняла решение о направлении истца на контрольное медицинское освидетельствование, которое он до настоящего времени не прошел. Представитель военно- врачебной комиссии Военного комиссариата РТ иск не признал, пояснив, что решение призывной комиссии РТ от 15 июля 2009 года о вызове Зиганнурова М.Р. на контрольное медицинское освидетельствование было принято в строгом соответствии с п. 51 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан РФ, Зиганнуров М.Р. неоднократно получал информацию о необходимости прибытия призывника на КМО, однако до настоящего времени не явился. Решение призывной комиссии Советского района г. Казани № 23 от 8 мая 2009 года оформлено надлежащим образом в учетном деле призывника, таким образом, призывная комиссия РТ при рассмотрении личного дела призывника была проинформирована об этом решении. Врач- терапевт военно –врачебной комиссии, член призывной комиссии РТ ФИО1 в соответствии с требованиями нормативных документов изучила личное дело Зиганнурова М.Р., не согласилась с заключением врача – терапевта Советского района г. Казани и сделала об этом отметку в листе медицинского освидетельствования, ее решение о необходимости проведения Зиганнурову М.Р. контрольного медицинского освидетельствования является решением члена призывной комиссии РТ в соответствии с существующими нормативными документами по организации и проведению контрольного медицинского освидетельствования. С учетом неявки истца на КМО оснований для утверждения призывной комиссией РТ решения призывной комиссии Советского района г. Казани об освобождении призывника от призыва на военную службу по состоянию здоровья не имеется. Исследовав письменные материалы дела, заслушав объяснения представителей истца и ответчиков, суд приходит к следующему. В соответствии с частью 1 статьи 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Установлено, что 08 мая 2009 г. призывной комиссией Советского района г. Казани принято решение об освобождении Зиганнурова М.Р. от призыва на военную службу и зачислении в запас, что подтверждается протоколом заседаний призывной комиссии Советского района г. Казани № 23 от 08 мая 2009 года. В соответствии п. 12 Порядка формирования картотеки личных дел призывника – приложения к Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утв. Приказом Министерства обороны РФ № 400 от 02 октября 2007 года, по решению призывной комиссии с воинского учета граждан, не пребывающих в запасе, в установленном порядке снимаются граждане: освобожденные от призыва на военную службу; освобожденные от исполнения воинской обязанности. Зачисление в запас таких лиц производится военным комиссаром на основании выписки из протокола заседания призывной комиссии. Выдача им военного билета осуществляется в течение 10 рабочих дней со дня принятия решения призывной комиссией или получения выписки из протокола призывной комиссии субъекта Российской Федерации. Таким образом, доводы истца о том, что военный билет подлежит выдаче в течение 10 дней со дня принятия решения призывной комиссией района, являются несостоятельными, необходимо решение призывной комиссии субъекта. В тоже время, согласно п. 51 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утв. Приказом МО РФ № 400 от 02.10.2007 г., призывная комиссия субъекта Российской Федерации: организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу или получивших отсрочку от призыва на военную службу по состоянию здоровья. Призывная комиссия субъекта Российской Федерации, рассмотрев личные дела призывников, не позднее 15 июля (31 декабря): а) принимает решение: об утверждении или отмене решения нижестоящей призывной комиссии об освобождении призывника от исполнения воинской обязанности, от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва по состоянию здоровья. При этом одновременно с отменой решения принимает одно из решений, указанных в Федеральном законе от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе". При принятии решения о призыве граждан на военную службу призывная комиссия субъекта Российской Федерации определяет вид, род войск Вооруженных Сил, другие войска, воинские формирования и органы, в которых указанные граждане должны проходить военную службу; б) заносит в протокол заседания призывной комиссии субъекта Российской Федерации согласно приложению N 38 к настоящей Инструкции вновь принятое в отношении гражданина решение и в конце рабочего дня подписывает его. Выписки из протокола призывной комиссии субъекта Российской Федерации, оформленные в установленном порядке, помещаются в личные дела призывников. Личные дела призывников с оформленными в установленном порядке выписками из решений призывной комиссии субъекта Российской Федерации не позднее 5 рабочих дней со дня принятия этих решений через представителей военных комиссариатов или в ином порядке возвращаются в военные комиссариаты. Таким образом, решение призывной комиссии района подлежало рассмотрению призывной комиссией РТ в срок до 15 июля 2009 г. 15 июля 2009 г. призывной комиссией РТ вынесено решение о направлении Зиганнурова М.