Подлинник Дело №2-11149/2010
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
20 декабря 2010 года город Казань
Советский районный суд г. Казани в составе:
председательствующего судьи Р.Р. Минзарипова,
при секретаре судебного заседания С.М. Гатиятуллиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Набиуллиной Д.Ф. к Управлению Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Казани о включении периода нахождения на курсах повышения квалификации в специальный трудовой стаж,
УСТАНОВИЛ:
Набиуллина Д.Ф. обратилась в суд с иском, указав, что в связи с достижением необходимого 25-летнего педагогического специального стажа она обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Казани с заявлением о назначении пенсии. Однако Управление в назначении пенсии отказало, мотивировав свое решение отсутствием необходимого специального стажа. При этом ответчик необоснованно не включил в стаж, необходимый для назначения пенсии, период нахождения истицы на курсах повышения квалификации с 11.01.2008 года по 07.03.2008 года. Истица полагает принятое решение незаконным, в связи с чем просит обязать ответчика включить в специальный стаж указанный период времени.
В судебном заседании истица исковые требования поддержала.
Представитель ответчика в судебном заседании иск не признал, пояснив, что во включении периода нахождения на курсах повышения квалификации истице было отказано правомерно в соответствии с требованиями пенсионного законодательства.
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения истицы, представителя ответчика, суд считает, что иск подлежит удовлетворению.
Согласно подпункту 10 пункта 1 статьи 28 Федерального закона от 17.12.2001 года №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» (далее также Закон) трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от возраста.
Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Казани, рассмотрев заявление истицы о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, своим решением в удовлетворении заявления отказала. Основанием для отказа в назначении досрочной трудовой пенсии послужило отсутствие необходимого для назначения досрочной трудовой пенсии по старости специального стажа.
В связи с принятием решения об отказе в назначении пенсии истица обратилась в Советский районный суд г. Казани. Решением Советского районного суда г. Казани исковые требования Набиуллиной Д.Ф. удовлетворены частично. период работы с 28.08.1987 по 29.02.1988 года в должности старшей пионервожатой средней школы №124, так как наименование должностей и учреждений не предусмотрены Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением правительства РФ от 29.10.2002 года №781;
период с 06.10.1992 года по 01.09.1993 года нахождения в отпуске по уходу за ребенком в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 11.07.2002 года №516 «Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ»;
периоды с 27.07.1998 года по 15.08.1998 года и с 10.08.2000 года по 17.08.2000 года нахождения в отпуске без сохранения заработной платы;
период с 28.11.2005 года по 09.12.2005 года нахождения на курсах повышения квалификации.
Указанное решение нельзя признать законным в полном объеме.
Невключение в специальный стаж периода работы с 28.08.1987 по 29.02.1988 года в должности старшей пионервожатой средней школы №124 ответчик обосновал тем, что указанная должность не предусмотрена Списком должностей и учреждений, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года №781.
Однако оценку пенсионных прав истицы необходимо проводить по нормативным актам, регулирующим спорные правоотношения на момент работы в вышеуказанной должности.
В соответствии с пунктом 2 Положения о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства», в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается, в том числе, работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых.
Из материалов дела следует, что период работы истицы с 28.08.1987 по 29.02.1988 года в должности старшей пионервожатой средней школы <номер изъят> относится к периодам деятельности до 01.01.2002 года, то есть до установления нового правового регулирования назначения досрочных трудовых пенсий педагогическим работникам.
В силу позиции, изложенной Конституционным Судом РФ в Постановлении от 29.01.2004 года №2-П, в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства РФ, действовавшего на момент приобретения права, сохраняются за указанной категорией лиц.
В указанные периоды работы истицы действовали утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 года №1397 Положение о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения и Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, которые предусматривали включение в стаж, предоставляющий право на назначение льготной пенсии по старости, периода работы в должности старшей пионервожатой в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах.
Кроме того, необоснованно не включен в специальный стаж период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком с <дата изъята> по <дата изъята>
Законом СССР от <дата изъята> <номер изъят>-I «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства» были внесены изменения в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде; статья 71 Основ была изложена в новой редакции и предусматривала предоставление женщине частично оплачиваемого отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет и дополнительного отпуска без сохранения заработной платы по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет.
До введения в действие Закона РФ от <дата изъята> <номер изъят>-I «О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде РСФСР» статья 167 КЗоТ РСФСР предусматривала включение указанного периода в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости.
С принятием названного Закона РФ, вступившего в силу <дата изъята>, период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком перестал включаться в стаж работы по специальности в случае назначения пенсии на льготных условиях (статья 167 КЗоТ РФ).
Исходя из смысла приведенных законодательных актов, а также редакции статьи 167 КЗоТ РСФСР (в редакции Закона РСФСР от <дата изъята>), период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет подлежал зачету в общий и непрерывный стаж, а также в специальный стаж работы по специальности.
Учитывая, что часть 2 статьи 6, часть 4 статьи 15, часть 1 статьи 17, статьи 18, 19 и часть 1 статьи 55 Конституции РФ по своему смыслу предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения, необходимые для того, чтобы участники соответствующих правоотношений могли в разумных пределах предвидеть последствия своего поведения и быть уверенными в том, что приобретенное ими на основе действующего законодательства право будет уважаться властями и будет реализовано, период нахождения истицы в отпуске по уходу за ребенком до достижения ребенком полуторагодовалого возраста и до достижения трех лет во время действия приведенных выше Законов также подлежит включению в стаж, дающий право на досрочную пенсию независимо от времени ее обращения за назначением пенсии и времени возникновения у нее права на досрочное назначение пенсии по старости.
При этом не имеет значения то обстоятельство, что истица часть отпуска, а именно в период с 06.10.1992 года по 01.09.1993 года, находилась в отпуске, когда вступила в силу новая редакция статьи 167 КЗоТ РСФСР; юридическое значение имеет лишь то обстоятельство, что отпуск предоставлен истице до 06.10.1992 году. Таким образом, отпуск, предоставленный истице до 01.09.1993 года на основании приказа работодателя, подлежит включению в специальный стаж в полном объеме.
Период нахождения на курсах повышения квалификации 28.11.2005 года по 09.12.2005 года подлежит включению в специальный стаж, так как повышение квалификации имело место по направлению работодателя, за время нахождения на курсах за истицу уплачивались страховые взносы и за ней сохранялась заработная плата.
В то же время не имеется оснований для включения в специальный стаж периодов нахождения в отпуске без сохранения заработной платы с 27.07.1998 года по 15.08.1998 года и с 10.08.2000 года по 17.08.2000 года, так как, напротив, в эти периоды времени за истицу за истицу страховые взносы не уплачивались, за ней сохранялась заработная не сохранялась.
Таким образом, истица фактически проработала на должностях, связанных с педагогической деятельностью, более 25 лет; приобрела право на назначение и получение досрочной трудовой пенсии по старости.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 194, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Иск удовлетворить.
Обязать Управление Пенсионного фонда РФ в Советском районе г. Казани включить в специальный стаж, необходимый для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, период нахождения Набиуллиной Д.Ф. на курсах повышения квалификации с 11.01.2008 по 07.03.2008 года в календарном исчислении.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд РТ в течение 10 дней через Советский районный суд г. Казани.
Судья Р.Р. Минзарипов
Мотивированное решение составлено 10.09.2009 года, судья