Р. на контрольное медицинское освидетельствование. Данное решение является неправомерным, поскольку противоречит требованиям законодательства. В соответствии с п. 3 ст. 29 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", призывная комиссия субъекта Российской Федерации имеет право отменять решения нижестоящих призывных комиссий. При этом одновременно с отменой решения нижестоящей призывной комиссии призывная комиссия субъекта Российской Федерации принимает одно из решений, указанных в пункте 1 статьи 28 настоящего Федерального закона. Согласно с п.1 ст. 28 вышеуказанного Федерального закона, при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на военную службу; о направлении на альтернативную гражданскую службу; о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу; об освобождении от призыва на военную службу; о зачислении в запас; об освобождении от исполнения воинской обязанности. При этом в силу пунктов 2,6,7 данной статьи, в случае уклонения граждан от призыва на военную службу призывная комиссия или военный комиссариат направляют соответствующие материалы руководителю следственного органа Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации по месту жительства указанных граждан для решения вопроса о привлечении их к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Председатель призывной комиссии объявляет решение гражданину, в отношении которого оно принято, и по требованию гражданина выдает ему копию решения. Решение призывной комиссии может быть обжаловано гражданином в установленный законодательством Российской Федерации срок со дня получения гражданином копии указанного решения в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации или в суд. Жалоба гражданина должна быть рассмотрена в пятидневный срок со дня ее поступления в призывную комиссию соответствующего субъекта Российской Федерации. В этом случае выполнение решения призывной комиссии приостанавливается до вынесения решения призывной комиссией соответствующего субъекта Российской Федерации или вступления в законную силу решения суда. В данном случае, в нарушение вышеприведенных норм законодательства призывная комиссия РТ не приняла в установленный срок одно из решений, предусмотренных законом, не организовала в установленные сроки (до 15 июля 2009 года) проведение контрольного медицинского освидетельствования. Принятие решения о направлении на контрольное медицинское освидетельствование в последний день, установленный законодательством, нарушает права призывника на своевременное принятие решения и выдачу ему военного билета. В материалах личного дела призывника на момент его представления в суд отсутствовало решение призывной комиссии РТ от 15 июля 2009 года № 25. Личное дело было представлено в суд отделом ВК РТ по Советскому району г. Казани, соответственно, оно было возвращено призывной комиссией РТ без принятия решения об отмене решения районной призывной комиссии. При данных обстоятельствах у ответчика не имелось оснований для отказа в выдаче истцу военного билета. Кроме того, из материалов личного дела призывника усматривается, что оснований для направления его на КМО у призывной комиссии РТ не имелось. Зиганнуров М.Р. прошел первичное медицинское обследование в МУЗ «Городская клиническая больница № 7» на основании направления отдела ВК РТ по Советскому району г. Казани. В ходе обследования ему выставлен диагноз «язвенная болезнь двенадцати-перстной кишки», отраженный в акте исследования состояния здоровья от 07 апреля 2009 года № 93. Далее истец был направлен на повторное медицинское освидетельствование в Республиканскую клиническую больницу МЗ РТ, которая является медицинским учреждением, проводящим обследование призывников на основании направления военно- врачебной комиссии. В соответствии с актом исследования состояния здоровья ГМУ «Республиканская клиническая больница» МЗ РТ от 29 апреля 2009 года № 1372 диагноз подтвержден. Записи врача – терапевта призывной комиссии РТ Канаевой в листе медицинского освидетельствования призывника от 29 мая 2009 года не содержат выводов о необоснованности диагноза, содержится лишь запись о необходимости визуализации рубца луковицы 12-ти перстной кишки, дата контрольного медицинского освидетельствования не установлена. В соответствии п.п. 22, 24, 25, 26 Приказа Министра обороны РФ N 240, Минздрава РФ N 168 от 23.05.2001 "Об организации медицинского обеспечения подготовки граждан Российской Федерации к военной службе", Обоснованность освобождения призывников или предоставления им отсрочек от призыва на военную службу по состоянию здоровья проверяется путем изучения врачами - членами призывной комиссии субъекта Российской Федерации (из числа врачей военно - врачебной комиссии военного комиссариата субъекта Российской Федерации) всех личных дел призывников и медицинских документов, подтверждающих установленный диагноз и вынесенное заключение. В случае несогласия врача - члена призывной комиссии субъекта Российской Федерации с заключением врача - специалиста, проводившего медицинское освидетельствование призывника, освобожденного от призыва, врач - член призывной комиссии субъекта Российской Федерации в листе медицинского освидетельствования (приложение N 6 к Инструкции) делает отметку о необоснованности диагноза, заключения и необходимости направления этого призывника на контрольное медицинское освидетельствование. Врачом - членом призывной комиссии субъекта Российской Федерации (председателем военно - врачебной комиссии военного комиссариата субъекта Российской Федерации), на которого возложено руководство работой по контрольному медицинскому освидетельствованию призывников, освобожденных от призыва, в списке (приложение N 2 к настоящей Инструкции) делается отметка о необоснованности диагноза, заключения и указывается дата прибытия указанных призывников на контрольное медицинское освидетельствование. После изучения обоснованности предоставления призывникам освобождения или отсрочек от призыва на военную службу по состоянию здоровья список (приложение N 2 к настоящей Инструкции) подписывается председателем или заместителем председателя призывной комиссии субъекта Российской Федерации, после чего подпись скрепляется гербовой печатью военного комиссариата субъекта Российской Федерации. Первый экземпляр списка вместе с личными делами призывников и медицинскими документами возвращается в военный комиссариат, второй хранится как приложение к книге протоколов заседаний призывной комиссии субъекта Российской Федерации. Контрольное медицинское освидетельствование призывников, освобожденных от призыва, проводится по плану работы призывной комиссии субъекта Российской Федерации. Военный комиссар обязан обеспечить явку указанных призывников на контрольное медицинское освидетельствование в срок, указанный в списке (приложение N 2 к настоящей Инструкции). В силу п.1 ст. 31 Федерального закона от 28.03.1998 N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе", Граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться в указанные в повестке военного комиссариата время и место на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до начала военной службы. Граждане, подлежащие призыву на военную службу, обязаны получать повестки военного комиссариата под расписку. В случае невозможности вручения повесток гражданам, подлежащим призыву на военную службу, указанными работниками, руководителями или должностными лицами обеспечение их прибытия на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата. В случае неявки без уважительных причин гражданина по повестке военного комиссариата на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, указанный гражданин считается уклоняющимся от военной службы и привлекается к ответственности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Ответчиками не представлено доказательств того, что в период с июля 2009 года по август 2010 года истец в установленном порядке извещался о необходимости прохождения КМО, времени и месте его проведения. Выписка из решения призывной комиссии Советского района г. Казани была выдана Зиганнурову М.Р. 23 апреля 2010 г. на основании решения Советского районного суда г. Казани от 01 февраля 2010 года. После получения данной выписки Зиганнуров М.Р. неоднократно обращался в призывную комиссию района с просьбой о выдаче военного билета. Письмом заместителя Главы администрации Советского района ИКМО г. Казани от 21 июля 2009 года истцу было сообщено, что по результатам служебного совещания с врачами-терапевтами призывной комиссии Советского района и заведующими терапевтических отделений ЛПУ района направление на обследование в третий раз является необоснованным. И только письмом заместителя Главы администрации Советского района г. Казани от 26 августа 2010 года истец был извещен о принятии в отношении него решения о проведении контрольного медицинского освидетельствования. Из материалов личного дела призывника следует, что Зиганнуров М.Р. в ходе мероприятий по призыву выполнил все данные ему рекомендации, представил все необходимые документы для принятия решения о годности к военной службе. Согласно направлению в РКБ МЗ РТ по форме № 16, данное направление было выдано Зиганнурову М.Р. 13 апреля 2009 года военным комиссариатом Советского района г. Казани, одновременно Зиганнуров М.Р. был извещен о явке в военный комиссариат 17 апреля 2009 года. 17 апреля 2009 года направление утверждено печатью военно-врачебной комиссии ВК РТ. Одновременно Зиганнуров М.Р. извещен о явке в военный комиссариат 24 апреля 2009 года с результатами медицинского освидетельствования. Акт медицинского освидетельствования подписан ГУЗ «РКБ» МЗ РТ 29 апреля 2009 года и представлен истцом в отдел военного комиссариата РТ по Советскому району 04 мая 2009 года, о чем имеется отметка в акте. В связи с этим явка в военный комиссариат для принятия решения перенесена на 8 мая 2009 года. Данные обстоятельства подтверждаются направлением, расписками об извещении призывника, имеющимися в материалах личного дела. Каких – либо данных об извещении Зиганнурова М.Р. о времени и месте контрольного медицинского освидетельствования после 29 мая 2009 г. материалы личного дела не содержат. В ходе судебного заседания ответчиком представлен лист розыска к личному делу призывника, согласно которого в период с 29 мая 2009 года по 24 апреля 2010 года ответчиком неоднократно предпринимались попытки известить истца почтой и по телефону о необходимости явки на КМО, однако, по повесткам он не являлся, на телефон не отвечал. Также истцом представлены соответствующие рапорта и объяснения должностных лиц Военного комиссариата о невозможности известить призывника. Данные документы не могут быть приняты судом в качестве доказательства уклонения истца от прохождении КМО, поскольку «лист розыска к личному делу призывника» в личном деле отсутствовал, в представленных документах не содержатся сведений об извещении Зиганнурова М.Р. При данных обстоятельствах доводы ответчиков о том, что истец уклоняется от прохождения контрольного медицинского освидетельствования, суд находит необоснованными. Каких-либо мер административного воздействия в связи с уклонением истца от мероприятий по призыву ответчиками не принималось. Из объяснений представителя военно- врачебной комиссии в отзыве от 27.10.2010 г. следует, что военно- врачебная комиссия подтвердила обоснованность направления призывника на обследование в РКБ. Поскольку призывная комиссия РТ законодательством не наделена полномочиями по утверждению обоснованности направления призывника на медицинское освидетельствование районной призывной комиссией, суд приходит к выводу, что призывная комиссия субъекта воспользовалась правом направления на контрольное медицинское освидетельствование. По состоянию на 15 июля 2009 года истец на КМО не вызывался, при этом непроведение в установленные сроки КМО не связано с действиями призывника, в связи с чем оснований для отмены решения № 23 от 08 мая 2009 г. у призывной комиссии РТ не имелось. При данных обстоятельствах непринятие призывной комиссией РТ в установленный срок решения в соответствии с вышеприведенными нормами закона и невыдача отделом ВК РТ по Советскому району г. Казани военного билета Зиганнурову М.Р. являются неправомерными. В соответствии с п.3 ст. 196 ГПК РФ, суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом. Поскольку требования истца об оспаривании действий органов военного комиссариата и военно- врачебной комиссии направлены на восстановление нарушенного права истца на получение военного билета и были изменены в связи с установлением обстоятельств и принятием ответчиком решений, препятствующих выдаче военного билета, суд считает возможным выйти за пределы заявленных требований и принять решение о восстановлении нарушенного права истца путем обязания отдела ВК РТ по Советскому району г. Казани выдать ему военный билет. В остальной части суд считает требования истца не подлежащими удовлетворению, поскольку при рассмотрении дела установлено, что действия врача- терапевта призывной комиссии РТ ФИО1 по направлению Зиганнурова М.Р. на контрольное медицинское освидетельствование основаны на изучении личного дела призывника, в том числе акта исследования состояния здоровья от 29.04.2009 г. № 1372, соответствующие записи занесены в лист медицинского освидетельствования. Решение призывной комиссии Советского района г. Казани № 23 от 08 мая 2009 года об освобождении Зиганнурова М.Р. от призыва на военную службу и зачислении его в запас оформлено надлежащим образом в учетной карте призывника (раздел 4), и соответственно было представлено в призывную комиссию РТ. Истцом не представлено доказательств утраты медицинских документов призывника, имевшихся ранее в личном деле. Опись документов, содержащихся в личном деле, отсутствует, дело не прошито и не пронумеровано, истцом не представлено доказательств представления ответчику каких-либо документов, отсутствующих в настоящее время в личном деле. На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд Р Е Ш И Л: Иск Зиганнурова М.Р. удовлетворить частично. Решение призывной комиссии РТ от 15 июля 2009 г. № 25 в части направления Зиганнурова М.Р. на контрольное медицинское освидетельствование и решение Военно- врачебной комиссии Военного комиссариата РТ о необходимости проведения контрольного медицинского освидетельствования Зиганнурова М.Р. признать неправомерными и отменить. Обязать отдел Военного комиссариата РТ по Советскому району г. Казани выдать Зиганнурову М.Р. военный билет. Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Татарстан через Советский районный суд города Казани в течение 10 дней со дня принятия решения в окончательной форме. Судья: А.Г. Габидуллина Мотивированное решение изготовлено 25 ноября 2010 г. Судья А.Г. Габидуллина
Дело № 2-7967/10